Организационно-правовое обеспечение финансовой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовое обеспечение финансовой политики



 

Выработка финансовой политики и ее реализация с помощью финансового механизма основывается на соответствующих организационных элементах этого механизма, которые тесно взаимосвязаны и подчинены друг другу.

Финансовое законодательство формирует правовое поле для осуществления финансовой деятельности и, соответственно, для реализации финансовой политики. Финансовое планирование является отражением направлений, форм и методов финансовой политики. Оно, в сущности, является ее материализацией. Организация финансовой деятельности и финансовых отношений направлена на воплощение в практику задач финансовой политики, на реализацию финансовых планов. Финансовый контроль предназначен для проверки законности финансовых операций, мониторинга реализации задач финансовой политики и выполнения принятых планов.

Финансовое право

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, которые регулируют финансовые отношения и финансовую деятельность в обществе. Как отмечалось, финансы – это организованная в соответствующем порядке совокупность обменно-распределительных и перераспределительных отношений. Основной формой их организации является именно финансовое право. Кроме того, организация финансовых отношений может осуществляться на основе разнообразных инструкций и положений, однако они имеют, как правило, ведомственный характер.

Финансовое законодательство охватывает все сферы и звенья финансовой системы и все формы и методы финансовой деятельности, которые подлежат правовой регламентации. В целом его можно разделить на две части: законодательные акты, которые непосредственно регулируют финансовые отношения, и законы из других сфер деятельности, в которых выделяются финансовые основы их функционирования.

К первой части принадлежат законодательные акты, которые регламентируют финансовые отношения на макроуровне и взаимосвязи финансов субъектов предпринимательской деятельности с государственными финансами и институциями финансового рынка. Это законы о бюджетной и налоговой системах, государственном долге, центральном банке, банке и банковской деятельности, страховании, ценных бумагах и фондовой бирже, инвестиционной деятельности. Сюда также принадлежат законы, которые регламентируют отдельные виды финансовых операций — о закладной, лизинге и др., и законы о отдельных видах налогов и платежей в бюджет и целевые фонды. Ко второй группе относят законы, которые регламентируют деятельность, в том числе и финансовую, субъектов ведения хозяйства – о предприятиях и предпринимательской деятельности, о хозяйственных обществах, о банкротстве и тому подобное.

Финансовые законы могут иметь характер прямого действия или дополняться инструкциями. В первом случае их положения являются непосредственной основой для осуществления финансовых операций. Подобный подход требует достаточно глубокой детализации законов с учетом всех особенностей финансовой деятельности разных субъектов. Во втором случае закон определяет только общий порядок финансовых отношений, а его детализация осуществляется в соответствующих инструкциях. Они должны быть лишь дополнением к закону и не противоречить ему. При этом в любом случае основой является закон.

В Украине прямое действие имеет подавляющее большинство финансовых законов, в частности в сфере налогообложения. В то же время абсолютно все детали финансовой деятельности предусмотреть, во-первых, невозможно, а, во-вторых, не всегда уместно. Поэтому законы достаточно часто дополняются разного рода инструкциями и положениями. Например, закон о банках и банковской деятельности отражает только общие основы функционирования коммерческих банков. Конкретные виды банковских операций могут регламентироваться соответствующими инструкциями из кредитования, безналичных расчетов, кассовых операций и тому подобное.

Соотношение между законами прямого и непрямого действия определяет распределение полномочий и прав между государственными органами законодательной и исполнительной власти, а следовательно, и их возможности и полномочия в выработке и реализации финансовой политики. Законы прямого действия четко отражают преимущество законодательной власти. К функциям исполнительной власти относится обеспечение выполнения принятых законов. Кроме того, органы исполнительной власти могут иметь право законодательной инициативы, то есть разработка финансовых законопроектов и представления их на рассмотрение и утверждение в органы законодательной власти. В то же время такие законопроекты могут разрабатывать и органы и структуры законодательной власти.

Действие финансового законодательства, его соответствие конкретным условиям и заданиям, а следовательно, и эффективность финансовой политики в значительной мере зависят от согласованности действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Именно на основе детального согласования ими законопроектов возможное формирование дееспособной системы финансового права. При использовании законов непрямого действия важно, чтобы инструкции не только не противоречили законам, но и не корректировали их действие, потому что это может привести к искривлению финансовой политики.

3.3.2. Финансовое планирование

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и утверждения финансовых планов как средств сбалансирования финансовых потребностей и возможностей. Финансовый план того или другого субъекта отражает его финансовую деятельность, то есть процесс формирования доходов и осуществления расходов. Их состав и структура, а также сбалансированность определяются задачами, направлениями и методами реализации финансовой политики. Финансовые планы являются как отражением определенной политики, так и ее основой. Любая политика без основы в финансовых планах не может быть успешно реализована. В то же время ни один вариант финансового плана не может рассматриваться как оптимальный, если он не обеспечивает реализацию соответствующих целей и задач финансовой политики.

Финансовое планирование осуществляется на двух уровнях. На микроуровне — это индивидуальные планы отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Эти планы отражают финансовую стратегию и тактику предприятий. Их главные задачи — определение источников и объемов формирования доходов, оптимизация расходов и достижение финансовой сбалансированности. На макроуровне — это основной финансовый план, который характеризует деятельность государства – бюджет, а также сведенный финансовый план, в котором отражаются доходы и расходы всех субъектов финансовых отношений. Именно эти планы являются отражением финансовой политики государства. В то же время они имеют разную значимость. Бюджет, это реальный директивный документ, который утверждается в виде закона, и является основным средством реализации финансовой политики. Сведенный финансовый план является, в сущности, справочным документом, назначением которого является определение общей массы доходов и расходов и согласования процессов их распределения и перераспределения между отдельными сферами и звеньями финансовой системы. Он является основным средством основания и сбалансирования финансовой политики.

Задания финансового планирования определяются структурой финансового плана и задачами финансовой политики. Они заключаются в определении реальных источников и объемов доходов, оптимизации структуры расходов на основе критерия решения заданий финансовой политики и сбалансирования доходов и расходов.

Первым по последовательности и значимости является определение реальных объемов доходов. Какие-нибудь просчеты, как в сторону их завышения, так и занижения влияют на реальность финансового плана, а, следовательно, и финансовой политики, осложняя ее реализацию. Финансовая политика государства, стратегия и тактика предприятий должны основываться на реальных возможностях. В то же время в процессе планирования необходимо отыскивать резервы роста доходов, если существующие их объемы недостаточны для решения поставленных задач.

Второй важной задачей финансового планирования является оптимизация расходов. И хотя главным при этом является решение задач финансовой политики, необходимо проверить, не обеспечивается ли решение отдельных ее задач избыточными вложениями за счет других направлений расходов. Финансовое планирование в части распределения расходов должно иметь обратную связь с финансовой политикой, а не предусматривать необоснованную ее реализацию по любой цене. Кроме того, оно должно направляться на экономное, рациональное и эффективное использование доходов.

Третей, интегративной задачей является сбалансирование доходов и расходов. Финансовый план и по форме, и по содержанию является балансом доходов и расходов, а, следовательно, он не может быть несбалансированным. Это самое сложное задание, которое может содержать множество вариантов его достижения. За каждым вариантом стоит особенный тип финансовой политики, которая имеет разные основы, признаки и возможные последствия. Поэтому процесс сбалансирования финансового плана – это постоянный выбор разных вариантов с определением всех возможных последствий. В конечном итоге выбор оптимального варианта обеспечивает предпосылки для реализации финансовой политики и делает финансовую деятельность всех субъектов четко организованной и скоординированной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.005 с.)