Конституционный Суд Республики Беларусь порядок формирования и состав Конституционного Суда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный Суд Республики Беларусь порядок формирования и состав Конституционного Суда



В Конституции установлен присущий большинству государств по­рядок формирования Конституционного Суда. В соответствии с ним Конституционный Суд формируется на паритетной основе: шесть судей назначаются Президентом, шесть — избираются Советом Респуб­лики. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей 11резидентом сроком на пять лете согласия Совета Республики.

Срок полномочий судей — 1 1 лет. Допускается повторное занятие должности судьи.

Конституционный Суд формируется из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Компетенция Конституционного Суда

Компетенция Конституционного Суда определена в Конституции, Кодексе о судоустройстве и статусе судей, а также Декрете № 14.

В соответствии со ст. 116 Конституции на Конституционный Суд возложена обязанность:

1) осуществлять проверку на соответствие Основному Закону нормативных правовых актов всех государственных органов (локальные нормативные правовые, принятые иными, то есть негосударственны­ми органами, не могут быть предметом проверки Конституционного Суда);

2) давать заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции, что может явиться основанием для их роспуска.

В части 4 ст. 116 Конституции указано, какие нормативные акты подлежат проверке на соответствие Конституции, а также акты, об­ладающие более высокой юридической силой по отношению к про­веряемому акту. Тем самым в ч. 4 указанной статьи определена иерархия нормативных правовых актов.

Так, инициировать проверку конституционности этих актов вправе:

1) Президент;

2) Палата представителей;

3) Совет Республики;

4) Совет Министров;

5) Верховный Суд;

6) Высший Хозяйственный Суд.

Полагаем, что вносить предложения в Конституционный Суд вправе полноправные органы, представляющие указанные субъекты: не Совет Палаты представителей или Президиум Совета Республики, а именно сами палаты, не Президиум Совета Министров, а Совет Министров, не Президиум Верховного Суда, а его высшая инстан­ция — Пленум Верховного Суда и т. и.

Отметим, что в период пребывания в должности Председателя Конституционного Суда с 1997 по 2008 гг. автор настоящего пособия.

как и другие судьи, придерживался позитивного взгляда относитель­но права граждан в соответствии с ч. 4 ст. 122 Конституции обжаловать в Конституционный Суд решения местных Советов депутатов, ис­полнительных и распорядительных органов, ограничивающих или нарушающих их права, свободы и законные интересы.

Предложение о даче заключения о нарушениях Конституции палатами Парламента вносится Президентом.

Автором настоящего пособия на протяжении ряда лет в много­численных публикациях обращалось внимание на то, что Конституция (см. ч. 7 ст. 1 16) позволяет предусмотреть дополнительные полно­мочия Конституционного Суда. Возражений по этому поводу было много от «специалистов» и чиновников самого высокого ранга. С при­нятием Декрета № 14 все они были отвергнуты.

Декретом № 14 дополнительно к конституционным нормам преду­смотрено право Конституционного Суда:

— осуществлять предварительный контроль конституционности всех законов до их подписания Президентом (на это отводится пять дней);

— по предложению Президента излагать позицию о конституцион­ности международных договоров до их подписания или выражения иным образом их обязательности для нашего государства;

— по поручению Президента давать официальное толкование декретов и указов, касающихся конституционных прав, свобод и обя­занностей граждан;

— по предложению Президиума Совета Республики давать за­ключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства;

— по предложению Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Совета Министров излагать свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, междуна­родными организациями и (или) органами и затрагивающих интересы Беларуси.

По итогам рассмотрения вопросов Конституционный Суд выносит решения, особое место среди которых занимают заключения. За­ключения выносятся в соответствии с ч. 4 ст. 116 Конституции по предложениям упомянутых в ней субъектов. Кодексом о судоустройстве и статусе судей, а также Декретом № 14 предусмотрено принятие решений по другим вопросам, в том числе и протокольных.

Согласно ч. 6 ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей по­ложения [Признанных неконституционными нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также долж­ностными лицами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.006 с.)