Классификация государственных займов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация государственных займов



 

Государственный кредит на практике реализуется в форме госу­дарственных займов.

Для обоснования классификации государственных займов необ­ходимо сформулировать расширенное понятие государственного долга. Государственный долг — это долговые обязательства государ­ства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъекта­ми международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международ­ных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обстоятельствам тре­тьих лиц, других обязательств, а также принятых на себя государ­ством обязательств третьих лиц.

Государственные займы, составляющие основную часть государ­ственного долга, могут быть классифицированы по ряду признаков.

По месту размещения, а также по валютному критерию займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. При разделении займов по месту размещения под внешними понимаются займы, при­водящие к возникновению обязательств государства перед нерези­дентами, а под внутренними — перед резидентами. По валютному критерию, используемому в Российской Федерации, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ внешний долг представляет собой обязатель­ства, возникающие в иностранной валюте, а внутренний долг — в ва­люте РФ.

По способу обращения займы могут быть подразделены на рыноч­ные и нерыночные. Рыночные займы оформляются в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В индустриальных странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государ­ства. Нерыночные государственные займы оформляются в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, заключается в привлечении в качестве кредитных ресур­сов мелких сбережений населения. С помощью таких ценных бумаг правительства индустриальных стран оказывают влияние на депозит­ную политику коммерческих банков по отношению к населению, по­скольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтер­нативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреж­дений.

По сроку заимствования средств займы могут быть подразделе­ны на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительно­стью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет)[63]. В трехуровневой финансовой системе России го­сударственные займы могут быть подразделены по уровню размеща­ющего заем государственного органа — уровню эмитента — на феде­ральные, региональные и местные.

По форме выплаты дохода государственные займы можно подраз­делить на следующие типы:

процентные займы. Доход по данному типу займа устанавлива­ется в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещается боль­шая часть государственного долга;

дисконтные займы. Доход по данному типу займа инвестор по­лучает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по оконча­нии срока, на которой средства были предоставлены заемщику;

выигрышные займы. Доход по данному типу займа выплачива­ется на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохо­да к определенному моменту;

индексационные займы. Доход по этому типу займа выплачива­ется посредством индексирования номинальной стоимости первона­чально приобретенных инвестором ценных бумаг.

Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления госу­дарства могут установить льготы по налогообложению доходов, по­лученных от государственных ценных бумаг.

По наличию обязанности заемщика соблюдать сроки погашения

займа эмитированные им обязательства можно подразделить на обя­зательства без права и с правом досрочного погашения. Выпуск обя­зательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стои­мости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выку­пить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается эко­номия средств, направляемых на обслуживание долга. Если обяза­тельства были выпущены без права их досрочного погашения, при сни­жении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств, несет в связи с этим обстоятель­ством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает допол­нительную выгоду.

По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: подлежащие оплате единовременно и частями. При усло­вии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное со­глашение может предусматривать следующие три варианта его по­гашения: равными долями на протяжении оговоренного срока; уве­личивающимися долями на протяжении оговоренного срока; уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.

По способу определения предлагаемого инвестору дохода эми­тент может предложить займы с постоянным фиксированным и пе­ременным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоян­ным фиксированным доходом обеспечивает инвестору гарантирован­ный доход, а эмитенту — заранее известную стоимость обслуживания долга. При необходимости размещения долгосрочных займов и низ­ких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансирова­нии дефицита бюджета посредством размещения займов среди ин­весторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются из­менения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в по­добной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который изменяется в «привязке» к какому-либо экономическому индикатору, например к ставке по межбанковским кредитам в стране.

По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финанси­рования отдельных конкретных программ, для реализации которых и размещается заем. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или другие нужды, согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

Приведенными формами классификация государственных займов не исчерпывается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.008 с.)