Введение. Раздел 1. Россия и мировой исторический процесс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Раздел 1. Россия и мировой исторический процесс.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История» / «Отечественная история» для всех специальностей и форм обучения

 

(программа бакалавриата)

 

 

Мурманск


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра истории и социологии

 

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История» / «Отечественная история» для всех специальностей и форм обучения

 

(программа бакалавриата)

17-18 часов

 

 

Мурманск


 

Составитель – Любовь Леонидовна Вальц, к.ф.н., доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета

Подбор рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов: доценты кафедры истории и социологии МГТУ Л.Л.Вальц, Л.Н.Любченко, А.К.Порцель, Т.В.Рябинина

 

 

Планы семинарских занятий рассмотрены и одобрены кафедрой истории и социологии МГТУ «16» мая 2012 г., протокол № 5.

 

 

 

Рецензент – Л.Н. Лобченко, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса Мурманского филиала Российского государственного социального университета

 

Печатается в авторской редакции

 

 

© Мурманский государственный

технический университет, 2012
© Л.Л. Вальц, 2012


Оглавление

Введение. 5

 

Рекомендуемая литература. 7

 

Планы семинарских занятий и методические указания. 11

 

Введение. Раздел 1. Россия и мировой исторический процесс. 11

Семинар 1. Введение в изучение истории. Часть 1. (1.1) 11

 

Раздел 2. Россия в мировой цивилизации. Особенности образования и развития Российского государства. 22

 

Семинар 2. Восточные славяне в древности. Древняя Русь. Киевская Русь. Часть 2. (2.1). 22

Семинар 3. От Киевской Руси к России. (2.1). 39

Семинар 4. От Киевской Руси к России. (2.1). 50

Семинар 5. Начало модернизации российского общества. (2.1). 69

 

Раздел 3. Проблема эволюции и революции в истории России. 82

 

Семинар 6. Начало модернизации. Реформы и реформаторы. Часть 2 (2.2). Часть 1 (3.1). Часть 2 (3.2) 82

 

Раздел 4. Россия в новейшей истории. 90

 

Семинар 7. От реформ к революциям. Смена модели российского общества в 1917 г. Поиски модели советского общества. Часть 3 (3.2). Часть 1 (4.1). Часть 2 (4.2). 90

Семинар 8. Трансформация советской политической системы. Часть 4 (4.2, 4.3) 109

Семинар 9. Попытки трансформации тоталитарной модели общества. Распад СССР и его последствия. Часть 4 (4.3) 122


Введение

Настоящие методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История» Отечественная история предназначены для всех специальностей и форм обучения по программе бакалавриата, составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Методические указания в обязательном порядке используются вместе с методическими указаниями для самостоятельной работы при подготовке к каждому семинарскому занятию (сем.1 – сем.9) студентами всех специальностей и форм обучения.

Семинар – активная форма работы студентов. Участие в работе группы на семинаре способствует более прочному усвоению учебного материала по дисциплине «История» / «Отечественная история», глубокому осмыслению причинно-следственных связей между отдельными явлениями общественной жизни прошлого, пониманию актуальности изучаемых проблем.

Параллельная работа с методическими указаниями к самостоятельной работе, ознакомление с дополнительной литературой, работа с хрестоматиями, научной литературой и научно-популярными изданиями позволяют не только глубоко разобраться в теоретическом материале, но и усвоить необходимый минимум общеобразовательных компетенций по дисциплине «История» / «Отечественная история».

Основная цель семинарских занятий – обсудить историческую проблему. Надо помнить, что среди историков нет единства мнений. Поэтому студенту при подготовке к занятиям следует не только ознакомиться с той или иной точкой зрения профессиональных исследователей, но постараться определить свое отношение к данному вопросу, уметь аргументировать свои высказывания в ходе обсуждения.

Начинать подготовку к семинару следует с внимательного ознакомления с названием раздела, темой и планом семинара. Студент самостоятельно выбирает учебную литературу для подготовки к занятиям. Хрестоматии позволяют проанализировать документы, чтобы более глубоко разобраться в теоретическом материале. Основная и дополнительная литература включает научные и научно-популярные издания.

Сформулированные в плане вопросы являются основным предметом обсуждения на семинарском занятии. В помощь студентам даны методические указания к каждому вопросу семинарского занятия, рекомендуемый список основной, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

 


Рекомендуемая литература

к курсу «Отечественная история»

Учебная

 

1. Бегунов, Ю. К. Русская история против "новой хронологии" / Ю. К. Бегунов.– М.: Рус. панорама, 2001. – 216 с.

2. Вернадский, Г. В. Начертание русской истории / Г. В. Вернадский. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 360 с.

3. Всемирная история: Учеб. / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2000.- 496 с.

4. Гудзенко, А. И. Русский менталитет / А. И. Гудзенко. - М.: ПАИМС, 2001.- 240 с.

5. Дворниченко, А. Ю. Отечественная история (до 1917 года): учеб. пособие для вузов / под ред. И. Я. Фроянова. - М.: Гардарики, 2002. - 445 с.

6. Деревянко, А. П. История России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие для вузов / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – М.: КноРус: Право и закон, 2005. - 557 с.

7. Деревянко, А. П. История России: учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова - М.: Проспект, 2006. - 557 с.

8. Захаревич, А. В. История Отечества: Учеб. / А. В. Захаревич. - М.: Дашков и К, 2004.- 755 с.

9. Исаев, И. А. История Отечества: учеб. пособие / И. А. Исаев. - М.: Юристъ, 2003. - 304 с.

10. Историография истории России до 1917 года: учеб. для вузов. В 2 т. / под ред. М. Ю. Лачаевой. - М.: Владос, 2004. - 383 с.

11. История Отечества: Учеб. для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана: Единство, 2002. - 655 с.

12. История Отечества: учеб. пособие для студентов вузов / отв. ред. В. Н. Шевелев. - Ростов н /Д: Феникс, 2004. - 603 с.

13. История России (IX-XX вв.): учеб. пособие для вузов / отв. ред. Я. А. Перехов. - М.: Гардарика; Ростов н /Д: МарТ, 2000. - 623 с.

14. История России IX-XX вв.: учеб. для вузов / под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева - М.: Инфра- М, 2006. - 816 с.

15. История России с древнейших времен до 1861 г.: учеб. для вузов / под ред. Н. И. Павленко. - М.: Высш. шк., 2002. - 472 с.

16. История России с древнейших времен до конца ХХ века. / Рук. авт. колл. А. А. Данилов. – М.: Дрофа, 2000. – 656 с.

17. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М.: Проспект, 2001. - 514 с.

18. История России с древнейших времен до наших дней: Учеб. / под ред. А. С. Орлова. - М.: Проспект, 2001. - 544 с.

19. История России. Теории изучения: В 3-х т./ под ред. Б. В. Личмана. – Екатеринбург: СВ-96, 2001-2004.

20. История России: В 3-х т. / отв. ред. А. Н. Сахаров. - М.: АСТ, 1996.- 356 с.

21. История России: Новейшее время (1945-1999): учеб. для вузов / под ред. А. Б. Безбородова. - М.: Олимп: АСТ, 2001. - 464 с.

22. История России: справ. пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - Минск: Новое знание, 2000. - 395 с.

23. История России: учеб. для вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина - М.: ТК Велби - Проспект, 2004; - 520 с.

24. История России: учеб. для вузов / под общ. ред. Ю. И. Казанцева, В. Г. Деева - М.: Инфра-М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2001. - 472 с.

25. История России: Учеб. для вузов / под ред. М. Н.Зуева, А. А. Чернобаева. - М.: Высш. шк., 2003. - 479 с.

26. Казарезов, В.В.Самые знаменитые реформаторы России / В. В. Казарезов. - М.: Вече, 2002. - 480 с.

27. Ключевский, В. О. История государства Российского: В 12 т. / В. О. Ключевский. - М.: Наука, 1992.

28. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учеб. для вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2003. - 800 с.

29. Кулешов, С. В. Россия в системе мировых цивилизаций: учеб. пособие для вузов / под ред. О. В. Волобуева - М.: Маркетинг: Русский мир, 2001. - 776 с.

30. Любавский, М. К. Русская история XVII-XVIII веков: учеб. пособие для вузов / М. К. Любавский. - СПб.: Лань, 2002. - 576 с.

31. Мунчаев, Ш. М. История России: учеб. для вузов / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - М.: Норма; Норма – Инфра - М, 2003. - 768 с.

32. Новейшая история России. 1914-2002: учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Ходякова. - М.: Юрайт - Издат, 2004. - 525 с.

33. Новейшая отечественная история. ХХ век: учебник для вузов. В 2 кн. / Под ред. Э. М. Щагина, А. В. Лубкова. - М.: Владос, 2004. – 354 с.

34. Отечественная история (1917-2001 гг.): учеб. для вузов / отв. ред. И. М. Узнародов. - М.: Гардарики, 2002. - 557 с.

35. Отечественная история. С древнейших времен до конца ХХ века / под ред. М. В. Зотовой. – М.: Логос, 2002.- 432 с.

36. Отечественная история: Вопросы. Ответы: учеб. пособие для вузов / под ред. Ш. М. Мунчаева. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 351 с.

37. Отечественная история: С древнейших времен до конца XX века: учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Зотовой. - М.: Логос, 2002. - 560 с.

38. Отечественная история: Элементарный курс: учеб. пособие для вузов / под ред. И. М. Узнародова, Я. А. Перехова. - М.: Гардарика, 2002. - 463 с.

39. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 576 с.

40. Пушкарев, С. Г. Обзор русской истории: учеб. пособие для вузов / С. Г. Пушкарев. - СПб.: Лань, 2003. - 432 с.

41. Самыгин, П.С. История России / П. С. Самыгин, В. Н. Чапек. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

42. Тугусова, Г. В. История Отечества: от его истоков до современности: учеб. пособие для колледжей сред. спец. учеб. заведений / Г. В. Тугусова, В. А. Скороспелова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 480 с.

Хрестоматии

 

43. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории рос. обществ. мысли ХIХ-ХХ вв.: Для вузов. - М.: Логос, 1997. - 751 с.

44. Практикум по истории России: учебно-метод. пособие / под общ. ред. А. П. Деревянко. - М.: Право и закон, 2001. - 192 с.

45. Практикум по истории СССР с древнейших времён до нач. XVIII в.: Учеб. пособие для студ. - М.: Просвещение, 1991. - 189 с.

46. Российское государство в XIV-XVII вв.: сб. статей, посв. 75-летию Ю. Г. Алексеева М.: Дмитрий Буланин, 2002. - 616 с.

47. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий (период феодализма): В 5 ч. – М.: Высш. шк., 1973.- 287 с.

48. Россия. XX век. Документы и материалы: учеб. пособие для вузов. В 2 кн. / Под ред. А. Б. Безбородова. - М.: Высшая шк., 2004. - 400 с.

49. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до 1861 года: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. история / Сост. П.П.Епифанов, О.П. Епифанова. - М.: Просвещение, 1987. - 400 с.

50. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.): учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 896 с.

51. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.): учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Ф. Киселёва, Э. М. Щагина. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 600 с.

 

Интернет-ресурс

www.erudition.ru/referat/ref www.lib.mabico.ru/referats
www.referat.wwww 4.com www.history.rin.ru/text/tree
www.cde.ael.ru/electronik/istor_otech www.agitclub.ru/gorby/homosovet
www.edu-zone.net/show www.erudition.ru/referat/ref
www.times248.ru/TIMES/peremena/peremena-013 www.mirrabot.com/work
www.avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik www.krugosvet.ru/articles
www.annals.xlegio.ru/volga/egorov www.history.pu.ru/biblioth/russhist/histsovruss
www.avorhist.narod.ru/publish www.gumfak.ru/his_html/orlov
www.aworld.ru/maska www.examens.ru/otvet
www.bibliotekar.ru/rusNevskiy www.xserver.ru/user/rosru
www.cde.ael.ru/electronik/istor_otech www.window.edu.ru/window_catalog
www.damascus.ru www.schools.keldysh.ru
www.edu-zone.net/show www.allpravo.ru/library
www.elib.ispu.ru/library/history/04tema4 www. historysibsuti.narod.ru
www.erudition.ru/referat/ref www.edu-zone.net/show
www.fidel-kastro.ru/history/rossia www.hist.msu.ru/Science/LMNS2002
www.heathen.narod.ru/library www.dofa.ru/open/book/1_history
www.krotov.info/lib_sec/04_g/gre www.studyroom.ru/konspekt/histori_russia
www.lants.tellur.ru/history/voronin www.schools.keldysh.ru/sch1905
www.nasledie.russportal.ru www.allpravo.ru/library
www.old-rus.narod.ru/articles www.historysibsuti.narod.ru
www.planetadisser.com/see www.hist.msu.ru/Science
www.refstar.ru/data www.list.by.ru
www.revolution.allbest.ru/moscow www.bestreferat.ru
www.ruthenia.ru/folklore www.edu-zone.net/show
www.slavya.ru/trad/history/genezis www.studentport.ru/referat
www.society.polbu.ru/polyak_worldhistory www.dren.sama.ru/stuff
www.vipsoch.ru www.erudition.ru/referat
www.ucheba.com/ur_rus/bilets/history www.edu-zone.net/show
www.bestreferat.ru www.iahistory.narod.ru
www.bookaudio.ru/referats www.grants.rsu.ru/osi/Don_NC/XIXend-XX
www.cityref.ru/prosmotr www.referat.allserver.ru
www.erudition.ru/referat/ref www.studentnet.ru
www.geum.ru/book www.pravoreferat.popal.ru
www.himinfo.ru/session www.bestreferat.ru
www.textreferat.com www.referatmonster.ru/cat-history
www.studentport.su/referat www.umatno.ru/module/referats
www.fos.ru/filosofy www.revolution.allbest.ru/history
www.society.polbu.ru/polyak_worldhistory www.erudition.ru/referat/printref
www.vipsoch.ru www.scepsis.ru/library
www.rushistory.stsland.ru/Statie/Historytext www.revolution.allbest.ru/history

 

 

Планы семинарских занятий и методические указания.

Методические указания.

1. История как наука. Объект, предмет. Методы, принципы.

Самое общее определение: история – это наука о прошлом человеческого общества.

Само понятие «история» возникло в глубокой древности, и, в переводе с древнегреческого, означает «рассказ о прошлом». Со времен античности наука о прошлом становится относительно самостоятельной, системообразующей областью человеческих знаний. Постепенно формировалось представление об истории народов и государств как связанной последовательности основных событий.

Историческая наука в современном ее понимании – как исследовательское направление и учебная дисциплина – сложилась значительно позже. В настоящее время история делится на всеобщую, или всемирную, историю, в рамках которой изучается происхождение человека и его развитие, а также историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней, включая и отечественную историю. В России история как наука сложилась в XVIII в.

Как любая наука, история решает три взаимосвязанные задачи:

а) познавательную, б) прогностическую, в) практическую.

Структуру исторического знания можно разделить на два уровня, соответствующие уровням сознания чувственному и абстрактному:

а. фактологический (изучение конкретных фактов, их систематизация, обобщение и т.д.)

б. теоретический (выработка теорий и гипотез на основе фактологического материала).

В структуре исторических знаний выделяются несколько относительно самостоятельных направлений, без которых невозможно представить себе историю как науку в целом. Это, прежде всего, источниковедение, которое разрабатывает теорию, методику, изучение и использование исторических источников. В рамках источниковедения получили развитие вспомогательные, или специальные исторические дисциплины. Археология – наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам, материальным остаткам жизни и деятельности людей, орудиям труда и т.д. Палеография, изучающая памятники письменности по их внешним особенностям, сфрагистика – наука о печатях, историческая хронология, изучающая системы летоисчисления и календари др. Важной исторической дисциплиной являются историография, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки.

Надо уметь характеризовать объект, предмет истории, методы и принципы исторической науки.

Объектом в изучении истории являются вся совокупность фактов, событий, явлений, характеризующих жизнь общества в прошлом и настоящем.

Предмет истории предполагает выделение главного в изучении исторического процесса (социального, политического аспектов, экономической истории, истории города и др.).

Методология – это система научных принципов и методов исследования, основанных на диалектико-материалистической теории исторического познания. Диалектико-материалистическая теория исходит из того, что общество надо рассматривать в постоянном развитии, а источником этого развития являются внутренние противоречия самого общества или рассматриваемого общественного явления.

Основные методы, используемые при изучении истории:

а) хронологический, б) проблемный, в) ретроспективный, г) системно-структурный. Используются также и другие методы, причем обычно несколько методов комбинируются между собой (например, проблемно-хронологический).

Сформулируйте основные черты каждого из основных методов.

Принципы – это главные, фундаментальные положения науки.

Основные принципы исторической науки:

а) объективность, б) историзм, в) всесторонность.

Необходимо определить, каково содержание каждого из этих принципов применительно к истории.

Методические указания

2. Периодизация. Источники. Историография исторической науки.

Существуют различные периодизации как всемирной, так и отечественной истории. Эти различия обусловлены, прежде всего, методологическими ориентациями и выбором в их рамках критериев периодизации. В качестве критериев периодизации при этом рассматриваются разные факторы, как материальные, так и духовные.

По данному вопросу необходимо рассмотреть примеры периодизации всемирной и отечественной истории

Источниками исторической науки являются все остатки прошлого, в которых сохранились свидетельства об истории. Условно источники можно разделить на несколько групп:

устные (предания, былины, народные песни и т.д.)

вещественные (видимые остатки материальной культуры)

этнографические (обычаи, традиции и т.д.)

письменные (летописи, исторические труды, религиозные тексты и т.д.)

Необходимо определить содержание и особенности вышеперечисленных групп источников, а также дать свою классификацию групп источников в рамках выбранных самостоятельных критериев.

Изучение истории невозможно без историографии, которая исследует историю науки в целом, а также представляет собой совокупность исследований, посвященных отдельной теме, эпохе.

Крупнейшими отечественными историографами являются: Татищев В.Н., Карамзин Н.М., Костомаров Н.И., Ключевской В.О., Корнилов А.А.

Необходимо охарактеризовать биографии и исторические концепции крупнейших российских историков, знать названия их трудов.

Методические указания

3. Формация и цивилизация (сравнительный анализ). Формационный и цивилизационный подходы.

На сегодняшний день в отечественной исторической науке сложились два основных подхода к изучению истории: а) формационный, б) цивилизационный.

Формационный подход к изучению истории (формация от лат. – образование, вид) – согласно этому подходу всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем социальной революции и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Теория формаций была сформулирована К. Марксом к середине XIX в. как обобщение исторического пути Европы.

На основе выделения стадий технического прогресса и соответствующих им форм собственности, составляющих основу того или иного способа производства, К. Маркс выявил несколько типов общественной жизни организации людей, последовательно сменяющих друг друга в историческом развитии человечества. Стадии этого развития у К. Маркса получили название «эпохи общественной формации», позднее марксисты заменили данное понятие термином «общественно-экономические формации» (ОЭФ) применительно к отдельным стадиям человеческой истории.

У К. Маркса можно найти несколько типологий «эпох общественной формаций». В одних случаях он выделял первичную формацию, основанную на коллективной форме собственности, и вторичную – обусловленную частной собственностью на средства производства, на смену которой должна прийти коммунистическая с общественной формой собственности. В других случаях К. Маркс различал азиатский, античный и буржуазный (капиталистический) способы производства как «прогрессивные эпохи общественной формации». В некоторых его работах понятие «азиатский способ производства» используется наряду с феодальным и рабовладельческим. Кроме того, К. Маркс иногда объединял рабовладельческий, феодальный и азиатский способы производства в одну докапиталистическую формацию, определяя, что эти способы производства существуют в историческом процессе не последовательно, а параллельно.

В советской исторической науке теория ОЭФ (общественно-экономических формаций) официально признавалась в качестве универсального и научного методологического инструментария и была положена в основу периодизации как мировой, так и отечественной истории. В истории человечества выделялось пять стадий: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, и имеющая наступить бесклассовая (коммунистическая) формация, начальным этапом которой являлся социализм. Таким образом, формация определялась как ступень развития мировой истории человеческого общества. Согласно формационному подходу, мировая история представляет собой ряд последовательных ступеней прогрессивного развития человеческого общества как единого целого. Рассматривая историю человечества при таком подходе, исследователь стремится в первую очередь выявить черты сходства (стран, государств, обществ) прошедшими или находящимися на этой же стадии формационного развития.

Для раскрытия содержания ОЭФ студенты должны проработать термины: производительные силы (пс), производственные отношения (по), способ производства, базис, надстройка.

Важно уяснить, что теория ОЭФ, отражая уровень исторической науки XIX в. не способна в полном объеме объяснить процессы исторического развития в ХХI в. Студенты должны прояснить слабые стороны теории ОЭФ с точки зрения современной исторической науки.

Необходимо отметить, во-первых, что можно считать доказанным, что рабский труд, несмотря на его широкое распространение в отдельные периоды истории, играл второстепенную роль. Во-вторых, понятие феодализма, выработанное К.Марксом в середине XIX векf на материалах Западной Европы, не подходит для объяснения процессов в неевропейском мире. Несостоятельной оказалась попытка объяснить механизм смены одной фармации другой через понятие социальной революции; переход к коммунистической фармации. Очевидно, что блестящая характеристика отношения труда и капитала в буржуазном обществе, не подходит для понимания процессов, происходящих в современных развитых странах. В логику их формационного подхода не вписываются психическое состояние человека, культура повседневности, некоторые аспекты развития культуры и т.д.

Необходимо определить сильные стороны формационного подхода к изучению истории.

Одним из критериев нового подхода к изучению истории было взято понятие «цивилизация». Под цивилизацией (лат.-гражданский) в истории понимается уровень, ступень общественного развития или сообщество людей, объединенными сходными духовными ценностями и идеалами, имеющие общие черты в материальной, правовой, политической культуре, в общественном сознании, экономике и развивающиеся сходными путями.

В науке еще не сложилось единого представления о цивилизации. Поэтому в научных изданиях и учебных пособиях студенты обнаружат разные трактовки термина цивилизация и его содержания.

Существует несколько вариантов цивилизационного подхода в исторической науке:

1. «Цивилизация» как индустриальная стадия развития.

2. «Цивилизация» как «культурно-исторический тип» (или локальная цивилизация).

3. «Цивилизация» как основная типологическая единица истории.

В учебном процессе цивилизация чаще рассматривается как локальная.

Согласно цивилизационному подходу, на первое место выходит поиск своеобразия каждого общества, его отличий от других общественных систем. Это позволяет выявить ведущие тенденции и принципы развития изучаемого общества, которые нельзя игнорировать, используя опыт иных цивилизаций при решении своих внутренних проблем. Рекомендуется обратить внимание и на существенные недостатки цивилизационного подхода, прежде всего, недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных общества.

Факторами, определяющими цивилизацию, являются географическая (природная) среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическое своеобразие; особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и себя.

Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» были разработаны А.Д. Тойнби в работе «Постижение истории». История человечества, по мнению ученого, есть совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Общий период существования локальной цивилизации 1000-1500 лет.

Стимулом развития цивилизации являются проблемы, встающие перед обществом («вызов»). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнёт и т.д. Общество должно найти «ответ» на этот «вызов».

У истоков цивилизационного, локально-исторического подхода в России стоял Н.Данилевский. Отрицая существование «человечества» как целого, как единой цивилизации, ученый признавал реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные культурно-исторические типы, народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащие передаче и заимствованию.

Студентам необходимо по данному вопросу проработать (на выбор) не менее двух концепций цивилизационного подхода (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, Л. Мечников, Н. Гумилев, Х. Уайт и др.)

В заключение по данному вопросу необходимо отметить, что в содержательно-методологическом плане можно выделить несколько подходов в интерпретации понятие «цивилизация»: культурологический, социологический, этнопсихологический, географический. Также важно напомнить, что среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время.

 

Методические указания

4. Типология цивилизаций. Особенности становления и развития российской цивилизации.

В наиболее общем виде можно выделить три основных типа развития цивилизации: непрогрессивные формы существования; циклического развития (восточный); прогрессивного развития (западный). Определяющими признаками данных типов цивилизации являются: общность и взаимозависимость историко-политического и экономического развития, взаимопереплетение культур, наличие сферы общих интересов с точки зрения перспектив развития.

Также цивилизацию принято разделять на мировую и локальную. Мировая цивилизация выступает как все человечество, вместе взятое, развивающееся в едином поступательном движении как нечто целое. Локальная цивилизация – это регион планеты национального или государственного уровня, существенно отличающийся от других регионов по направлению своего развития.

Раскрывая типологию цивилизаций, студенты могут взять за основу и другие критерии:

1. по природно-географическому положению:

а) морские, б) континентальные, в) прибрежные.

2. по типу взаимодействия человека с природой:

а) примитивные общества (человек полностью зависит от природы),

б) аграрные общества (человек берет в готовом виде то, что дает ему природа),

в) индустриальные общества (человек переделывает природу, исходя из собственных потребностей, создает «вторую» природу),

г) постиндустриальные (информационные) общества (человек взаимодействует с природой, возмещая нанесённый ей своей деятельностью ущерб).

3. по темпу и направленности развития:

а) Восток – замедленный, устойчивый тип развития общества, основанный на слиянии человека с природой;

б) Запад – динамичное, ускоренно развивающееся общество, основанное на активном воздействии человека на природу.

Необходимо самостоятельно определить, к какому из рассматриваемых типов отнести российскую цивилизацию и сформулируйте те черты, которые определяли её своеобразие применительно к каждому варианту типологизации. Также необходимо обозначить факторы, определившие особенности становления и развития российской цивилизации, проявления её самобытности.

 

Раздел 2. Россия в мировой цивилизации. Особенности образования и развития Российского государства.

 

Методические указания.

1. Восточные славяне и их соседи в VI – VIII вв. Территория расселения, общественный и социально-экономический строй, верования восточных славян накануне образования государства.

При изучении вопроса о восточных славянах в древности, рекомендуется начать подготовку по данному вопросу с работы с картой; нужно обратить внимание на особенности расселения восточнославянских племен, назвать и дать характеристику наиболее крупных племен восточных славян накануне образования государства.

Надо охарактеризовать, какую роль сыграло «Великое переселение народов» в становлении славянского общества.

Изучая территорию расселения восточных славян по работе с картой, студенты должны усвоить, что восточно-славянские племена расселились в последней трети I тыс.н.э. на обширной территории Восточной Европы от озера Ильмень до Причерноморских степей, от Восточных Карпат до Волги. В течение второй половины I тыс.н.э. идет постепенное расселение славян по территории Восточной Европы, преимущественно с юга. Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в основном характер постепенной инфильтрации, что не исключало отдельных военных столкновений. Мирное в целом сосуществование славян с балтами и финно-уграми привело к ассимиляции, ославяниванию значительной их части. К VII – VIII вв. славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы.

Широкое расселение славян по Европе в период раннего средневековья послужило мощным импульсом их дифференциации. Согласно лингвистическим данным, около VII – VIII вв. происходит распад праславянской языковой общности (выделяются группы западных, южных, восточных славян), начинается формирование отдельных славянских языков. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.

Студентам необходимо детально остановиться на проблеме восточных славян и «Великого переселения народов». В исторической науке понятие «Великое переселение народов» обычно датируется IV – VII вв. н.э. «Великое переселение народов», масштабное перемещение (преимущественно с востока) племен гуннов, готов и других привело к значительным изменениям этнической и политической карты Евразии и совпало по времени с процессом становления славян как самостоятельного этноса.

Студентам рекомендуется подчеркнуть органическое единство славянства с окружающим иноязычным миром и показать разнообразное влияние фактора «Великое переселение народов» на судьбы славянского этноса, возможности к расширению территории славян.

Надо знать, что первые представления от этнографии восточного славянства, дает нам «Начальная летопись» («Повесть временных лет», которая относится к началу XII в.. Летописец Нестор приводит сведения о местах обитания 15 союзов племен, каждый из которых включал ряд племен или «племенных княжений».

Работая с исторической картой, следует найти на ней места расселения восточнославянских племен и их соседей, определить характер взаимоотношений славян с соседями.

Летописные сведения о местах обитания восточных славян, их занятиях и обычаях подтверждаются данными археологических раскопок. Названия племен часто происходили от мест их обитания: поляне (жили в полях под Киевом, по среднему течению Днепра), древляне (в лесах по Припяти, притоку Днепра), дреговичи в болотистых местах между Припятью и Западной Двиной (дрягва – болото), северяне (жили к северу от полян) и т.п. Между Днепром и Cожью (притоком Днепра) жили радимичи, в верховьях Оки – вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень (предки новгородцев) словене, по Днестру – уличи и тиверцы, в верховьях Днестра и Прута – белые хорваты, в западных областях современной Украины – волыняне.

Соседями восточных славян на востоке были волжские булгары и угро-финские племена, на западе прибалтийские народы, западные славяне, на юге – хазары (до второй пол. 960 гг.), печенеги (с к. IX в. до 1036 г.), половцы (до к. XII в.). К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии, восточнее – весь (предки вепсов), к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой,– меря, южнее Оки – мордва. Балтийские племена – ятвяги, ливы, жмудь – населяли территорию современных Литвы, Латвии и северо–восточных районов Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенегов, а затем половцев. На юге простиралась территория могущественного Хазарского каганата. Первоначально центр Хазарского каганата находился на территории современного Дагестана, затем переместился в низовья Волги, где была построена столица – Итиль.

Изучая раннюю историю славян и рассматривая их взаимоотношения с соседями, следует подчеркнуть значительное влияние Византийской империи и жителей Скандинавского полуострова.

Раскрывая особенности общественного строя восточных славян, необходимо помнить, что основой общественной организации у восточных славян была патриархальная семейная община. Общественно-политическая организация восточных славян в VI – VIII вв. соответствовала первобытно-общественному строю, ее основу составляла родовая, затем соседская община. В процессе роста населения и совершенствования орудий труда племена распадались на несколько родственных. Они селились в небольших поселках, которые объединялись в союзы (территориальные или соседские). Студенты должны проследить, какие социально-экономические и политические изменения в жизни восточных славян привели к распаду родовых общин и созданию племенных союзов, а затем крупных территориальных общин.

Необходимо сделать вывод, что объединение в территориальные (соседские) союзы было следствием как экономических так и политических причин.

VI–VIII вв. были в жизни восточных славян переходным этапом от первобытно-общинного к раннеклассовому обществу. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда. С развитием производительных сил и переходом от подсечно-огневого способа земледелия к пашенному каждая семья получила возможность самостоят



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.117.103 (0.158 с.)