OEM соглашение (Original equipment manufacturer – производство первичного оборудования) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

OEM соглашение (Original equipment manufacturer – производство первичного оборудования)



ОЕМ соглашение может рассматриваться как форма субподряда, при которой местная фирма производит продукцию по точной спецификации иностранной компании. При этом иностранная компания передает часть своих технологий и оборудования, проводит подготовку кадров и управленческие реорганизации. Впоследствии, иностранная компания реализует произведенную продукцию по собственным каналам и под собственной торговой маркой.

Участие в ОЕМ соглашении дает возможность местным фирмам привлечь новые технологии и реорганизовать свое производство. С помощью нового оборудования и полученных компетенций, компании могут начать производство товаров для внутреннего рынка под собственным брендом.

Главным недостатком данного соглашения является обязательство поставок продукции иностранной компании по фиксированной цене, которая гораздо ниже рыночной.

Международное сотрудничество в инновационной деятельности

Договоры в сфере внешнеэкономической инновационной деятельности

Договоры в сфере внешнеэкономической инновационной деятельности заключаются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Субъектам инновационной деятельности предоставляется право самостоятельно заключать с зарубежными партнерами договоры (контракты), предусматривающие приобретение и продажу патентов и лицензий, а также применять иные формы передачи прав на использование технологий, включая создание совместных предприятий, договоры (контракты) в сфере управления и маркетинга, соглашения об оказании технической помощи, договоры на реализацию проектов “под ключ”, а также договоры международного субподряда.

Внешнеэкономические связи субъектов инновационной деятельности

Субъекты инновационной деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных инновационных программах и проектах, инновационных программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на осуществление инновационной деятельности как в Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территории Российской Федерации в установленном порядке могут создаваться инновационные организации и центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Инновационная деятельность, осуществляемая иностранными физическими и юридическими лицами, государствами и международными объединениями и организациями на территории Российской Федерации, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях, а также иными законодательными актами Российской Федерации и действующими международными соглашениями. Органы государственной власти Российской Федерации могут вводить протекционистские меры тарифного и нетарифного характера для защиты внутреннего рынка инноваций при осуществлении экспортно-импортных и валютных операций, связанных с ввозом-вывозом наукоемкой продукции и высоких технологий. Органы государственной власти Российской Федерации оказывают содействие развитию совместного инновационного предпринимательства, как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах с использованием отечественных научно-технических достижений. В федеральных и региональных правовых актах могут предусматриваться налоговые и иные льготы для иностранных инвесторов, которые вкладывают капитал в федеральные и региональные инновационные программы и проекты, направленные на освоение и распространение базисных инноваций, а также при вложениях российского капитала в высокотехнологичные инновационные проекты в странах СНГ и других странах, отвечающие национальным интересам Российской Федерации. Российская Федерация содействует активному участию государственных органов, научных и производственных организаций в инновационных программах и проектах, осуществляемых по линии различных

 

  1. Финансирование инновационной деятельности.

 

Эффективное управления инновационной деятельностью предполагает расчет потребностей в тех средствах, которые нужны для реализации инновационного проекта и анализ возможных источников финансирования.

Все инновационные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Порядок проведения государственной экспертизы ИП определяется Правительством страны.

Формами финансирования инноваций являются долевое, долговое и безвозмездное финансирование. Детальная классификация форм и источников финансирования ИП на территории РФ показана в таблице.

 

Финансирование инвестиционных проектов

Формы финансирования Источники финансирования
Собственные финансовые ресурсы Прибыль; Амортизационные отчисления; Средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр.
Заемные финансовые ресурсы Облигационные займы; Банковские кредиты; Бюджетные кредиты.
Бюджетное финансирование Государственные бюджет РФ; Республиканские бюджеты; Местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Лизинговое финансирование Финансовый лизинг; Оперативный лизинг.
Венчурное финансирование Государственные дотации; Средства крупных компаний, в т.ч. банков; Финансовые вложения отдельных граждан (“ангелов”)
Проектное финансирование Капитал крупных финансово-промышленных групп; Финансовые ресурсы банков.
Краткосрочное финансирование “стартовых” инвестиционных возможностей малого бизнеса путем развития системы франчайзинга Финансовые ресурсы крупных предприятий, имеющих известную торговую марку, признание в деловом мире.
Ипотечное финансирование Денежные средства государства; Ипотечные кредиты, предоставляемые банками населению и хозяйствующим субъектам; Прибыль финансовых компаний от продажи ипотечных кредитов (обязательств) на вторичном рынке.
Иностранные инвестиции Капитал иностранных юр. и физ. лиц.
Международные инвестиции Средства международных фондов, Всемирного банка, страховых компаний и др.

 

Важное место в системе источников финансирования ИП занимает собственный капитал фирмы. Первоначальную сумму собственного капитала организации, авансированную в формирование ее активов для старта хозяйственной деятельности, составляет уставный (или складочный) капитал.

В процессе эффективной хозяйственной деятельности коммерческих организаций собственный капитал возрастает за счет капитализированной прибыли, которая характеризует часть прибыли (разницы между доходами и расходами) организации, не использованную на потребление акционерами и персоналом. Именно эта часть прибыли обеспечивает инновационное развитие.

Наряду с рассмотренными, внутренним источником формирования собственного капитала являются амортизационные отчисления, которые не увеличивают величину собственного капитала, но служат способом реинвестирования денежных средств в бизнес.

Собственный капитал, направляемый на финансирование инноваций может привлекаться из внешних источников путем:

• Мобилизации дополнительного паевого капитала (путем взносов средств учредителей в уставный или складочный капитал);

• Привлечения дополнительного акционерного капитала в результате повторной эмиссии и реализации акций;

• Безвозмездной финансовой помощи от юридических лиц и го­сударства;

• Конверсии заемных средств в собственные (например, обмен корпоративных облигаций на акции);

• Прочих внешних финансовых источников (эмиссионный доход, образуемый при повторной продаже акций).

Собственному капиталу свойственны: ограниченность объема привлечения и существенного расширения; высокая стоимость.

Если прибыль и амортизационные отчисления позволяют предприятию в той или иной мере обеспечивать свою финансовую устойчивость и осуществлять инновации, то бюджетные источники финансирования носят более глобальный целенаправленный характер и позволяют в большей степени достигать сближения интересов конкретных организаций и государства, предприятий и регионов.

Важной сферой государственного бюджетного финансирования являются, во-первых, развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах; во-вторых, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения.

Прежде всего, государство заинтересовано в создании благоприятных стартовых условий для начинающих предпринимателей. Последние, как правило, не имеют материальных и финансовых ресурсов создания производственной инфраструктуры для своей организации: дорог, средств связи, тепло, вода, энергоснабжения и т.п. Именно государство должно способствовать созданию благоприятных “стартовых” условий развития инвестиционного бизнеса, ориентированного в большей степени на долгосрочное долговое финансирование.

В настоящее время бюджетное финансирование (со стороны государства) осуществляется по двум направлениям: во-первых, в рамках федеральной инвестиционной программы, во-вторых, в рамках программы конкурсного распределения инвестиционных ресурсов.

Такая практика распространена также на региональном уровне, где учитываются экономические и социальные последствия реализации инвестиционного проекта для жителей конкретного региона, как субъекта РФ.

Одной из наиболее распространенных форм финансирования инновационных проектов являются гос. кредиты, источниками которых выступают облигационные займы, банковские и /или/ бюджетные кредиты. В Российской Федерации в силу ряда причин применяется главным образом краткосрочное кредитование ИП. В общем объеме кредитных вложений коммерческих банков, страховых компаний и прочих финансовых организаций доля долгосрочных кредитов составляет менее 5%. На практике большинство коммерческих банков и других кредитных учреждений предпочитает проекты со сроком окупаемости не более двух лет.

Для получения кредита заемщики должны предоставлять финансово-кредитным организациям технико-экономическое обоснование проекта, бизнес-план, в котором должны содержаться вопросы сбыта продукции, информация о ее потенциальных потребителях к др.

Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться инвестиционным компаниям на возмездной и безвозмездной основе.

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

q в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;

q в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевые программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

 

Долгосрочные займы привлекаются для формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов это основная форма долгового финансирования инноваций.

Исходя из целей и специфики инвестиционной и хозяйственной деятельности, организация применяет конкретные формы привлечения долгосрочных заемных средств.

Основными видами долгосрочного банковского кредита являются ипотечный (под залог основных фондов), ролловерный (с пересматриваемой процентной ставкой) и консорциумный кредит (привлечение к кредитованию союза банков - консорциума).

Одним из источников привлечения заемных средств на долгосрочной основе является эмиссия организацией собственных (корпоративных) облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут соглас­но законодательству прибегать организации в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.

Эмитируемые организацией облигации могут иметь различные виды. По особенностям регистрации и обращения облигации делятся на именные и на предъявителя.

К основным условиям эмиссии облигаций относятся:

- номинал облигации

- вид облигации

- период обращения облигаций

- среднегодовой уровень доходности облигации (среднегодовая ставка
процента по ней)

- порядок выплаты процентного дохода

- порядок погашения облигации

- условия досрочного выкупа облигаций и др.

Видом долгосрочного заемного финансирования является так же финансовый лизинг. Лизинг – один из способов ускоренного обновления основных средств, позволяющий предприятию получать средства производства без значительных единовременных выплат. Вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем называется лизингом.

К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все ви ды краткосрочного заемного капитала со сроком его использования до одного года.

Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), включающие различные виды кредиторской задолженности организации (по товарам, работам и услугам, по выданным векселям, полученным авансам, по расчетам с бюджетом и внебюджетным фондами, по оплате труда, с дочерними организациями с другими кредиторами), другие краткосрочные финансовые обязательства.

 

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:

1. Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме.

2. Предоставление средств на длительный срок.

3. Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

В США, стране с высоким уровнем развития рискового капитала, его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.

Рассмотрим виды венчурных предприятий:

1. Собственно рисковый бизнес

2. Внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:

Первый вид – независимые малые инновационные фирмы.

Второй вид – предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х годов, например, в США существовало более 500.

Специфика рискового предпринимательства заключается, прежде всего, в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.

Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. По существу, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства - взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего.

Для российской экономики привлекательно венчурное предпринимательство.

Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты или внутренние венчуры. Они представляют собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано другим подразделениям.

Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из двух правил:

1. Каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерсализации продукта.

2. Каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.

Статья 16. Государственные инновационные и инновационно-венчурные фонды

В целях финансовой поддержки базисных и улучшающих инноваций органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать государственные (федеральные, региональные) и муниципальные инновационные и инновационно-венчурные фонды на правах некоммерческих организаций, обеспечивающие концентрацию бюджетных и внебюджетных средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности. Государственные инновационные и инновационно-венчурные фонды оказывают содействие инновационной деятельности путем предоставления кредитных средств, беспроцентных ссуд и краткосрочных займов на реализацию прошедших независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационных проектов.

Государственные инновационные и инновационно-венчурные фонды могут выполнять функции поручителей и гарантов по обязательствам субъектов инновационной деятельности.
Деятельность государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, доходов от приватизации государственной и муниципальной собственности, средств частных ивесторов (в том числе иностранных), а также доходов от собственной деятельности.
Государственные инновационно-венчурные фонды помимо указанных форм финансирования осуществляют долевое финансирование инновационных проектов, в том числе через участие в собственности организаций, создаваемых для их реализации, и/или в управлении реализацией проектов.

Источники финансирования инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет:

средств организаций (в том числе с иностранным участием), осуществляющих инновационную деятельность; средств коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, государственных и муниципальных инновационных (инновационно-венчурных) фондов, венчурных фондов и иных институциональных инвесторов; средств зарубежных инвесторов и международных финансовых организаций и фондов: средств физических лиц; иных внебюджетных источников финансирования инновационной деятельности; средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Государственное финансирование инновационной деятельности

Государственное финансирование инновационной деятельности осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики. Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:
инновационных проектов, включенных в состав Федеральной инновационной программы и федеральных целевых инновационных программ, региональных (межрегиональных) целевых инновационных программ, а также других приоритетных инновационных проектов;
закупок наукоемкой продукции и передовой техники для государственных нужд;
государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов. Распределение средств федерального бюджета, направляемых на финансирование инновационных проектов и закупку наукоемкой продукции и передовой техники для государственных нужд, осуществляется на конкурсной основе. Средства, выделяемые из федерального бюджета, представляются на безвозмездной основе или в виде централизованных инвестиционных кредитов на возвратной основе.

По решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться государственные гарантии по инвестиционным кредитам, выдаваемым кредитно-финансовыми учреждениями, в том числе иностранными, субъектам инновационной деятельности.

Источники инвестиций

Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того, чтобы получить дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения.

Тем не менее, проблема выбора объекта финансовых вложений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где предприниматель имеет возможность получать сверхмонопольную прибыль. Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств.

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, сбережения населения.

 

Бюджетные ассигнования

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций.

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные различия.

Бюджетный кризис, характерный для экономики развивающихся стран, а также для государств, осуществляющих макроэкономические преобразования, ограничивает возможности государственного участия в развитии инновационных процессов.

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже (табл.)

 

Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.

Международные частные инвестиции являются достаточно активными на развивающихся рынках. Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и другие иностранные частные инвесторы стремятся обеспечить высокую доходность собственных инвестиций с помощью международной диверсификации деятельности. Риск инвестиций в развивающиеся рынки достаточно высок, но он, как правило, обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют значительных предварительных инвестиций, а достаточное для конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено даже без использования последних достижений научно-технического прогресса.

Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, неприятие риска). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принимающие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска учитывают как надбавку к ожидаемой норме прибыли.

Величина этой надбавки может варьировать в очень широких пределах и в значительной степени зависит как от характера проекта, так и от личностных особенностей лиц, принимающих решения об инвестировании. В приведенной ниже таблице содержится информация, которая поможет примерно сориентироваться при определении ожидаемой инвестором величины доходности (табл.)

Таблица

Группы инвестиций Ожидаемая доходность
Замещающие инвестиции — подгруппа 1 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию) Цена капитала
Замещающие инвестиции — подгруппа 2 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требует других решений) Цена капитала + 3%
Замещающие инвестиции — подгруппа 3 (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; заводы, размещаемые на новой площадке) Цена капитала + 6%
Новые инвестиции — подгруппа 1 (новые мощности или связанное с основным производством оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты) Цена капитала + 5%
Новые инвестиции — подгруппа 2 (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием) Цена капитала + 8%
Новые инвестиции — подгруппа 3 (новые мощности и машины или поглощение и приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом) Цена капитала + 15%
Инвестиции в научно-исследовательские работы — подгруппа 1 (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели) Цена капитала + 10%
Инвестиции в научно-исследовательские работы — подгруппа 2 (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее не известен) Цена капитала + 20%

 

Собственные средства организаций

При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.

Если в качестве инвестора выступает сам инициатор инновации, то при принятии решения об инвестировании он исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

Руководство компании — инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций — вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Таким образом, цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.

Что касается влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли, то, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности ее необходимо соизмерять с масштабами производства. Это связано с тем, что средняя отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Иногда крупные компании умышленно занижают цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж.

Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, в настоящее время получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность. В первую очередь это относится к отрасли связи, где за счет короткой длительности производственного цикла предприятия практически не испытывали влияния инфляции и создали достаточный резерв для осуществления научно-технических проектов.

Организации с длительным технологическим циклом производства в условиях инфляции не смогли сохранить собственные оборотные средства, что привело к их тяжелому финансовому положению. Поэтому в настоящее время практически все организации промышленности лишены реальной возможности финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств.

Как показывает мировая практика, 80—90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимущественно за счет собственных финансовых средств.

Финансовый капитал

Финансовый капитал формируется за счет аккумулирования средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных учреждениях.

На этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала выступает как один из главных факторов общественного признания инноваций. Без достаточного финансового обеспечения жизненный цикл инновации ограничивается стадией «идея». Любое новшество должно быть инвестиционно привлекательным и конкурентоспособным на рынке капитала. Поэтому наряду с показателями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся финансово-экономические показатели: объем инвестиций; ожидаемая доходность (рентабельность); срок окупаемости; чистый доход и др.

Экономические показатели становятся основными, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (финансово-кредитного учреждения, которое готово организовать финансирование разработки и реализации инновации за счет собственных и привлеченных средств). Как правило, на рынке инноваций информационный минимум о нововведениях включает сведения не только об их целях, но и о размерах инвестиций, ожидаемой доходности и сроке окупаемости вложений.

Методы финансирования инвестиционных проектов

Классификация видов и форм финансирования

Формы и методы финансирования инвестиционных проектов отличаются значительным разнообразием: в этих целях могут быть использованы выпуск акций, приобретение кредита, лизинговое финансирование, ипотечные ссуды.

Каждая из используемых форм финансирования обладает определенными достоинствами и недостатками. В связи с этим в любом инвестиционном проекте должна быть проведена тщательная оценка последствий инвестирования различных альтернативных схем и форм финансирования. Например, важно соблюдать правильное соотношение между долгосрочной задолженностью и акционерным капиталом, поскольку, чем выше доля заемных средств, тем больше сумма, выплачиваемая в виде процентов.

Используемая финансовая схема должна:

обесᴨȇчить необходимый для планомерного выполнения проекта объема инвестиций;

действовать в направлении оптимизации структуры инвестиций и налоговых платежей;

обесᴨȇчивать снижение капитальных затрат и риска проекта;

обесᴨȇчивать баланс между объемом привлеченных финансовых ресурсов и величиной получаемой прибыли.

Получение финансовых результатов путем выпуска акций

Это одна из наиболее распространенных форм финансирования инвестиционных проектов, она является предпочтительной формой финансирования ᴨȇрвоначальных стадий крупных инвестиционных проектов. Акционерный капитал можно приобретать путем эмиссий двух видов акций: привилеᴦᴎҏованных и обыкновенных. Потенциальными покупателями могут стать: заказчики, заинтересованные в продукции, производимой в результате завершения проекта и ввода в эксплуатацию мощностей; внешние инвесторы, заинтересованные в окупаемости вложенных средств, получении налоговых выигрышей или в приросте стоимости основного капитала на условиях ограниченной аренды или ограниченного участия.

Акционерный капитал может вноситься ими в виде денежных вкладов, оборудования, технологий, а также в форме экономического обоснования проекта или права использования национальных ресурсов, если акционерами являются правительственные организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.066 с.)