Нематериальные активы, источники их приобретения и амортизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нематериальные активы, источники их приобретения и амортизация



В современных условиях у предприятий в составе внеобо­ротных активов длительного пользования появились нематери­альные активы. Это связано с реформированием отчетности и учета на предприятиях, с внедрением международных стандар­тов в этой области.

Как уже говорилось, капитальные вложения представляют со­бой инвестиции в недвижимое имущество и другие материальные объекты. Но вложения в нематериальные активы также носят инве­стиционный характер. Приобретение нематериальных активов, включение их стоимости в кругооборот средств предприятия, пе­ренос стоимости на изготовленный продукт через начисление из­носа во многом идентично основному капиталу.

Нематериальными активами могут считаться активы, приобре­тенные предприятием в любой форме для использования в произ­водстве и реализации продукции, при выполнении различных ра­бот и услуг либо управлении предприятием, но не имеющие мате­риально-вещественной структуры или если эта структура не при­нимается во внимание по тем или иным причинам.

К ним относятся: приобретенные за плату предприятием па­тенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, другие пра­ва по использованию производственной информации, права на пользование землей и природными ресурсами, программные продукты для ЭВМ, права на интеллектуальную собственность {'ноу-хау) и др.

Затраты на приобретение нематериальных активов могут учитываться в качестве таких активов в том случае, если они от­носятся к конкретному объекту, который может быть выделен из состава иного имущества, выражен в определенной форме, под­тверждающей его существование и права предприятия на этот объект. Например, приобретенные авторские права обретают статус нематериальных активов, если имеется конкретный объ­ект, т.е. рукопись и договор, подтверждающий факт и условия передачи прав на ее использование. Передача интеллектуальной собственности должна содержать ее описание, отчуждаемое от собственника, позволяющее использование объекта такой собст­венности без него и независимо от него. Любые права, приобре­таемые предприятием, должны быть подтверждены юридически полноценным документом, свидетельствующим о праве собст­венности на них данного предприятия.

Виды нематериальных активов

1. Права на использование земельных участков — это часть стоимости взносов участников в уставный капитал организуемых предприятий. Стоимость этих прав зависит от оценки земли и оп­ределяется по соглашению участников. Она должна быть полно­стью погашена амортизационными отчислениями до истечения срока пользования этим правом.

2. Права на объекты производственной или интеллектуальной собственности — это изобретения, патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы, модели, фирменные знаки и проч.

Патенты дают их владельцам исключительные права пользо­вания, производства и продажи продуктов или процессов на пери­од, предусмотренный законодательством. Патентные права могут вноситься участниками в качестве своего вклада в уставный капи­тал или могут приобретаться за плату, которая также включает стоимость юридических и консультационных услуг.

Товарные знаки и торговые марки предоставляют право на исключительное использование фирменного наименования юри­дического лица, а также на специальные обозначения, отличаю­щие товары и услуги предприятия от однородных товаров и ус­луг других предприятий. Право использования товарного знака принадлежит только его собственнику или тому, кому он пере­дал свои права. В условиях рыночной экономики товарный знак является дорогостоящим активом компании, поскольку она может продать свой товарный знак или передать право пользования им в качестве вклада в уставный капитал.

Ноу-хау — представляющие большую ценность накопленные предприятием научные и технические знания, производственный опыт. Это понятие довольно широкое, оно охватывает коммерче­скую, административную, финансовую, научную и другую инфор­мацию. Ноу-хау включается в состав активов предприятия по стоимости приобретения какого-либо документа о праве пользова­ния такими средствами или иной информацией или по стоимости, определяемой по соглашению учредителями предприятия.

Цена фирмы возникает при покупке целых предприятий по ры­ночной цене, которая учитывает доходность предприятия, его пре­стиж на рынке и другие факторы. Превышение покупной стоимо­сти предприятия над балансовой стоимостью его активов и состав­ляет «цену фирмы», которая будет учтена в балансе как один из нематериальных активов.

Организационные расходы, возникающие в период создания предприятия, складываются из расходов на услуги консультантов, рекламные мероприятия, регистрационные, а также иные сборы, подготовку документации и др.

Права на промышленные образцы составляют исключительную привилегию на использование художественно-конструкторских ре­шений (дизайн), определяющих внешний вид продукции.

Авторские права — отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства.

Программные продукты для ЭВМ с технической и эксплуа­тационной документацией, а также комплексы программных средств, составляющие системы обработки информации и АСУ.

Лицензия на право заниматься определенной деятельностью, другие аналогичные права, приобретаемые на ряд лет (более чем на год).

Нематериальные активы числятся в составе активов предпри­ятия в течение срока их полезного использования и в течение этого срока происходит их амортизация.

Оценка нематериальных активов

Для постановки на учет необходимо провести стоимостную оценку нематериальных активов. Проведение оценки зависит от способа получения этих активов. Затраты на приобретение немате­риальных активов складываются из сумм, выплаченных непосред ственно продавцу объекта, а также за информационные и консуль­тационные услуги другим фирмам, вознаграждений, уплаченных посредникам, регистрационных сборов и пошлин, таможенных расходов, невозмещаемых налоговых платежей, связанных с по­купкой, иных расходов, понесенных при покупке объектов.

Затраты на создание отдельных объектов нематериальных ак­тивов включают заработную плату разработчиков с отчислениями и накладные расходы общепроизводственного и общехозяйствен­ного характера.

Расходы по доведению объектов нематериальных активов до работоспособного состояния состоят из необходимых матери­альных и трудовых затрат, а также общепроизводственных на­кладных расходов. Чаще всего это расходы по оплате труда пер­сонала, занятого доводкой и приспособлением для применения на данном предприятии.

Нематериальные активы могут поступать на предприятие безвозмездно, в качестве подарка, в виде вклада в уставный ка­питал или в обмен на акции, распространяемые по подписке. В тех случаях, когда это возможно, первоначальная стоимость не­материальных активов определяется исходя из рыночных цен на аналогичные объекты. Но нередко объекты материальных акти­вов являются уникальными, созданными в единственном числе. Их трудно, а зачастую невозможно оценивать исходя из анало­гий, встречающихся на рынке.

Стоимость нематериальных активов, внесенных в качестве вклада в уставный капитал одним из учредителей, определяется по соглашению всех учредителей, зафиксированных в учреди­тельном договоре данного предприятия. Нематериальные акти­вы, полученные в обмен на акции или иные ценные бумаги, вы­пущенные в порядке эмиссии данным предприятием, оценива­ются двумя способами:

• на основе рыночных цен на данные объекты нематериальных активов;

• на основе рыночной стоимости ценных бумаг, выданных в обмен на активы.

При невозможности оценить стоимость нематериальных акти­вов прямым методом проводится оценка на основе заключения экспертной комиссии.

Предприятие самостоятельно определяет возможный срок пользования данным видом нематериальных активов, и исходя

из этого приказом руководителя предприятия устанавливается норма амортизации. Если невозможно обоснованно определить срок полезного использования отдельными видами нематери­альных активов, то норма амортизации устанавливается в расче­те на десять лет (но не свыше срока деятельности предприятия). Метод начисления амортизации также определяется предпри­ятием самостоятельно.

Состав источников финансирования приобретения нематери­альных активов в основном идентичен источникам финансирова­ния капитальных вложений.

 

49.Сущность финансового планирования

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.

Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок, в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.

Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают жепаемое будущее, выраженное стоимостными или количествен­ными показателями, ключевыми для данного уровня управления.

Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной эконо­мики пятилетний финансовый план государственного предпри­ятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годо­вые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими ор­ганизациями. Утверждаемые самим предприятием годовые фи­нансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рента­бельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предпри­ятию, его финансовой службе отводилась роль простых испол­нителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась.

Рыночная экономика как более сложная и организованная со­циально-экономическая система требует качественно иного финан­сового планирования, так как за все негативные последствия и про­счеты планов, ответственность несет само предприятие ухудшени­ем своего финансового состояния.

Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансо­вого планирования в организациях имеет целый ряд серьезных не­достатков.

1. Процесс планирования по традиции начинается от производ­ства, а не от сбыта продукции.

2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Суще­ствующие планово-экономические службы продолжают подготав­ливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действий.

3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для приня­тия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают историю.

4. При планировании преобладает затратный механизм ценооб­разования: оптовая цена предприятия формируется без учета ры­ночной конъюнктуры.

5. На предприятиях, как правило, отсутствует разделение за­трат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубы­точности продаж.

6. В процессе финансового планирования не оценивается эф­фект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.

7. Существующая система планирования не позволяет проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изме­няющимся условиям деятельности на рынке.

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого при­менения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

• незначительная доля предприятий, располагающих финансо­выми возможностями для осуществления серьезных финан­совых разработок;

• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечест­венного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного фи­нансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высоко­квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельно­сти, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее под­дается контролю и более агрессивна. И как следствие — будущее небольшого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

• воплощает выработанные стратегические цели в форму кон­кретных финансовых показателей;

• обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в про­изводственном плане экономические пропорции развития;

• предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

• служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьше­нием числа неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики вы­работала определенные подходы к планированию развития отдель­ного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на пред­приятии являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами произ­водственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения при­были за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюд­жетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта; он оказыва­ет большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате коррек­тировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми эко­номическими показателями работы предприятия и увязаны с ос­новными разделами предпринимательского плана: производство продукции и - услуг, научно-техническое развитие, совершенст­вование производства и управления, повышение эффективности производства, капитального строительства, материально-техни­ческое обеспечение, труд и кадры, прибыль и рентабельность, экономическое стимулирование и т.п. Таким образом, финансо­вое планирование оказывает воздействие на все стороны дея­тельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объек­тов финансирования, направления финансовых средств и спо­собствует рациональному использованию трудовых, материаль­ных и денежных ресурсов.

В практике финансового планирования применяются следую­щие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического моделирования.

□ Метод экономического анализа позволяет определить ос­новные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

□ Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъ­екта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормати­вами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяй­ственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие, как стан-дарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использовании внут­рихозяйственных норм.

□ Использование метода балансовых расчетов для опреде­ления будущей потребности в финансовых средствах основыва­ется на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

□ Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков осно­вывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

□ Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы вы­брать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут зада­ваться различные.

Так, например, в одном варианте может быть заложен про­должающийся спад производства, инфляция и слабость нацио­нальной валюты, а в другом — рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и сни­жение цен на продукцию.

□ Методы экономико-математического моделирования по­зволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их опреде­ляющими.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансо­вые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых пока­зателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем сложная аналити-ческая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы оди­наковы по содержанию. ]

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исход­ной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний ба­ланс, включающий наиболее достоверную информацию для внут­рифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляю­щийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.) показывает уменьшенные раз­меры прибыли.

Второй этап предусматривает составление основных про­гнозных документов, таких, как прогноз баланса, отчета о при­былях и убытках, движения денежных средств (движение налич­ности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация по­казателей прогнозных финансовых документов посредством со­ставления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование (в зависимости от содержания, на­значения и задач) можно классифицировать на перспективное, те­кущее (годовое)и оперативное.

 

 

50.Финансовое планирование, его содержание, назначение, состав, задачи.

В условиях перехода к рыночной экономике и работы в ней значи­тельная роль принадлежит финансовому планированию.

Финансовое планирование является необходимым элементом управ­ления экономикой. Если финансы, как таковые, охватывают все стороны деятельности предприятия, то финансовое планирование, выражает эти стороны деятельности в соответствующих финансовых показателях, ис­пользуемых в управлении экономикой. Без финансового планирования не может быть достигнут тот уровень управления экономикой, который обес­печивает предприятию повышение его эффективности, успех на рынке, расширение материальной базы, успешное решение социальных вопросов и вопросов материального стимулирования работников.

Финансовое планирование - это процесс определения объемов по­ступления соответствующих видов финансовых ресурсов (прибыли, амор­тизации и др.) и их распределения по направлениям использования в пла­нируемом году.

Назначение финансового планирования - определение совокупной потребности предприятия в финансовых ресурсах в размерах, обеспечи­вающих финансирование расширения производства, выполнение финансо­во-кредитных обязательств перед бюджетом, банками и т.д., решение со­циальных задач и задач материального стимулирования работников пред­приятия. Кроме этого, финансовое планирование способствует предотвра­щению сверхнормативных и сверхплановых расходов товарно-материальных ценностей и финансовых ресурсов как по отдельным видам проводимых мероприятий, так и по предприятию в целом.

Объектом финансового планирования являются доходы и накопле­ния, их формирование и распределение, взаимоотношения со звеньями финансово-кредитной системы, фонды денежных средств, их формирова­ние и использование, капитальные вложения и оборотные активы, плани­рование их объемов и источников финансирования, определение источни­ков финансирования социальной и культурно-бытовой сфер предприятия.

Основными задачами финансового планирования являются:

· определение источников и объема финансовых ресурсов в соответ­ствии с потребностями предприятия;

· выявление резервов увеличения финансовых ресурсов;

· рациональное распределение получаемых доходов и накоплений по каналам их использования;

· осуществление финансового контроля за формированием и исполь­зованием финансовых ресурсов и денежных средств;

· обеспечение усиления роли финансового планирования в управле­ний производством и повышении его эффективности.

Основными стадиями (этапами) финансового планирования являют­ся:

· анализ поступления и расходования финансовых ресурсов по их видам и в целом за предыдущий отчетный период;

· составление проекта финансового плана на планируемый год;

· рассмотрение и утверждение финансовых планов;

· исполнение финансовых планов.

Основными методами финансового планирования являются; метод коэффициентов; нормативный метод; балансовый метод.

Метод коэффициентов предусматривает изменение планируемых финансовых показателей на определенную долю (коэффициент), исходя из уровня их выполнения в предшествующем отчетном периоде.

Нормативный метод предусматривает расчет финансовых показа­телей на основе установленных норм.

Балансовый метод предусматривает увязку всех расходов с источ­никами их финансирования.

В процессе финансового планирования составляются различные фи­нансовые расчеты, таблицы, в которых определяются результаты от про­дажи продукции, работ и услуг, производится распределение выявленных результатов, рассчитываются нормативы собственных оборотных активов и щеточники их покрытия, определяются объемы затрат и источников их покрытия по капитальным вложениям и т.д.

Заключительным этапом финансового планирования является состав­ление сводной таблицы - финансового плана (баланса доходов и расходов) предприятия.

51.Виды финансового планирования и их характеристика.

 

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых расчетов и планов разного содержания и назначения в зави-

симости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования явля­ется бизнес-план, который принято разрабатывать при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором изложены орга­низационные, производственные и рыночные аспекты предполагаемого бизнеса, а также представлены плановые расчеты объемов производства, вкладываемых инвестиций и получаемых финансовых результатов от осу­ществления планируемого мероприятия.

Составление бизнес-плана необходимо для определения объемов и разработки стратегии финансирования, привлечения конкретных инвесто­ров к участию в создании нового предприятия или финансировании новых производственных программ. При этом в качестве инвесторов могут вы­ступать банки, другие юридические, а также физические лица.

Структура бизнес-плана и его объем зависят от сферы деятельности, к которой относится бизнес, от размера данного бизнеса, от суммы инвести­ций, необходимых для его организации, от объема и ассортимента буду­щего продукта. Основная же часть бизнес-плана имеет организационный и производственный характер. Соответствующие его разделы отражают све­дения о продукции, планируемой к производству, ее качестве, уровне цен, рынках сбыта, о результатах маркетинговых исследований, о конкуренто­способности продукции и финансовых результатах от ее продажи.

Примерный состав и содержание разделов бизнес-плана следующие.

1. Юридический статус предприятия. Дается полное и сокращен­ное название предприятия, его юридический адрес, форма собственности и правовой статус, а также состав учредителей и размер их долей в уставном капитале.

2. Краткая историческая справка о деятельности предприятия. Дается информация о специализации предприятия, объемах выпускаемой продукции, указывается размер земельных участков и производственных площадей и т.д.

3. Характеристика производимой продукции (услуг) и рынков сбы­та. Указывается перечень и показатели производства основных видов про­дукции (услуг) за прошедший год и прогноз на три года, предусматривает­ся усовершенствование структуры производимой продукции, указываются существующее положение предприятия на рынках сбыта и предложения по его улучшению.

4. Характеристика конкурентной среды. В этом разделе указывает­ся отрасль, информация о предприятиях, которые производят аналогичную продукцию (услуги) и реализуют ее на тех же рынках, что и предприятие

(конкурент), дается общая характеристика качественных и количествен­ных показателей производимой продукции и т.д.

5. План маркетинговой деятельности. Даются сведения о сущест­вующих на предприятии маркетинговых службах, приводится схема и ха­рактеристика существующих каналов сбыта и предложения покупателя по поводу их усовершенствования, средств рекламы, ценообразования, а так­же указываются сведения о деятельности предприятия, связанной с про­движением производимой продукции на рынке сбыта, о механизме расче­тов за приобретенную продукцию. Здесь же приводится характеристика поставщиков сырья и материалов с указанием их качества, количества, ритмичности поступления и цены.

6. План производственной деятельности предприятия. Дается характеристика производственного процесса на предприятии, приводятся схемы производственных потоков, указываются предложения покупателя по поводу усовершенствования производственного процесса на предпри­ятии на основе внедрения прогрессивной техники и технологии.

7. Организационный план. Дается информация о существующей ор­ганизационной структуре предприятия и предложения покупателя по ее усовершенствованию, данные об обеспечении предприятия рабочей силой, квалификации работников, о существующей системе заработной платы, системе премий, их средние размеры и т.д.

8. Охрана окружающей среды. В этом разделе предоставляется ин­формация о состоянии окружающей среды, существующих проблемах, первоочередности их решения, источниках финансирования проводимых природоохранных мероприятий с указанием сроков выполнения.

9. Финансовый план и программа инвестиций. Указываются объе­ма инвестиционных вложений в предприятие и источники их получения, прогнозные показатели прибыли и убытка, а также баланса предприятия. Здесь же дается баланс, отчет о финансовых результатах и их использова­нии, отчет о финансово-имущественном положении предприятия за по­следний отчетный год.

Составление бизнес-плана имеет существенное значение для пред­приятий в тех случаях, когда у них недостает собственных финансовых ресурсов для выполнения того или иного их проекта. В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим предприятию для обращения к другим инвесторам с просьбой привлечения их фи­нансовых ресурсов для финансирования данного проекта или в банк, для получения на данную цель заемных средств.

52.Финансовый план предприятия, его содержание и порядок составления.

Осуществляемое на предприятиях планирование производственно-финансовой деятельности предусматривает составление как производст­венного, так и финансового планов. Финансовый план является составной частью бизнес-плана предприятия. Он представляет собой таблицу, в ко­торой отражаются объемы поступлений и направления использования фи­нансовых ресурсов предприятия в планируемом году.

Назначение финансового плана (баланса доходов и расходов) - опреде­ление совокупной потребности предприятия в финансовых ресурсах, в разме­рах, необходимых для финансирования предусмотренных объемов расшире­ния производства, выполнения финансово-кредитных обязательств по уплате налогов и платежей, погашению кредитов, решению социальных и других задач предприятия.

Необходимость финансового плана состоит в том, чтобы дать воз­можность руководству предприятия видеть, какие финансовые ресурсы, в каких объемах и откуда поступают, на какие цели они расходуются, вы­явить резервы увеличения собственных финансовых ресурсов, осуществ­лять режим экономии и контроль за целевым использованием средств.

Составление финансового плана каждое предприятие осуществляет самостоятельно по установленной форме, включающей пять разделов:

· источники формирования и поступления средств;

· прирост активов предприятия;

· возврат привлеченных средств;

· расходы, связанные с внесением обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды;

· покрытие убытков прошлых лет.

Содержание этих разделов следующее. В разделе «Источники форми­рования и поступления средств» предусматриваются:

· прибыль от обыкновенной деятельности - итоговая прибыль пред­приятия;

· нераспределенная прибыль прошлых лет;

· амортизационные отчисления;

· долгосрочные и краткосрочные кредиты банков;

· прочие долгосрочные финансовые обязательства;

· суммы авансов, полученные от поставок продукции, выполнения работ;

· стоимость товаров, работ, услуг, полученных на условиях отсрочки платежа;

· суммы получаемых субсидий, ассигнования из бюджета;

· средства специальных целевых фондов;

· другие источники.

В разделе «Прирост активов предприятия» отражаются:

объем капитальных инвестиций всего и по их отдельным видам:

· капитальное строительство;

· приобретение основных средств;

· приобретение необоротных и нематериальных активов;

· модернизация и реконструкция основных средств;

· прирост оборотных активов;

· долгосрочные и текущие финансовые инвестиции и др.

В разделе «Возврат привлеченных средств» предусматривается погаше­ний долгосрочных и краткосрочных кредитов банков, долгосрочных финансо­вый и других обязательств, возврат других долгов.

В разделе «Расходы, связанные с внесением обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды» отражаются:

· суммы уплаты текущих налогов и обязательных платежей в бюджет всего, с выделением по их видам - налога на прибыль, других налогов, взносов на государственное пенсионное и социальное страхование;

· других обязательных платежей.

В пятом разделе показываются суммы, направляемые предприятием на покрытие убытков прошлых лет.

Составляется финансовый план на год с поквартальной разбивкой его показателей. В основе составления финансового плана лежит балансовый метод, т.е. увязка расходов с источниками их финансирования.

Данные для составления финансового плана берутся из соответст­вующих таблиц (расчетов), входящих в финансовое планирование: расчет прибыли предприятия; расчет нормативов собственных оборотных активов и источников их покрытия; расчет амортизационных отчислений; расчет капитальных вложений (инвестиций) и источников их финансирования; расчет привлечения кредитов банка; расчет сумм налогов и платежей, уплачиваемых в бюджет и централизованные фонды и т.д.

В процессе составления финансового плана необходимо помнить, что сумма затрат и отчислений должна соответствовать сумме доходов и по-

ступлений средств. Одновременно, учитывая то, что одним видом источ­ников (прибылью) могут покрываться несколько видов затрат, перед со­ставлением финансового плана должна производиться взаимная увязка (сбалансирование) этих затрат с источниками их покрытия. Эта взаимо­увязка производится путем составления проверочной таблицы шахматной формы (см. табл. 8.3.2).

 

Данную таблицу составляют в такой последовательности: сначала записывают итоговые показатели доходов и затрат, потом по каждой статье затрат указывают суммы соответствующих источников их финансирования. Таким образом производится взаимная увязка расходов с источниками их финансирования. Данные этой таблицы используются при составлении финансового плана.

Составленный финансовый план (проект) государственного предприятия представляется его руководителем в вышестоящий орган, который, уполномочен управлять соответствующим государственным имуществом до 1 мая года, предшествующего планируемому, для его рассмотрения и утверждения. Вышестоящий орган не позднее чем до 1 июля должен рассмотреть и утвердить представленный финансовый план. Утвержденный финансовый план является основой организации финансовой работы и контроля за поступлением и целевым использованием финансовых ресурсов.

Порядок составления и утверждения годовых финансовых планов предприятий других форм собственности устанавливается их собственни­ками

53.Оперативное финансовое планирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.68 (0.112 с.)