Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика состояния преступностиСтр 1 из 9Следующая ⇒ С. л. сИБИРЯКОВ Дети – Преступность – Беда!
(Как уберечь вашего ребенка От тюрьмы и от сумы) Волгоград – 2005 Предлагаемая брошюра предназначена, в первую очередь, родителям, которые не только желают счастья своим детям, но и готовы сделать для этого все, что в их силах. Публикуемый материал, содержащий практические рекомендации, будет полезен и тем, кто собирается иметь детей или у кого они еще совсем маленькие. Определенные интерес издание может также представлять для тех категорий граждан, которые прямо или косвенно причастны к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Апостол Павел, Первое послание к коринфянам, гл. XV
Наше будущее – в детях, в подрастающем поколении. Истина всем хорошо известная и понятная. Однако деятельность нашего государства, в первую очередь, да и большинства его граждан, особенно в последние 15 лет, свидетельствует об обратном: дети, подростки, молодежь оказались наименее защищенной частью общества. В лучшем случае многим из них уготован трудный путь к более или менее сносному существованию, в худшем – их ожидают крушение надежд, жизненных планов, нищета, бесправие и даже тюрьма. А непустующие колонии для малолетних правонарушителей и сотни тысяч беспризорников подтверждают, что многие дети наши растут, как бурьян у дорог! Известный педагог и писатель Г. Медынский в своей «Трудной книге» отметил, что «тюрьма не исправляет человека, а губит его. Если у человека отобрана свобода, то, значит, на это время он лишен жизни. Самое большое счастье на земле – это жить на свободе». Однако именно наше общество, в силу многих, в первую очередь субъективных причин, за последние 85 лет своей трагической истории превратилось в одно из самых криминализированных (преступных) в мире. Сказанное относится и к самой сущности строя или той модели социализма, которая у нас господствовала, и к методам руководства страной, экономикой, воспитания людей, формирования их образа жизни. С первых лет Советской власти страна начала покрываться непрерывно растущей сетью исправительных лагерей, преобразованных впоследствии в колонии, что мало изменило в их сущности. Только за последние четыре десятилетия через места лишения «пропущено» почти тридцать миллионов человек! По истине мы стали преступным сообществом. Так откуда же взяться «добрым нравам» в нашем «худом сообществе»? Примерно каждый десятый (если учесть повторность и многократность осуждений к лишению свободы) из ныне живущих – бывший осужденный, а с учетом всех видов наказаний – и того больше! Добавьте к этому следующие печальные факты: 1. Разводы. За последние 25 – 30 лет их было в среднем до 1 млн. ежегодно. Это значит, что каждый год добавлялось почти 2 млн. несчастных, одиноких, надломленных взрослых, 1 млн. детей-полусирот. А сколько формально полных семей, мучающих друг друга, осталось и существует в настоящее время?! Таким образом, семья – основа государства – рушится, а ведь ей нет альтернативы в плане воспитания детей ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Сегодня каждая пятая семья распадается до года, каждая седьмая – до 5 лет. 2. Рост социально-психологической напряженности в обществе, по рождаемый, в свою очередь, экономической и политической нестабильностью и хаосом, и как следствие – межнациональные и этнические конфликты, вооруженные столкновения и локальные войны. В наш быт прочно вошли такие трагические понятия, как терроризм, беженцы, мигранты и эмигранты (в том числе и дети), геноцид, шовинизм, расизм, фашизм. Гибнут люди, памятники культуры, материальные и духовные ценности. 3. Неправильное, несбалансированное питание и обострение экологической ситуации в стране, приведшие к тому, что у 90% детей авитаминоз, здоровые призывники составляют только 12 – 15%, а ко времени окончания школы 20% учащихся страдают астенией или другими осложнениями в состоянии здоровья (в т.ч. и психического). 4. Ухудшение демографической ситуации. Так, например, в 1992 году в России детей родилось на 30% меньше, чем в 1987 (что значительно меньше, чем в других республиках СНГ). Отрицательные последствия такого «провала» рождаемости очевидны как для общества и государства, так и для института семьи. Более подробно эти и многие другие факторы, определяющие существование и рост преступности несовершеннолетних, мы приведем в соответствующих разделах брошюры. Каждое общество имеет ту преступность, которую оно заслуживает. Жорж Сименон
СОВЕРШАЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Личность несовершеннолетнего представляет собой еще не полностью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором можно выделить: а) не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность. В этом возрасте человек, как правило, еще не успел определить достаточно глубоко и четко своего отношения к окружающему миру и своего места в нем. Поэтому не всякое отклонение от принятых норм поведения несовершеннолетнего можно и нужно истолковывать как антиобщественную направленность и соответствующую деятельность; б) небольшой социальный опыт, уровень, степень социализации личности. Несовершеннолетний не успел еще научиться жить и работать, не изучил законов общества, не усвоил их в такой степени, что бы они стали для него осознанной нормой поведения; в) недостаточно развитые волю и чувства. Однако чаще всего не силы воли им больше не хватает, а наблюдается ослабление самоконтроля, самооценки, самокритичности, отсутствует привычка обдумывать свои действия, а тем более – их последствия; г) неумение контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение. С точки зрения социально-демографической характеристики важно отметить следующее: – основную массу преступлений, как уже отмечалось, совершают лица в возрасте 16 – 17 лет, что вызвано разными причинами: во-первых, это своеобразный рубеж процесса самоутверждения и взросления (подростки получают паспорта, некоторые начинают работать, все больше выходят из-под семейного контроля, приобретают самостоятельность, учатся в ПТУ, техникумах, живут в общежитиях, имеют больше карманных денег); во-вторых, расширяется круг знакомых перед юношами и девушками встают новые, более сложные жизненные проблемы и т. д.; — на втором месте – лица совершающие преступления в возрасте 14 – 15 лет; — лиц женского пола значительно меньше, чем мужского (примерное соотношение: 94% – 6 %); — более половины несовершеннолетних преступников выходит из неблагополучных, чаще всего – неполных семей; около 40% – имеют одного из родителей, а около 3% – не имеют родителей вообще; — с точки зрения социального положения несколько больше несовершеннолетних преступников из семей: безработных, рабочих малоквалифицированного и неквалифицированного труда; работников сферы обслуживания – особенно торговли; служащих; но немало – и из числа семей руководящего состава разного уровня. Следует подчеркнуть, что в настоящий период на первый план все чаще выходит не само по себе социальное положение семей, образовательный уровень родителей, а уровень их культуры, нравственности и духовной жизни; — по-прежнему высока преступность среди несовершеннолетних, проживающих в городах – особенно больших. Она в несколько раз превышает преступность сельских подростков. Однако следует учитывать усиливающиеся миграционные микро- и макропроцессы, т. е. подростки, проживающие в городе, совершают преступления в сельской местности – во время каникул, сельхозработ; а сельские подростки – в городе (приехал в гости, на праздники, просто «поболтаться»). Здесь следует иметь в виду и то обстоятельство, что, как показывает практика, в городах большое число преступлений совершают подростки из сельской местности, поступившие на учебу в ПТУ, техникумы, на работу в различные организации. Особенно трудно им приходится в первое время, когда происходит нелегкий для большинства процесс социальной адаптации. Подростки стараются продемонстрировать своим городским сверстникам, что они не менее физически и умственно развиты, образованы. Самоутверждение, авторитет среди товарищей они завоевывают порой грубостью, силой, а иногда и показной удалью, выраженной в совершении хулиганских действий, грабежей, разбоев и других преступлений. С точки зрения культурно-образовательного уровня необходимо учитывать следующее: — по уровню образования несовершеннолетние преступники отстают от сверстников в среднем на 1 – 3 года, плохо учатся, у них чаще наблюдается процесс «отчуждения» от учебного коллектива; утрата интереса к учебе отмечается в 5 раз выше, неуспевающих – в 7 раз больше; — для несовершеннолетних правонарушителей характерна ограниченность духовных запросов; они практически не посещают выставок, театров, библиотек, концертов классической музыки и т. п. — кино, телевидение, радио для них, как правило, – лишь способ убить свободное время. Соответственно они предпочитают «легкие» фильмы (детективы, боевики), фильмы ужасов и фантастику, эротику и порнографию, развлекательные передачи по телевидению и радио; — несовершеннолетние правонарушители предпочитают «свои» каналы информации, значимые в их микросреде (неформальных референтных группах). Однако эти каналы часто значительно искажают потребляемую информацию; — данной категории несовершеннолетних свойственно праздное времяпрепровождение: бесцельные прогулки по улицам, сборы в укромных местах – в подвалах, на чердаках, в тихих уголках, распитие спиртных напитков, злоупотребление наркотическими и токсическими веществами, сквернословие; при этом часто происходят конфликты В эмоционально-волевой сфере у несовершеннолетних преступников, как правило, преобладают: — ослабление чувства стыда, развитие равнодушного отношения к переживаниям окружающих, не входящих в круг друзей, эмоциональная лабильность (холодность), эгоцентризм (я – центр всего, или «сверэгоизм»); несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности; — эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость, дерзость, вызывающее поведение, упрямство, тщеславие, агрессивность, озлобленность, повышенная конфликтность, нередко – и повышенная сексуальность; — разрыв между уровнями требований к себе и к окружающим; — завышенная самооценка; — ослабление волевых качеств (констатируется в 15 – 20%), однако главное при этом – отрицательная направленность воли, т.е. «злая» воля; — нервно-психические аномалии, но в границах вменяемости, по различным данным, встречаются у таких несовершеннолетних в 35 – 40% случаев. С точки зрения нравственного уровня, уровня правосознания и ценностных ориентации: — наблюдается особенно значительный разрыв («ножницы») между ценностями общества, известными несовершеннолетним в принципе и нередко ими разделяемыми на вербальном (словесном) уровне, и теми, которыми они руководствуются каждодневно; — выше всего из них, как правило, ставятся интересы своего круга – псевдосолидарность, ложное понимание чувства товарищества, долга, совести, порядочности и т. д.; — на первом плане отмечается стремление к утверждению авторитета (нередко любой ценой) в своем круге; — жизненные цели заменяются стремлением к достижению психологического комфорта в своей референтной группе, сиюминутными удовольствиями; — несовершеннолетним правонарушителям в большей степени, чем законопослушным подросткам, свойственно желание облагородить в собственных глазах свои действия, проступки, что обусловливает искажение оценок поведения окружающих, особенно потерпевших (жертв); — нередко допустимым признается любое нарушение, включая противоправное, если «очень нужно» себе, особенно – референтной группе; — характерен низкий уровень правосознания, не одобряется позиция содействия правоохранительным органам; — как правило, подростки, совершающие преступления, надеются на безнаказанность, т. е. считают маловероятным возможность быть задержанным. Можно отметить еще и следующее. Известный криминолог - специалист по преступности несовершеннолетних - К. Игошев отмечал склонность подростков предаваться мечтам, что уводит их от действительности и нередко создает барьер со взрослыми, так как они боятся быть непонятыми или неправильно понятыми. Отсюда – излишняя замкнутость, недоверие к окружающим, стремление уйти в себя. Иногда на этой почве может возникнуть раздражительность и озлобление, проявляющиеся во вспышках агрессивности и жестокости. Следует также помнить, что суть, ядро внутренних побуждений подростка – это стремление стать взрослым, самоутвердиться. При этом подросток ждет от взрослых одного: помощи, взаимопонимания и эмоциональной близости. Нередко вместо смелости у подростков отмечаются наглость, нахальство; вместо настойчивости – упрямство, вместо инициативы – неумение сдерживать свои желания; вместо самостоятельности – неуважение к старшим и их требованиям, даже справедливым. Взрывчато-конфликтные черты личности подростков особенно проявляются в переходном возрасте, в период так называемого пубертатного криза: полового созревания и сопровождающего его резкого перелома в психике. Самолюбие становится особенно ранимым, проявляется повышенная нетерпимость к нравоучениям, конфликтность, склонность к преувеличенным самооценкам. Наблюдаются нередко резкие смены настроения. С физиологической точки зрения могут появляться и такие неприятные ощущения, как повышенная потливость, слезливость, внезапные приливы и отливы крови (то в жар, то в холод бросает), сердцебиение и т. д. Подростку то хочется смеяться, то грусть – хоть плачь или вешайся, причем нередко все это внешне беспричинно. У несовершеннолетних правонарушителей часто доминируют искаженные представления о товариществе, смелости, чести, способах ее защиты и т. д. Дополнительную информацию к размышлению об особенностях личности и внутреннего мира подростков-преступников дают результаты проведенного нами исследования в воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Так, большинство подростков ответили, что курить начали в 3 – 5 классах, каждый седьмой – в 1 – 2-м(!), употреблять спиртное (сначала, как правило, пиво и вино) начинали позже, с интервалом в 2 – 3 года. Помогали по дому, в хозяйстве – единицы, да и то от случая к случаю. Многие признались, что до колонии не знали цены труду, а главное – свободе, что только здесь впервые задумались о себе, жизни, начали учиться думать, прежде чем что-то делать. Правонарушителей характеризует непонимание, а главное – отсутствие веры в то, что может быть настоящая дружба, любовь («Все это вранье, все девушки неверны, только мамы хорошие»). Их представление о счастье: «Когда у меня все есть и нет проблем». Характерная деталь – почти треть опрошенных связывает свое понятие о счастье с тем периодом времени, когда они были маленькими и родители больше уделяли им внимания. Кстати, отцов, судя по ответам, хорошо понимают или любят единицы, а матерей – почти все, многие при этом тепло отзываются о своих младших братьях и сестрах; жалеют, что мало играли с ними, обижали или вообще игнорировали. Почти каждый третий осужденный сетовал на то, что родители, или один из них, большей частью – матери, давали им слишком много воли, не контролировали свободное время и т. д. Характерны такие высказывания–упреки: «Они (родители) от нас откупаются: деньгами, тряпками, предоставлением свободы, чтобы жить для себя – развлекаться, пьянствовать, заниматься любовью, покупать все новые и новые тряпки, вещи...». Следует подчеркнуть, что большая часть осужденных жили достаточно обеспеченно (каждый третий имел отдельную комнату), хорошо питались, получали карманные деньги и т. д. В заключение приведу высказывание одного из опрошенных малолетних преступников, крик души, обращенный к нам, взрослым: «Люди, будьте добрее!.. Спасите меня от тюрьмы». В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
Основные факторы риска уже были упомянуты в разделе о причинах преступности несовершеннолетних. Однако имеется еще целый их ряд, который хотя и выходит за рамки причинности, но не менее, а, может быть, и более важен. Начну с того, что как благоприятные факторы, так и факторы риска для будущего ребенка закладываются задолго до его рождения. Их можно условно подразделить на три подгруппы: биологические, социально-экономические и нравственно-психологические. Приведем некоторые из них. Биологические факторы: 1. Хорошее состояние здоровья к моменту зачатия ребенка у обоих супругов (если в этом нет уверенности – лучше обследоваться у специалистов и принять меры для лечения). 2. Знание имеющихся у вас или ближайших родственников возможных наследственных (генетических) предрасположенностей к различный заболеваниям; при необходимости или сомнениях нужно проконсультироваться у генетиков, пройти обследование, лечение и т. д. Гены, гормоны в определенной степени могут определить, кем станет человек или какие отклонения и склонности будет иметь. Например, наркоманом, алкоголиком, слабоумным, психопатом и т. д. Это, конечно, крайние случаи, но не меньший вред для успешного воспитания и обучения ребенка могут иметь и менее значительные отклонения в его здоровье – как физическом, так и психическом. 3. Исключение неблагоприятного, по различным причинам, зачатия, особенно – пьяного; в состоянии стресса, депрессии, плохого самочувствия; кроме того, сейчас уже имеются различные методики определения лучшего или желаемого для конкретной пары срока зачатия. 4. Строгое соблюдение гигиены, физиологии и психологии периода беременности. При этом надо помнить, что особенно ранимыми для плода являются первые и последние два месяца беременности. 5. Внимательное, заботливое и нежное отношение супругов друг к другу и... к будущему ребенку; да, именно к нему уже на четвертом–пятом месяце можно обращаться, гладя живот беременной женщины; имеются отдельные исследования, которые позволяют выдвинуть гипотезу о том, что плод своим подсознанием может «слышать» окружающих и воспринимать при этом не только специально к нему обращенное. 6.. Обеспечение благоприятных родов, при которых самыми опасными являются черепно-мозговые травмы, а также внесение любой инфекции. 7. Исключение любых бытовых травм; важно учитывать, что уже новорожденный способен иногда к резким движениям. Заключая данный перечень, необходимо отметить возможность негативных последствий любых заболеваний ребенка, особенно инфекционных, так как каждое из них оставляет свой след, который негативно сказывается сразу же или в будущем на характере и поведении ребенка. Приведем только один пример. Хорея – заболевание, при котором ребенок нередко как бы заторможен, делает все медленнее, чем обычно: долго умывается, ест и т. д. Если не знать подлинной причины, то последствия очевидны: вы начинаете подгонять ребенка, ругать, сердиться, даже наказывать, а он – в плач, так как просто не может вести себя иначе. Социально-экономические факторы: 1. Наличие достаточно просторного жилья, чтобы мать и ребенок имели свою комнату (а впоследствии – ребенок или дети). 2. Достаточный уровень материальной обеспеченности, чтобы иметь возможность для матери оставаться дома с ребенком как можно дольше, хотя бы до достижения им трех лет, а лучше – до школы. 3. Обеспечение полноценного обучения и воспитания ребенка в специализированной школе, лицее, колледже и т. д., а также возможности – при желании ребенка, наличии у него способностей и интереса к дополнительному обучению в кружках, секциях, музыкальной школе, изостудии и др. Факторы нравственно-психологического характера включают в себя, прежде всего, психологическую и моральную готовность родителей иметь и воспитывать детей. Здесь на первое место следует поставить проблему так называемой «родительской жертвы». Это означает: лишь в семьях, где родители способны стать выше личных интересов, всецело посвятить себя своим детям (по возможности, конечно, не в ущерб своему индивидуальному развитию), можно ожидать положительных результатов. Педагогика, в том числе семейная, сильна тогда, когда она опирается на психологию и физиологию. Отсюда на втором месте – желание и возможности родителей постоянно пополнять свои знания в этих областях. В данном случае просто безответственно надеяться «на авось», так как хорошие плоды воспитания редко достигаются только «по наитию». И, наконец, родителям необходимо иметь соответствующий культурный уровень – это и общая культура, и культура общения, и культура отношений, и культура поведения, и правовая культура, и культура секса; помнить, что их уровень – залог более высокой культуры их детей. О ПРОБЛЕМЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ
Следует сразу же оговориться, что сама необходимость прибегать к наказанию есть проявление банкротства ваших методов воспитания и доказательство того, что авторитет утерян или же еще не приобретен. Однако давайте будем реалистами – без наказания, к сожалению, в наших условиях обходиться зачастую крайне сложно, если вообще не невозможно. Где же тогда выход? Во-первых, следует постараться ограничить или свести к минимуму физические наказания. А если и приходится к ним прибегать, то понимать и учитывать реакцию детей на них. Так, например, большинство детей при проводимых опросах подчеркивали, что «когда ремнем по попе – это наказание, а рукой по лицу – оскорбление», которое ничего, кроме озлобления, не вызывает. Главное же заключается в том, что «телесные страдания влияют на умственную деятельность и нравственность» (А. Моруа). Во-вторых, не нужно забывать, что применение физического насилия нередко способствует цепной реакции в будущем, т. е. подростки, подвергаемые такому виду наказания, чаще совершают впоследствии именно насильственные преступления против личности и вообще более склонны к агрессивному поведению. По этому поводу один мудрый человек сказал: «Не злите детей – кто пожелает бить, будучи ребенком, тот вполне захочет убивать, будучи взрослым». В-третьих, нельзя забывать о том, что одна из основных целей воспитания – это развитие в ребенке чувства собственного достоинства (чего мало давала старая система и чего нам всем так не хватает в новых условиях жизни и борьбы за выживание), а ведь любое наказание, особенно грубое физическое, противоречит поставленной выше цели. В-четвертых, наказание не должно следовать мгновенно за проступком ребенка. Следует немного подождать, чтобы более рассудительно подойти к его оценке и своей ответной реакции. Однако наказание нельзя и откладывать «на потом», так как ребенок быстрее вас забывает, что совершил, и реакция его на ваши действия будет уже иной. В-пятых, «тяжесть» проступка и наказания должны соответствовать друг другу; в противном случае эффективность последнего снижается, а сущность – искажается. Более того, чрезмерное, несправедливое, не соответствующее возрасту наказание рождает в детях негибкость, жестокость, окаменелость – черты упрямого, недоверчивого, догматичного, а то и просто жестокого человека. Применяя физические наказания, следует помнить, что агрессивность – почти всегда проявление слабости человека (в любом возрасте). Отсюда нередко следует потеря уважения к вам со стороны ребенка и даже – равнодушие. Проводимые исследования несовершеннолетних преступников показывают, что первый фактор имел место в 2,5 раза чаще, чем у законопослушных подростков, а второй – в 4 раза. Это ли не информация к размышлению о пользе и вреде наказания?! АНТИОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
По мнению ведущих представителей мировой криминологической мысли, в центре любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение, прежде всего, социальной защищенности и благосостояния молодежи с раннего детства. Отмеченное подразумевает реализацию хотя бы основных положений Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1959 году. Десять ее основных принципов достаточно полно обеспечиваются во многих странах, в том числе, и в первую очередь, в тех, где преступность несовершеннолетних и молодежи находится на низком уровне. Однако сказанное выше, к сожалению, мало зависит от воли простых граждан. Поэтому тем, кто не просто желает счастья и благополучия своим детям, но и готов сделать для этого все, что в силах, должен, опираясь на имеющиеся знания, опыт, здравый смысл и веление сердца, самостоятельно решать сложнейшую задачу воспитания своих детей и обеспечения их будущего. Определенную помощь в этом могут оказать имеющиеся и создающиеся центры или кабинеты по оказанию социально-психологической помощи родителям и лицам, их заменяющим «телефоны доверия», религиозные и иные благотворительные организации, комитеты по делам семьи и несовершеннолетних при районных, городских, областных администрациях и т. д. Еще один, но трудный в существующих условиях бытия путь – это действовать сообща со своими единомышленниками. Например, организация совместного патрулирования (дежурство родителей по месту жительства и учебы детей, в местах проведения их досуга); объединения (советы) отцов, матерей, дедушек и бабушек для обмена информацией, опытом, знаниями; организация мастерских, клубов, кружков, игротек по месту жительства и многое другое, на что хватит смелости, фантазии, а главное – желания, сил и средств. Определенную помощь в предупреждении антиобщественного поведения подростков могут оказать приводимые ниже советы: 1. Если в вашей семье не получается равенства в лидерстве, то его лучше отдать мужчине, каким бы он ни был, за исключением, конечно, крайних случаев – алкоголик, наркоман и т. д. 2. В семье хотя бы один из супругов должен выполнять роль психотерапевта; чаще всего эта роль принадлежит женщине, у которой эмоциональная сфера выражена более сильно, выше, как правило, чувство ответственности, долга, природной интуиции, доброты и такта. 3. Главное в воспитании – не нравоучения, тем более – не наказания, а совместная деятельность. Недаром подростки в колонии с теплотой вспоминают именно такие, на первый взгляд, мелочи: как ходили с отцом на рыбалку, пилили вместе дрова, ремонтировали что-то, читали. 4. Крайне вредно и даже опасно решать конфликты с детьми криком, который вселяет в них страх и недоверие к родителям, рождает боязливую подозрительность, замкнутость; крик выращивает ответную озлобленность, агрессивность или, наоборот, безволие, апатию. 5. Умение вовремя уступать – сильное педагогическое и нравственное оружие родителей. Мудрый С. Рерих в этой связи писал: «Кто должен уступать при взаимном непонимании – старшие, потому что, уступив, они своим примером больше воздействуют на молодое поколение, чем запретами. Положительный пример всегда воспитывает». В своих отношениях с детьми и подростками следует: помнить и учитывать высказывание писателя С. Цвейга о том, что «взрослые вольно или невольно, раскрывают себя перед очень юными неизмеримо полнее, чем перед другими взрослыми». Отсюда следует быть более осмотрительными в своем поведении, отношениях, высказываниях. Порою вам кажется, что ребенок так занят собою (играет, например), что не обращает на вас никакого внимания. Однако не обманывайтесь – он часто успевает при этом «наматывать все на ус». Пусть этопроисходит не всегда осознанно, но может вылиться в будущем в неприятные для вас (да и для него самого) последствия. 7. Родители должны также учитывать, что особая нагрузка на организм детей выпадает при переходе из начальной школы в среднюю (много новых предметов, новые учителя, дополнительные трудности, стрессы), т. е. в возрасте 10 – 12 лет. А поэтому данный период требует особого внимания. 8. В процессе воспитания нужно стремиться вовремя отыскать в растущем ребенке хорошее, ценное, доброе, а недостатки и пороки его от ваших взоров и так не укроются. 9. Одна из главных задач семьи – воспитывать у ребенка с ранних лет чувство долга, способность к самоограничению; учить его тому, что сила человека не в том, «что он все может, а в том, что он многого не может». 10. Важно помнить простое правило: доброта воспитывается добротой, культура – культурой, а озлобление – озлоблением. 11. Духовная потребность – вот то главное, что в конечном итоге привязывает ребенка к взрослому, а не благодарность за пищу, одежду, игрушки. В этой связи особое значение имеет регулярное чтение или рассказывание сказок маленьким детям на ночь, совместное обсуждение прочитанного всей семьей и др. 12. Родители должны помнить, что их задача – помочь растущему человеку понять себя, ибо смутное представление о себе дает и право на сомнительное поведение и, в итоге, рождает непредсказуемость поступков. Ведь в ком-то из подростков – излишняя азартность, кто-то – пластилиновой податливости и, следовательно, легко подпадает под чужое, не всегда положительное влияние, кто-то – неуравновешен или дик и злобен. 13. Вы можете по-разному относиться к воспитателям яслей, детсадов; учителям школ, лицеев; преподавателям ПТУ, колледжа, техникума и быть с ними в различных отношениях, но если вы действительно хотите добра своему ребенку, то или сотрудничайте с ними, или придерживайтесь нейтральной позиции. А главное – не вмешивайте в эти отношения (особенно если они и так не складываются) своих детей. Обязательно сделайте свой дом открытым для знакомых и товарищей вашего ребенка с тем, чтобы лучше их узнать, а главное – тактично помочь сыну или дочери самому разобраться, с кем они имеют дело. 14. С раннего возраста не оставляйте детей одних, особенно в изолированной группе, так как их замкнутость на себя нередко приводит к искаженным и негативным взаимоотношениям. Не менее тактично и осторожно следует относиться к возможному желанию ваших детей подработать, например, путем обслуживания владельцев автомашин – мытьем машин и т. д. Обычно этим занимаются мальчики с 10 – 12 лет. При этом возникает несколько проблем: на какие цели ваш ребенок намеревается тратить заработанные деньги, будет ли и в какой степени влиять такая деятельность на учебу, здоровье ребенка. И, наконец, вы и ваш ребенок должны знать об опасностях, связанных с работой – это возможность попасть в опасную для здоровья ситуацию или стать жертвой вымогательства (рэкета). НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Перечисленные ниже рекомендации взяты из соответствующих зарубежных источников, в частности из книги «Как защититься от преступника» (Англия) и направлены на повышение защищенности детей от возможных посягательств на их жизнь, честь, здоровье, свободу. Советы детям (четыре «не»), которые вы должны им твердо внушить. НИКОГДА: — не ходи с незнакомцем, — не садись в машину незнакомца, — не играй на улице с наступлением темноты, — не заигрывайся во дворе по пути из школы. При этом должна соблюдаться основная заповедь: «ВСЕГДА ГОВОРИ «НЕТ» НЕЗНАКОМЦУ!» Советы родителям: — Внушайте своим детям, что у них, как и у всех людей, есть неотъемлемые права, такие, например, как право дышать, жить, и что эти права никто не должен и не смеет отнимать у них насильно. Расскажите им о праве на личную безопасность. — Дети должны твердо усвоить, что их тела принадлежат только им. — Объясните детям, что у них есть право оказать «нет» любому взрослому, который может причинить им боль или любой иной вред. Это связано с тем, что многих детей воспитывают в духе безусловного подчинения взрослым, — Подростки-хулиганы (рэкетиры) часто нападают на более маленьких детей (отнимают и вымогают деньги, вещи и т. д., просто измываются). В этом случае посоветуйте им позвать на помощь друзей или взрослых и, не вступая в драку, твердо сказать нападающему: «Нет»! Если группа детей, особенно хором, это прокричит, а кто-то пригрозит позвать взрослых, то это скорее всего отпугнет хулигана (нов). — Иногда ваши дети вступают в драку со старшими, пытаясь отстоять свою игрушку, одежду и т. д. При этом они часто боятся, что дома их за эту утрату накажут, и в результате, как правило, получают травмы. Объясните детям, что самое главное – это безопасность, и в данной ситуации вы не будете их ругать. — Убедите детей в том, что они должны рассказывать вам о любом происшествии, случившемся с ними на улице, во дворе, садике, школе и т. д. Очень часто, щадя ваши родительские чувства или по другим мотивам дети не рассказывают о том, что их напугало, расстроило, обидело и др. — Относитесь к детям с доверием, всегда внимательно выслушивайте их рассказы даже о самом пустяковом происшествии. В противном случае они могут промолчать даже тогда, когда случится что-нибудь более серьезное. — Внушите детям, что некоторые вещи просто нельзя держать в тайне от родителей, даже если они обещали кому-то хранить секрет (тайну). Многие извращенцы и насильники играют на этом, говоря детям: «Давай сохраним это в тайне». Это может смутить ребенка, которому ранее внушили, что нехорошо выдавать секреты (особенно чужие или общие). — Объясните твердо детям, что незнакомцы не должны трогать и целовать их и они сами не должны обнимать и целовать незнакомцев. Внушите детям никогда не ездить на лифте с незнакомыми; не открывать дверь квартиры своим ключом в присутствии незнакомых — Приучите детей никогда не вступать в разговор с незнакомцем. Не нужно грубить ему; нужно сделать вид, что не слышишь, и быстро отойти или отбежать в сторону, домой. Скажите, что не будете за это их ругать. Настоятельно просите сообщать вам о каждой попытке незнакомца завести с ними разговор. — Объясните детям, что вы разрешаете им нарушать установленные правила и нормы поведения с целью самозащиты и что вы всегда будете на их стороне, если в целях личной безопасности им придется эти правила нарушить. Например, поясните им, что столкнувшись с опасностью, они могут убегать, громко кричать, говорить неправду либо даже ударить нападающего. Советы подросткам (в особенности девушкам): — Уходя из дома, позаботьтесь о том, чтобы родители знали, куда вы направляетесь и как с вами можно связаться в случае необходимости. — По возможности находитесь на улице в компании друзей. Не стесняйтесь попросить хозяев квартиры (дома), где вы гостите, разрешить вам позвонить по телефону, чтобы сообщить родителям, что вы направляетесь домой (при необходимости – с кем или каким путем). — Отвечайте отказом на предложение случайного знакомого (ых) подвезти, вас до дома (или еще куда-нибудь). — Когда незнакомец на улице приглашает вас зайти к нему в дом даже под самым благовидным предлогом, вежливо откажите и быстро уходите. — Где бы вы ни были, первым делом узнайте, где находится телефон, запомните путь к дверям, через которые вы сможете скрыться в случае опасности. — Если вы впервые идете по этому адресу (или находитесь в этой местности), то постарайтесь лучше запомнить маршрут, остановки, виды транспорта, характерные приметы (объекты) окружающего ландшафта для ориентации. — Если вы з
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.004 с.) |