Проблемы реформирования науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы реформирования науки



На сегодняшний день мы можем констатировать, что старую систему управления наукой разрушили, а рыночную, в соответствии с мировыми стандартами развитых стран, пока так и не создали.

В условиях ограниченного финансирования еще в 1992 г. отказались от традиционного отраслевого распределения денег на исследования и разработки и стали финансировать наиболее перспективные программы. На Западе – хорошо, у нас такая система не оправдала себя.

Эти проблемы привели к:

1)технологической деградации,

2)падению уровня образованности и культуры общества,

3)падению спроса на результаты научных исследований (в 2000г. лишь 5% отечественных предприятий применяли новые достижения, в Европе - 80 - 87%)

В итоге: российские научные разработки стали составлять на мировом рынке всего 0,3%, при их потенциальных возможностях овладения 10-12% этого рынка.

5. Кадровые проблемы Российского сектора науки:

•Повышение ср.возраста ученых (особенно высшей научной квалификации)

•Отток квалифицированных ученых, как за рубеж, так и в другие сферы деятельности

•Слабый приток в науку молодых кадров

•Резкая дифференциация доходов в разных научных организациях и направлениях; низкая з/п молодых ученых

Проблемы финансирование науки

Федеральный Закон Российской Федерации “О науке и государственной научно-технической политике” от 23 августа 1996 года предусматривает выделение науке 4% из расходной части бюджета.

Но на практике этот закон не действует.

Финансирование отечественной науки со стороны зарубежных научных центров, фондов и фирм:

1)с одной стороны оказывает необходимую поддержку для выживания нашей науки,

2)а с другой - по демпинговым ценам, позволяет получать важнейшую информацию о научных разработках и новых технологиях.

Для того чтобы более рационально расходовать те незначительные финансовые средства, которые выделяются на подготовку научных и инженерных кадров, необходимы структурные изменения в самой системе их подготовки.

Главным в этих преобразованиях должен стать учет реальных производственных потребностей и прогрессивных тенденций развития мировой науки.

Развитие всех этих направлений предполагает государственную поддержку фундаментальных наук и формирование условий по стабилизации научного комплекса страны. К таким условиям относятся:

•увеличение доли затрат на науку;

•укрепление материально технического комплекса науки;

•обеспечение кадровой политики;

•увеличение заработной платы;

•увеличение вневедомственного конкурсного финансирования науки

•углубление интеграции науки и образования;

•повышение престижности научного труда.

 

22. Организация подготовки научных кадров в России и европейских странах

1. Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию нов. Знаний о природе, общ-ва, мышлении и познании

2. Классификация: общественные и гуманитарные (экономика), естественные, технические

3. Основные проблемы науки:

1). Реформирование науки. Существенное отставание российской науки от науки мирового уровня

2). Неадекватность финансирования активно работающих ученых, резкое падение престижа научных профессий

Проблема кадров

4). Серьезное снижение стандартов в преподавании, ухудшение качества подготовки студентов и аспирантов.

4.Сегодня подготовка научных кадров осуществляется:

Согласно ст. 21 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: подготовка научно-педагогических работников осуществляется

1) в аспирантуре и докторантуре вузов, научных учреждений или организаций,

2)а также путем прикрепления к указанным учреждениям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук

3)либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

+ не в рамках Закона:

4) в магистратуре, поскольку согласно Положению о магистерской подготовке в системе многоуровневого высшего образования РФ подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

5.Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента:

1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

6.Наиболее распространенной в Европе явл-ся 3х-ступенчатая модель подготовки научных кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура.

-практикуется в университетах большинства стран Европы.

-является наиболее гибкой и эффективной,

-обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпускников в быстро меняющихся условиях рынка труда.

В связи с этим, в 1999 году в Болонье 29 стран подписали Декларацию о своем участии в процессе создания единого образовательного пространств а.

Согласно Декларации в Европе должна быть построена единая структура высшего образования, принята система сопоставимых степеней, способствующая облегчению академич. и профессиональн. признания курсов, степеней и обеспечению возможностей трудоустройства выпускников во всех европейских странах. Сегодня к Болонскому процессу присоединились более 40 стран.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.187.116 (0.009 с.)