Общая характеристика состояния преступности 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика состояния преступности



С. л. сИБИРЯКОВ

Дети –

Преступность –

Беда!

 

(Как уберечь вашего ребенка

От тюрьмы и от сумы)

Волгоград – 2005


Предлагаемая брошюра предназначена, в первую очередь, родителям, которые не только желают счастья своим детям, но и готовы сделать для этого все, что в их силах.

Публикуемый материал, содержащий практические рекомендации, будет полезен и тем, кто собирается иметь детей или у кого они еще совсем маленькие.

Определенные интерес издание может также представлять для тех категорий граждан, которые прямо или косвенно причастны к воспитанию и обучению подрастающего поколения.


Не обманывайтесь: худые сообщества

развращают добрые нравы.

Апостол Павел,

Первое послание к коринфянам, гл. XV

 

Наше будущее – в детях, в подрастающем поколении. Истина всем хорошо известная и понятная. Однако деятельность нашего госу­дарства, в первую очередь, да и большинства его граждан, особенно в последние 15 лет, свидетельствует об об­ратном: дети, подростки, молодежь оказались наименее защищенной частью общества. В лучшем случае многим из них уготован трудный путь к более или менее сносному существованию, в худшем – их ожидают крушение надежд, жизненных планов, нищета, бесправие и даже тюрьма. А непустующие колонии для малолетних правонарушителей и сотни тысяч беспризорников под­тверждают, что многие дети наши растут, как бурьян у дорог!

Известный педагог и писатель Г. Медынский в своей «Трудной книге» отметил, что «тюрьма не исправляет человека, а губит его. Ес­ли у человека отобрана свобода, то, значит, на это время он лишен жизни. Самое большое счастье на земле – это жить на свободе». Однако именно наше общество, в силу многих, в первую очередь субъективных причин, за последние 85 лет своей трагической истории превратилось в одно из самых криминализированных (преступных) в мире. Сказанное относится и к самой сущности строя или той модели со­циализма, которая у нас господствовала, и к методам руководства страной, экономикой, воспитания людей, формирования их образа жизни.

С первых лет Советской власти страна начала покрываться непре­рывно растущей сетью исправительных лагерей, преобразованных впоследствии в колонии, что мало изменило в их сущности. Только за последние четыре десятилетия через места лишения «пропу­щено» почти тридцать миллионов человек! По истине мы стали пре­ступным сообществом. Так откуда же взяться «добрым нравам» в на­шем «худом сообществе»? Примерно каждый десятый (если учесть повторность и многократность осуждений к лишению свободы) из ныне живущих – бывший осужденный, а с учетом всех видов наказаний – и того больше!

Добавьте к этому следующие печальные факты:

1. Разводы. За последние 25 – 30 лет их было в среднем до 1 млн. ежегодно. Это значит, что каждый год добавлялось почти 2 млн. несчастных, одиноких, надломленных взрослых, 1 млн. детей-полуси­рот. А сколько формально полных семей, мучающих друг друга, оста­лось и существует в настоящее время?! Таким образом, семья – основа государства – рушится, а ведь ей нет альтернативы в плане воспи­тания детей ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Сегодня каждая пятая семья распадается до года, каждая седьмая – до 5 лет.

2. Рост социально-психологической напряженности в обществе, по­ рождаемый, в свою очередь, экономической и политической неста­бильностью и хаосом, и как следствие – межнациональные и этниче­ские конфликты, вооруженные столкновения и локальные войны. В наш быт прочно вошли такие трагические понятия, как терроризм, беженцы, миг­ранты и эмигранты (в том числе и дети), геноцид, шовинизм, расизм, фашизм. Гибнут люди, памятники культуры, материальные и духов­ные ценности.

3. Неправильное, несбалансированное питание и обострение эколо­гической ситуации в стране, приведшие к тому, что у 90% детей ави­таминоз, здоровые призывники составляют только 12 – 15%, а ко вре­мени окончания школы 20% учащихся страдают астенией или другими осложнениями в состоянии здоровья (в т.ч. и психического).

4. Ухудшение демографической ситуации. Так, например, в 1992 году в России детей родилось на 30% меньше, чем в 1987 (что значи­тельно меньше, чем в других республиках СНГ). Отрицательные последствия такого «провала» рождаемости очевид­ны как для общества и государства, так и для института семьи.

Более подробно эти и многие другие факторы, определяющие су­ществование и рост преступности несовершеннолетних, мы приведем в соответствующих разделах брошюры.


Каждое общество

имеет ту преступность,

которую оно заслуживает.

Жорж Сименон

 

СОВЕРШАЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Личность несовершеннолетнего представляет собой еще не полно­стью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором можно выделить:

а) не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся со­циальную направленность. В этом возрасте человек, как правило, еще не успел определить достаточно глубоко и четко своего отношения к окружающему миру и своего места в нем. Поэтому не всякое отклоне­ние от принятых норм поведения несовершеннолетнего можно и нуж­но истолковывать как антиобщественную направленность и соответст­вующую деятельность;

б) небольшой социальный опыт, уровень, степень социализации личности. Несовершеннолетний не успел еще научиться жить и рабо­тать, не изучил законов общества, не усвоил их в такой степени, что­ бы они стали для него осознанной нормой поведения;

в) недостаточно развитые волю и чувства. Однако чаще всего не силы воли им больше не хватает, а наблю­дается ослабление самоконтроля, самооценки, самокритичности, отсутст­вует привычка обдумывать свои действия, а тем более – их послед­ствия;

г) неумение контролировать свое поведение и эмоции в различ­ных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение.

С точки зрения социально-демографической характеристики важ­но отметить следующее:

– основную массу преступлений, как уже отмечалось, совершают лица в возрасте 16 – 17 лет, что вызвано разными причинами: во-пер­вых, это своеобразный рубеж процесса самоутверждения и взросления (подростки получают паспорта, некоторые начинают работать, все больше выходят из-под семейного контроля, приобретают самостоя­тельность, учатся в ПТУ, техникумах, живут в общежитиях, имеют больше карманных денег); во-вторых, расширяется круг знакомых перед юношами и девушками встают новые, более сложные жизнен­ные проблемы и т. д.;

— на втором месте – лица совершающие преступления в возра­сте 14 – 15 лет;

— лиц женского пола значительно меньше, чем мужского (при­мерное соотношение: 94% – 6 %);

— более половины несовершеннолетних преступников выходит из неблагополучных, чаще всего – неполных семей; около 40% – имеют одного из родителей, а около 3% – не имеют родителей вообще;

— с точки зрения социального положения несколько больше несовер­шеннолетних преступников из семей: безработных, рабочих малоквали­фицированного и неквалифицированного труда; работников сферы обслу­живания – особенно торговли; служащих; но немало – и из числа се­мей руководящего состава разного уровня. Следует подчеркнуть, что в настоящий период на первый план все чаще выходит не само по себе социальное положение семей, образовательный уровень родителей, а уро­вень их культуры, нравственности и духовной жизни;

— по-прежнему высока преступность среди несовершеннолетних, проживающих в городах – особенно больших. Она в несколько раз превышает преступность сельских подростков. Однако следует учиты­вать усиливающиеся миграционные микро- и макропроцессы, т. е. подростки, проживающие в городе, совершают преступления в сельской местности – во время каникул, сельхозработ; а сельские подро­стки – в городе (приехал в гости, на праздники, просто «поболтать­ся»).

Здесь следует иметь в виду и то обстоятельство, что, как показы­вает практика, в городах большое число преступлений совершают под­ростки из сельской местности, поступившие на учебу в ПТУ, технику­мы, на работу в различные организации. Особенно трудно им приходится в первое время, когда происходит нелегкий для большинства процесс социальной адаптации. Подростки стараются продемонстриро­вать своим городским сверстникам, что они не менее физически и ум­ственно развиты, образованы. Самоутверждение, авторитет среди товарищей они завоевывают порой грубостью, силой, а иногда и показ­ной удалью, выраженной в совершении хулиганских действий, грабежей, разбоев и других преступлений.

С точки зрения культурно-образовательного уровня необходимо учитывать следующее:

— по уровню образования несовершеннолетние преступники от­стают от сверстников в среднем на 1 – 3 года, плохо учатся, у них ча­ще наблюдается процесс «отчуждения» от учебного коллектива; утра­та интереса к учебе отмечается в 5 раз выше, неуспевающих – в 7 раз больше;

— для несовершеннолетних правонарушителей характерна ограни­ченность духовных запросов; они практически не посещают выставок, театров, библиотек, концертов классической музыки и т. п.

— кино, телевидение, радио для них, как правило, – лишь способ убить свободное время. Соответственно они предпочитают «легкие» фильмы (детективы, боевики), фильмы ужасов и фантастику, эротику и порнографию, развлекательные передачи по телевидению и радио;

— несовершеннолетние правонарушители предпочитают «свои» каналы информации, значимые в их микросреде (неформальных рефе­рентных группах). Однако эти каналы часто значительно искажают потребляемую информацию;

— данной категории несовершеннолетних свойственно праздное времяпрепровождение: бесцельные прогулки по улицам, сборы в ук­ромных местах – в подвалах, на чердаках, в тихих уголках, распитие спиртных напитков, злоупотребление наркотическими и токсическими веществами, сквернословие; при этом часто происходят конфликты
(драки, издевательства над младшими, поножовщина), совершаются изнасилования, половые извращения и т. д.

В эмоционально-волевой сфере у несовершеннолетних преступни­ков, как правило, преобладают:

— ослабление чувства стыда, развитие равнодушного отношения к переживаниям окружающих, не входящих в круг друзей, эмоциональ­ная лабильность (холодность), эгоцентризм (я – центр всего, или «сверэгоизм»); несдер­жанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности;

— эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость, дерзость, вызывающее поведение, упрямство, тщеславие, агрессив­ность, озлобленность, повышенная конфликтность, нередко – и повы­шенная сексуальность;

— разрыв между уровнями требований к себе и к окружающим;

— завышенная самооценка;

— ослабление волевых качеств (констатируется в 15 – 20%), однако главное при этом – отрицательная направленность воли, т.е. «злая» воля;

— нервно-психические аномалии, но в границах вменяемости, по различным данным, встречаются у таких несовершеннолетних в 35 – 40% случаев.

С точки зрения нравственного уровня, уровня правосознания и ценностных ориентации:

— наблюдается особенно значительный разрыв («ножницы») меж­ду ценностями общества, известными несовершеннолетним в принци­пе и нередко ими разделяемыми на вербальном (словесном) уровне, и теми, которыми они руководствуются каждодневно;

— выше всего из них, как правило, ставятся интересы своего круга – псевдосолидарность, ложное понимание чувства товарищества, долга, совести, порядочности и т. д.;

— на первом плане отмечается стремление к утверждению авторитета (нередко любой ценой) в своем круге;

— жизненные цели заменяются стремлением к достижению психо­логического комфорта в своей референтной группе, сиюминутными удовольствиями;

— несовершеннолетним правонарушителям в большей степени, чем законопослушным подросткам, свойственно желание облагородить в собственных глазах свои действия, проступки, что обусловливает ис­кажение оценок поведения окружающих, особенно потерпевших (жертв);

— нередко допустимым признается любое нарушение, включая противоправное, если «очень нужно» себе, особенно – референтной группе;

— характерен низкий уровень правосознания, не одобряется пози­ция содействия правоохранительным органам;

— как правило, подростки, совершающие преступления, надеются на безнаказанность, т. е. считают маловероятным возможность быть задержанным.

Можно отметить еще и следующее.

Известный криминолог - специалист по преступности несовершеннолетних - К. Игошев отмечал склонность подростков предаваться мечтам, что уводит их от действительности и нередко со­здает барьер со взрослыми, так как они боятся быть непонятыми или неправильно понятыми. Отсюда – излишняя замкнутость, недоверие к окружающим, стремление уйти в себя.

Иногда на этой почве может возникнуть раздражительность и оз­лобление, проявляющиеся во вспышках агрессивности и жестокости.

Следует также помнить, что суть, ядро внутренних побуждений подростка – это стремление стать взрослым, самоутвердиться. При этом подросток ждет от взрослых одного: помощи, взаимопонимания и эмоциональной близости.

Нередко вместо смелости у подростков отмечаются наглость, на­хальство; вместо настойчивости – упрямство, вместо инициативы – неумение сдерживать свои желания; вместо самостоятельности – неу­важение к старшим и их требованиям, даже справедливым.

Взрывчато-конфликтные черты личности подростков особенно про­являются в переходном возрасте, в период так называемого пубертат­ного криза: полового созревания и сопровождающего его резкого пере­лома в психике. Самолюбие становится особенно ранимым, проявляет­ся повышенная нетерпимость к нравоучениям, конфликтность, склонность к преувеличенным самооценкам. Наблюдаются нередко резкие смены настроения. С физиологической точки зрения могут по­являться и такие неприятные ощущения, как повышенная потливость, слезливость, внезапные приливы и отливы крови (то в жар, то в холод бросает), сердцебиение и т. д. Подростку то хочется смеяться, то грусть – хоть плачь или вешайся, причем нередко все это внешне беспричинно. У несовершеннолетних правонарушителей часто доминируют ис­каженные представления о товариществе, смелости, чести, способах ее защиты и т. д.

Дополнительную информацию к размышлению об особенностях личности и внутреннего мира подростков-преступников дают резуль­таты проведенного нами исследования в воспитательной коло­нии для несовершеннолетних правонарушителей.

Так, большинство подростков ответили, что курить начали в 3 – 5 классах, каждый седьмой – в 1 – 2-м(!), употреблять спиртное (сна­чала, как правило, пиво и вино) начинали позже, с интервалом в 2 – 3 года. Помогали по дому, в хозяйстве – единицы, да и то от случая к случаю. Многие признались, что до колонии не знали цены труду, а главное – свободе, что только здесь впервые задумались о себе, жиз­ни, начали учиться думать, прежде чем что-то делать.

Правонарушителей характеризует непонимание, а главное – от­сутствие веры в то, что может быть настоящая дружба, любовь («Все это вранье, все девушки неверны, только мамы хорошие»).

Их представление о счастье: «Когда у меня все есть и нет про­блем».

Характерная деталь – почти треть опрошенных связывает свое понятие о счастье с тем периодом времени, когда они были маленьки­ми и родители больше уделяли им внимания.

Кстати, отцов, судя по ответам, хорошо понимают или любят еди­ницы, а матерей – почти все, многие при этом тепло отзываются о своих младших братьях и сестрах; жалеют, что мало играли с ними, обижали или вообще игнорировали.

Почти каждый третий осужденный сетовал на то, что родители, или один из них, большей частью – матери, давали им слишком много воли, не контролировали свободное время и т. д. Характерны такие высказывания–упреки: «Они (родители) от нас откупаются: деньгами, тряпками, предоставлением свободы, чтобы жить для себя – развле­каться, пьянствовать, заниматься любовью, покупать все новые и но­вые тряпки, вещи...».

Следует подчеркнуть, что большая часть осужденных жили достаточно обеспеченно (каждый третий имел отдельную комнату), хорошо питались, получа­ли карманные деньги и т. д.

В заключение приведу высказывание одного из опрошенных мало­летних преступников, крик души, обращенный к нам, взрослым: «Лю­ди, будьте добрее!.. Спасите меня от тюрьмы».


В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

 

Основные факторы риска уже были упомянуты в разделе о причи­нах преступности несовершеннолетних. Однако имеется еще целый их ряд, который хотя и выходит за рамки причинности, но не менее, а, может быть, и более важен.

Начну с того, что как благоприятные факторы, так и факторы рис­ка для будущего ребенка закладываются задолго до его рождения. Их можно условно подразделить на три подгруппы: биологические, соци­ально-экономические и нравственно-психологические. Приведем неко­торые из них.

Биологические факторы:

1. Хорошее состояние здоровья к моменту зачатия ребенка у обоих супругов (если в этом нет уверенности – лучше обследоваться у спе­циалистов и принять меры для лечения).

2. Знание имеющихся у вас или ближайших родственников возможных наследст­венных (генетических) предрасположенностей к различный заболевани­ям; при необходимости или сомнениях нужно проконсультироваться у генетиков, пройти обследование, лечение и т. д.

Гены, гормоны в определенной степени могут определить, кем станет человек или какие отклонения и склонности будет иметь. Например, наркоманом, алкоголиком, слабоумным, психопатом и т. д. Это, конечно, крайние случаи, но не меньший вред для успешного воспитания и обу­чения ребенка могут иметь и менее значительные отклонения в его здо­ровье – как физическом, так и психическом.

3. Исключение неблагоприятного, по различным причинам, зача­тия, особенно – пьяного; в состоянии стресса, депрессии, плохого са­мочувствия; кроме того, сейчас уже имеются различные методики оп­ределения лучшего или желаемого для конкретной пары срока зача­тия.

4. Строгое соблюдение гигиены, физиологии и психологии периода беременности. При этом надо помнить, что особенно ранимыми для плода являются первые и последние два месяца беременности.

5. Внимательное, заботливое и нежное отношение супругов друг к другу и... к будущему ребенку; да, именно к нему уже на четвертом–пятом месяце можно обращаться, гладя живот беременной женщины; имеются отдельные исследования, которые позволяют выдвинуть гипотезу о том, что плод своим подсознанием может «слышать» окружаю­щих и воспринимать при этом не только специально к нему обращен­ное.

6.. Обеспечение благоприятных родов, при которых самыми опас­ными являются черепно-мозговые травмы, а также внесение любой инфекции.

7. Исключение любых бытовых травм; важно учитывать, что уже новорожденный способен иногда к резким движениям.

Заключая данный перечень, необходимо отметить возможность негативных последствий любых заболеваний ребенка, особенно инфек­ционных, так как каждое из них оставляет свой след, который нега­тивно сказывается сразу же или в будущем на характере и поведении ребенка.

Приведем только один пример. Хорея – заболевание, при котором ребенок нередко как бы заторможен, делает все медленнее, чем обыч­но: долго умывается, ест и т. д. Если не знать подлинной причины, то последствия очевидны: вы начинаете подгонять ребенка, ругать, сердить­ся, даже наказывать, а он – в плач, так как просто не может вести себя иначе.

Социально-экономические факторы:

1. Наличие достаточно просторного жилья, чтобы мать и ребенок имели свою комнату (а впоследствии – ребенок или дети).

2. Достаточный уровень материальной обеспеченности, чтобы иметь возможность для матери оставаться дома с ребенком как можно дольше, хотя бы до достижения им трех лет, а лучше – до школы.

3. Обеспечение полноценного обучения и воспитания ребенка в специализированной школе, лицее, колледже и т. д., а также возмож­ности – при желании ребенка, наличии у него способностей и инте­реса к дополнительному обучению в кружках, секциях, музыкальной школе, изостудии и др.

Факторы нравственно-психологического характера включают в себя, прежде всего, психологическую и моральную готовность родите­лей иметь и воспитывать детей. Здесь на первое место следует поста­вить проблему так называемой «родительской жертвы». Это означает: лишь в семьях, где родители способны стать выше личных интересов, всецело посвятить себя своим детям (по возможности, конечно, не в ущерб своему индивидуальному развитию), можно ожидать положи­тельных результатов.

Педагогика, в том числе семейная, сильна тогда, когда она опирается на психологию и физиологию. Отсюда на втором месте – жела­ние и возможности родителей постоянно пополнять свои знания в этих областях.

В данном случае просто безответственно надеяться «на авось», так как хорошие плоды воспитания редко достигаются только «по наи­тию».

И, наконец, родителям необходимо иметь соответствующий куль­турный уровень – это и общая культура, и культура общения, и культура отношений, и культура поведения, и правовая культура, и культура секса; по­мнить, что их уровень – залог более высокой культуры их детей.


О ПРОБЛЕМЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Следует сразу же оговориться, что сама необходимость прибегать к наказанию есть проявление банкротства ваших методов воспитания и доказательство того, что авторитет утерян или же еще не приобретен.

Однако давайте будем реалистами – без наказания, к сожалению, в наших условиях обходиться зачастую крайне сложно, если вообще не невозможно. Где же тогда выход?

Во-первых, следует постараться ограничить или свести к миниму­му физические наказания. А если и приходится к ним прибегать, то понимать и учитывать реакцию детей на них. Так, например, боль­шинство детей при проводимых опросах подчеркивали, что «когда ре­мнем по попе – это наказание, а рукой по лицу – оскорбление», ко­торое ничего, кроме озлобления, не вызывает.

Главное же заключается в том, что «телесные страдания влияют на умственную деятельность и нравственность» (А. Моруа).

Во-вторых, не нужно забывать, что применение физического наси­лия нередко способствует цепной реакции в будущем, т. е. подростки, подвергаемые такому виду наказания, чаще совершают впоследствии именно насильственные преступления против личности и вообще бо­лее склонны к агрессивному поведению.

По этому поводу один мудрый человек сказал: «Не злите детей – кто пожелает бить, будучи ребенком, тот вполне захочет убивать, буду­чи взрослым».

В-третьих, нельзя забывать о том, что одна из основных целей вос­питания – это развитие в ребенке чувства собственного достоинства (чего мало давала старая система и чего нам всем так не хватает в новых условиях жизни и борьбы за выживание), а ведь любое наказание, особенно грубое физическое, противоречит поставленной выше цели.

В-четвертых, наказание не должно следовать мгновенно за про­ступком ребенка. Следует немного подождать, чтобы более рассудитель­но подойти к его оценке и своей ответной реакции. Однако наказание нельзя и откладывать «на потом», так как ребенок быстрее вас забы­вает, что совершил, и реакция его на ваши действия будет уже иной.

В-пятых, «тяжесть» проступка и наказания должны соответство­вать друг другу; в противном случае эффективность последнего сни­жается, а сущность – искажается. Более того, чрезмерное, несправед­ливое, не соответствующее возрасту наказание рождает в детях негиб­кость, жестокость, окаменелость – черты упрямого, недоверчивого, догматичного, а то и просто жестокого человека.

Применяя физические наказания, следует помнить, что агрессив­ность – почти всегда проявление слабости человека (в любом возра­сте). Отсюда нередко следует потеря уважения к вам со стороны ре­бенка и даже – равнодушие. Проводимые исследования несовершен­нолетних преступников показывают, что первый фактор имел место в 2,5 раза чаще, чем у законопослушных подростков, а второй – в 4 раза. Это ли не информация к размышлению о пользе и вреде наказа­ния?!


АНТИОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

По мнению ведущих представителей мировой криминологической мысли, в центре любой программы предупреждения преступности дол­жно быть обеспечение, прежде всего, социальной защищенности и благосостояния молодежи с раннего детства.

Отмеченное подразумевает реализацию хотя бы основных положе­ний Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1959 году. Десять ее основных принципов достаточно по­лно обеспечиваются во многих странах, в том числе, и в первую оче­редь, в тех, где преступность несовершеннолетних и молодежи нахо­дится на низком уровне.

Однако сказанное выше, к сожалению, мало зависит от воли про­стых граждан. Поэтому тем, кто не просто желает счастья и благопо­лучия своим детям, но и готов сделать для этого все, что в силах, дол­жен, опираясь на имеющиеся знания, опыт, здравый смысл и веление сердца, самостоятельно решать сложнейшую задачу воспитания своих детей и обеспечения их будущего.

Определенную помощь в этом могут оказать имеющиеся и создаю­щиеся центры или кабинеты по оказанию социально-психологической помощи родителям и лицам, их заменяющим «телефоны доверия», религиозные и иные благотворительные организации, комитеты по де­лам семьи и несовершеннолетних при районных, городских, областных адми­нистрациях и т. д.

Еще один, но трудный в существующих условиях бытия путь – это действовать сообща со своими единомышленниками. Например, организация совместного патрулирования (дежурство родителей по ме­сту жительства и учебы детей, в местах проведения их досуга); объе­динения (советы) отцов, матерей, дедушек и бабушек для обмена ин­формацией, опытом, знаниями; организация мастерских, клубов, кружков, игротек по месту жительства и многое другое, на что хватит смелости, фантазии, а главное – желания, сил и средств.

Определенную помощь в предупреждении антиобщественного по­ведения подростков могут оказать приводимые ниже советы:

1. Если в вашей семье не получается равенства в лидерстве, то его лучше отдать мужчине, каким бы он ни был, за исключением, конеч­но, крайних случаев – алкоголик, наркоман и т. д.

2. В семье хотя бы один из супругов должен выполнять роль пси­хотерапевта; чаще всего эта роль принадлежит женщине, у которой эмоциональная сфера выражена более сильно, выше, как правило, чувство ответственности, долга, природной интуиции, доброты и так­та.

3. Главное в воспитании – не нравоучения, тем более – не нака­зания, а совместная деятельность. Недаром подростки в колонии с теплотой вспоминают именно такие, на первый взгляд, мелочи: как ходили с отцом на рыбалку, пилили вместе дрова, ремонтировали что-то, читали.

4. Крайне вредно и даже опасно решать конфликты с детьми кри­ком, который вселяет в них страх и недоверие к родителям, рождает боязливую подозрительность, замкнутость; крик выращивает ответ­ную озлобленность, агрессивность или, наоборот, безволие, апатию.

5. Умение вовремя уступать – сильное педагогическое и нравст­венное оружие родителей. Мудрый С. Рерих в этой связи писал: «Кто должен уступать при взаимном непонимании – старшие, потому что, уступив, они своим примером больше воздействуют на молодое поко­ление, чем запретами. Положительный пример всегда воспитывает».

В своих отношениях с детьми и подростками следует: помнить и учитывать высказывание писателя С. Цвейга о том, что «взрослые воль­но или невольно, раскрывают себя перед очень юными неизмеримо пол­нее, чем перед другими взрослыми». Отсюда следует быть более осмотрительными в своем поведении, отношениях, высказываниях. Порою вам кажется, что ребенок так занят собою (играет, например), что не об­ращает на вас никакого внимания. Однако не обманывайтесь – он ча­сто успевает при этом «наматывать все на ус». Пусть этопроисходит не всегда осознанно, но может вылиться в будущем в неприятные для вас (да и для него самого) последствия.

7. Родители должны также учитывать, что особая нагрузка на ор­ганизм детей выпадает при переходе из начальной школы в среднюю (много новых предметов, новые учителя, дополнительные трудности, стрессы), т. е. в возрасте 10 – 12 лет. А поэтому данный период требу­ет особого внимания.

8. В процессе воспитания нужно стремиться вовремя отыскать в растущем ребенке хорошее, ценное, доброе, а недостатки и пороки его от ваших взоров и так не укроются.

9. Одна из главных задач семьи – воспитывать у ребенка с ран­них лет чувство долга, способность к самоограничению; учить его то­му, что сила человека не в том, «что он все может, а в том, что он многого не может».

10. Важно помнить простое правило: доброта воспитывается добро­той, культура – культурой, а озлобление – озлоблением.

11. Духовная потребность – вот то главное, что в конечном итоге привязывает ребенка к взрослому, а не благодарность за пищу, одеж­ду, игрушки. В этой связи особое значение имеет регулярное чтение или рассказывание сказок маленьким детям на ночь, совместное об­суждение прочитанного всей семьей и др.

12. Родители должны помнить, что их задача – помочь растуще­му человеку понять себя, ибо смутное представление о себе дает и право на сомнительное поведение и, в итоге, рождает непредсказуе­мость поступков. Ведь в ком-то из подростков – излишняя азартность, кто-то – пластилиновой податливости и, следовательно, легко подпадает под чужое, не всегда положительное влияние, кто-то – не­уравновешен или дик и злобен.

13. Вы можете по-разному относиться к воспитателям яслей, детса­дов; учителям школ, лицеев; преподавателям ПТУ, колледжа, технику­ма и быть с ними в различных отношениях, но если вы действительно хотите добра своему ребенку, то или сотрудничайте с ними, или придер­живайтесь нейтральной позиции. А главное – не вмешивайте в эти от­ношения (особенно если они и так не складываются) своих детей. Обязательно сделайте свой дом открытым для знакомых и товарищей вашего ребенка с тем, чтобы лучше их узнать, а главное – тактич­но помочь сыну или дочери самому разобраться, с кем они имеют дело.

14. С раннего возраста не оставляйте детей одних, особенно в изоли­рованной группе, так как их замкнутость на себя нередко приводит к ис­каженным и негативным взаимоотношениям.

Не менее тактично и осторожно следует относиться к возможному желанию ваших детей подработать, например, путем обслуживания владельцев автомашин – мытьем машин и т. д. Обычно этим занимают­ся мальчики с 10 – 12 лет. При этом возникает несколько проблем: на какие цели ваш ребенок намеревается тратить заработанные деньги, будет ли и в какой степени влиять такая деятельность на учебу, здо­ровье ребенка. И, наконец, вы и ваш ребенок должны знать об опас­ностях, связанных с работой – это возможность попасть в опасную для здоровья ситуацию или стать жертвой вымогательства (рэкета).


НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

 

Перечисленные ниже рекомендации взяты из соответствующих за­рубежных источников, в частности из книги «Как защититься от пре­ступника» (Англия) и направлены на повышение защищенности детей от возможных посягательств на их жизнь, честь, здоровье, свободу.

Советы детям (четыре «не»), которые вы должны им твердо вну­шить.

НИКОГДА:

— не ходи с незнакомцем,

— не садись в машину незнакомца,

— не играй на улице с наступлением темноты,

— не заигрывайся во дворе по пути из школы.

При этом должна соблюдаться основная заповедь: «ВСЕГДА ГО­ВОРИ «НЕТ» НЕЗНАКОМЦУ!»

Советы родителям:

— Внушайте своим детям, что у них, как и у всех людей, есть не­отъемлемые права, такие, например, как право дышать, жить, и что эти права никто не должен и не смеет отнимать у них насильно. Рас­скажите им о праве на личную безопасность.

— Дети должны твердо усвоить, что их тела принадлежат только им.

— Объясните детям, что у них есть право оказать «нет» любому взрослому, который может причинить им боль или любой иной вред. Это связано с тем, что многих детей воспитывают в духе безусловного подчинения взрослым,

— Подростки-хулиганы (рэкетиры) часто нападают на более ма­леньких детей (отнимают и вымогают деньги, вещи и т. д., просто из­мываются). В этом случае посоветуйте им позвать на помощь друзей или взрослых и, не вступая в драку, твердо сказать нападающему: «Нет»!

Если группа детей, особенно хором, это прокричит, а кто-то при­грозит позвать взрослых, то это скорее всего отпугнет хулигана (нов).

— Иногда ваши дети вступают в драку со старшими, пытаясь отстоять свою игрушку, одежду и т. д. При этом они часто боятся, что дома их за эту утрату накажут, и в результате, как правило, получают травмы.

Объясните детям, что самое главное – это безопасность, и в дан­ной ситуации вы не будете их ругать.

— Убедите детей в том, что они должны рассказывать вам о лю­бом происшествии, случившемся с ними на улице, во дворе, садике, школе и т. д. Очень часто, щадя ваши родительские чувства или по другим мотивам дети не рассказывают о том, что их напугало, рас­строило, обидело и др.

— Относитесь к детям с доверием, всегда внимательно выслуши­вайте их рассказы даже о самом пустяковом происшествии. В против­ном случае они могут промолчать даже тогда, когда случится что-ни­будь более серьезное.

— Внушите детям, что некоторые вещи просто нельзя держать в тайне от родителей, даже если они обещали кому-то хранить секрет (тайну).

Многие извращенцы и насильники играют на этом, говоря де­тям: «Давай сохраним это в тайне». Это может смутить ребенка, которому ранее внушили, что нехорошо выдавать секреты (особенно чужие или общие).

— Объясните твердо детям, что незнакомцы не должны трогать и целовать их и они сами не должны обнимать и целовать незнакомцев. Внушите детям никогда не ездить на лифте с незнакомыми; не открывать дверь квартиры своим ключом в присутствии незнакомых
людей.

— Приучите детей никогда не вступать в разговор с незнакомцем. Не нужно грубить ему; нужно сделать вид, что не слышишь, и быстро отойти или отбежать в сторону, домой.

Скажите, что не будете за это их ругать. Настоятельно просите сообщать вам о каждой попытке незнакомца завести с ними разговор.

— Объясните детям, что вы разрешаете им нарушать установлен­ные правила и нормы поведения с целью самозащиты и что вы всегда будете на их стороне, если в целях личной безопасности им придется эти правила нарушить. Например, поясните им, что столкнувшись с опасностью, они могут убегать, громко кричать, говорить неправду ли­бо даже ударить нападающего. Советы подросткам (в особенности девушкам):

— Уходя из дома, позаботьтесь о том, чтобы родители знали, куда вы направляетесь и как с вами можно связаться в случае необходимо­сти.

— По возможности находитесь на улице в компании друзей. Не стесняйтесь попросить хозяев квартиры (дома), где вы гос­тите, разрешить вам позвонить по телефону, чтобы сообщить родите­лям, что вы направляетесь домой (при необходимости – с кем или каким путем).

— Отвечайте отказом на предложение случайного знакомого (ых) подвезти, вас до дома (или еще куда-нибудь).

— Когда незнакомец на улице приглашает вас зайти к нему в дом даже под самым благовидным предлогом, вежливо откажите и быстро уходите.

— Где бы вы ни были, первым делом узнайте, где находится теле­фон, запомните путь к дверям, через которые вы сможете скрыться в случае опасности.

— Если вы впервые идете по этому адресу (или находитесь в этой местности), то постарайтесь лучше запомнить маршрут, остановки, виды транспорта, характерные приметы (объекты) окружающего ланд­шафта для ориентации.

— Если вы з



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.004 с.)