Успехи донаучного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Успехи донаучного управления.



Практика управления так же стара, как организации, т.е. очень древняя. На глиняных табличках древней Шумерии (3-е тысячелетие до н. э.) записаны коммерческие сделки и законы, что доказывает существование практики управления. Хотя само по себе управление старо, как мир, его научные принципы, признание как профессии датируются ХХ веком. Успехи четкой организации дела постоянно доказывала история. Хороший пример – Римская империя, простоявшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, включающей генералов и офицеров, с планированием и дисциплиной, победно маршировали через плохо организованные государства Европы и Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались в управление губернаторов, подчинявшихся Риму; там строились дороги, чтоб ускорить связь с Римом (связь очень важна для успеха организации). Эти знаменитые дороги (кое-где используются и сейчас) помогали собирать налоги, посылать легионы на усмирение провинций. Древние структуры управления составляли очень малочисленную группу высших руководителей, принимавших все важные решения. Часто власть узурпировалась одним человеком (как бы театр одного актера). Например, Юлий Цезарь, Адриан – хорошие лидеры и правители. Когда к власти приходил неумелый руководитель (Нерон), жизнь государства погружалась во мрак. Н.Макиавелли, ученый и историк, личный учитель Л. Медичи, в своих трактатах (например, Государь и др.) интересно рассуждал о характере власти. Так, например, он показал на ряде примеров, что слабый демократичный правитель ведет свой народ к обнищанию. На основе учения Аристотеля («Политика») он утверждает, что «...существует три вида государственного устройства: Самодержавие, Аристократия и Народное правление (Республика), сами по себе хорошие, но легко искажаемые и становящиеся вследствие этого пагубными. Самодержавие легко становится тираническим, Аристократии с легкостью делаются олигархиями, Народное правление без труда обращается в разнузданность.... Учреждая хорошую форму, нет средства помешать ей скатиться в собственную противоположность, поскольку разность между пороком и добродетелью в данном случае слишком невелика». Вообще людей практически интересовало, как, используя организации, получить больше денег, приобрести большую власть, но не то, как правильно управлять ими.

 

 

4. Основные школы (системы взглядов) по менеджменту.

Обычно выделяют 4 осн школы управления. Они различаются хронологически, но пересекаются в вопр теории и практики (т.е. в одной организации можно найти элементы всех этих подходов). Научное управление (1885-1920 гг.) наиболее тесно связано с работами следующих авторов: а) Ф.Тейлор (из рабочих) вошел в историю техники кроме главн своих достижений, также тем, что дотошно замерял количество угля, которое человек может перегрузить, пользуясь лопатами разной формы и размера. Наилучший результат получен для лопаты-совка (шуфель) емкостью до 21 фунта (8,5 кг); б) Френк Гилбрет (из рабочих) изучал рабочие операции с помощью изобретенного или сочетания кинокамеры с микрохронометром. Ф.Гилбрет, будучи учеником каменщика, задумался о том, что люди, учившие его класть кирпичи, использовали несколько одинаковых связок движений. Он систематизировал и рационализировал эти движения вместе с используемым инструментом. Результат: кол-во движений при кладке одного кирпича сокращено с 18 до 5; производ-ть увеличена на 50%. В дальнейшем с помощью метода стоп-кадров Гилбрет выявил и описал 17 основных движений руки. Он назвал их терблигами (своя фамилия наоборот); в) Генри Гантт (инженер) – автор публикаций об использовании линейных графиков производства. Впервые обосновал отделение управленческих функций (напр, планирования) от фактической работы (ранее рабочие сами планировали свою работу). В целом научн упр не пренебрегало также и человеческим фактором. Публиковались работы по стимулированию производ-ти труда, нормированию произв-ва, рациональным режимам труда и отдыха. Однако, главн в научн упр то, что, благодаря ему, люди увидели, что методы и подходы, используемые в науке, могут быть эффективно использованы и в практике управления. 2.Классическая или административная школа в управлении (1920-1950 гг.). Занималась вырабат-ем подходов к совершенствованию управления не столько производством, сколько организацией в целом. Ее авторы, в отличие от Тейлора и Гилбрета, имели опыт высших руководителей в реальном бизнесе. Анри Файоль (автор знаменитых 14 принципов управления), был назван отцом менеджмента. Ранее руководил большой французской угледобывающей компанией Он первым рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль и регулирование. Линдалл Урвик – консультант по вопросам управления в Англии. Джеймс Муни совместно с А.К.Рейли работал под руководством А. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».

Эти авторы, в основном, исходили из личных наблюдений, рассматривали организацию с точки зрения широкой перспективы, пытались определить общие хар-ки и закономерности построения и деятельности организаций. Наконец, они создали универсальные принципы управления. 3.Школа человеческих отношений (1930-1950). Поведенческие науки (с 1950 г по настоящее время). Почти до 40-х годов ХХ в. многие сомневались в теории З.Фрейда (концепция влияния подсознания на поступки человека) и не увязывали ее с трудовой деятельностью. Вместе с осознанием человеческого фактора как основного элемента эффективности организации и как реакция на недостатки классической школы возникла современная школа, которая иногда назыв неоклассической. Мери Фоллетт и Элтон Мэйо обнаружили, что силы взаимодействия между работниками (горизонтальные) часто оказываются значительнее усилий руководителя (вертикальных). М. Фоллетт первая определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы чужими руками». Э. Мэйо с групп исследователей производил эксперименты на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне о наилучших условиях работы, также о нормах выработки. В этих условиях проявились нормы группового поведения. Напр, работники сообща решали работать ниже выработки, установленной руководством. Возникали конфликты между группами, оппозиция выскочкам Позже Абрахам Маслоу и другие психологи объяснили причины этого, исследуя мотивацию поступков людей (оказалось, что это, в основном, не экономич рычаги, как считали сторонники школы научн управления, а различные потребности, которые лишь частично удовлетворяются с помощью денег). Главн результат этого подхода: если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников будет возрастать, что ведет к увеличению производительности. Школа ограничивалась в основном налаживанием межличностных отношений. Поведенческие науки (социология и психология) изучали поведение человека на рабочем месте. Представители этого (бихевиористского) направления (Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг) изучали разные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организац-ых структур и коммуникаций в организ-х, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни и т.д. Общая цель бихевиоризма – повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов (использовать полностью потенциал каждого работника). 4. Наука управления или количественный подход (с 1950 г. по настоящее время). Основана на вкладе в теорию управления таких наук, как математика, статистика и др. Во 2-ю мировую войну англичанам пришлось рассчитывать способы наиболее эффективного использования средств ПВО и боевых истребителей для противостояния немецким бомбовым ударам. Потом исследовали эффективность военных поставок для высадки союзников в Европе, в войне подлодок, в минировании японских портов. Чуть раньше Л.Канторович, выполняя заказ Ленинградского фанерного треста, сформулировал так называемую задачу линейного программирования. Эти методы (исследования операций) помогали организациям решать задачи распределения ресурсов и планирования своих действий (операций). Эта школа широко исполь модели – формы представления реальности (напр, дорожная карта упрощает пространственные соотношения на местности). После создания модели ее факторам задаются количественные значения. Развитие компьютеров дало мощный толчок применению методов исследования операций.

Сегодня эти модели и методы используются для оптимизации движения транспорта, упр складскими запасами, распределения труд ресурсов и техники по объектам строительства, составления графиков загрузки аудиторий в вузах, определения оптимальной последоват-ти строительства объектов, планирования снабжения матер-ми ресурсами, составления графика игр в высшей лиге на сезон и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.004 с.)