Социология науки: история возникновения и предмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология науки: история возникновения и предмет



 

Социология науки как специальность социологии возникла в связи с усилением роли науки как социальной силы. Первыми исследовали ее в этом качестве К.Маркс и Ф.Энгельс. Их анализ заложил основу для последующего изучения науки, но, хотя дальнейшее развитие науки выдвигало много проблем, в том числе и социологических, тогда еще не появилось настоятельной необходимости вести их систематическое исследование. В то же время разные причины побуждают ученых, в основном естественнонаучных специальностей, обратиться к анализу науки.

Начиная с 1873 г. появляется ряд таких работ, которые, безусловно, внесли вклад в развитие социологии науки. Но ни в последних десятилетиях ХIХ века, ни в первых десятилетиях ХХ века наука еще не стала социальной проблемой и потому не превратилась в устойчивый предмет изучения. Такой предмет складывается лишь в 20-х годах в Польше и СССР, в 30-х годах – в Англии. И хотя, конечно, нельзя указать некоторую определенную дату "появления" социологии науки, ибо становление специальности есть процесс, все же большинство авторов связывают возникновение интереса к социологическим проблемам науки с 30-ми годами.

Социология науки – дисциплинарная область социологии, занимающаяся изучением социальных процессов производства научного знания и функционирования науки как социального института.

Предметом социологии науки являются природа систем идей (научные теории или открытия), отношения между этими системами идей (генезис научного знания), степень влияния внешних факторов - институциональных (социальные структуры) и персональных (индивидуальные характеристики) - на производство научного знания.

Социология науки наследует классической традиции немецкой социологии знания (К.Маркс, К.Мангейм, М.Шелер), однако в отличии от нее учитывает специфику научного знания как «истинного» или «ложного». Возможности социологии науки со времени ее возникновения определяются господствующей философией науки и зависят от поворотов в теории познания и представлении философов науки о природе науки и знания. Институционализация социологии науки произошла в 30-40-е годы XX века в работах Р.Мертона. С выходом его монографии “Социология науки” принято связывать окончательное оформление этой области социологии как самостоятельной. Вплоть до 60-х годов существовала и господствовала единственная версия социологии науки – т.н. “мертонианская парадигма”. В ней с позиций структурно-функционального теории рассматривалась наука как социальный институт, анализировалась роль внешних факторов социокультурной детерминации научного познания (образование, политика, экономика, религия и др.).

На долю социологии науки выпадало изучать либо коммуникацию между учеными (например, систему мотивации), либо случай нарушения логики научного познания, вызванного вмешательством социальных сил

Таким образом, социология науки –в широком смысле – любое социологическое изучение науки, ее социальной и интеллектуальной организации, институтов, общественной роли, а также процессов производства, оценки и принятия научного знания, социальных факторов, влияющих на темп и направление развития науки, научных коммуникаций и т.д.

В более узком смысле под социологией науки можно понимать классическую парадигму социологического изучения науки, развитую Р.Мертоном и его последователями, ориентированную на функциональный анализ науки как социального института.

Такой подход помещает в фокус социологического изучения социальную организацию науки, обеспечивающую выполнение ее основной функции («приращение достоверного знания»).

Выполнение этой функции, в свою очередь, возможно благодаря особому набору социальных норм (этос науки), регулирующих научную деятельность.

Конформизм представителей научного сообщества относительно данного набора норм обеспечивается специфическими механизмами социального контроля, основанными на системе вознаграждения, функционирующей как система обмена информации, которую исследователь безвозмездно передает научному сообществу, на профессиональное признание со стороны последнего.

Помимо нормативной структуры и системы вознаграждения, основными проблемами “мертоновской” социологии науки являются проблемы социальной стратификации в науке, социальных факторов, влияющих на возникновение и развитие научных дисциплин, системы научных коммуникаций и ряд других.

В 1970-х годах “мертоновская” парадигма, и, в частности, описание нормативной структуры, подверглась серьезной критике со стороны нового исследовательского направления, известного как социология научного знания, что было результатом выхода книги Т.Куна “Структура научных революций” и последовавшим за этим откликом в среде философов социальных наук.

С конца 70-х годов принято говорить о появлении социологии научного познания как о новой программе внутри социологии науки. Представители этого направления рассматривают науку и знание не как продукты, а как процесс создания (интерпретации, конструирования) эпистемического статуса «научное». В настоящее время имеет место определенный раскол между классической и современной программами в социологии науки. Разрешение этого аксиологического противоречия зависит от хода дискуссий в современной философии науки и от определения основных категорий – “наука”, “рациональность”, “истина”, “объективность”.

Социология научного знания – сформировавшаяся в 1970-х годах исследовательская программа, противопоставившая себя классической «мертоновской» социологии науки и сформулировавшая в качестве основной цели социологического анализа науки изучение содержания научного знания. Отталкиваясь от идей классической социологии знания (К.Мангейма и др.), утверждавшей зависимость представлений и убеждений индивидов от их социальных характеристик (статусной позиции, принадлежности к группе, особенностей социализации и т.п.), Социология научного знания делает предметом социологического изучения, в том числе содержание естественнонаучного знания, которое ранее рассматривалось как подчиняющееся исключительно внутренней логике развития.

 

 

Содержание и сущность науки как социального института

 

Наука по сути своей явление социальное. Наука как система создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества.

Наука в социологии - это социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний.

Наука включает:

- систему кооперации и разделения труда;

- сообщество ученых;

- специализированные учреждения: университеты, институты, лаборатории, оборудование и т.д.;

- систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность;

- методологию и методы исследования;

- систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных.

Р. Мертона принято считать основоположником "институциональной" социологии науки, так как наука для него прежде всего социальный институт. Мертоновская социология науки – нормативная социология: для нормального функционирования каждого социального института необходимо, чтобы выполнялся определенный набор норм, или, наоборот, если имеется стабильно функционирующий социальный институт, в нем непременно поддерживается и выполняется некий набор норм.

Основной функцией науки как социального института является выработка, хранение и систематизация знаний. Основной отличительной чертой науки в рамках знаний является использование научного метода.

Из области науки исключаются, с одной стороны, все чисто-фактические и технические сведения и указания, а с другой стороны - все чисто умозрительные построения, и она определяется как объективно-достоверное и систематическое знание о действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменного порядка.

Хотя на деле существуют только особые науки, но это не мешает говорить о науке в единственном числе, разумея под этим общее свойство всех наук или самую научность, в неравной степени принадлежащую различным результатам познавательной деятельности человеческого ума. Существенные признаки науки как таковой, или свойства научности сводятся к двум условиям:

1) наибольшей проверенности или доказательности со стороны содержания;

2) наибольшей систематичности со стороны формы.

Наука выступает одним из субъектов, выполняющий строго определенную функцию в общей системе развития. Это вытекает из того простого положения, что цели и задачи общества определяет только само общество в форме взаимодействующих субъектов. Другими словами, эти задачи не определены свыше, они проявляются и реализуются, естественно, только в результате того, что субъекты общества вырабатывают в процессе своей деятельности потребности.

Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. Выполнение основной функции, в свою очередь, возможно благодаря особому набору социальных норм (этос науки), регулирующих научную деятельность.

Этос науки -набор внутренних социальных норм, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование социального института науки. Попытка кодификации социальных норм науки была предпринята Р. Мертоном в 1942 году. Он включил в этос науки четыре нормы:

1. универсализм (оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, например, его статуса);

2. коллективизм (результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества);

3. бескорыстность (при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы);

4. организованный скептицизм (исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами).

Для описания реального поведения ученых дополнительно к нормам научного этоса Мертон вводит еще девять пар взаимно противоположных нормативных принципов. Идея “социологической амбивалентности’ состоит в том, что в своей повседневной профессиональной деятельности ученые постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так, ученый должен:

· как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями;

· быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной “моде”;

· стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;

· защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

· прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

· быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию;

· всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

· воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много внимания и времени; учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.

В связи с этим, принципиально важно поставить вопрос о возможности решения проблемы стимулирования научного труда посредством ввода единых норм для всех организаций украинской фундаментальной науки. Прежде чем приступить к анализу проблемы, необходимо признать следующие факты.

Во-первых, наука как социальный институт состоит из научных организаций, функционирующих под единым руководством и по единым нормам и правилам.

Во-вторых, научная деятельность организуется и осуществляется в процессе трудовой деятельности. Ее результатом является научный продукт, который должен быть общественно востребованным. Должен быть — требование многозначное, ибо новое знание не обязательно бывает новым или потребность в нем в обществе еще не сформировалась.

В-третьих, научный продукт требуется распространить в обществе или реализовать непосредственно потребителям.

При этом, одной из главных или основных функций государства это выработка общей концепции или парадигмы развития науки. Сложность этой функции заключается в том, чтобы не свалиться в декларативность или администрирование, т.е. в прямое и непосредственное указание как надо делать науку.

Будучи носителем, как субъект, общих потребностей, государство определяет роль и задачи науки в решении именно этих потребностей. И только после этого наука начинает разработку собственных методик по выполнению этих задач и достижению поставленных целей. Наука может и должна участвовать в разработке общей концепции развития общества, используя свои методы познания, по только как один из субъектов общества. И не более того. Представление того, что наука может единолично разрабатывать свою стратегию развития, как это не раз проскальзывает в рассуждениях самих ученых по поводу роли науки в обществе, в принципе неверные, поскольку просто не реализуемы. Наука и в самом деле вырабатывает свою стратегию и тактику развития. Но только как часть общего процесса и наука здесь выступает только в роли частного и специального субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.021 с.)