Методы психологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологического исследования



Методы психологического исследования

Метод – совокупность конкретных приемов, средств, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Существует 3 группы методов психологии:

· Объективные методы (наблюдения (самый доступный), эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, опрос и математическое моделирование и статистический анализ)

· Методы описания и понимания психологии человека (интрасепция (самонаблюдение, рефлексия своих внутренних переживаний, состояний, мыслей, образов, желаний), словестный или письменный отчет о самонаблюдении, эмпатическое слушание (переживание собеседником тех эмоциональных чувств, которые он испытывает собеседник через отожествление ним), идентификация (мысленное отожествление (анализ, синтез, сравнение))).

· Методы психологической практики (направлены на людей с девиациями, либо с представителями разных профессий и людей разных возрастов):

1. Психотренинг

 

 

Отрасли

Всего насчитывается около 50-ти отраслей психологического знания:

· Фундаментальные (общая психология): изучает общие закономерности, теоретические принципы и методы психологии

· Прикладные (отрасли, достижения которых используют в творческой деятельности: педагогическая психология – изучают психологические проблемы развития личности в процессе обучения и воспитания). Возрастная психология – изучают закономерности развития личности от рождения до старости. Делят на детскую психологию, юности, зрелого возраста, герентопсихологю.

Дифференциальная отрасль изучает разницу меду индивидами и между группами индивидов. Индивид – принадлежность к Homo Sapiens.

Социальная психология – изучение закономерностей поведение и деятельность людей, включенных в социальные группы, а также психологические характеристики социальных групп.

Политическая психология – изучает психологические компоненты, политическую жизнь и деятельность людей

Психология искусства – изучает особенности личности, обуславливающие создание художественных произведений (муза).

Медицинская психология – поведение врача и реакция больного, причины нарушений психики. Изменения, происходящие во время болезни.

Юридическая психология – изучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также формирование личности преступника, особенности поведения.

 

 

Связь психологии с другими науками.

Психология как область антропологического гуманитарного знания тесно связана со многими науками, а именно: с философией. И психология и философия изучают ценности, политические взгляды, сознание человека и другие вопросы. А также с педагогикой, так как они изучают воспитание, хоть и на разном уровне Социология: изучают вместе взаимоотношения меду людьми, социализацию личности, большие и малые социальные группы. История: в психологии есть исторический метод. С техническими науками: при разработке машин используют знания психики человека и наоборот. Тесная связь с медицинскими и биологическими науками: мозг – психика.

Сознание

Сознание — это один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека.

Сознание – это наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью.

Структура сознания:

Выделяют понимание сознание как бодрствование и сон и патологическое понимание сознание.

В структуру сознание входит:

· Сознание

· Предсознание

· Бессознательное

· Самосознание

Процесс и результат осознания самого себя и своего место в мире.

Ощущение

Восприятие

Отражение тела в целом (лед)

Ощущение – психический процесс сущность которого заключается во внутреннем состоянии организма при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

Функции восприятия:

1. Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. 2. Синтеза. Динамическое восприятие окружающего мира. Восприятие движения, эволюции. Память прошедших и предугадывание последующих событий.

 

Свойства восприятия: 1) оно субъективно 2) предметность 3) целостность 4) структурность 5) контрастность 6) осмысленность

Внимание

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определённой деятельности при отвлечении от всего остального. Без внимания не возможны безличтносные отношения. Основные функции внимания:

· Отбор значимых воздействий и игнорирование других

· Удержание данной деятельности до момента её завершения

· Регуляция и контроль за протекаемой деятельностью.

Основные виды внимания:

В зависимости от активности личности

· Непроизвольное (без желания)

· Произвольное (когда мы усилием воли заставляем заниматься)

· Пост-произвольное (переход с произвольного к непроизвольному)

По характеру направленности:

· Внешне направленное

· Внутренне направленное

По происхождению:

· Природное (врожденное)

· Социально-обусловленное (приобретенное)

По направленности на объект:

· Сенсорное

· Интеллектуальное (на мышление)

· Моторное (на движение)

Свойства внимания:

· Сосредоточенность внимания (удержание внимания на одном уровне). Зависит от возраста.

· Устойчивость

· Объем внимания

· Переключаемость

· Распределение внимания

Память

Память – процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Виды памяти:

В зависимости от установки на время хранения информации – мгновенная (иконическая), кратковременная, оперативная, долговременная.

По наличию цели – произвольная и непроизвольная.

По степени осмысленности – механическая, смысловая.

По материалу сохраняемой памятью – когнитивная, эмоциональная, личностная.

По модальности сохраняемых образов – словестно-логическая, образная.

Процессы памяти:

1)Запоминание.

2)Сохранение

3)Воспроизведение

4)Забывание

Мышление

Мышление – процесс опосредованного и обобщённого познания окружающего мира.

Выделяют следующие виды мышления:

1)Наглядно-действенное – решение задач осуществляется физическим преобразованием задачи. Характерен для рабочих профессий.

2)Наглядно-образное – решение задач осуществляется в образном плане.

3)Словесно-логическое – основано на знании понятий, связей между понятиями. Связан с логическими формами мышления (понятие, суждение, умозаключение).

Мыслительные операции:

• Анализ – процесс разделения предмета на составные части и изучение отдельных частей

• Синтез – объединение простых элементов в новый комплекс

• Сравнение – выделение сходных и различных признаков в результате анализа предметов и явлений

• Обобщение – объединение ряда предметов в группу по наличию у них ряда общих, случайных или существенных признаков

• Абстрагирование – символическое упрощение путём отвлечения от конкретных деталей

• Конкретизация – vice versa, переход к деталям

12. Воображение

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

1. Образное представление действительности;

2. Регулирование эмоциональных состояний;

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

4. Формирование внутреннего плана действий.

Потребность

Потребность – субъективное явление, побуждающее явление и означающие нуда в чем-то:

· Биологические (насыщают)

· Информационные (ненасыщаемые)

Маслоу: (пирамида)

Физиологические потребности – безопасность – потребности к привязанности и любви – эстетические – самореализация.

Теория биологических побуждений.

Классификация потребностей:

физиологические потребности (в еде, питье, сне и т.д.)

потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха и т.д.);

социальные потребности (любви, нежности, причастности к какоё-либо группе и т.д.);

признание обществом (самоуважение, достижение цели, одобрения и т.д.);

потребность в самореализации;

Понятие мотива

Воля

Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей.

инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

 стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

 тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

В сложной волевой действия можно выделить четыре основные фазы:
• Возникновения побуждение и предварительное определение цели;
• Стадия обдумывания и борьба мотивов;
• Принятие решения;
• Выполнение. Течение волевой действия в реальных условиях всегда зависит от конкретной ситуации, поэтому различные фазы могут приобретать большей или меньшей тяжести, иногда концентрируя на себе весь волевой акт, иногда совсем нет.

Темперамент. Свойства

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлении, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Типы темперамента

холерик (вспыльчивый, подвижные, инициативный, самоуверенный, нетерпеливый, резкие движения, при неудаче либо активно действ, либо впадают в апатию, изменчивое настроение, может работать очень мобилизовано)

сангвиник (сильный тип, хорошо владеть собой, уравновешен, решителен, оптимистичен,

вкусы и интересы непостоянны, если работа не интересна – он её бросает, он трудочпособный, но не трудолюбивый)

флегматик (спокоен и невозмутим, говорит поделу, предприимчив, его мало что может вести себя, способен долго и упорно работать в неблагоприятных условиях, речь спокойна без имоций, может вырасти лентяй или боец)

меланхолик (слабый тип, нерешительный, неуверенный, трудно сделать выбор, трудность вступить в контакт, тихий голос, замедленная речь, предпочитает подчинятся авторитетам, чувственный и глубокий по натуре)

 

Характер

Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющий отношение к людям и выполняемой работе. Характер обнаруживается прежде всего в деятельности: одни люди предпочитают более сложные и трудные виды деятельности, другие выбирают простые беспроблемные пути. В общении с людьми характер проявляется в манере говорения, в способе реагирования на поступки и действия людей. В отличие от темперамента он обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.

В 18 лет характер сформировывается окончательно.

Классификация:

Зависит от доминирующих волевых или эмоциональных качеств:

· Волевой (активный деятель, целеустремленный)

· Эмоциональный (действующие под влиянием порывов переживаний)

· Рассудочный (расценивающий все с точки зрения разума)

Карлигов выделяет 2 типа:

· Экстравертированный (обращенность личности на окружающий мир, импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность)

· Интровентированный тип (фиксация интересов на счет внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация)

 

 

· Доминирующий

· Подчиняющийся характер

 

· Нормативный и Анархический

 

· Камфорный и самостоятельный

Способности

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Задатки не заключают в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Виды способностей:

1) Общие ( которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности: способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. )

2) Специальные ( которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности: сценической, музыкальной, спортивной )

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с ихразвитием.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности.

Гениальность - высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества

Межличностные отношения

Межличностное отношение – отношение, складывающееся между людьми на основе определенных чувств, рождающихся по отношению к друг другу. Выделяют

· официальные

· неофициальные

межличностные отношения. Официальные – отношения, возникающие на должностной основе или регулируемы уставами, законами, кодексами. Это отношение, имеющее правовую основу и в эти отношении люди входят по необходимости. Неофициальные складываются на основе личных отношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

· Деловые (возникают в связи с совместной работой людей)

· Личные (складываются помимо их совместной деятельности) В основе лежат чувства и поэтом они носят субъективный характер.

В личных отношениях выделяют знакомства – это отношения, когда мы знаем человека по имени и можем вступать с ним в поверхностный контакт. Товарищества – это более положительные и равноправные отношения, складывающиеся на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга и компании. Дружба – еще более тесное и избирательное отношение людьми, основанное на привязанности, общих интересах. Интимные отношения, отношения, которые характеризуются привязанностью, интимностью, откровенностью и когда человек доверяет свое самое сокровенное.

· Рациональные (отношения, основанные на разуме и отсчете, строятся на будущей (реальной) пользе от отношений

· Эмоциональные (на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке)

 

· Субординационные (это отношения неравноправные (между родителем и ребенком))

· Паритетные (равноправие меду людьми, они не подчинены друг другу)

 

Общение

Общение, труд, игра

Общение – процесс взаимодействия людей, на основе которого происходит обмен информации

Функции:

  • Информационное (передача информации друг другу)
  • Аффективная (Чувственная) – понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга, его изменения
  • Регулятивная – в результате воздействия одного партнера на другого должно произойти изменение их поведения или изменение их эмоционального состояния, или свойств личности (при воспитании)

Виды общения:

· Прямое (личные контакты)

· Косвенное (общение, которое характеризуется наличие посредника, с помощью которого приходит передача информация)

 

· Целевое (удовлетворение потребностей в общении)

· Инструментальное (необходимость создание индивидуальной или совместной деятельности)

 

· Межличностные (межу 2-3)

· Личностно – групповое

· Межгрупповое

 

· Деловое

· Неделовое (связано с решением внутренних психологических проблем)

 

· Ритуальные (когда приветствуешь соседа или кассира)

· Манипулятивное (общение с целью использования партнера в своих целях)

· Гуманистическое (личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, переживании)

 

· Кратковременное (создается первое представление о человеке)

· Длительное (приводит к взаимопресущению)

 

· Вербальные (общение с помощью речи, самое богатое из всех видов)

· Невербальные (общение с использованием неречевых средств, телестные контакты).

· Проксимальные (общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг другу). 4 расстояния: 1) публичная зона до 2,5 м., люди не собираются сближаться, 2) социальная зона (1,3 – 3,5) общающиеся знакомы, это важны коллеги и возможно более тесные отношения, 3) личная зона 45 см – 1,3 м – личные

Конфликты

Межличностный конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др.

Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация. Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.

Педагогика

Термин “педагогика” греческого происхождения, дословный перевод этого термина – “детоводство” или “детовождение”. “Пайдагогами” в Древней Греции называли рабов, которые водили детей в школу. Детоводство или детовождение во времена Древней Греции носило буквальный смысл: “брать детей за руку и вести их (в школу) за знаниями”, однако с течением времени этот буквальный смысл термина “педагогика” все более заменяется смыслом переносным: детоводство как “ведение по жизни”, как руководство формированием детей, а детоведение начинает рассматриваться как “использование знаний о ребенке с целью более эффективного воспитания и образования ребенка”. Таким образом, первоначальные педагогические знания появляются с началом появления первых образовательных учреждений, а зачатки первых педагогических учений, развивавшихся в рамках философии, относят примерно к 5-4 веку до нашей эры.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения.Однако становление педагогики как науки происходит значительно позднее – в XVII в. Основоположником педагогической науки считают Яна Амоса Коменского – великого чешского педагога, создавшего труд “Великая дидактика” (ХХУ11 в.), являющий собой начальную точку отсчета современной педагогической науки. Я.А.Коменский определил педагогику как науку о воспитании ребенка, раскрыл сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
Предметом педагогики является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.

Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.

обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

«образование» – понимается как: ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом; единый процесс обучения и воспитания человека; как результат процесса обучения; как система.

Образование – трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование

Образование выступает как средство интеграции общества и средство передачи общественных ценностей различным социальным группам.

Образование - это способ вхождения человека в мир науки и культуры. Необходимо учитывать, что образование всегда функционирует в рамках определенной культуры. Феномены культуры искусственны, ибо они созданы из природного материала человеческими индивидами для удовлетворения их духовных потребностей. К таким феноменам культуры относится и образование. В процессе образования человек осваивает духовные ценности. Овладевая культурой, он не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей развивать собственную субъектность. Результатом получения образования является интегрирование полученного объема знаний, навыков и умений с личностными качествами индивидов и способность самостоятельно использовать свои знания. Культура и образование выступают в качестве одного из ведущих факторов развития цивилизации. Очень важно также отметить, что особое значение в формировании ценностей современного социального работника имеет период профессионального обучения.

В ходе профессиональной подготовки усваиваются следующие группы ценностей социального работника:

1. Ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь другому, нуждающемуся в поддержке

2. Ценности этической ответственности перед профессией - отстаивание и защиты достоинства и целостности профессии

3. Ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника

Воспитание

Воспитание - это процесс передачи социального опыта, необходимого для жизни в обществе, от старшего поколения к младшим.

Воспитание - процесс формирования у личности социальных и духовных отношений. Оно направлено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание обусловлено потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. На воспитание оказывают влияние особенности культурных традиций и исторической эпохи.

Цель воспитания - определение тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах.

Воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, а всестороннее воспитание человека включает в себя: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание.

Средства воспитания: виды научения, убеждения, внушения; социальные установки; мир жизнедеятельности воспитуемого; личный пример воспитателя; поступки, описываемые в художественной, педагогической и другой литературе.

Методы воспитания условно можно разделить на следующие основные группы:1. Методы убеждений, которые позволяют формировать мировоззрение воспитанников (внушение, инструктаж, обращение).2. Методы упражнений (приучения), с помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются ее позитивные мотивы (поручения, требования, показ примеров, создание ситуаций успеха и т.д.).3. Методы поощрения и наказания, которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков (поощрение, похвала, замечание, наказание, создание ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики).Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности, ее активной работе по саморазвитию. Воспитание является действенным, если оно переходит в самовоспитание, которое наряду с индивидуальными особенностями и задатками человека объясняет широкий спектр различных личностных позиций людей, воспитывающихся в общей социальной среде. Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного желательного мотива своей деятельности.

 

Семейное воспитание

Типы семей: простая семья (супружеская пара с детьми), расширенная или сложная семья (включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством).

Важным основанием для выделения типа семьи является наличие обоих супругов. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.

В простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между «отцами» и «детьми», но в подобной семье у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в их воспитании.

В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны.

Причиной неполных семей является чаще всего развод. Но к неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, которые в них воспитываются - как к потенциально неблагополучным. В некоторых случаях, такая семья, с воспитательной точки зрения, наоборот, перестает быть неблагополучной именно в результате развода, потому что из нее удаляются источники постоянного негативного влияния на детей.

С учетом воспитательного воздействия выделяют следующие модели негативных семейных взаимоотношений:

Безнадзорность (родители излишне заняты и не уделяют должного внимания своим детям; Родители в целом любят своих детей, но у них не хватает времени эту любовь проявить. Дети предоставлены сами себе и проводят свое время в поиске увеселений, часто попадают под «уличное влияние»).

Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и постоянным надзором, он слышит все время указания, предупреждения, запреты. В результате ребенок становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах. У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Воспитание «по типу Золушки» - это обстановка эмоциональной отверженности ребенка, безразличного, отношения к нему. Ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то из детей любят больше. Такая ситуация способствует появлению озлобленности и невротическому поведению.

«Жесткое» воспитание проявляется, когда за малейшую провинность (а иногда и без нее) ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

При воспитании в условиях повышенной моральной ответственности с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные надежды родителей. Последствия такого воспитания - навязчивые страхи, постоянная тревога.

Развитие личности

Развитие личности – процесс накопления количественных и качественных изменений в организме человека, социальный, анатомо-физиологический, психологический план

Факторы:

Биологический –наследственность (неуправляемый) - передача детям от родителей определенных качеств и особенностей(цвет глаз, волос, кожи, болезни, физиологические параметры).

Умственные способности не наследуются, а наследуются задатки, которые в силу сложившихся условий перерастают в способности

Социальный – социальная среда (полууправляемый) – реальная действительность и условия, в которых растет ребенок; социальная, материальная, экономическая среда, общественный строй, которые создают условия для развития ребенка; малая социальная среда – родственники, одноклассники, которые непосредственно влияют на формирование личности ребенка

Фактор воспитания – (полностью управляемый, ведущий, может иметь положительный и отрицательный результат в зависимости от содержания целей, методов, средств, используемых в семье, школе) – целенаправленный, сознательно осуществляемый пед.процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формирующейся личности по овладению общественным опытом, знаниями, практическими умениями и навыками, социально-духовными отношениями, способами творческой деятельности.

Каждый человек уникален, а потому все мы выбираем разные пути развития личности. Кому-то важны незыблемые жизненные ценности: семья, любовь, дети, дружба, а кто-то всецело направлен только на собственную персону и ее благополучие.

Психологи утверждают, что в этом плане существует пять основных направлений:

· духовное развитие (поиски совершенствования духовной сущности);

· жизнь для кого-то (посвящение себя любимому человеку, близким, детям);

· жизнь для себя (удовлетворение по максимуму всех своих потребностей, включая самореализацию);

· жизнь для определенной цели (выбрав конкретную грандиозную цель, легче прокладывать точный маршрут следования);

· поиск себя (этот путь может быть самым длинным или самым коротким, зависимо от методов поиска, личностных свойств).

Каждый из этих путей развития личности имеет свою специфику, способы достижения конечного результата.

Обучение

Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.

Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.

обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

«образование» – понимается как: ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом; единый процесс обучения и воспитания человека; как результат процесса обучения; как система.

Образование – трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Социализация и среда

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

o изменение себя, "стать как все";

o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.152 с.)