Выдающиеся музыканты о значении внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выдающиеся музыканты о значении внимания



Сосредоточенноеть — это первая буква в алфавите успеха, — отвечал И. Гофман на вопрос о единственно целесообразном способе работы (см.: 61).

Внимание и концентрация мысли есть причина всякого успеха, психологический фундамент успешной работы на фортепиано. Лучше не играть вовсе, чем играть без серьезного внимания, — писал в своей книге «Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано» М. Курбатов (100).

Сплошь и рядом начинающие музыканты, если не направить их на сосредоточенность в работе, пытаются постигать секреты исполнительского искусства без должного внимания. Их мысли нередко рассеянно блуждают между проигрываемой в данный момент гаммой и мыслями о каком-нибудь развлечении, о невыученном уроке по другим предметам, о звонке по телефону знакомым и т. д. Руки в этот момент могут механически проигрывать пассажи, но все это представляет собой только видимость работы, формальное желание отсидеть за инструментом положенное количество часов. Посторонние мысли нередко ведут за собой лишние и неточные движения, которые закрепляясь при повторении, образуют неряшливую игру, не имеющую художественной ценности. Причины таких явлений понятны. Напряженное, концентрированное внимание представляет собой тяжелый умственный труд, истощающий нервные клетки головного мозга, ведущие в данный момент работу, в результате чего в них возникают тормозные процессы и процесс возбуждения переходит на другие участки мозга. Для того, чтобы этого не происходило, методисты рекомендуют ограничивать время занятий четырьмя часами, с необходимыми промежутками для отдыха. Так, Н. Рубинштейн четыре часа занятий рекомендовал делить на две порции. «Механическое упражнение остается сухим и бесцельным, если в его основе не лежит работа головы, — указывал он. — Когда же пальцы и голова идут рука об руку, то естественным следствием этого духовного напряжения явится утомление и изнеможение — признак необходимости прекращения работы...» (цит. по: 4. С. 234–235).

Показательны в этом отношении мысли Николая Метнера — записи в его рабочих дневниках, в которых он пытался направлять свое собственное композиторское и пианистическое творчество.

«Необходимо: перед началом работы как следует сосредоточиться и знать, что и как делать; прочитывать прежние записки, относящиеся к фортепианной работе; не играть механически даже упражнения, не говоря о пьесах. Всегда работать в фокусе.

— Не утомляться. Утомленному воображению плоды величайшего вдохновения ничего не говорят, и, наоборот, — свежему достаточно простого элемента, хотя бы трезвучия, для того, чтобы дать ему толчок.

Утомление — бесчувствие. Утомление выражается главным образом в пресыщении работой и даже в бесчувствии к предмету. При первом же намеке на это состояние следует немедленно бросить занятия и уйти, ибо занятия в таком состоянии не только бессмысленны и бесплодны, но и кощунственны. Длительность перерыва должна зависеть от интенсивности этого состояния. Чем скорее захватить его — тем меньше нужен перерыв. Отсюда вывод: отдыхать понемногу, но чаше» (115. С. 20, 60–61).

«Поэтому, — как замечает Г. Коган, — занятия до боли в спине — признак не столько трудоспособности и прилежания, сколько мозговой лени: если голова ученика не устала раньше, чем его спина, — значит он и не начинал еще заниматься по-настоящему, зря, попусту потратил время и силы» (89. С. 62).

С этим высказыванием перекликаются мысли И. Гофмана, когда ему задали вопрос о том, будет ли музыкант продвигаться быстрее, работая восемь часов вместо четырех. «Слишком долгая игра в один день, — отвечал И. Гофман, — оказывает отрицательное влияние на успехи в занятиях, потому что, в конце концов работа плодотворна только тогда, когда выполняется с полной умственной сосредоточенностью, а последняя может поддерживаться лишь в течение определенного времени. У одних эта способность к сосредоточенности истощается быстрее, чем у других; но как бы долго они ни сохранялась, когда она исчерпывается — всякая дальнейшая работа становится подобной развертыванию свитка, который мы старательно свертывали... Помните, что в занятиях сторона количественная имеет значение лишь в сочетании с качественной. Внимательность, сосредоточенность, старательность делают излишними всякие расспросы насчет того, сколько нужно работать» (61. С. 130–131).

Гофман рекомендовал через каждые полчаса делать паузу и никогда не заниматься больше одного часа подряд или, самое большее, двух часов с перерывом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.004 с.)