Методика анализа производства и реализации продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика анализа производства и реализации продукции



Информационной базой для анализа объемов производства и реализации продукции может быть:

1) Статистические показатели (приложение к балансу форма 4, движение готовых изделий, их отгрузка и реализация форма 16);

2) оперативные отчеты;

3) планы-графики производства;

4) планы экономического и социального развития предприятия;

5) различные виды сопроводительной документации.

Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основные задачи:

1) оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;

2)проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;

3) выявление влияния отдельных факторов на конечный результат;

4) разработка рекомендаций (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах [4. c.54]. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.

При анализе объема продаж продукции используются следующие измерители:

1) абсолютные (натуральные, стоимостные, трудовые);

2) относительные (проценты, коэффициенты).

Готовая продукция может быть реализована по:

1) оптовым ценам;

2) розничным ценам;

3) договорным ценам.

Оптовые цены устанавливаются на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данного предприятия.

В условиях рыночных отношений цены различаются по особенностям купли-продажи

1) базисная цена устанавливается, когда есть сделка и необходимо определить сорт и качество продукции, т.е. она согласовывается на уровне купли-продажи между поставщиком и потребителем;

2) фактурная цена условная цена, она согласовывается на уровне заключения контракта;

3) мировая цен определяется уровнем цен экспортеров или уровнем цен на аукционах, уровнем цен ведущих фирм.

Анализ динамики производства и реализации продукции начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций.

Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле (1.1)

Кд.п. (ОПпл - ОПн) / ОПпл, (1.1)

где Кд.п. – коэффициент выполнения договорных обязательств, %;

ОПпл – плановый объем отгрузки по договорным обязательствам, руб;

ОПн – невыполнение планового объема, руб;

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.005 с.)