Понятие и классификация функций управления. Значение выделения функций менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация функций управления. Значение выделения функций менеджмента



Функции управления.

1 Понятие и классификация функций управления. Значение выделения функций менеджмента

2. Общие и конкретные функции менеджмента.

3. Планирование

4. Организация

5. Мотивация.

6. Контроль.

 

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие. Важнейшим видом процессов управления являются функции управления. Поэтому, изучающим менеджмент, необходимо глубокое понимание функций управления, как определяющих сущность менеджмента.

Что же такое функция управления?

ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их дости­жения, сроков и последовательности реализации, распределе­ния (выявления) ресурсов.

Результатом процесса планирования в организации являет­ся система взаимосвязанных плановых документов - планов.

План - основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выде­лить на решение каждой задачи. Планы различаются по: - целям; - предмету; - уровню; - содержанию; - периодам планирования.

Схема классификации видов внутрифирменного планирования

Период планирования Уровень планирования Предмет планирования Содержание планирования Цель планирования
Долгосрочное (более 5 лет) Среднесроч­ное (от 1 до 5 лет) Краткосроч­ное (до 1 года) Организация в целом Подразде­ление Проект Отдельный исполнитель НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы Прочие Продуктово-тематическое Ресурсное Объемно-календарное Стратегическое тактическое

Принципы планирования

Принцип единства. Принцип участия. Принцип непрерывности. Принцип гибкости. Принцип точности.

Этапы планирования

Процесс планирования независимо от вида планов распа­дается на три формальные этапа расчетов: - постановка задачи планирования; - разработка плана;- реализация планового решения.

Разработка и реализация стратегических и тактических (текущих) планов.

Процесс стратегического планирования по­казан на рисунке 1.

 
 

 

 


Рис. 1. Этапы процесса стратегического планирования [76]

Стратегическое планирование имеет смысл только тог­да, когда оно реализуется при управлении организацией. Осуществление стратегии предполагает реализацию ряда краткосрочных (тактических) планов и разработку механизма контроля.

Тактические планы должны быть увязаны между собой и отвечать содержанию стратегии в целом по всем основным функциональным областям хозяйственной деятельности предприятия.

В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры - конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации.

Одной из основных задач планирования реализации стратегии является эффективное распределение ресурсов, для чего используется бюджетирование.

Оценивать стратегию нужно постоянно, так как непрерывно происходят изменения во внешней и внутренней среде организации.

Результаты оценки могут служить основанием для пере­смотра миссии организации, стратегических целей или применяемой стратегии.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Сущность функции организации. Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными задачами организации являются: формирование структуры организации, исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и др. переменных; установление конкретных параметров, режимов работы подразделений предприятия, отношений между ними; обеспечение деятельности предприятия ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными).

Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей.

Принципы организации. Существует ряд принципов, которыми сле­дует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

1) неразрывная связь с целями предприятия, которые определяются в ходе планирования;

2) поручение различных задач индивидуумам (разделе­ние труда) и объединениеих в управляемые рабочие группы или подразделения;

3) координация различных видов деятельности, пору­ченных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений;

4) единство цели — каждое подразделение и каждый член организации должны работать на общую цель, т.е. цели и задачи разных подразделений и работников не должны противоречить общим целям организации;

5)использование эффективных норм управляемости.

Этапы функции организации. По нашему мнению для более детального описания функции организации в ней следует выделить 3 этапа.

1) Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций.

2) Установление соподчиненности и взаимосвязей. На этом этапе должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц. Это достигается путем разработки положений о структурных подразделениях и инструкций и пр., т.е.– это предусмотрение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных).

3) Обеспечение этих взаимоотношений - распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов. В результате распоряди­тельного воздействия перед управляющей и управляемой системами ставятся конкретные задачи. Этот этап тесно связан с функцией контроля (третий этап контроля – принятие необходимых корректирующих действий).

МОТИВАЦИЯ

Эволюция методов мотивации.

Эволюция мотивации имеет характер развития от простейших форм физического, силового принуждения к труду (в рабовладельческом, феодальном обществе) к простым и прагматичным первоначальным теориям (в начале существования современных крупных организаций), а от них к современным теориям, основанным на понимании психологии человека, его поведения, процессного характера мотивации.

Самый старый способ воздействия на людей, чтобы побудить их выполнить определенную работу – метод «кнута и пряника». Возможность использования такого метода была обусловлена низкими экономическими и социальными условиями жизни работников, отсутствием их правовой защищенности. Причем, до ХХ века не только в России, но и в странах Запада люди работали по 10—14 часов в сутки в грязных, опасных для жизни условиях за плату, которой едва хвата­ло для выживания. Р. Оуэн и А. Смит считали деньги един­ственным мотивирующим фактором. Согласно их трактов­ке, люди — чисто экономические существа, которые рабо­тают только для получения средств, необходимых для при­обретения пищи, одежды, жилищ и т. д.

Но уже к началуXX века, хотя жизнь простых людей особенно не улучшилась, Ф. Тейлор и его сторонники осоз­нали неэффективность заработков на грани голода. Была определена «достаточная дневная выработка», а труд сверх этой нормы оплачивался пропорционально его величине. В результате резко возросла производительность труда, которая усиливалась специализацией, стандартизацией и применением новых технологий.

По мере улучшения жизни людей «пряник» не всегда заставлял человека трудиться усерднее. Это побуждало искать новые решения проблемы мотивации. В началеXX века «теория подсознательного» 3. Фрейда уже увидела свет, но менеджеры не сразу обратили внима­ние на фрейдовский тезис о том, что люди не всегда посту­пают рационально.

Первым, кто обнаружил, что четко разработанные ра­бочие операции и хорошая заработная плата не всегда ве­дут к повышению производительности труда, был Э. Мэйо. Он отмечал, что важно принимать во внима­ние психологию человека, его некоторую «нелогичность». Появилась новая теория — «человеческих отношений». Но психологические теории мотивации появились позднее — в 40-х годах XX века и развиваются по на­стоящее время.

Содержательные теории мотивации. Разработчиков содержательных теорий интересуют имеющиеся у людей потребности и их приоритетность.

Иерархия потребностей по Маслоу. А. Маслоу выделил 5 уровней потребностей, разделив их на первичные (1)физиологические, 2)потребности в защите) и вторичные (3)потребности социальные, 4)потребности в уважении и 5) потребности в самовыражении и развитии). Согласно его теории пока слой первичных потребностей неудовлетворен, активными не станут потребности вторичного уровня. Теория Маслоу имеет свои недостатки. Очевидно, четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей не существует. Теория Маслоу не учитывает индивидуальные особенности людей, оказывающие влияние на потребности каждого человека. Кроме того, разные жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другие потребности.

Концепции мотивации разработанные отечественными психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым и недостаточно широко используемые в практике менеджмента. Согласно исследованиям школы Выготского, потребности и механизмы их удовлетворения функционируют параллельно, следовательно, удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого – невозможно. Это один из важных выводов, который определяет необходимость большего внимания нематериальному стимулированию труда.

Теория потребностей МакКлелланда. Д. МакКлелланд дополнил схему А. Маслоу, введя по­нятия потребностей во власти, успехе и причастности. Та­ким образом, эта теория делает упор на потребности выс­ших уровней.

Теория потребностей Ф.Герцберга. Ф. Герцберг во второй половине 50-х годов предложил модель мотивации, выделив две группы факторов: 1) Факторы здоровой окружающей среды (гигиенические: Политика фирмы, Условия работы, Уровень заработной платы, Степень контроля за работой; Межличностные отношения и др. 2)Факторы мотивации (мотиваторы): Успех, Продвижение по службе, Признание результатов, заслуг, Возможность творчества, Ответственность и др.

Гигиенические факторы, если они достаточны, всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности у работника. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воз­действие факторов мотивации (вторая группа): ощуще­ние успеха, признание со стороны окружающих, возможность делового и творческого роста.

Теория К. Альдерфера. Альдерфер выделил три группы основных потребностей: существования, в связях и росте. Потребности существования касаются выжи­вания (физиологическое благополучие). Потребности в связях подчеркивают значимость межличностных, социальных взаимоотношений. Потребности в росте связаны с внут­ренним стремлением человека к развитию. В отличие от Маслоу и Герцберга Альдерфер не утверждает, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности.

Содержательные теории не учитывают индивидуальных особенностей людей, их прошлого опыта, а также вероятностного характера процесса мотивации. Этих недостатков попытались избежать авторы процессуальных теорий мотивации.

КОНТРОЛЬ

Контроль - это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды.

Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.

Контроль - это критически важная функция управления, ибо только она обеспечивает обратную связь в системе управления. Остальные функции (планирование, организация, мотивация) - являются прямой связью с объектом управления. Контроль можно считать элементом обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.Другими словами, система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами, и реальными показателями деятельно­сти организации.

Этапы контроля

В процедуре контроля выделяют следующиеэтапы: 1. Выработка стандартов. 2. Сопоставление с ними реальных результатов. 3. Принятие необходимых корректирующих действий.

Первый этап. Стандарты — это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Стандарты должны иметь временные рамки, в которые должна быть выполнена работа, и кон­кретный критерий, по которому оценивается работа.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставле­нии реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе необходимо предпринять следующие действия: установить масштаб допустимых отклонений; измерить результаты; оценить полученную информацию о достигнутых результатах; сравнить результаты работы с установленными стандартами.

На третьем этапе менеджер определяет, какие действия необходимо предпринимать; такими действиями могут быть: невмешательство в работу; устранение отклонений; изменение стандартов.

Факторы и условия эффективного контроля:

Иметь стратегическую направленность, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

Быть ориентированным на результаты, то есть помогать организации достигать поставленных целей и формулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.

Быть своевременным. Для этого необходимо: во-первых, определить наиболее подходящий временной интервал контроля; во-вторых, обеспечить возможность устранять отклонения прежде, чем они примут серьезные размеры.

Быть гибким, то есть должен приспосабливаться к происходящим изменениям.

Быть простым. Простота контроля обеспечивает лучшее понимание его целей и инструментов, а значит и поддержку персоналом организации. Кроме того, простые методы контроля более экономичны.

Быть экономичным. Затраты на осуществление контроля не должны превышать создаваемые им преимущества.

Используемые средства и методы контроля должны соответствовать контролируемому виду деятельности (предмету контроля).

Контроль и контроллинг

Контроллинг является развитием функции контроля в направлении его соединения с другими функциями и все более полной его ориентации на предупреждение отклонений, а не на последующую их ликвидацию.

Контроллинг — это подсистема менеджмента, которая координирует функции анализа, целеполагания, планиро­вания и коррекции стратегии; контролирует функционирование всей системы в це­лом, а также задает, развивает и контролирует подсистему ин­формационного обеспечения.

Главное в контроллин­ге — координация и контроль всех этапов менеджмента как процесса и всех его элементов как систе­мы.

 

Функции управления.

1 Понятие и классификация функций управления. Значение выделения функций менеджмента

2. Общие и конкретные функции менеджмента.

3. Планирование

4. Организация

5. Мотивация.

6. Контроль.

 

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие. Важнейшим видом процессов управления являются функции управления. Поэтому, изучающим менеджмент, необходимо глубокое понимание функций управления, как определяющих сущность менеджмента.

Что же такое функция управления?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.43.192 (0.031 с.)