История парламентаризма в Кыргызской Республике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История парламентаризма в Кыргызской Республике



Приступая к изучению данной темы целесообразно разобраться с понятиями «парламент» и «парламентаризм», которые тесно взаимосвязаны, но не равнозначны. Термин "парламент" происходит от английского "parliament", который имеет в основе французский глагол "parler"- говорить.Несмотря на то, что «предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции, в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале средних веков в Европе, происхождение современного парламента связывают с событиями XIII-XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин)»[1]. В настоящее время парламентом называют общенациональный (общегосударственный) высший представительный законодательный орган в демократических государствах.

Что касается понятия «парламентаризм», несмотря на существующий разнобой в правовой науке, его можно определить как особую систему организации государственной власти, которая характеризуется четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам.

Таким образом, можно резюмировать, что «если парламент означает общегосударственный орган народного представительства, в компетенции которого находится совокупность полномочий по принятию нормативных правовых актов государства высшей юридической силы, то парламентаризм являет собой систему организации государственной власти, где парламенту в ней отводится особая роль»[2].

Парламент (англ., фр. говорить) – общенациональный (общегосударственный) высший представительный законодательный орган в демократических государствах. Может называться по иному: конгресс - США, большинство стран Латинской Америки; сейм - Литва, Латвия и т.д.

Общегосударственный представи­тельный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парла­мент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, явля­ется непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны.

В качестве органа законодательной власти только парламент выполняет функцию принятия законов, которые имеют приоритет в отно­шении других нормативных правовых актов. В Конституции Ирлан­дии (ч. 2 ст. 15), к примеру, говорится: «никакой другой законодательный орган, таким образом, не имеет полномочия издавать законы для государства».

Важная роль парламента в механизме осуществления государст­венной власти выражается в выполнении им не только главной своей функции — законодательствования, но и в ряде других. В частности, можно отметить функции: принятия государственного бюдже­та, контроля за его исполнением, установления налогов; формирования других высших госудаственных органов и избрания иных высших должностных лиц (например, избрание президента, образование пра­вительства, утверждение премьер-министра и министров, избрание судей и др.) или участие в этих процессах; осуществления в той или иной мере (в зависимости от формы государственного правления) кон­троля за высшими органами и должностными лицами исполнительной власти и др. Особая роль парламента получает свое выражение также в таких его полномочиях, как: объявление войны и заключение мира или участие в этом; назначение референдума; ратификация и денонсация международных договоров; объявление амнистии; осуществление про­цедуры импичмента и др.

Государственно-политическая систе­ма, в рамках которой парламент имеет высший статус и играет ведущую роль в осуществлении государственной власти, называют парламен­таризмом. Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам.

Таким образом, парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут не при­знаваться тем или иным государством. К числу этих элементов относятся прежде всего принцип разделения - властей, свободные выборы, верховенство права.

Согласно теории разделения властей, которая в наши дни в той или иной степени нашла свое отражение в конституциона­лизме любой страны, парламент как носитель высшей законода­тельной власти занимает привилегированное положение в систе­ме высших органов государственной власти. Теоретики разделе­ния властей Дж.Локк и Ш.Монтескье ограничивали его роль осуществлением преимущественного законодательной функции; Ж.Ж.Руссо, являвшийся последовательным приверженцем неде­лимости народного суверенитета - обосновывал идею единства верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать законодательную власть.

Эти идеи лежат в основе соответственно президентской (либо смешанной) и парламентарной форм правления.

Марксистско-ленинская теория государства и права отвер­гала значение парламента и парламентаризм как систему управ­ления государством, заменяя их на практике системой советов, которые строились на принципе единства законодательства, управления и контроля. Основатель Советского государства В.И.Ленин писал: "Сущность Советской власти состоит в том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата является массовая орга­низация именно тех классов, которые были угнетены капитализ­мом, т.е. рабочих и полупролетариев (крестьян, не эксплуати­рующих чужого труда и прибегающих постоянно к продаже хотя бы части своей рабочей силы)"1.

Говоря о массовой организации ранее угнетенных капита­лизмом классов, В.И.Ленин имел в виду советы, которые после прихода к власти большевистской партии, дали государственной власти наименование "советской", а государству - "советское". Юридически советская модель организации власти состояла в следующем:

1) верховенство и полновластие советов - все остальные го­сударственные органы (кроме жестко централизованной системы органов прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними или подотчетны им (включая и суды);

2) советы всех ступеней (сельские, поселковые, городские, районные и т.д.) образуют единую централизованную систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя своей основной работы, сессии советов - редкие и непродолжительные (день-два), а их текущие полномочия осуще­ствляются их исполнительными органами на местах и сравнительно узкими коллегиальными органами - президиумами, реше­ния которых подлежат последующему утверждению на сессии советов.

Данная форма правления напоминает парламентарную рес­публику, поскольку правительство формируется советом (представительным органом) и юридически ответственно перед ним. Но на деле в советском государстве был установлен факти­чески партократический режим - реальная власть принадлежала КПСС и ее органам на местах.

Современный парламент - это общенациональный (общегосударственный) представительный орган, главная функ­ция которого в системе государственных органов заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает также и верховное распоряжение государственным бюджетом - его при­нятие и контроль за исполнением.

В большей или меньшей степени, в зависимости от формы правления, парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства.

Конституция Кыргызской Республики 1993 г. впервые использовала понятие "парламент" для обозначения предста­вительного органа государства, осуществляющего законодатель­ную власть. Она и по содержательным характеристикам прибли­зила этот орган к сложившейся в мировой практике парламент­ской модели.

Глава четвертая Конституции раскрывает основы организа­ции и деятельности парламента - Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Конституция учредила парламент, который прин­ципиально отличается от высших представительных органов, в бытность Кыргызстана союзной республикой в составе СССР не игравших сколько-нибудь заметной самостоятельной роли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.007 с.)