Тема 19. Поколения как субъекты общественной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Поколения как субъекты общественной жизни



 

19.1. Понятие поколения: сущность и содержание

19.2. Возрастная стратификация общества

19.3. Отношения поколений: преемственность и конфликты

 

Основные понятия: поколения, возрастная стратификация общества, преемственность поколений, конфликт поколений

19.1. Понятие поколения: сущность и содержание

 

Поколения, их отношения являются одной из самых важных действующих, энергетических, информационных сил развития общества. По словам К. Мангейма, деятельность поколения принадлежит к “формирующим общество силам”.

Наряду с разделением, различием людей по полу, по территории, по характеру труда и общения, по особенностям духовного мировосприятия, по формам семейной жизни взаимодействие поколений на протяжении всей истории человечества, а также возрастная стратификация создают базисное основание воспроизводства человеческого сообщества.

Так же, как (по мнению Ш. Фурье) в каждом данном обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации (“Теория четырех движений”), так и степень гармонии, согласия во взаимодействии поколений “отцов и детей” является показателем “очеловечивания”, гуманизации общественных отношений.

Отношения поколений пронизывают все другие общественные связи, неизбежно вплетаются в них и в силу своей биолого-социально-духовной природы ближе всего и по происхождению и по перспективам к истинно человеческой сущности. Ортега-и-Гассет писал: “...мы еще вспомним ту великую и простую истину, что человек прежде всего и больше всего наследник. И именно это, а не что-либо другое коренным образом отличает его от животного. Но осознать себя наследником - значит обрести историческое сознание”.

Вся история человечества может рассматриваться как смена поколений. Об историческом смысле взаимодействия поколений К. Маркс и Ф. Энгельс в “Немецкой идеологии” говорят: “История есть не что иное, как последовательная смена поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности”. Смена поколений одна из изначальных, естественных, вечных, общечеловеческих характеристик развития общества в целом и каждой отдельной личности.

Поколение, как и каждое социальное, относительно самостоятельное, качественное образование, реализует присущие ему функции. В отношениях поколений главным является передача (трансмиссия) культурных ценностей. Непрерывность этого процесса, преемственность сочетается с “прерывностью”, скачкообразным развитием культуры. Утверждение, закрепление культурных достижений, традиций сопровождается процессами обновления, часто чреватыми конфликтами, рождением так называемой контркультуры, что особенно характерно для молодежных движений.

Генеалогия, родословная - важная сторона семейных отношений. Проблемы здоровой наследственности, долголетия и бессмертия органически связаны с отношениями поколений.

Далеко не полно очерченные линии воздействия отношений поколений на социальную жизнь уже свидетельствуют о многозначности понятия "поколение".

Поколение – (лат. генерация) – понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества.

Во-первых, поколение – это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка; это люди “однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками”. Биолого-генеалогическое значение этого слова имеет древнейшее происхождение. Генерация, генеалогическое поколение характеризуется определенной длиной, при этом учитывается средний возраст до рождения ребенка: у женщин примерно 25-30 лет, у мужчин - на несколько лет больше, в среднем - 30-33 года. Родословная, “поколенная роспись”, генеалогическое древо фиксируют историю рода, историю человека.

Во-вторых, понятием “поколение” обозначают однородную по возрасту группу людей - когорту. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это, например, юноши, прошедшие инициацию, или более широкое понятие - молодежь, или пенсионеры.

В-третьих, большое значение для социального анализа имеет понятие “хронологическое поколение”, с помощью которого характеризуется определенный период времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства до старости.

В-четвертых, понятие “поколение” употребляется как духовно-символическое, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана с какими-либо важными историческими событиями, пронизана “духом времени”, единством идейных, нравственных позиций (например, “комсомольцы 20-х годов”, “поколение Великой Отечественной войны”).

Проблемы поколений носят междисциплинарный характер. В силу своей многозначной и многоаспектной природы отношения поколений являются предметом исследования разных наук. Среди них особое место занимает социология.

Социология опирается на данные генеалогии. Генеалогия – историко-антропологическая дисциплина, занимающаяся историей родов, происхождением отдельных лиц, составлением родословной. Проблемы генеалогии, истории поколений в нашей стране, особенно в первые десятилетия после Октябрьской революции, оказались не просто забытыми, но и запретными. Из-за низкого культурного уровня значительной части населения страны отношение к духовному наследию, к культу предков, к предшествующим поколениям людей (в особенности если они принадлежали к господствующим классам и интеллигенции) вылилось в пустое (“зряшное” - по Гегелю) варварское отрицание. Сегодня попытки возрождения дворянского, купеческого и других сословий носят наивный, не имеющий актуального социального смысла характер. Хотя значение знания своего прошлого, связи с предыдущими поколениями, судьбы наших предков, бабушек и дедушек трудно переоценить с позиций развития как всего рода человеческого, так и каждой отдельной личности.

Возрастная структура общества изучается демографией. Демографические процессы подчинены общесоциологическим закономерностям развития общества, связаны с социально-экономическими, политическими, юридическими, культурными, религиозными, семейно-бытовыми, социально-психологическими факторами.

Жизнедеятельность поколений, хронологически определенных, особенности социализации индивида в рамках различных исторических периодов и этнических сообществ изучает этнография. Изучение этногенеза, быта, культурно-исторических отношений органически связано с социологией. В этнографии членение жизненного пути выглядит не просто как естественно-биологическое, а как социокультурное, культурно-символическое. Выяснение культурно-специфических свойств возрастных общностей сближает этнографию и социологию.

Огромную роль в познании и регулировании процессов развития личности играют возрастная психология как относительно самостоятельная наука, а также педагогика, соционика и др.

При всем значении различных наук в изучении поколений как субъектов общественного развития общесодержательная сторона проблемы может решаться лишь социологией. Социальный смысл идеи единства всех поколений рода человеческого, исторической преемственности культуры, особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста и происхождения в данном обществе) - все это прерогатива социологии. Идея единства поколений явилась одной из центральных в трудах О. Конта, которого называют "отцом социологии". Он писал о Человечестве как о совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений.

Социология изучает поколенное положение - статус, место людей определенного возраста в данном обществе, их потенциальные возможности; особенности межпоколенной трансмиссии культуры, прерывность и непрерывность, неравномерность в развитии процессов преемственности и конфликтности между поколениями “отцов” и “детей”, проблемы поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном, информационном пространстве; выработки общих идеалов; соотношение поколенных структур и институтов (молодежные организации, объединения ветеранов и пр.) с другими социальными образованиями - национальными, половыми, классовыми и др.

Выделим два относительно самостоятельных направления социологического анализа проблем поколений: внутрипоколенные, межпоколенные отношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.005 с.)