Пожарной безопасности на судах флота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пожарной безопасности на судах флота



ПРАВИЛА

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ ФЛОТА

РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

И РЫБОЛОВЕЦКИХ КОЛХОЗОВ

 

Содержание:

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2

2. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ НА СУДАХ.. 2

2.1. Общие указания. 2

2.2. Пожарно-профилактический режим в жилых, служебных, производственных и хозяйственных помещениях судна. 2

2.3. Пожарно-профилактический режим в помещении для демонстрации кинофильмов. 2

2.4. Пожарно-профилактический режим в мастерских, шкиперской, плотницкой, фонарной и малярной кладовых. 2

2.5. Пожарно-профилактический режим в помещениях машинного, котельного и рефрижераторного отделений. 2

2.7. Пожарно-профилактический режим в ангарах. 2

2.8. Пожарно-профилактический режим при производстве покрасочных и изолировочных работ 2

2.9. Пожарно-профилактический режим при эксплуатации электрооборудования, электросетей и электронагревательных приборов. 2

2.10. Пожарно-профилактический режим при перевозке опасных грузов. 2

Углекислота. 2

2.11. Пожарно-профилактический режим при производстве ремонтных и огневых работ силами судовых команд. 2

2.12. Пожарно-профилактический режим при бункеровке судов топливом.. 2

2.13. Пожарно-профилактический режим на судах в порту. 2

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НА СУДАХ ПРЕДМЕТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СНАБЖЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ.. 2

3.1. Общие указания. 2

3.2. Дыхательные изолирующие аппараты.. 2

3.3. Термостойкие и теплоотражательные костюмы.. 2

3.4. Спасательный пояс, предохранительный трос, рукавицы, ручные взрывобезопасные фонари 2

3.5. Ручной пожарный инвентарь и инструмент. 2

3.6. Переходные соединения международного образца. 2

3.7. Ящики с песком или опилками и пожарные покрывала. 2

3.8. Пожарные рукава и стволы.. 2

3.9. Огнетушители. 2

3.10. Средства пенотушения. 2

3.11. Станция пенотушения. 2

3.12. Станция углекислотного тушения. 2

3.13. Система жидкого (химического) пожаротушения. 2

3.14. Водяная противопожарная система. 2

3.15. Система водораспыления. 2

3.16. Спринклерная система. 2

3.17. Система паротушения. 2

3.18. Система судовой вентиляции. 2

3.19. Система пожарной сигнализации. 2

4. ПОЖАРЫ, ИХ ПРИЧИНЫ И ТУШЕНИЕ.. 2

4.1. Общие указания. 2

4.2. Пожары огнеопасных грузов. 2

4.3. Пожары в судовых жилых и служебных помещениях. 2

4.4. Пожары в фонарном, малярном и шкиперском помещениях. 2

4.5. Пожары на открытых палубах и надстройках. 2

4.6. Пожары в машинно-котельных отделениях. 2

4.7. Пожары при нарушении режимов работы электрооборудования. 2

4.8. Пожары в грузовых наливных отсеках, танках и цистернах судна. 2

4.9. Пожары в грузовых трюмах. 2

4.10. Пожары в угольных бункерах. 2

4.11. Тушение нефтяной пленки (топлива) на воде. 2

4.12. Установление причины пожара. 2

ПРОГРАММА ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МИНИМУМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ К БОРЬБЕ С ПОЖАРАМИ.. 2

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ.. 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГАЗОВАННОСТИ В ТОПЛИВНЫХ ТАНКАХ И ДРУГИХ СУДОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ.. 2

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НА ВЫХОД СУДНА В МОРЕ 2

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила совместно с Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР, Наставлением по преду­преждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной про­мышленности СССР, Общими правилами морских торговых и рыбных портов Союза ССР и Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР определяют орга­низационно-технические мероприятия по предупреждению пожа­ров на судах, а также подготовку и действия экипажа по борьбе за живучесть судна в случае возникновения пожара.

1.2. Правила являются руководящим документом по организа­ции пожарной безопасности для капитанов судов, руководителей промыслов, начальников и работников служб управлений (баз) флотов, занимающихся эксплуатацией флота, и должны строго выполняться вышеуказанными должностными лицами и всеми чле­нами судовых экипажей.

1.3. Правила распространяются на все типы судов флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов.

1.4. На всех судах должны быть следующие документы по пожарной безопасности:

пожарно-контрольный формуляр;

журнал проведения учебных тревог;

журнал инструктажа членов экипажа по пожарной безопас­ности;

судовой журнал учета осмотров, проверок и испытаний противопожарного вооружения и инвентаря;

регистровая книга систем пожаротушения;

журнал учета выдачи разрешений на производство временных огневых работ;

опись предметов противопожарного снабжения;

учетная карточка и заводской паспорт на каждый дыхательный изолирующий аппарат;

личная карточка на каждое лицо, за которым закреплен дыхательный изолирующий аппарат;

удостоверения членов экипажа на право работы в дыхательных изолирующих аппаратах;

ежегодный лабораторный качественный анализ пенообразова­теля (как основного запаса, так и находящегося в резервуарах установок, систем);

судовой акт выборочной проверки качества заряда пенных огнетушителей, если очередной срок перезарядки огнетушителей ''наступил в рейсе;

свидетельство пожарной охраны на выход судна в море;

сертификат (паспорт) на углекислоту (огнегасящую жид­кость), использованную для зарядки баллонов (резервуаров) углекислотной (жидкостной) установки пожаротушения;

сертификаты на пропитку тканевых изделий огнезащитным составом с указанием срока действия пропитки;

приказ о противопожарном режиме на судне, в котором должны быть указаны места курения; порядок выдачи нефтепро­дуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей для эксплу­атационных (хозяйственных) нужд; места, где должно включаться дежурное освещение, а также другие требования соблюдения противопожарного режима на судне в соответствии с его конструк­тивными и эксплуатационными особенностями;

приказ о закреплении дыхательных изолирующих аппаратов за членами экипажа, прошедшими специальную подготовку и имеющими вышеупомянутые удостоверения;

приказ о специальных мерах пожарной безопасности при погрузке, хранении или транспортировке морем гофротары, а также о назначении лиц из судового экипажа и производственного персонала, ответственных за соблюдение пожарно-профилакти-ческого режима при перевозке или использовании гофротары;

приказ о назначении постоянной комиссии по проверке наличия, технического состояния, готовности к действию противо­пожарных систем и оборудования, устройств и инвентаря.

1.5. Документация комплектуется в отдельной папке «По-жарно-техническая документация», ведется старшим поягопр-ником капитана и хранится лично у него, за исключением регистровой книги систем пожаротушения, хранящейся у главного (старшего) механика.

На судах, где имеется помощник капитана по пожарно-технической части, учет и хранение документации возлагаются на него, а старший помощник капитана контролирует правиль­ность, полноту и своевременность ведения документации.

Общие указания

2.1.1. Экипаж судна обязан строго соблюдать пожарно-про-филактический режим и выполнять все мероприятия по обеспече­нию взрыво- и пожаробезопасности судна в любых условиях его эксплуатации.

2.1.2. На каждом судне должна быть организована учеба по программе пожарно-технического минимума для подготовки экипажей судов к борьбе с пожарами (приложение 1).

2.1.3. Весь командный состав должен в совершенстве знать:

устройство и конструктивные особенности судна;

мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров;

тактику борьбы с пожарами и дымом, проникающим в судовые помещения;

требования по поддержанию в исправности стационарных и переносных средств пожаротушения и их систем, а также пред­метов противопожарного снабжения;

свои обязанности по борьбе с пожаром на судне.

2.1.4. Командный состав должен систематически проверять знание подчиненными лицами своих обязанностей по борьбе с пожарами. Особое внимание следует уделять подготовке лиц судового экипажа, которые при борьбе с пожаром должны работать в дыхательных изолирующих аппаратах.

К работе в дыхательных изолирующих аппаратах допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение о специальной подготовке, включающей изучение конструкции и действия аппарата, а также приобретение навыков работы в нем.

Допуск лиц судового экипажа к работе в дыхательных изолирующих аппаратах оформляется приказом по судну. Практи­ческие навыки должны проверяться ежегодно.

2.1.5. При стоянке судна в порту по указанию капитана назначается стояночная вахта (дежурство). При этом из членов экипажа комплектуется пожарная вахта в количестве, необходи­мом для обеспечения пожарной безопасности судна. На судах портофлота функции пожарной вахты возлагаются на вахтенную службу.

Ежедневно вахтенный помощник капитана инструктирует заступающих на вахту по вопросам, связанным с обязанностями по борьбе за живучесть судна.

2.1.6. На судах водоизмещением 3000 т и выше во время стоянки в порту дополнительно организуется дозорная служба в целях своевременного обнаружения пожара. На судах водо­измещением менее 3000 т эти функции возлагаются на вахтенную службу и пожарную вахту, а на судах портофлота — на вахтенную службу.

На дозорную службу возлагается:

обход производственных и служебных помещений по утверж­денным капитаном судна маршрутам не реже чем через час в ночное время и через два часа — в дневное время;

проверка соблюдения производственным персоналом и судовой командой установленного на судне пожарно-профилактического режима;

проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну;

проверка готовности противопожарного оборудования и систем к действию;

немедленное оповещение вахтенного помощника капитана об обнаруженных недостатках, неисправностях и о возникновении пожара.

2.1.7. При нахождении судна в эксплуатации все противо­пожарные закрытия, устройства пожарной сигнализации и пред­меты противопожарного снабжения закрепляются за определен­ными лицами экипажа судна расписанием по заведованиям.

Все судовые помещения и открытые части палуб и надстроек также закрепляются за определенными лицами, которые несут ответственность за поддержание пожарно-профилактического режима на этих участках.

2.1.8. Лица, в заведовании которых находятся помещения. перечисленные в п. 2.1.7, не реже одного раза в семь дней обязаны производить проверку исправности действия противопожарных закрытий, а также запорных устройств вентиляционных трубо­проводов и наружных устройств.

При обнаружении неисправностей лица, в заведовании которых находятся помещения, обязаны немедленно доложить об этом старшему помощнику капитана и проконтролировать устране­ние неисправностей.

2.1.9. На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. Во время общесудовой тревоги по борьбе с пожаром каюты экипажа и другие жилые помещения должны быть открыты.

2.1.10. Все предметы противопожарного оборудования и снабжения (пожарные краны, рукава, стволы и др.) должны иметь маркировку и окраску согласно действующим ГОСТам и Наставлению по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР (НБЖ.Р—80).

2.1.11. Противопожарные системы и оборудование должны соответствовать Правилам классификации и постройки морских судов Регистра СССР. Ответственность за наличие на судне указанных средств возлагается на капитана, а за их исправность и готовность к немедленному действию — на лиц командного состава судна в соответствии с расписанием по заведованию.

2.1.12. Все системы пожаротушения должны быть всегда готовы к немедленному пуску.

2.1.13. При общесудовой тревоге по борьбе с пожаром и при перевозке взрыво- и пожароопасных грузов водяная противо­пожарная система должна находиться под рабочим давлением, резервные пожарные насосы должны быть готовы к немедлен­ному пуску и ко всем пожарным кранам должна быть подведена вода.

2.1.14. При температуре наружного воздуха ниже 0° С к по­жарным кранам, расположенным на верхней палубе, вода не подводится. Однако водяная противопожарная система должна быть всегда готова к немедленной подаче воды.

2.1.15. Пожарные краны должны бы-ь защищены от каких-либо повреждений при грузовых операциях и в повседневных условиях эксплуатации судна. К ним должен быть обеспечен по­стоянный доступ, а шкафы, выгородки или переборки, на которых установлены пожарные краны, должны иметь хорошо различимые надписи и номера.

2.1.16. Организация и порядок проведения осмотров и проверок энергетических установок, обеспечивающих противопожарные сис­темы и оборудование, должны соответствовать действующим инструкциям и правилам их технической эксплуатации.

2.1.17. Для избежания ошибок при переключении технических средств, а также для краткости передачи команд и донесений, касающихся использования энергетической установки, все основ­ные и дублирующие технические средства должны иметь номера. Запорные устройства (клинкеты, кингстоны, клапаны) на трубо­проводах должны также иметь маркировку в соответствии с приложением 4 НБЖР—80.

2.1.18. Для предупреждения возникновения пожара на судах запрещается хранить:

в открытом виде горюче-смазочные материалы;

навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченными или пропитанными маслом, керосином, лаками и растворителями способные самовоспламеняться материалы;

свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом помещении;

загрязненные и сырые угольные мешки;

краски, лаки и растворители в помещениях, где хранится пакля, ветошь, обстрижка и прочие волокнистые материалы;

легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючие мате­риалы не в специально предназначенных кладовых или местах;

негодные для использования пиротехнические средства (срок хранения которых истек или которые отказали в действии при при­менении).

Кроме того, не разрешается использовать:

огнеопасную кинопленку для демонстрации фильмов;

легковоспламеняющиеся краски для окрашивания помещений;

нестационарные электронагревательные приборы (утюги, чайники, плитки и др.) в необорудованных помещениях; нештатные электропредохранители.

Запрещается оставлять без наблюдения включенные электро­нагревательные приборы и электроинструменты.

2.1.19. Запрещается пользоваться открытым огнем на судне:

в трюмах, грузовых и балластных танках и в хранилищах всех видов ЛВЖ, а также вблизи выхода воздуха из них;

вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горюче-смазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода;

в аккумуляторных помещениях;

в фонарных и малярных кладовых и кладовых грузовых шлангов;

в шкиперских кладовых и в кладовых ветоши и пакли;

в кладовых сухой провизии;

в плотницкой мастерской;

вблизи шахт и головок вентиляции;

в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов;

во всех помещениях судна с целью освещения;

на расстоянии менее 10 м от мест расположения баллонов с горючими газами;

вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутрен­него сгорания.

2.1.20. Курение на судне разрешается в местах, специально установленных приказом по судну. Эти места должны иметь над­писи «Место для курения» и специальные урШы с водой. Выбра­сывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.

В помещениях и в других местах судна, опасных в пожарном отношении, должны быть нанесены или вывешены предупредитель­ные надписи «Курить запрещается».

2.1.21. В повседневных условиях эксплуатации танкера куре­ние разрешается только в жилых закрытых помещениях и в спе­циально установленном приказом по судну помещении, распо­ложенном в корму от грузовых танков и не имеющем дверей или других отверстий, выходящих непосредственно в танки, при наличии в указанных помещениях металлических или несгораемых пепельниц.

2.1.22. На видных местах надстроек танкера в районе грузовой палубы должны быть нанесены предупредительные надписи «Курить и использовать открытый огонь запрещается».

При швартовке танкера -к причалу вблизи трапа или сходни должны быть вывешены или установлены предупредительные надписи «Посторонним вход воспрещен», «Курить и использовать открытый огонь запрещается».

2.1.23. При отсутствии людей в помещениях электроосвещение должно быть выключено, за исключением установленного при­казом по судну дежурного освещения.

2.1.24. Перевозка пассажиров на нефтеналивных и буксирных судах запрещается.

2.1.25. На судах, осуществляющих перевозку пассажиров, запрещается перевозить багажом и ручной кладью взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие пожароопасные вещества и предметы.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НА СУДАХ ПРЕДМЕТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СНАБЖЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ

Общие указания

3.1.1. Каждое судно в зависимости от его размеров и наз­начения должно быть обеспечено переносными средствами про­тивопожарной техники, аппаратами, инвентарем, расходными материалами, запасными частями и инструментом, а также про­тивопожарным оборудованием в соответствии с Правилами клас­сификации и постройки морских судов (Регистр СССР. Часть VI „Противопожарная защита").

3.1.2. К противопожарному снабжению относятся средства пожаротушения, индивидуальной защиты, а также инвентарь, применяемый при тушении пожаров; к противопожарному обору­дованию — все системы переносного и стационарного пожароту­шения.

3.1.3. Проверка наличия, технического состояния, готовности к действию противопожарного снабжения и оборудования должна производиться начальниками аварийных партий и групп при участии боцмана и заведующих помещениями не реже одного раза в месяц. О результатах этих проверок начальники ава­рийных партий должны докладывать старшему помощнику капитана.

3.1.4. Противопожарное снабжение должно быть всегда готово к немедленному использованию только по прямому назначению:

при борьбе с пожаром, на занятиях и тренировочных учениях. Использованное снабжение должно быть в кратчайший срок вновь приведено в готовность к немедленному действию, а вышедшее из строя или пришедшее в негодность — списано по акту и по­полнено при первой возможности.

3.1.5. Противопожарное снабжение должно размещаться на палубных и машинных пожарных постах. Хранение его совместно с прочим судовым имуществом запрещается.

3.1.6. При хранении и размещении по постам противопожар­ного снабжения необходимо соблюдать комплектность и равно­мерность распределения предметов снабжения по общесудовым постам.

При этом следует обеспечить:

надежность крепления предметов снабжения на штатном месте и быстрый съем его при пожаре;

свободный доступ к предметам снабжения;

сохранность предметов снабжения при их длительном хранении на судне.

3.1.7. На каждом судне должно быть не менее трех комплек-' тов пожарного снаряжения, -чтобы можно было обеспечить одну аварийную партию или группу.

3.1.8. Комплект снаряжения для пожарных должен состоять из следующих предметов:

защитной одежды из материала, способного предохранить кожу от тепла, излучаемого при пожаре, от ожогов и ошпа-ривания; наружная поверхность одежды должна быть водо­стойкой;

ботинок и перчаток из резины или другого неэлектропровод­ного материала;

жесткого шлема, обеспечивающего эффективную защиту от удара;

переносного аккумуляторного фонаря взрывобезопасной кон­струкции, рассчитанного на использование в течение не менее 3 ч;

пожарного топора с ручкой из дерева твердых пород;

дыхательного аппарата, тип которого одобрен органами по­жарной охраны и санитарного надзора и который состоит из дымового шлема или дымовой маски в комплекте с соответствую­щим воздушным насосом, воздушным шлангом и гибким огнестой­ким предохранительным тросом.

Пожарные рукава и стволы

3.8.1. Пожарные рукава и стволы должны быть исправными и готовыми к использованию.

3.8.2. Количество пожарных рукавов и стволов должно соот­ветствовать количеству установленных на судне пожарных кранов.

3.8.3. Для машинных отделений, внутренних судовых поме­щений, а также для открытых палуб танкеров должны приме­няться комбинированные пожарные стволы.

3.8.4. Пожарные рукава в сборе со стволами должны раз­мещаться у пожарных кранов на вьюшках или корзинках. На открытых палубах судов их следует помещать в вентилируемые шкафы или выгородки, защищающие от брызг. На шкафах и вы­городках должна быть надпись «ПК», выполненная красной краской. Все рукава в местах их размещения надлежит присоеди­нить к стволам, а в котельном, машинном и рефрижераторном отделениях — к пожарным кранам.

3.8.5. Пожарные рукава для воды и пены в комплекте с при­соединительной арматурой надлежит периодически подвергать наружным осмотрам и гидравлическим испытаниям на прочность. Наружные осмотры имеющихся на судне рукавов, в том числе и хранящихся в запасе, должны производиться ежемесячно и каж­дый раз после применения их на пожаре или учении. При осмотрах проверяется целостность рукавов и резиновых уплотнительных колец в присоединительной арматуре, исправность рукавных гаек, легкость и надежность их присоединения. Внешне поверхность рукава не должна иметь местных изменений цвета, масляных пятен и следов плесени. Каждые 6 мес при очередном осмотре производится перекатка рукавов по новым складкам с таким расчетом, чтобы новая складка не находилась в непосредственной близости от старой.

Гидравлические испытания пожарных рукавов на прочность должны производиться ежегодно на рабочее давление судовой водопожарной системы. Результаты осмотров и акты гидравли­ческих испытаний записываются в судовой журнал учета осмот­ров, проверок и испытаний противопожарного вооружения и ин­вентаря.

3.8.6. При использовании рукавов на учениях нельзя допускать попадания на них бензина, керосина, масел, кислот, щелочей и других едких химических веществ.

По окончании работы пожарные рукава необходимо очистить от грязи, вымыть и высушить. Мыть рукава следует водой с по­мощью волосяной или травяной щетки.

3.8.7. При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы они не имели резких перегибов. Следует избегать прок­ладки пожарных рукавов по острым и горящим предметам. В мес­тах, где возможны резкие изгибы рукавной линии, необходимо подкладывать рукавные седла.

3.8.8. Рукава пожарные напорные, вырабатываемые из льня­ной и оческовой тканей, в зависимости от применяемого гидрав­лического давления делятся на облегченные, нормальные и усиленные. Рукава облегченные (льняные) изготавливаются без цветных просновок, рукава нормальные должны иметь одну цветную просновку по всей длине, рукава усиленные — две цвет­ные просновки, отстоящие друг от друга на расстоянии 1 см. Рукава оческовые изготавливаются с одной просновкой черного цвета. Величина цветной просновки составляет одну основную прядь.

Рукава должны выдерживать испытательное гидравлическое давление. В судовых условиях давление должно быть равно максимально возможному гидравлическому давлению, на которое рассчитана пожарная магистраль судна. При рабочем давле­нии рукава не должны пропускать воду.

3.8.9. Рукава пожарные выкидные прорезиненные в зависи­мости от выдерживаемого ими гидравлического давления делятся на нормальные, усиленные и повышенные.

3.8.10. Рукава, которые не выдержали норм испытаний, долж­ны быть переведены в учебные или хозяйственные. В этом случае на них должна быть нанесена надпись «Хозяйственный» или «Учебный». На рукава, выдержавшие испытания, наносят красной краской номер, соответствующий номеру пожарного крана, дли-, ну в метрах, месяц и год получения. Например: ПК-16,20, V-81.

3.8.11. Использование пожарных рукавов, входящих в против вопожарное снабжение, не по прямому назначению запрещается. Длина пожарных рукавов для воды и пены у кранов, установ­ленных на открытых палубах, должна быть 15—20 м, у кранов в помещениях, а также на открытых палубах судов валовой вместимостью менее 500 рег. т—около 10 м.

3.8.12. Тыльная часть соединительных гаек пожарных рукавов должна быть окрашена в красный цвет, а на рукавах для пены дополнительно нанесена зеленая полоса шириной 20—30 мм.

3.8.13. Пожарные рукава, хранящиеся в запасе, должны скла­дываться в одинарную скатку. Они должны быть полностью укомплектованы и готовы к немедленному использованию.

3.8.14. Переносные воздушно-пенные стволы следует разме­щать комплектно рядом с пожарными кранами водопожарной системы, а на наливных судах — в отапливаемых помещениях и в надстройках юта и бака, из которых они могут быть быстро доставлены к пожарным кранам водопожарной магистрали. Запас пенообразователя для них по возможности должен быть разме­щен в тех же помещениях и храниться в штатных сосудах или цистернах, если предусматривается возможность быстрого по­полнения переносных сосудов пенообразователем. На наливных судах, не имеющих средней надстройки, переносные комплекты воздушно-пенных стволов с запасом пенообразователя разме­щаются в надстройке юта.

Огнетушители

3.9.1. Ручные переносные огнетушители должны устанавли­ваться в специальных держателях-кронштейнах быстроразъемного типа, размещенных в местах, которые защищены от прямого воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков, на высоте не более 1,5 м от палубы'до ручек, огнетушителя и неближе 1,5 м от источников тепла. Порошковые огнетушители устанав­ливаются бойком вниз.

3.9.2. Ручные переносные огнетушители, предусмотренные для коридоров, должны размещаться в вестибюлях, а также возле трапов, ведущих в коридоры. Огнетушители в машинных, произ­водственных, служебных и других помещениях должны разме­щаться вблизи входов и в местах наиболее вероятного возник­новения пожара внутри помещения. Если в помещении только один огнетушитель, то он должен быть установлен вблизи входа.

В жилых и служебных помещениях огнетушители размещают в зависимости от длины коридоров (один огнетушитель через каждые 20—30 м), котельном отделении — не менее двух, в ма­шинном — от двух до шести огнетушителей, в зависимости от суммарной мощности установленных механизмов.

В помещениях электрооборудования допускается установка одного огнетушителя; разрешается замена огнетушителя ящиком с песком или опилками, пропитанными содой.

3.9.3. Запасные заряды для огнетушителей должны храниться на общесудовых постах аварийного и противопожарного снабже­ния упакованными в ящики.

3.9.4. Температура помещения, используемого для хранения углекислотно-бромэтиловых огнетушителей, не должна превышать 55° С, а порошковых — 35°С.

Жидкостные огнетушители ОЖ-7 должны храниться при тем­пературе не ниже 0° С. При использовании их при более низ­ких температурах в водный раствор необходимо добавлять анти­фриз (этиленгликоль и др.).

3.9.5. Запрещается ударять по баллону и вентилю, срывать без надобности пломбы, прикреплять к огнетушителю веревки, провода и другие приспособления, мешающие свободно им поль­зоваться. Хранить заряженный огнетушитель следует вентилем вниз (это требование к порошковым огнетушителям не относится)

3.9.6. Ручные переносные пенные, углекислотные и порошковые огнетушители надлежит периодически подвергать наружным ос­мотрам и гидравлическим испытаниям на прочность. Наружные осмотры всех огнетушителей, в том числе и хранящихся в запасе, должны производиться ежемесячно. При наружных осмотрах проверяется:

на пенных огнетушителях — целость мембран спрысков и пре­дохранителей, целость и чистота колпачков спрысков, наличие на эксцентриковой рукоятке пломб и бирок с датой зарядки огнетушителя, наличие и состояние штырей для аварийной про­чистки спрысков;

на углекислотных и порошковых огнетушителях — целость пломб маховиков вентилей, наличие и целость предохранитель­ной мембраны, диффузора (раструба) и защитной оболочки на металлическом отводе, состояние и целость кронштейна-держа­теля. В случае отсутствия пломбы или нарушения ее целостности производится внеочередное контрольное взвешивание огнету­шителя.

Гидравлические испытания корпусов пенных огнетушителей производят один раз в год с одновременной проверкой целости антикоррозионного покрытия внутренней поверхности корпусов и последующей перезарядкой, углекислотных и порошковых огнетушителей — один раз в 5 лет с одновременной проверкой состояния внутренней поверхности и коррозионного износа кор­пуса.

Результаты гидравлических испытаний корпусов огнетуши­телей оформляются актом и заносятся в пожарно-контрольный формуляр.

3.9.7. Ручные пенные и порошковые огнетушители должны подвергаться перезарядке один раз в год.

3.9.8. Наличие углекислоты в огнетушителях должно прове­ряться один раз в полгода путем взвешивания их согласно специальной инструкции по осмотрам и контрольному взвеши­ванию углекислотных огнетушителей. Результаты осмотров, про­верки состояния и акты контрольного взвешивания огнетуши­телей записываются в судовом журнале учета осмотров, проверок и испытаний противопожарного вооружения и инвентаря. Огне­тушители, вес заряда которых меньше установленного на 10%, к эксплуатации не допускаются. О каждом контрольном взве­шивании или дозарядке должна делаться запись в пожарно-контрольном формуляре.

3.9.9. Огнетушители подлежат замене при появлении вблизи огнетушителя типа ОУБ характерного для бромистого этила запаха, свидетельствующего об утечке заряда, при поломке за­порного вентиля, маховичка или распылителя, а также при обна­ружении глубоких забоин, царапин или вмятин на корпусе.

3.9.10. Использованные огнетушители должны быть немедлен­но перезаряжены.

Средства пенотушения

3.10.1. Переносные и возимые пенные установки местного наз­начения комплектно с баллоном, рукавом и другим имуществом должны размещаться внутри охраняемых помещений на постоян­ных местах вблизи от выходов; к ним должен быть обеспечен свободный доступ для обслуживания и перезарядки.

3.10.2. Для поддержания пенных установок местного назна­чения в работоспособном состоянии и готовности к использо­ванию надлежит:

один раз в неделю проверять комплектность, подвижность всех клапанов, целость пломб, наличие пенообразователя в резервуарах и сжатого воздуха в пусковых баллонах;

один раз в 6 мес проверять давление воздуха в пусковых баллонах по контрольному манометру, подвижность катушек ре­зиновых шлангов, целость шлангов и наконечников (раструбов), заменять смесь (если налит не пенообразователь, а смесь его с водой);

один раз в год проверять подвижность, герметичность и клей­мение всех клапанов и манометров; проверять работу предохра­нительных клапанов и редукторов и правильность их регулировки;

промывать, осматривать и гидравлически испытывать резервуары;

проверять качество пенообразователя; заменять (при необходи­мости) изношенные детали узлов, арматуры и контрольно-измери­тельных приборов; перезаряжать установки пенообразователем и воздухом; пополнять судовой запас пенообразователя;

один раз в 4 года осматривать, при необходимости вскры­вать и демонтировать, проверять в действии и регулировать предохранительные клапаны, редукторы и арматуру;

один раз в 5 лет производить гидравлическое испытание и освидетельствование воздушных пусковых баллонов с последую­щим их клеймением. Результаты осмотров, акты проверок и испы­таний пенных установок местного назначения записываются в су­довой журнал учета осмотров, проверок и испытаний противопо­жарного вооружения и инвентаря.

Через 4—5 лет регулировки и испытания производятся пред­приятием (мастерской, специализированным участком).

3.10.3. Воздушно-пенные генераторы высокократной пены, стволы, смесители, ранцы и бидоны с запасом пенообразова­теля надлежит осматривать раз в неделю с целью проверки их чистоты, комплектности, наличия прокладок и шайб, пенооб­разователя, целостности баллонов, исправности креплений, под­вижности кранов на стволах и смесителях.

3.10.4. Состояние пенных рукавов для подсоса пенообразова­теля, количество пенообразователя в ранцах и наличие пломб должно проверяться раз в месяц.

3.10.5. Качество пенообразователя, внутреннюю поверхность ранца, наружную окраску аппаратуры надлежит проверять раз в год.

Станция пенотушения

3.11.1. Для контроля за температурой воздуха в помещении станции пенотушения должен быть установлен термометр, пока­зания которого должны быть видны как изнутри, так и снаружи станции через иллюминатор. Температура в помещении должна быть от 5 до 30° С.

В помещении станции пенотушения должен быть установлен один ручной переносной огнетушитель типа ОП.

Внутри станции на видном месте должна быть помещена схема системы пенотушения с указанием пусковых устройств, охраняемых помещений, а также краткая инструкция по вводу системы в действие.

3.11.2. Пенообразователь должен храниться в специальных оттарированных с необходимой-точностью емкостях в помещении станции. Емкости для хранения пенообразователя должны быть окрашены под цвет помещения.

3.11.3. Очистку емкости перед заполнением ее пенообразова­телем необходимо производить паром или горячей водой. При этом рекомендуется добавлять к воде 1—2% кальцинированной соды или негашеной извести. Необходимо помнить, что попа­дание в пенообразователь незначительного количества нефтепро­дукта (менее процента) может привести к полной потере им пенообразующих свойств.

Для удаления осадка наливать пенообразователь необходимо через мелкую металлическую сетку или марлю.

3.11.4. В случае замерзания пенообразователя в таре его необходимо поместить в отапливаемое помещение для полного оттаивания. После оттаивания пенообразователь необходимо тща­тельно перемешать.

3.11.5. При поступлении пенообразователя на судно надлежит:

проверить наличие паспорта, в котором должно быть указано наименование завода-изготовителя, номер партии, дата изготов­ления, масса партии (в килограммах или тоннах), соответствие физико-химических свойств требованиям технических условий;

проверить состояние тары: она должна быть прочной, с плот­но закрытым заливочным отверстием; на таре должен быть тра­фарет с обозначением завода-изготовителя, номера партии, вре­мени изготовления, массы (брутто или нетто);

отобрать от каждой партии пенообразователя пробу для после­дующего направления ее в химическую лабораторию на анализ по всем физико-химическим показателям.

3.11.6. Для отбора проб следует вскрыть не менее двух ем­костей из каждой партии (или каждую емкость с пенообразо­вателем, находящуюся на судне) и из них отобрать в чистую стеклянную банку продукт с таким расчетом, чтобы общее коли­чество пробы 'от каждой партии или емкости было не менее 0,5 л. Вскрытые емкости следует плотно закрыть. Стеклянную банку с пробой необходимо также плотно закрыть и прикре­пить к ней ярлык с указанием номера партии пенообразова­теля и даты отбора.

При обнаружении в процессе приемки или при последую­щем ана-лизе в лаборатории несоответствия пенообразователя предъявляемым к нему требованиям должен быть составлен акт, а заводу-изготовителю предъявлена рекламация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.133 с.)