Отношения поколений: преемственность и конфликты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения поколений: преемственность и конфликты



 

Проблема преемственности и конфликтов в отношениях "отцов" и "детей" может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носят особенный, конкретно-исторический характер.

Конфликтность в отношениях поколений чаще всего нарастает в революционные эпохи ломки традиционных связей между поколениями отцов и детей. Болезненность конфликта, способы его преодоления связаны с социально-классовой неоднородностью общества, с идейно-духовной разобщенностью. Длительность и особенности поколенного конфликта зависят от значительности перемен, от скорости исторического обновления. Резкие перемены вызывают травматический эффект, усиливают межпоколенные различия.

Сегодня в Украине в очень тяжелом положении находится как поколение 60-летних людей, все ценности и достижения которых оказались отвергнутыми, перечеркнутыми, извращенными, так и поколение молодых. В современном обществе юности все труднее достигать психологической, экономической, социальной, политической, духовной интеграции. Это приводит к скептицизму, отчуждению, утрате идеалов.

Проблема межпоколенных отношений особенно обострилась во всем мире в связи с подъемом молодежного и студенческого движения в 60-70-х годах XX в., которое стало одним из проявлений нарастающего кризиса современной цивилизации. В центре внимания исследователей был "конфликт поколений", "разрыв поколений", сущность его трактовалась по-разному. Многие психоаналитики полагали, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матерью и дочерью (комплекс Электры). Представители авангардизма усматривают в росте революционных возможностей молодежи, в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе.

Каковы же причины обострения противоречий между поколениями? Взаимодействие поколений - это производное от социальной структуры, социальных отношений. Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентации, основных норм жизнедеятельности "отцов" и "детей", от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).

Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности.

Научно-технический прогресс, создав новые, почти безграничные источники материального богатства и комфорта, лишил большую массу людей нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали. Этот исторический феномен Ортега-и-Гассет называет "восстанием масс". Для него человек массы - человек-собственник, лишенный всякого чувства достоинства. Он вполне удовлетворен своей психологической посредственностью, привычкой к комфорту. Он не хочет ничего знать об общенациональных и общечеловеческих задачах. Культ силы, эгоцентризма, самонадеянности, пренебрежения к окружающему миру, замкнутости, роскошно-мещанского существования - его кредо.

Человек-собственник - это отъединенность как от прошлого, так и от будущего, это человек без корней, истоков и без духовной перспективы. По Э.Фромму, такой человек из альтернативы "иметь" или "быть" выбирает первое.

Научно-технический прогресс действительно способен "подогревать" собственнические инстинкты, но он к тому же подрывает авторитет старшинства. Новые техника и технологии, информатизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам традиционной мудрости, по авторитету стариков. По словам С.Н.Паркинсона, технический прогресс не учитывает старшинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, а социальный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется. Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл.

Все опаснее становится пренебрежение к прошлому, ибо каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Ортега-и-Гассет напоминает азбучную истину: чем цивилизация старше, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое знание. Знание прошлого - первейшее средство сохранения и продления цивилизации, но не потому, что дает рецепты преодоления новых жизненных осложнений, а потому что не дает перепевать наивные ошибки прошлого. С прошлым не сходятся врукопашную. Новое побеждает, лишь поглотив его. А подавившись, гибнет... У прошлого своя правда. Если с ней не считаться, оно вернется отстаивать ее и заодно утвердит свою неправду.

Конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры "баловня", "наследника". Свой умственный и нравственный уровень подобные натуры считают более чем достаточным, они не ощущают обязанностей, не знают трудностей, забот. "Молодость как таковую всегда защищали от тяжести свершений, - пишет Ортега-и-Гассет. - Она жила в долг. По-человечески так и должно быть. Это мнимое право ей снисходительно и ласково дарят старшие. И надо же было настолько одурманить ее, что она и впрямь сочла это своим заслуженным правом...". Без преодоления трудностей, без борьбы и вечного усилия самореализоваться, самоусовершенствоваться рождается, по словам Ортеги-и-Гассета, варвар с хамскими повадками как законный плод цивилизации, попустительства в системе воспитания. "Когда этот тип начинает преобладать, надо бить тревогу и кричать, что человечеству грозит вырождение, едва ли не равносильное смерти".

Особую роль в межпоколенных отношениях играют семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Именно в семье должна утвердиться истина развития рода человеческого: почтение к предкам, стремление, во-первых, быть достойными их и, во-вторых, облагородить их своими собственными свершениями, продолжить их в развитии гуманистической культуры. Интересно, что у китайцев именно такой порядок наследования: не отец облагораживает сына, а сын, достигнув высоких почестей, облагораживает своих предков, свой род. При этом государство указывает число предыдущих поколений, облагороженных заслугами потомка. Таким образом, предки оживают благодаря заслугам живого человека, чье благородство в настоящем, а не в прошлом.

Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье, особенно значимы, поскольку в отличие от большой в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный эмоционально-чувственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.

Известно, что традиции хороши до тех пор, пока не теряется связь со временем. Нужно уметь отличить мертвое, устаревшее от живого, комбинировать традиционное и современное. Мудрость народа заключается не только в том, что сохраняется уважительное отношение младших к старшим, но и отношение старших - родителей, учителей - к детям, подчеркнуто бережное, ласковое, внимательное.

Общесоциологическую характеристику взаимодействия поколений дает Маргарет Мид - американский антрополог и социолог. В истории человечества она различает три типа культуры межпоколенных отношений: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные.

Для постфигуративных отношений характерна ориентация на традицию, на опыт своих предков, стариков - живых носителей культуры. Новшества с трудом пробивают себе дорогу, развитие замедленное, взаимоотношения возрастных групп строго регламентированы.

Ускорение технического и социального прогресса в индустриальном обществе порождает кофигуративные отношения, когда дети и взрослые все больше ориентируются на подвижную современность. В воспитании растет влияние сверстников. Возникает молодежная контркультура.

В условиях префигуративных отношений преимущественной становится ориентация на будущее. Прошлый опыт не только не достаточен, но может оказаться и вредным. Взрослые подчас вынуждены учиться также и у своих детей. Ломка традиций, утвердившихся стереотипов (например, представлений о семейных, сексуальных отношениях) часто очень болезненна, оказывается причиной межпоколенных конфликтов.

Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики.

Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений и их преемственности, в единстве процессов прерывности и непрерывности.

Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого нового поколения (конечно, создающего нечто новое) адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему важно для науки и практики изучение проблемы поколений, их взаимодействия? Что такое "поколение" (сущность, функции)?

2. Назовите основные направления социологического анализа проблемы поколений.

3. Каковы причины обострения противоречий между поколениями? Влияет ли на этот процесс научно-технический прогресс?

4. Какова роль семьи в межпоколенных отношениях?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.011 с.)