Молодежная проблематика в зарубежной и отечественной социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодежная проблематика в зарубежной и отечественной социологии



 

Отмеченная специфика предмета социологии молодежи наложила свой отпечаток на методы конкретного исследования. Понимая условность всякой классификации, можно все-таки выделить некоторые подходы.

Психоаналитический подход. В его основе лежит выводимая из психоанализа концепция жизненного пути личности. Она базируется на идеях ортодоксальных доктрин З.Фрейда, развитых его учениками и последователями неофрейдизма (Р.Бенедикт, Э.Эриксон, др.). В частности, благодаря их усилиям, получила дальнейшую разработку теория “эдипова комплекса”, на основе которой объясняются природа конфликтов между поколениями, причины агрессивности выступлений молодежи против существующего порядка и прочие формы сублимации свойственной ей энергии. Эпигенетический принцип Э.Эриксона позволил представить развитие индивида, как последовательное прохождение им ряда этапов, каждый из которых означает успешное преодоление предыдущего. Р.Бенедикт показала, что на любом этапе индивид испытывает целенаправленное общественное воздействие, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т.е. “социальный характер”, соответствующий конкретному обществу.

Накопленный опыт и знания послужили толчком к комплексному исследованию процесса социализации молодежи. Именно благодаря психоаналитическому методу, применению принципов “понимающей социологии” удалось проникнуть в глубинные пласты молодежного сознания, полнее раскрыть индивидуальность молодого человека, что способствовало “снятию” отчуждения молодого поколения от общества.

Структурно-функциональный подход (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс). Присутствует в научных концепциях, основанных на анализе внутренних механизмах поведения молодых людей. К числу последователей этого течения, активно применявших данный подход при изучении проблем молодежи, относится израильский социолог Ш.Айзенштадт, перу которого принадлежит работа “От поколения к поколению”, признанная хрестоматийной. Вслед за классиками, он рассматривает молодежную группу как систему структурных позиций, занимаемых индивидами, вследствие чего приобретающих некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения личности.

Безусловной заслугой сторонников такого подхода явилось конструирование концепции взаимодействия разных поколений, согласно которой главная цель любой социальной системы - самовоспроизводство. Оно достигается с помощью возрастной дифференциации общества со строго закрепленными социальными функциями. Причем роли, выполняемые индивидом на каждом этапе жизни, должны быть четко ориентированы по отношению к одной из главных его функций - субъекта или объекта социального и культурного наследования. Нарушение процесса перехода ролей от одного поколения к другому способно привести к серьезной деформации, а в особых случаях и к полному распаду всей структуры общественных взаимосвязей. Подобный подход лег в основу специальных социологических теорий – “сексуальной революции” (В.Райх, Г.Маркузе), “конфликта поколений” (Д.Белл, Э.Фромм, Р.Мертон) и других.

Заметим, однако, что неуклонные приверженцы структурно-функционального подхода, акцентируя значимость возрастной дифференциации в общественном самовоспроизводстве, обычно не видят в ней источника социальных изменений. Более того, любые действия, направленные на осуществление каких-либо перемен, не вписываются в разрабатываемую ими равновесно-интеграционную модель общества. Поэтому функциональный метод, хотя и расширяет возможности системного исследования проблем молодежи, мало применим при объяснении динамики социальных изменений в молодежной среде и прогнозировании тенденций ее развития.

Культурологический подход. Для данного подхода характерно рассмотрение социальных явлений, в том числе и специфически молодежных, под углом феноменологической социологии. Разделяющие идеи ее основоположников, А.Щюца, П.Бергера, Т.Лукмана исследователи стремятся осмыслить мир молодежи в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, целями и поведенческими мотивами реально действующих индивидов. Перечисленные субъективные проявления фиксируются и концептуализируются как последствия объективных социальных процессов, отражающихся в определенных типах культуры, понимаемой и как степень усвоения общественных норм, и как сумма духовных богатств, накопленных человечеством, и как способ человеческой деятельности.

Благодаря использованию культурологической традиции социология получила возможность системного анализа молодежных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Классический образец - работы немецкого социолога К.Маннгейма. Исследуя феномен единства поколений, он раскрыл механизм социального наследования: насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает все новые волны человеческого массива с феноменом культуры человечества; этот непрерывающийся контакт молодых поколений с достижениями цивилизации имеет огромное значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного багажа, переориентации движения в новом направлении. По К.Маннгейму, это своего рода компенсация ограниченной и частичной природы человеческого сознания.

Отечественная социология молодежи, как и мировая, рассматривает молодежь как компонент социальной структуры общества, сосредоточивается на изучении особенностей ее интеграции в профессиональную структуру, условий получения образования, специфики молодежной мобильности, положения молодежи на рынке труда. Значительно меньше внимания она уделяет проблемам молодежной субкультуры, отношениям между поколениями, ценностному сознанию, политической ориентации, жизненным стратегиям и др.

Отдельные исследования молодежных проблем появились еще в конце XIX - в начале XX ст. и связаны с исследованием проблем молодой семьи, семейной социализации, проблем студенчества и учащейся молодежи, изучения материального положения и быта студенчества, использования несовершеннолетних в сфере труда и др.

Первый этап формирования отечественной социологии молодежи охватывает 20-30 годы XX ст. В целом он был связан с развитием управленческой деятельности партийных, советских и общественных организаций и имел четкое прикладное направление. В эти годы к изучению молодежи обращались педагоги, социологи, психологи. Было опубликовано до 300 трудов о молодом поколении, проведенных многочисленных социологических исследованиях, проанализированных ученических работах, писем в редакции газет, личных дневниках, автобиографиях и других документах, которые отображали реальные достижения и трудности, разнообразные проблемы молодежи тех времен.

Самые глубокие исследования были проведены Л.Выготским, Г.Рубинштейном, О.Колодной и др. Некоторые из них начинали свою деятельность до 1917 p., что дало им возможность, сравнивая результаты исследований, выявить изменения в поведении и сознании молодых людей. Важное значение в этот период уделялось работающей молодежи, которая имела существенный удельный вес в трудовых ресурсах страны (каждый пятый работающий на производстве, в сельском хозяйстве был в возрасте от 14 до 22 лет, причем 28 млн. молодых людей проживало в сельской местности, а 4 млн. - в городах).

Особое внимание уделялось изучению рабочей молодежи, источников пополнения рабочего класса, мотивов избрания профессии, интересов и потребностей, проведение свободного времени, взглядов молодежи на существующие проблемы. Исследователи отмечали неравенство, противоречивость сознания и поведения молодых людей в разнообразных сферах социальной жизни. В целом исследования того времени были направлены на изучение процесса формирования нового поколения, но через негативное отношение к социологии все они так и остались на уровне интересных, богатых на статистический материал социологических концепций. До сих пор этот материал должным образом не осмыслен.

Следующий период в развитии социологии молодежи в Украине начинается с середины 60-х и заканчивается в 80-ые годы. На фоне общего политического потепления и связанного с ним возрождения социологических исследований, происходит формирование социологии молодежи, которая, по большей части, занимается изучением общественного мнения молодежи к актуальным проблем общества. Усиление интереса к молодежной проблематике было связано также с нацеленностью на воспитание молодежи в коммунистическом духе. Тогда и была выдвинута и обоснована идея комплексного исследования человека в единстве всех этапов его жизненного цикла. Определенное значение для выработки социологической теории молодежи имел труд И.Кона “Социология личности”, в которой были определены особенности юности. В следующие годы он исследовал проблемы юношеского возраста, развития молодежного сознания, значения дружбы и любви в формировании личности, процесса становления духовного мира молодого человека.

Большое внимание в эти годы уделялось коммунистическому воспитанию, профессиональному становлению, отношению молодежи к труду, социалистическому соревнованию. С одной стороны, это свидетельствует о жестком идеологическом влиянии на социологию со стороны партийных структур, а с другой - об ориентации ее на социальный заказ. Однако в эти годы появились и академические социологические исследования, которые имели целью объективный анализ молодежных проблем и стали реальной основой для последующего формирования социологии молодежи.

В 90-ые годы началась новая волна интереса украинских ученых к молодежной проблематике. Активизировались исследования в разнообразных направлениях, к ним было привлечено значительное количество научных коллективов. В основном научные исследования разворачивались в координатах социологической теории молодежи, структурируясь по таким направлениям: экономические проблемы молодежи; особенности формирования трудовых ориентаций и жизненных планов разнообразных социально-демографических категорий молодежи; подготовка молодежи к труду в условиях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, объективные и субъективные факторы трудовой активности молодежи, ее политическая информированность и общественно-политическая активность, тенденции и проблемы быта, досуга молодежи; жизненное самоопределение молодежи; формирование молодого специалиста; социальная зрелость молодежи, проблемы жизненного самоопределения, достижения жизненного успеха.

Экономический и социальный кризис в конце XX – начале XXI вв. осложнил функционирование как общетеоретической, так и отраслевой социологии. При отсутствии финансирования почти не проводятся масштабные исследования, которые бы могли выяснить молодежные проблемы в условиях трансформации политической, социально-экономической систем. Значительно сократилось количество опытных центров, проблемных лабораторий по изучению современной молодежи.

От того, каковы позиции молодого поколения, каков его духовный облик, зависит социальное развитие. Энергия, мировоззрение, нравственное здоровье молодых определяют судьбу, будущее народа. Как отмечалось выше, история общества и социологической мысли практически на всех своих этапах полна самыми противоположными оценками молодежи: от оптимистических, бодряческих до пессимистических, ругательских. О том, что эта проблема стара, как мир, свидетельствует следующее высказывание Сократа: "Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие". Схожие мнения мы слышим о современной молодежи.

В последнее время обострилось немало молодежных проблем, среди которых самыми главными являются:

- низкий уровень жизни, безработица и высокая экономическая и социальная зависимость от родителей;

- брачно-семейные проблемы (высокий уровень разводов, семейных конфликтов);

- низкая рождаемость - уже на протяжении трех с половиной десятилетий в Украине сохраняется уровень рождаемости, который не обеспечивает даже воспроизводство поколений;

- материальная необеспеченность, отсутствие условий для улучшения жилищных условий;

- плохое состояние здоровья и рост уровня социальных отклонений (преступность, пьянство, наркомания, проституция);

- потеря идеалов, социальной перспективы, жизненного оптимизма.

Постоянно сокращается удельный вес молодежи по отношению ко всему населению. В Украине за последние десять лет ее количество снизилось с 22 до 20%. По всем прогнозам, эта тенденция будет продолжаться и в дальнейшем.

Проблемы молодежи как специфической социально-демографической группы связаны с формированием социальной зрелости, с вхождением в мир взрослых, адаптацией к нему, с одной стороны, и с неизбежным процессом обновления, с инновациями молодых - с другой. Границы группы размыты и подвижны. Юность завершает активный период социализации.

Для подростков характерен ролевой конфликт, связанный с желанием иметь права, обязанности, роли взрослых и объективной неспособностью их реализовать. Подростки отличаются высоким уровнем притязаний, стремлением к автономии и независимости, отрицанием авторитетов. Для юношеского восприятия характерны как преувеличение новизны собственной жизнедеятельности и пренебрежительное отношение к прошлому опыту, так и естественный недостаток знаний, воли, навыков, способности ценить время и правильно им распоряжаться.

Вопрос о молодежи всегда остро стоит прежде всего потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. Обостряется проблема молодежи, как правило, в связи с кризисными периодами в развитии общества.

Возникают юношеские группы, молодежная субкультура, часто перерастающая в контркультуру со специфической системой ценностного отношения к труду, потреблению, образу жизни, досугу. Возрастная дифференциация общества тем глубже, чем более закрыты и недоступны молодежи ведущие социальные институты - политические, культурные, чем менее эффективны семья и школа как агенты социализации.

Молодежные группы могут выполнять интегративные функции, способствуя социализации молодых людей, приобщению их к определенным видам деятельности. Однако возникают и девиантные группы молодежи, углубляющие процессы дезинтеграции общества.

Молодежный протест является реакцией на исторические, социальные и культурные факторы, специфически преломляемые в психологии, сознании молодых людей. Из-за нерешенности многих социальных проблем в конце 60-х годов вспыхнули студенческие волнения, движение "новых левых". Контркультура, родившись как форма борьбы за права молодежи и имея первоначально политическую, социокультурную ориентацию, имела своим следствием превращение некоторых молодежных движений в "тотально нон-конформистские". Наблюдался рост отклоняющегося поведения: наркомании, алкоголизма, молодежного вандализма.

70-80-е годы отмечены пацифистскими, антивоенными движениями, новыми социальными альтернативными движениями, такими как экологическое (движение "зеленых"), гражданских инициатив (борьбы за сохранение памятников культуры, архитектуры) и др.

В нашей стране "неформалы", "самодельщики" - это своего рода группы социальной поддержки ("меня здесь лучше понимают"). В данном случае действуют компенсаторные механизмы самореализации личности. Объединения молодежи, не включенные в официальные структуры, как правило, отличаются отсутствием казенщины, лжи, "двойной морали", лицемерия. Нередко юношеские группировки приобретают криминогенную направленность. Рост преступности среди молодежи отражает кризис, охвативший все наше общество.

Каковы же причины сложного положения молодежи?

Как уже говорилось, основные из них связаны с проблемами "жизненного старта": с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности, формированием семьи, профессиональным ростом, карьерой. Средняя заработная плата молодых вдвое ниже, чем в среднем по стране. Очень мала стипендия студентов. Молодежь в Украине (это 12 млн. человек в возрасте 14-29 лет) - наиболее образованная часть общества. Работники с высшим, незаконченным высшим и средним образованием в составе работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляют 92%. Необходимость высшего образования в условиях информатизации общества усиливается. А это означает, что наступление зрелого возраста отодвигается вследствие продолжения обучения в вузе, в аспирантуре до 21-25 лет, соответственно отодвигается и экономическая, социальная, политическая самостоятельность.

Недостаточная материальная обеспеченность, отсутствие собственного жилья, вынужденное использование материальной помощи родителей нередко формируют у части молодых людей социальный инфантилизм. Труд перестает занимать важнейшее место в структуре жизненных ценностей молодежи, усиливаются потребительские установки. В сфере производства обостряется проблема безработицы. В возрастной категории до 18 лет и 18-24 года она в несколько раз выше, чем в других возрастных группах. Отрицательно влияет на становление личности и несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда. Это приводит к падению престижа ряда важных для общества профессий, обесценивается образование.

Говоря о причинах кризиса социализации молодежи, нужно помнить, что он возник и протекает на фоне мирового социального процесса, связан с "контркультурой" Запада, с общими глобальными проблемами дегуманизации современной цивилизации. Характерными становятся "подражание", слепое заимствование далеко не лучших образцов западной молодежной субкультуры. Элементы эпигонства особенно сильно проявляются там, где "не срабатывают" в нашем обществе экономические, политические, духовные механизмы формирования культуры личности.

Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают наименее интегрированные группы общества, в частности молодежь.

Негативизм молодежи является исторически преходящим. По мере устранения деформаций будут исчезать и асоциальные явления. Уйти от гипертрофированной "идеологичности" прежней системы социализации молодежи, преодолеть мифологическую зашоренность, лозунговость системы воспитания, покончить с отрывом теории от практики - действительно важнейшие задачи дня. Но вместе с тем нельзя допустить огульную компрометацию таких ценностей, как добросовестный творческий труд, коллективизм, демократия, свобода, справедливость, дружба народов.

Кризис социализации молодежи связан и с кризисом семьи. В современном обществе значительно уменьшается роль семьи и родства в качестве основы формирования отношений между людьми, социального положения.

Существенную роль в социализации молодых играет современный процесс либерализации половой морали. Он наблюдается во всех развитых странах. В середине 60-х годов даже возник термин, которым западные социологи обозначили это явление - "сексуальная революция". Одной из ее причин стала акселерация, т. е. ускорение физического развития человека и отставание социального. Учащиеся в 14-16 лет биологически уже полностью сформированные люди, а социальное становление их запаздывает.

Специального анализа требуют и такие причины кризиса социализации молодежи, как миграция из села в город, влияние средств массовой информации, изменения, происходящие в сфере образования, культуры, духовной жизни.

Складывающаяся система образования не гарантирует свободу выбора и возможности социального продвижения молодых людей. Исследования показали, что распределение молодежи в системе образования жестко социально детерминировано. А переход к платному образованию ужесточит этот процесс.

В обстановке потери мотивированности к высококвалифицированному, научному труду, ограничения возможностей повышения образования и духовной культуры, в условиях нестабильности общества в целом усиливается роль социально-профессиональных факторов эмиграции. Запад сам отбирает представляющих для него интерес специалистов с глубокими знаниями, в том числе языковыми, перспективных молодых ученых, выпускников вузов, имеющих возрастной резерв для реализации творческих возможностей, используя близорукую позицию Украины в отношении своих научных кадров.

На основе этих процессов формируются маргинальные группы молодежи. В них входят юноши и девушки, ведущие асоциальный, аморальный образ жизни, не участвующие в материальном и духовном производительном труде, эгоистически-потребительски относящиеся к другим людям, к обществу. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. Повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в 1,5 раза превышает аналогичный показатель среди других возрастных молодежных групп. Одна из причин этого - неблагополучное детство.

Изменение позиций, социального статуса сегодняшней молодежи порождает острую социальную потребность в совершенствовании молодежной политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.022 с.)