Система управления организацией: понятие, элементы, подсистемы и их свойства. Кибернетический подход к понятию системы управления организацией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления организацией: понятие, элементы, подсистемы и их свойства. Кибернетический подход к понятию системы управления организацией.



Система управления - это совокупность устойчивых связей между органом управления, объектом упр. и внешней средой, которая определяется различными способами взаимодействия, потоками упр. инф-ии, реализуемыми в конкретных организационных формах.

СУ включает следующие взаимосвязанные элементы:

  1. Субъект упр. (орган упр.)
  2. Коммуникационные каналы (совокупность связей)
  3. Набор методов технологии, правил и полномочии, оправдывающих поведение работников и порядок выполнения упр. воздействии
  4. Вычислительная техника
  5. Документооборот

Системы управления можно разделить на два типа: с жестко регламентированным управлением на основе заданий и с мягким управлением с помощью целей, сроков, лимитов расходования ресурсов.

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них.

Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров).

Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

В общефилософском смысле субъект - это лицо, способное к выбору деятельности, исполняемой роли для себя и для других, собственных целей и способов их достижения. Субъекты классифицируются по характеру, содержанию и масштабу деятельности.

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д.

 

Система управления характеризуется:

1) составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия;

2) уровнем централизации или децентрализации полномочий;

3) степенью специализации и регламентации функций;

4) стабильностью или изменчивостью поведения;

5) открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям);

6) техническим оснащением.

 

Общая наука об управлении называется кибернетика. (Основоположенник Н. Винер 1948г.)

Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах, изучающая информационные процессы, связанные с управлением динамических систем. Объектом изучения кибернетики являются динамические системы. Предметом информационные процессы, связанные с управлением ими.

 

Кибернетика изучает системы, как множество элементов, соединенных между собой цепью причинно-следственной зависимости. Такое соединение между элементами носит название «связь». Поэтому кибернетику можно определить еще и как науку о функционировании систем взаимосвязанных (сопряженных) действий.

Согласно кибернетике, первым и основным элементом всякой логистической системы (или ее модели) выступает процесс (process), в котором оптимально преобразуются потоки ресурсов.

Вторым элементом кибернетической модели является вход (input). Он как раз и представляет собой поток потребляемых в процессе ресурсов

Третий элемент кибернетической модели– выход (output). Это результат самого преобразования входов, т.е. поток созданных или отработанных ресурсов. В экономических системах выходами могут быть готовая продукция, отходы производства, высвобождаемое оборудование, выходная информация и т. д. Совокупность связей между элементами системы обеспечивает совместное функционирование потоков между элементами (звеньями) одной системы или между системами. Если связь осуществляет передачу выходного воздействия одного элемента на вход какого-либо последующего элемента той же системы, то она носит название прямой связи.

Четвертый элементобратная связь (feedback). Это связь между выходом какого-либо элемента и входом предшествующего ему в той же системе элемента. Она представляет процесс и выполняет целый ряд операций по корректированию элементов системы. Принцип обратной связи лежит в основе управления деятельностью любой организационной системы, он характеризует способность системы воспринимать и использовать информацию о результатах собственной деятельности для достижения цели оптимальным образом и в кратчайшие сроки. Учет выпущенной цехом продукции и израсходованного сырья, регулирование ценами спроса на продукцию, материальное стимулирование, использование тарифов для привлечения грузов на транспорт– это разные формы обратных связей в экономических кибернетических системах.

Пятый элемент кибернетической модели – ограничения (restrictions), которые состоят из целей системы и так называемых принуждающих связей. Для производственно-коммерческих систем одной из целей является выпуск продукции заданных номенклатуры, объема и качества, себестоимости; для информационной части системы — получение требуемой информации. В качестве принуждающих связей в этих случаях могут выступать различные лимиты ресурсов, метод переработки информации, технические характеристики средств для его реализации и т. д.

Основные особенности кибернетики:

  1. Информационный подход к процессам управления.
  2. Одним из основных понятии является алгоритм. Это способ решения задач, точно предписывающий как и в какой последовательности получать результат однозначно определенный исходными данными.
  3. Широкое использование математического моделирования.
  4. Вероятный подход к процессу упр.

Понятие, характер и особенности управленческой деятельности. Элементы процесса управления: управленческий труд, предмет, продукт, средство управленческого труда. Классификация управленческих операции.

Управленческая деятельность – это непрерывный процесс воздействия руководителя в направлении совершенствования исполнителя.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

1) получение и анализ информации;

2) выработка и принятие решений;

3) организация их выполнения;

4) контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей работы;

5) вознаграждение или наказание исполнителей.

 

Основными признаками упр. являются:

  1. Целенаправленность
  2. Воздействие на объект

Исходным пунктом управления является постановка цели. Цель - желаемое состояние объекта управления и его параметров, это будущее состояние, которое должно быть достигнуто. Целью может быть и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.

Формы воздействия могут быть различными: ввод в действие различных ресурсов (капитальных вложений, дополнительного контингента трудящихся, дополнительного оборудования), разработка и выполнение проектов, отдача приказов, обучение персонала и т.д.

Управленческие процессы содержат:

- жесткие, формальные элементы, такие как правила, процедуры, официальные полномочия и т.д.

- мягкие, как стиль руководства и организационные ценности.

В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определение цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации, необходимая корректировка (обратная связь).

Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, т. е. такой совокупности обстоятельств, которые оказывают (могут оказать в будущем) положительное или отрицательное влияние на организацию.

К элементам процесса управления относятся управленческий труд, который реализуется в определенном результате (решении), его предмет и средства.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существующей проблеме и способах ее преодоления.

 

Результат - это управленческое решение, которое служит основой конкретных действии.

Решения формируют так называемый организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений.

Средствами управленческого труда является все то, что способствует осуществлению операций с информацией.

Управленческий труд относится к категории умственного труда. В нем выделяют следующие разновидности:

  1. Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений -- управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.
  2. Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).
  3. Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он включает такие работы как документационная (оформление, размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовала тельная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).

Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:

1) по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль и проч.);

2) по временному горизонту (перспективные, тактические, оперативные);

3) по этапам (целеполагание, анализ ситуации, выявление проблемы, поиск решения);

4) по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);

5) по сферам (экономическая, социальная, технологическая);

6) по объектам (производство, финансы и проч.);

7) по формам и методам осуществления;

8) по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);

9) по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, творческие);

10) по содержанию:

- коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);

- распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений, постановка задач, инструктирование);

- контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий);

- аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений);

- информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.

Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократному изменению или перемещению).

Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и технические.

Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.

Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки.

Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы.

Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации.

 

Виды разделения управленческого труда

1. Функциональное разделение труда (горизонтальное), предполагающее выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, и закрепление их за отдельными работниками и подразделениями аппарата управления. В итоге выделяют руководителей, специалистов, служащих по функциональной роли в процессе управления. Все категории работников вносят свой вклад в разработку и реализацию управляющего воздействия (см. п. 1.3).

2. Иерархическое (вертикальное) разделение труда предусматривает распределение комплексов работ по реализации управленческих функций по уровням иерархии управления, закрепление их за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

3. Технологическое разделение труда - это дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению, анализу и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.

4. Профессиональное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда и закрепление за отдельными работниками в соответствии с их профессиональной подготовкой.

5. Квалификационное разделение труда - распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.

6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).

4 -5 вопрос.

Понятие менеджмента.

Менеджмент-это особая разновидность хоз-ого упр-ия предполагаемая обусловленность дей-ий рук-ля не командами сверху о складывающ. Ситуациями. право и обязанность принимать самостоятельно решения и нести ответственность за их рез-ты т.е. менеджмент-это не руководство подчиняющее и не организации или подразделению, а отделом-это упр-ие предпринимательского типа.

Менеджмент-это вид проф. Дея-ти в условиях риска и неопределенности, когда руководству представляется значительная степень свободы принятия стратегических решений.

Менеджмент-интеграционный процесс с помощью, которого профессионально подготавливают специалистов, формируют организации и управление или меру постановку целей и разработку способов их достижения.

Менеджмент-это ф-ия управления т.е. совокупность таких видов деятельности, как планирование организации, мотиваций и т.д. осуществление, которой обеспечивает эффективное функционирование организации.

Менеджмент-это искусство управления т.е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особенности, способности, хар-р.

Менеджмент-это организационное или аппаратное управления т.е. группа лиц ответственных за изучение, анализ и формирование решений и инициирующих соответственное действие в интересах организации.

Менеджмент- это наука управления т.е. самостоятельная область значений, имеющая свой предмет исследования, специфические проблемы, методы и способы их решения и имеющая свою теорию содержаний, который является законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленности деятельности людей в процессе управления.

Менеджмент решает задачи:

1.тактическая т.е. поддержание устойчивости и функционирование организации всех элементов.

2.развитие и перевод организации в кач. На новое состояние.

Эти задачи решаются в рамках трех основных видов менеджмента: 1) общий-постановка целей, выработка стратегий, решение организационных вопросов и контроль 2) линейное руководство текущей работы, основных и вспомогательных подразделений 3) функциональный-управление решений общей фирмы, планирование, в зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность.

Текущий менеджмент обеспечивает подразделение параметров объекта в рамках допустимый отклон в данное время.

Опережающий (перспективный) включает прогнозирование, планирование и реализация нововведений с учетом риска.

Контролирующая цель-корректирует и преодолевает негативные последствия принятых в прошлом решении.

Предметом изучения менеджмента является разновидность организации, отношения между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с руководством, деловыми и хозяйственными процессами.

В зависимости от объекта выделяют следующие разновидности: 1) управление процессами создание организаций при образовании ее структуры и механизм управления, выработкой норм, регламента.

Производственный обеспечивает осуществление основных деятельности организации в соответствии тех положений путем координации субъектов и ресурсов. Его объектами является постановка планирование организации трудового процесса.

Снабженческо-бытовое управление-заключение хозяйственных договоров закупки сырья, материалов и комплектующих и производственных товаров.

Инновационный осуществляет управление нововведений, стимулирование творчества.

Маркетинг-включает управление организаций на рынке.

Персонал менеджмента-управление человеческими ресурсами, решает задачи подбора, изучение, повышения квалификации, разработка систем вознаграждения и стимулирование создания благоприятного морального разрешения конфликта.

Финансовый менеджмент-это вопрос составления бюджета, финансовое планирование организаций, оценка текущего состояния, его элементов является налоговый менеджмент и риск менеджмента.

Экаунтинт менеджмента- управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, сравнение их исходных плановыми показателями организаций с целью выявления других проблем и ресурсов их исполнения и финансовых потенциалов.

Общими основными методами менеджмента является диалектическими подходами, абстрагирование и принципы единственной теории и практики определенность конкретности, познаваемость, объективности, причинности и развитие историзма, основным методологии менеджмента является кибернетический подход, ситуационный подход, прогностика, теории организации и принятие решение психологической и юридической науки.

Научную базу менеджмента составляет спектрально-конкретных методов проведения исследования в рамках перечисленных дисциплин общими методами проведения является: эксперимент, тестирование и др. получение экспортной информации, изучение документов.

Моделирование: 1)организационный-создают необходимые условия организации по отношению к остальным.2) формируют трудовое, коллективное, нормированное трудовых коллективов и ее рекомендации. 3) административное-это метод активного вмешательства их прямого принуждения к определенному поведению путем создания

 

Вопрос № 6.Условия и предпосылки возникновения менеджмента.Основные школы менеджмента их характеристика.

История развития менеджмента

I.Период: Древний (9-7 тыс-летий до н.э и до 18 века)

II. Индустриальный (1776-1890)

III. Период систематизации (1856-1960)

IV.Информационный (1960 – наст.время)

5 Этапов

1.Религиозно-коммерческий (до 1760г до н.э)

Зарождение письменности и появления слоя жрецов связанных с торговлей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.041 с.)