II. Познавательные процессы в деятельности музыканта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Познавательные процессы в деятельности музыканта



Внимание

Все выдающиеся деятели, которые внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, обладали феноменальной устойчивостью внимания. Рассказывают, что Сократ, который решил однажды принять участие в военном походе, в пути углубился в разрешение одной из своих проблем. Остановившись посреди дороги, он глубоко задумался. Когда он очнулся и пришел в себя, оказалось, что его военный отряд ушел далеко, на несколько часов хода. Рассказывают также о Ньютоне, который, задумавшись над теоремой, простоял в неудобной позе над столом в течение целых суток.

Подобная устойчивость внимания обеспечивается необычайной активностью мысли, способностью рассматривать предмет с самых разных сторон, продумывать многообразные варианты решения задачи.

Для многих видов деятельности оказывается важным такой параметр внимания, как распределение его на несколько объектов сразу. Такое распределение необходимо в деятельности учителя, ведущего групповые занятия, судьи спортивного состязания, водителя автомобиля, оператора‑многостаночника, диспетчера авиалинии. Учитель, например, должен уметь в ходе урока объяснять материал, видеть, насколько хорошо его понимают учащиеся, следить за дисциплиной. Дирижер оркестра распределяет внимание на все группы инструментов, партитуру, на отдельных исполнителей. Во всех подобных случаях успешный результат зависит от способности человека направить внимание одновременно на несколько разнородных объектов или действий. Так. французский психолог Полан в конце прошлого века показывал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог также декламировать стихи и в то же время перемножать многозначные цифры.

Различные параметры внимания, как-то: устойчивость, переключаемость, распределение, тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы, тренированностью в данном виде деятельности. Лица с сильной нервной системой, обладающие выносливостью нервных клеток, имеют способностью длительно удерживать интенсивное внимание. Те, кто обладают подвижностью нервных процессов, без труда переключают свое внимание с одних объектов на другие. Побочные раздражители для лиц с сильной нервной системой являются стимулируюшим фактором для повышения внимания к основному виду деятельности. Так, Моцарт мог спокойно сочинять музыку, находясь в комнате в присутствии многих людей и посторонних звуков. Для лиц со слабой нервной системой воздействие отвлекающих раздражителей ведет к ухудшению показателей выполняемой работы.

Внимание человека связано также с такими индивидуально-типологическими особенностями, как интроверсия[1] и экстраверсия[2]. При выполнении какой-либо работы экстраверты, в силу их большей подвижности, делают чаще установку на скорость выполнения. Это отрицательно сказывается на точности выполняемой деятельности. Интровертам более свойственна установка на точность выполнения задания.

Различна и переключаемость внимания у интровертов и экстравертов. Она более легко дается экстравертам и затруднена у интровертов. Легкость переключения связана у них с предрасположенностью реагирования на внешние обстоятельства, что напоминает непроизвольное изменение направленности внимания.

Интроверту бывает трудно переключать внимание с одного предмета на другой, но зато его внимание отбирает наиболее существенные и важные моменты для выполняемой деятельности.

Внимание и контроль

Очень полезно различать, что есть внимание и что есть контроль. С точки зрения советского психолога П.Я. Гальперина внимание предполагает существование образа самого действия, на основе которого и происходит управление выполняемым действием. Этот предваряющий образ требует сопоставления с его реальным исполнением. Сравнение и нахождение различий осуществляется в ходе управления деятельностью, т. е. контролем за ней. Исполнитель контролирует совпадение того, что задумано, с тем, что произошло в результате его действий. Контроль позволяет направить внимание на то, чего мы хотим добиться, а не на то. что бросается нам в глаза по тем или иным причинам.

Контроль есть система действий, лежащих в основе произвольного внимания. В системе ориентировочной деятельности контроль осуществляется поэтапно. Сначала контроль направляется на основное действие и следует за ним как сопоставление фактического действия с образом, до этого уже имеющимся в сознании. Затем контроль начинает все больше сближаться с основным действием и практически выполняется как бы одновременно с ним. И, наконец, даже опережает его. Польза такого опережения заключается в том, что оно осуществляет предварительную ориентировку в действии и учитывает его индивидуальные особенности, не укладывающиеся в общую схему. Опережая действие, создавая в нем определенную ориентировку, контроль содействует формированию этого действия.

Не всякий контроль есть внимание. Пока контроль выполняется как развернутое действие, он сам требует внимания. Но контроль становится вниманием тогда, когда достигает уровня идеального сокращенного и автоматизированного действия. Внимание в этом случае выступает как автоматизированное действие контроля.

Изучение психологии творчества музыкантов самых разных профилей наглядно показывает и доказывает, что выдающиеся мастера своего дела по сравнению с рядовыми музыкантами отличаются не только более высоким уровнем развития музыкальных способностей, таких, как слух, память, воображение, но и более высоким уровнем развития у них внимания. Более того, часто именно способность к сильной концентрации внимания на музыкальной деятельности в конечном счете обеспечивает впечатляющие художественные результаты. Свидетельств этому можно привести очень много.

В главном труде своей жизни «Работа актера над собой» К.С. Станиславский специальную главу посвятил проблеме внимания актера, так как полагал, что «творчество есть прежде всего полная сосредоточенность нашей духовной и физической природы» (167. С. 519).

Неоднократно К.С. Станиславский проводит мысль о том, что без достижения актером умения полностью сосредоточиваться на исполнении заданной роли его намерения будут истрачены впустую. В качестве иллюстрации способности к идеальной концентрации внимания он приводит индийскую притчу о том, как один магараджа выбирал себе министра. На этот пост магараджа решил назначить того, кто сможет, идя по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, не пролить ни капли. Много желающих пытались это сделать, но безуспешно. В пути их окликали, пугали выстрелами, они отвлекались и проливали молоко. «Это не министры», — говорил магараджа. Но вот все-таки нашелся человек, который сумел пронести этот сосуд. Ни крики, ни стрельба, ни прочие хитрости не могли отвлечь его от переполненного сосуда. — Это министр! — сказал магараджа.

— Ты слышал крики? — спросил он его.

— Нет.

— Ты видел, как тебя пугали?

— Нет, я смотрел на молоко.

— Ты слышал выстрелы?

— Нет, повелитель, я смотрел на молоко.

Вот что такое настоящее внимание! — восклицает К.С. Станиславский (см.: 167. С. 169).

Подобное внимание мы находим не только у актеров, но и у музыкантов, художников, писателей, поглощенных своим творчеством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.005 с.)