Бюджетная система и бюджетный процесс в Украине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная система и бюджетный процесс в Украине



 

Бюджетная система нашего государства была сформирована на основе закона «О бюджетной системе Украины». В данное время ее функционирование регламентируется нормами «Бюджетного кодекса». При этом предусматривается сочетание принципов единства и самостоятельности, что просто недопустимо. Причем принцип единства на практике не реализуется, поскольку единый сведенный бюджет ни на одном уровне не составляется. Самостоятельность же провозглашается сугубо декларативно — реальной законодательной базы для нее нет.

В соответствии с действующим законодательством бюджетная система Украины включает Государственный бюджет Украины, Республиканский бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты. В местные бюджеты принадлежат областные, городские, районные, городов, поселков, сел, районов в городах. Состав и структурное построение бюджетной системы Украины отражена на схеме 23 (жирным шрифтом выделенные централизованные виды бюджетов, курсивом - децентрализованные):

Бюджетный процесс – это организация и порядок составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджета. Поскольку бюджет представляет собой систему всеобъемлющих финансовых отношений и через него проходит значительная масса денежных потоков, то бюджетный процесс всегда находится в центре внимания общества.

Он состоит из двух частей:

- бюджетное планирование;

- выполнение бюджета.

 

Бюджетное планирование охватывает составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение. Это сердцевина бюджетного процесса — выполняется такой бюджет, который принят.

Задачи бюджетного планирования определяются необходимостью решения охарактеризованного выше тройной задачи формирования бюджета:

1) достоверное определение объема и источников формирования доходов бюджета;

2) оптимальное распределение расходов по отдельным группам и отраслями;

3) сбалансирование бюджета.

Бюджетное планирование начинается с определения возможного объема доходов. Обоснованность их планирования обеспечивает реальность всего бюджетного процесса. Оптимум распределения расходов определяется эффективностью использования бюджетных средств с позиций обеспечения экономического роста и социальной гармонии в обществе. Сбалансирование бюджета – самая сложная задача, поскольку, как правило, потребности в расходах превышают реальные возможности формирования доходов.

В процессе бюджетного планирования используются такие методы:

а) общий метод – балансовый;

б) к отдельным статьям – нормативный:

– прямого счета,

– аналитический.

Сущность балансового метода заключается в том, что бюджет как финансовый план является балансом доходов и расходов. Следовательно, бюджет не может быть несбалансированным. Превышение расходов над доходами невозможно, ведь оно, исходя из схемы финансовой деятельности государства, не может быть профинансировано. Превышение же доходов над расходами, если речь идет не о бюджетном профиците, неуместно, поскольку государству не нужные лишние средства (зато они могут быть крайне необходимы юридическим и физическим лицам, у которых они изымаются в процессе перераспределения). Использование балансового метода обеспечивает реальность не только бюджетного планирования, но и сбалансированность формирования и размещения финансовых ресурсов в обществе.

Нормативный метод является основой бюджетного планирования и заключается в определении отдельных статей доходов и расходов по установленным нормативам. Например, отдельные расходы могут определяться по нормативам к макроэкономическим показателям (в соответствии с Законом об образовании в Украине на его финансирование из бюджета должно выделяться не меньше 10% национального дохода). Нормативы могут иметь разные уровни обобщения — к макро- и микроэкономическим показателям, в расчете на одного жителя, одно бюджетное учреждение или оперативно-сетевой показатель (например, на один класс), а также к конкретным статьям расходов или доходов.

Метод прямого счета предусматривает детализированный расчет за каждым плательщиком доходов и получателем бюджетных средств. Именно он обеспечивает полную прозрачность бюджетного процесса и наибольшую обоснованность проекту бюджета. В то же время это достаточно трудоемкий процесс, и поэтому его использование, особенно на уровне централизованных бюджетов, усложнено. В процессе прямого расчета доходов и расходов бюджета тоже используются нормативы, но не обобщенные, а детализированные.

Аналитический метод основывается на определенные тенденций развития отдельных показателей бюджета и факторов, которые влияют на эти показатели. Планирование может осуществляться с использованием коэффициентов, которые характеризуют динамику доходов и расходов, или на основе определения влияния на изменение показателей бюджета отдельных факторов, например рост численности населения, динамику цен и тарифов, валютного курса и тому подобное.

Процедура бюджетного планирования — последовательность мероприятий и действий по составлению, рассмотрению и утверждению проекта бюджета, который определяется соответствующим законом. В Украине на государственном уровне она включает такие этапы и стадии:

1. Составление проекта бюджета:

- направление Президентом Верховной Раде бюджетного послания;

- разработка Верховной Радой бюджетной резолюции, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий год;

- разработка Министерством финансов на основании основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития прогнозного проекта Государственного бюджета;

- согласование показателей прогнозного проекта бюджета с предложениями министерств, ведомств и других органов;

- разработка Министерством финансов рабочего (согласованного) проекта Государственного бюджета и представления его в Кабинет Министров;

- рассмотрение проекта бюджета в Кабинете Министров, принятие решения о его одобрении и представлении Президенту проекта Закона о бюджете;

- рассмотрение проекта Закона о бюджете Президентом и представление его в Верховную Раду.

2. Рассмотрение проекта Закона о Государственном бюджете Украины:

- рассмотрение проекта Закона о Государственном бюджете в комиссиях и комитетах Верховной Рады;

- доклад Министра финансов на заседании Верховной Рады и содоклад председателя комитета по вопросам бюджета;

- обсуждение проекта Государственного бюджета на заседании Верховной Рады;

- принятие соответствующего решения о результатах рассмотрения проекта Закона о Государственном бюджете:

а) утвердить Закон о Государственном бюджете Украины;

б) одобрить в первом чтении и направить на доработку;

в) отклонить и направить на переработку.

Выполнение бюджета заключается в мобилизации запланированных доходов и финансировании предусмотренных расходов. Организация выполнения бюджета возлагается на Кабинет Министров, оперативная работа ведется Министерством финансов, Государственной налоговой администрацией и Государственным казначейством. Выполнение бюджета осуществляется на основании списывания доходов и расходов. Этот документ складывается после утверждения бюджета в соответствии с подразделами бюджетной классификации, которая содержит полную детализацию видов доходов и направлений расходов. Списывание доходов и расходов производится с поквартальной разбивкой, что дает возможность сбалансировать бюджет на разных периодах.

Кассовое выполнение бюджета (зачисление средств на счета бюджета и перечисления из них) может осуществляться двумя системами: банковской и казначейской. При банковской системе счета бюджета открываются в учреждениях банковской системы. При казначейской создается специальная структура — казначейство, которое ведет счета бюджета, мобилизирует средства и финансирует расходы. В Украине Государственное казначейство организует и обеспечивает выполнение Государственного бюджета, но средства бюджета концентрируются в учреждениях банковской системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.006 с.)