Философская система Г.Гегеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская система Г.Гегеля.



Творчество Гегеля является вершина немецкого классического идеализма. Первым и основным произведением гегелевской философии является "Феноменология духа", его первый фундаментальный труд. Следующим философским трудом Гегеля стала "Наука логики", где представлена основная гносеологическая проблематика. Завершенная система философского знания Ф.Гегеля содержится в фундаментальном труде "Энциклопедия философских наук", где центральное место занимает произведение "Наука логики".

Основные философские идеи "Энциклопедии философских наук". Вначале Гегель резко критикует идею Шеллинга о том, что единственным способом достижения глубины философского знания является интеллектуальная интуиция. Для Гегеля, такое убеждение, безусловно, приводило к иррационализации процесса познания и агностицизму. Действительно, если постичь истину можно только интуицией, а она доступна только избранным как метод познания, то гносеология сводится к агностицизму. Гегель противопоставил такому способу познания мышление посредством понятий. Гегель считал, что истина познается за счет рассудочно-понятийного аппарата, и соответственно единственной формой отображения философских истин является рассудочно-понятийная форма. В этой форме истина обретает свое существование.

Философия "Науки логики". Гегель считал, что предметом философии должна быть чистая мысль или свободный акт. Онтологической характеристикой философии Гегеля является идеализм. Основу бытия Гегель видит в мышлении, преодолевшем противоречие субъективного и объективного. Такое абсолютное объективное мышление Гегель назвал абсолютной идеей (абсолютный разум). Абсолютная идея - это эволюционирующая в своих принципах и законах, которые она сама себе дает и сама для себя определяет, тотальность. Эта абсолютная идея фактически становится главным предметом исследования философии Ф.Гегеля.

Гегель делит философское теоретическое знание на три части в "Энциклопедии философских наук", которые в совокупности составляют природу Гегелевской философии:

Логика - наука об абсолютной идее в себе и для себя.

Философия природы - наука об абсолютной идее в её инобытии.

Философия духа - наука об абсолютной идее, преодолевшей своё инобытие и возвращающейся в самоё себя.

Онтологической характеристикой философии Гегеля является абсолютный идеализм, с методологической точки зрения - это спекулятивная философия. Это объясняется тем, что в методологической концепции Гегель определил три ступени "логического":

рассудочная ступень логического, или по другому она называется метафизической, где рассудок абсолютно разделяет и абсолютно противопоставляет противоположности друг другу;

отрицательно-разумная ступень или, по-другому, диалектическая ступень, где разум уже преодолевает это абсолютное разделение рассудком противоположности и показывает переход противоположностей друг в друга.

положительно-разумная ступень или спекулятивная, на которой разум объединяет противоположности, рассматривает их в единстве.

Философская система Гегеля - это система объективного идеализма, которую еще называют: это системой абсолютного идеализма и системой диалектического идеализма.

Философские идеи в "Науке логики". Логика Гегеля состоит из следующих разделов: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Важно заметить, что Гегель онтологизирует логику. По мнению Гегеля, форма мышления (форма логики, законы логики)- есть сущность законов и форм бытия. Эта точка зрения называется в философии название панлогизм.

Гегель рассматривает развитие логической идеи. Это развитие осуществляется в сфере понятий диалектически. Диалектика предполагает наличие триад. Однако основной триадой в труде "Науке логики" Гегеля является триада понятий качество, количество и мера.

Качество по Гегелю - это тождественная самим бытием непосредственная определенность.

Количество по Гегелю - это "чистое бытие", в котором определенность положена не как тождественная самим бытием, а как снятая.

Мера, - это качественно определенное количество. По смыслу мера в интерпретации Гегеля выступает как единство качества и количества.

Гегель постулирует следующий основной диалектический принцип- принцип перехода количества в качество и наоборот, качества в количество. Такой переход возможен при нарушении меры и происходит посредствам скачка. Так, Гегель критикует утверждения Лейбница о том, что природа не делает скачков. Гегель считал, что все принципиальные качественные преобразования происходят скачкообразно. Философская система Гегеля в отдельных моментах принимает идеалистически мистифицированную форму.

Следующий диалектический принцип постулируемый Гегелем - закон отрицания отрицания. Схематически это имеет отношение к диалектической триаде тезис-антитезис-синтез. Тезис - это первоначальное утверждение, антитезис - это отрицание тезиса. Синтез - это второе отрицание, в процессе которого происходит возврат к тезису, но в снятой (преобразованной форме). Такое диалектическое движение (развитие), характеризующееся законом отрицания отрицания носит характер спирали. Витки спирали противостоят друг другу, т.е. на каждой ступени есть отрицание предыдущей.

Таким образом, Гегель выдвинул следующие диалектические принципы:

движение от абстрактного к конкретному,

закон единства и борьбы противоположностей

закон перехода количества в качество и наоборот,

закон отрицания отрицания.

Следующий момент в диалектической концепции Гегеля о развитии логической идеи - это известная формулировка Гегеля о том, что "все действительное разумно, а все разумное действительно". Для объяснения этого тезиса Гегель задействует понятие действительность, которую понимает как единство сущности и существования. При этом действительность, по мнению Гегеля, - это то, что существует по необходимости из-за наличия необходимых условий или исторических обстоятельств. Потом возникают другие условия и действительность сменяется другой действительностью. Таким образом, философ постулировал, что развитая действительность есть необходимость. Такого рода действительность, понимаемая как необходимость, - является разумной. Следовательно, действительность трактуется как форма или воплощение разума (той самой абсолютной идеи). И наоборот, то что исходит из нашего разума (определенные идеалы), может воплотиться в жизнь и стать действительностью.

Философия природы также исходит из понятия абсолютной идеи - центральной категории философии Гегеля. Абсолютная идея, осуществив полную реализацию и развитие в сфере чистого разума, а именно - логики, производит дальнейшее самоотрицание. Таким образом, происходит само-отчуждение идеи в природу и пребывания ее в состоянии инобытия. Природа, по мнению Гегелю - это абсолютная идея в ее инобытии.

Философия природы Гегеля состоит из трех частей - механики, физики, органики. Здесь Гегель анализирует категории как пространство и время. Механические природные образования Гегель определяет как количественно определеннаю материю. Физику и органика, он рассматривает как качественно определенную материю, где возникает понятие индивидуальности.

Философию духа Гегеля. Здесь абсолютная идея, возвращается к себе самой из инобытия. Эта часть посвящена социально-этической проблематике. Здесь также выделяется три части:

Субъективный дух. Предмет исследования психика и сознание человека. Эта часть состоит из трех частей антропология, феноменология, психология. Антропология рассматривает душу. Гегель выделяет три души у человека природную, чувственную и действительную души. Феноменология исследует развитие сознания. Гегель выделяет опять же три ступени сознания - чувственно-созерцательная, рациональная и рассудочную ступень. Психология исследует понятие духа. Гегель выделяет теоретический, практический и свободный дух. Свободный дух - это синтез первого и второго духа.

Объективный дух. Предмет исследования моральные и правовые отношения. За счет свершения практической деятельности становится возможен переход от субъективного духа к объективному. Объективный дух - это сфера права, которое проистекает из наличия свободы воли человека. Свободная воля по Гегелю, проходит три ступени развития- абстрактная воля, наличная воля как моральное отношение, субстанциальная воля как нравственность, воплощенная в семье, гражданском обществе и государстве. Семья - основной элемент гражданского общества. Гражданское общество характеризуется

системой потребностей

правосудием, задачей которого является защита свободы и собственности частного лица

полицией и корпорацией.

Далее Гегель рассматривает понятие государства. Существование государства - это шествие абсолютной идеи в мире земли, или шествие Бога. Идеальной формой государственного устройства Гегель считает конституционную монархию, в которой выражается принцип гражданского общества и патриархальности.

Гегель полагает, что эволюционирование форм государства должно прийти к образованию идеальной формы государственного устройства -т.е. конституционной монархии, в которой власть делилась триодично на - княжескую власть, правительственную власть и законодательную власть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.01 с.)