Методические советы к работе над рефератом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические советы к работе над рефератом



Кроме лекций и семинаров к активной форме самостоятель­ной работы относится и систематическая работа над учебником, учебным пособием или курсом лекций. Однако здесь в полной мере не раскрываются творческие способности и возможности студен­та. В значительной степени в силу естественной познавательной необходимости студенту приходится следовать логике «учебника-учителя». Кроме этого, идет необходимый процесс накопления знаний, познания нового, неизвестного, постоянное знакомство с новыми понятиями, определениями, категориями.

Ареной подлинного творчества становится реферат на конкретную тему. Автору реферата как правило хочется выйти за рамки учебника при этом начинается знакомство не только с научно-популярной, но и с научной литературой. Открывается возмож­ность проникнуть в «лабораторию» ученых: что они думают, о чем спорят, почему по-разному смотрят на одни и те же политические события, явления, процессы, кто же из них прав. В итоге встает проблема творческого выбора, определения своей позиции, воз­можно, возникнет желание высказать и свои мысли, суждения, соображения.

Творческая работа над рефератом имеет несколько этапов. На первом этапе происходит первоначальное ознакомление с ли­тературой (возможно, с двумя-тремя статьями из научных и на­учно-популярных журналов). Это - этап вхождения в тему (про­блему), накопления и осмысления знаний. Он завершается со­ставлением плана и структуры реферата для его написания.

Второй этап носит поисковый характер. Прибегая к новой, дополнительной литературе, автор реферата ищет ответы на во­просы своего плана. На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, но они носят уже более осознанный ха­рактер, сопровождаются комментариями и своими суждениями. Здесь мы имеем дело с заготовкой материала для написания реферата. На этом этапе завершается работа над планом и его структурой.

И, наконец, третий, самый ответственный этап - написание самого реферата по разработанному плану. Обычно его объем бывает один печатный лист (40 тысяч знаков, включая пробелы). Написанный текст подвергается авторской редакции. Здесь автор реферата приобретает очень ценное качество: писать грамотно, логично, «своими словами», то есть пытаться формировать свой стиль изложения материала, свою логику мышления. Написан­ный реферат правильно должен быть оформлен: к каждой цитате указывается источник по установленным правилам, работа раз­бивается на параграфы с соответствующими заголовками, в нача­ле реферата дается его план, а в конце - библиография, то есть список использованной литературы.

Собеседование с преподавателем считается своеобразным завершением работы над рефератом, его основные идеи (если имеется возможность) могут быть озвучены на семинаре. Наи­более оригинальный реферат может быть доработан в качестве студенческой научной работы. Здесь можно обратиться к пособию автора «Теоретико-методологические правила и императивы написания научной работы» М., 2000 г.

Написание реферата как проблемного задания особенно важно для студентов заочной формы обучения, не только потому, что это требование учебного плана, но и в силу необходимой связи с соответствующей кафедрой. Это позволяет сту­денту своевременно получить необходимую помощь, а кафедре дает возможность лучше контролировать самостоятельную рабо­ту студентов-заочников.

Ранее студенты-заочники выполняли контроль­ные работы, а кафедра давала темы с развернутыми планами и списком литературы. Практика показала, что такая излишняя регламентация сковывает творческую самостоятельность студен­тов, создает ненужный «шаблон» в написании контрольных ра­бот, что превращало их из творческих рефератов в ученические задания. Теперь кафедра, перейдя к системе проблемных заданий, ограничивается лишь определением их тематики. Такой подход открывает простор творчеству студентов. «Реферат - проблемное задание» мобилизует студента на самостоятельное написание ра­боты, что, несомненно, принесет большую пользу, чем выполнение традиционных контрольных работ. При новом подходе «реферат - проблемное задание» должен быть написан студентом по своему плану с использованием по­добранной им самим литературы. Рецензия на «реферат -проблемное задание» (контрольную работу) является предвари­тельной, так как он может быть зачтен только после собеседова­ния с преподавателем, где проверяется выполнение студентом замечаний, высказанных в письменной рецензии. Студент заоч­ного обучения избирает удобную для себя форму собеседования: индивидуальную или коллективно-групповую - по договоренно­сти с преподавателем. В отдельных случаях собеседование может быть осуществлено и во время сдачи экзамена по «Политологии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.004 с.)