По организационному строению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По организационному строению



Финансовая система –с овокупность финансовых органов и институций, которые управляют денежными потоками.

Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений, а звено - их обособленную часть.

Сегодня как в определении финансов, так и в выделении их составляющих, которые составляют основу формирования внутренней структуры финансовой системы, нет единого подхода. Но это имеет полностью логическое объяснение. Финансы, как было показано более раннее, достаточно разностороннее явление, что имеет разные признаки. Поэтому, беря за основу структуризации отличные признаки - субъекты финансовых отношений, фонды денежных средств, уровень экономической системы, финансовые органы и институции, – ученые по-разному характеризуют и состав финансовой системы. Конечно, что при каком-нибудь подходе следует, во-первых, придерживаться единого признака, а не нескольких сразу. Во-вторых, следует учитывать, что финансы - это всегда в известной мере организованные отношения - или в законодательной, или в инструктивной, или в уставной, или в договорной формах. Соответственно выделение их отдельных составляющих может быть обосновано только при наличии таких организационных основ.

Выбор признака структуризации финансов должен базироваться на полном отображении всей совокупности финансовых отношений. Если за основу структуризации взять субъектов финансовых отношений – юридических и физических лиц и государство, то в финансах можно выделить такие составные: финансы граждан (семейные финансы, или финансы домохозяйств), финансы предприятий, государственные финансы. Но такая структура, во-первых, неполная, потому что не включает международных финансов (а это в условиях глобализации экономики просто неправильно), а, во-вторых, не до конца обоснованная, поскольку финансы граждан (семейные финансы) не имеют организационных основ и поэтому не могут выделяться как отдельная сфера или звено. Если за основу структуризации взять фонды денежных средств, то сразу выпадает определенная часть финансовых отношений, что имеет канальный, а не фондовый характер. Это в первую очередь касается финансов предприятий, где процесс формирования денежных фондов не является обязательным. Принятие же за основу структуризации финансовых органов и институций вообще неправомерно, поскольку характеризует организационную, а не сущностную сторону финансов. Оно может и должно использоваться только при рассмотрении организационной структуры финансовой системы.

Следовательно, перечисленные выше признаки не обеспечивают такой структуризации, которая бы отображала всю совокупность финансовых отношений.

Наиболее целесообразно в основу структуризации финансов положить уровень экономической системы (схема 7), выделив соответствующие сферы финансов: на микроуровне – финансы субъектов ведения хозяйства (предприятий); на макроуровне – государственные финансы; на уровне мирового хозяйства – международные финансы, и на обобщающем уровне обеспечивающую сферу – финансовый рынок. Каждая из этих сфер имеет соответствующее организационное обеспечение, каждая уровневая сфера - определенный состав доходов и расходов и свою специфическую схему организации финансовой деятельности, а финансовый рынок - формы финансовых ресурсов и методы торговли ими.

Выделение звеньев проводится по признаку наличия либо обособленного фонда денежных средств, либо специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансов субъектов ведения хозяйства отображает движение денежных потоков предприятий. Поскольку они имеют общие принципы организации и методы осуществления финансовой деятельности, то эта сфера не разделяется на отдельные звенья. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности и отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их сущности.

Сфера государственных финансов, которая характеризует финансовую деятельность государства, разделяется на такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственных предприятий.

Сфера международных финансов отображает перераспределительно-обменные отношения и централизацию ресурсов на мировом уровне. Она состоит из двух частей - международных финансовых отношений и непосредственно международных финансов. Международные финансовые отношения опосредуются через международные расчеты, которые, в свою очередь, основываются на использовании двух валют и установлении валютного курса. В настоящее время процессы курсообразования, купли и продажи необходимых валют связаны с функционированием валютного рынка, который формирует специфическое звено международных финансов. Непосредственно международные финансы включают два звена - финансов международных организаций и международных финансовых институций.

Сфера финансового рынка охватывает круговорот финансовых ресурсов как специфического товара. По форме ресурсов финансовый рынок разделяется на рынок денег и рынок капиталов. Функционирование финансового рынка обеспечивается через соответствующие институции – банки, институционные инвесторы, фондовые биржи.

Обособленным звеном финансовой системы является страхование. Оно не принадлежит к конкретной сфере и занимает промежуточное место между микро- и макроуровнями.

Внутренняя структура финансовой системы отображена в схеме 8.

Рассматривая внутреннюю структуру финансовой системы, необходимо учитывать региональный аспект ее построения. С этих позиций различают национальные, региональные и мировую финансовые системы.

Национальные финансовые системы отображают структуру финансов отдельных стран. В их состав входят:

- финансы субъектов ведения хозяйства;

- страхование;

- государственные финансы;

- внутренние валютный и финансовый рынки.

Мировая и региональные финансовые системы состоят из двух уровней:

- национальные финансовые системы стран мира или отдельного региона;

- международные финансы, которые отображаются в централизованных на мировом или региональном уровнях средствах и финансовых ресурсах.

В состав международных финансов входят:

- финансы международных организаций;

- международные финансовые институции;

-международные валютный и финансовый рынки (ведущие банки и фондовые биржи, которые осуществляют операции во всем мире или определенном регионе).

Построение финансовой системы вытекает из необходимости решения таких задач:

- формирование, концентрация и оптимальное размещение достаточных для производства определенного объема ВВП финансовых ресурсов;

- достижение максимальной эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов - максимизация объемов произведенного ВВП на основе выбора рациональной структуры форм финансового обеспечения;

-установление оптимальных пропорций распределения и перераспределения произведенного ВВП с целью полного обеспечения потребностей граждан, предприятий, государства;

- всестороннее содействие привлечению всех временно свободных средств и полученных доходов через институции финансового рынка на потребности финансового обеспечения производства ВВП;

- формирование страховых фондов с целью обеспечения возмещения потерь финансовых ресурсов и доходов и установления максимальных предпосылок для использования средств данных фондов в круговороте ресурсов.

Функционирование финансовой системы, которая основывается на круговороте финансовых ресурсов, в обобщенном виде (абсолютно все связи и денежные потоки отобразить чрезвычайно сложно) изображены на схеме 9. Эти ресурсы сосредоточиваются непосредственно на предприятиях и у субъектов финансового рынка – коммерческих банков и институционных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний). В то же время эти субъекты являются, в сущности, финансовыми посредниками между продавцами и потребителями финансовых ресурсов. При этом значительную часть ресурсов как институционных инвесторов, так и банков, составляют размещенные у них временно свободные ресурсы и доходы предприятий. Определенная часть ресурсов направляется в страховые фонды, однако в дальнейшем они могут использоваться в круговороте через институции финансового рынка.

На основе использования финансовых ресурсов на предприятиях создается ВВП, определенная часть которого приобретает форму централизованных доходов (централизуется государством в бюджете и целевых фондах), а другая – формы индивидуальных доходов предприятий (прибыль) и рабочих и служащих (заработная плата).

Значительная часть индивидуальных доходов направляется на обеспечение текущих потребностей предприятий и граждан. Остальные приобретают форму излишков предприятий и сбережений граждан, которые являются потенциальными источниками инвестиций. Инвестиции прямо или через систему финансового рынка направляются на увеличение объемов финансовых ресурсов предприятий, что, в свою очередь, является предпосылкой для обеспечения роста объемов ВВП.

Основная часть централизованных в бюджете и в целевых фондах средств тоже тратится непосредственно на финансирование текущих потребностей. Определенная же частица расходов, связанных с экономической деятельностью государства, направляется на инвестиции в форме капитальных вложений и таким способом прямо способствует росту финансовых ресурсов. Кроме того, остатки средств бюджета и целевых фондов, которые хранятся в учреждениях коммерческих банков, являются источником формирования ресурсов этих банков.

За счет бюджета осуществляются платежи международным организациям и международным финансовым институциям. В свою очередь, международные финансовые институции оказывают финансовую помощь той или другой стране, которая может поступать в бюджет (на финансирование дефицита), центральный банк (на формирование валютных резервов) и непосредственно субъектам предпринимательской деятельности (на кредитование инвестиционных проектов).

Процесс формирования бюджета также может быть связан с функционированием финансового рынка, на котором государство является заемщиком (кратко-, середне- и долгосрочные государственные ссуды на покрытие бюджетного дефицита, или на целевые проекты). Такое заимствование уменьшает объемы финансовых ресурсов, которые могут направляться на производство ВВП, и целесообразное при условии обеспечения достаточной эффективности использование привлеченных с финансового рынка средств.

Достаточно тесная взаимосвязь в финансовой системе существует между бюджетом и центральным банком по поводу предоставления и погашения кредита на финансирование бюджетного дефицита. Кроме того, через бюджет может регулироваться финансовая деятельность банка – превышение доходов над расходами направляется в бюджет, а недостаточность доходов обеспечивается бюджетными ассигнованиями.

Из приведенной, даже в упрощенном виде, схемы видно, насколько сложным является функционирование финансовой системы и как важно обеспечить надежное управление ею. На схеме четко прослеживается, во-первых, обеспечивающая роль финансового рынка, на котором сосредоточивается подавляющая часть финансовых ресурсов, во-вторых, координирующая роль бюджета, в котором пересекается значительная

часть денежных потоков. Базовой же сферой финансовой системы являются финансы предприятий, которые через мобилизацию достаточных финансовых ресурсов обеспечивают производство ВВП в необходимых объемах.

Из схемы также четко видно, что финансы – это единый организм, единая система взаимосвязанных отношений. Выделение из этой системы какого-то элемента только ослабляет финансовую систему. При этом действие всех составляющих должно быть скоординированным и синхронным, подчиняться единым заданиям и целям. Финансовые ресурсы, на которых основывается функционирование финансовой системы, являются едиными по сущности и назначению. Они могут иметь разные формы, переходить из одной формы в другую, но это единый финансовый потенциал общества. Масса сформированных в обществе доходов зависит от объема произведенного ВВП. Доходы могут распределяться и перераспределяться между звеньями и сферами финансовой системы, однако их масса при этом не изменяется. Все отмеченное свидетельствует, что и управление финансами должно быть согласованным на основе единой финансовой политики государства.

Главным заданием построения национальной финансовой системы является обеспечение максимальной мобилизации имеющихся в обществе финансовых ресурсов и привлечение при обоснованных потребностях их извне, установка предпосылок для их эффективного использования и максимизации на этой основе производства ВВП. Движение денежных потоков через звенья и сферы финансовой системы должно способствовать формированию у каждого субъекта доходов, что отображают его производительность и являются достаточными для обеспечения потребностей его деятельности.

Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институций, которая характеризует систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВВП является объективным явлением, формы и методы финансовых отношений отображают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем движение денежных потоков осуществляется не само по себе, а направляется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая, имея определенные закономерности, отображает условия конкретной страны.

В основе формирования органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в какой-нибудь стране осуществляют органы государственной власти и управления.

В организационный состав финансовой системы Украины входят:

а) органы управления:

Министерство финансов;

Государственная налоговая администрация;

Государственная контрольно-ревизионная служба;

Государственное казначейство;

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

Счетная палата;

Аудиторская палата;

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Украинская государственная инновационная компания;

б) финансовые институции: Национальный банк;

коммерческие банки;

страховые компании;

небанковские кредитные учреждения (кредитные союзы, ломбарды и тому подобное); межбанковская валютная биржа;

фондовые биржи;

институционные инвесторы.

Состав органов и институций финансовой системы Украины отображен на схеме 10.

Финансовые органы и институции могут быть сгруппированы в четыре блока. Первый блок составляют органы, которые функционируют в сфере бюджета государства. Это в первую очередь Министерство финансов Украины и Государственное казначейство и Государственная контрольно-ревизионная служба. К этой же группе также принадлежит Государственная налоговая администрация. Второй блок составляют контрольно-регулирующие органы – Счетная палата, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Аудиторская палата и аудиторские фирмы. Третий блок составляют финансовые институции, которые работают на финансовом рынке: Национальный банк Украины и коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи, институционные инвесторы, страховые компании. В четвертой блок входят органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования, Украинская государственная инновационная компания.

Формирование системы финансовых органов и Институций, разграничение функций и полномочий между ними должено обеспечить надежное и эффективное управление финансами в стране.

Существует достаточно сложная схема взаимосвязи органов управления финансовой системой с ее отдельными сферами и звеньями:


 

Финансовые органы и институции Звенья финансовой системы Направления деятельности и
Министерство финансов Бюджет государства Составление и выполнение
Государственный кредит Выдача займов, использование полученных средств, погашения долгов
Международные финансовые отношения Взаимоотношения с правительствами других стран, международными организациями и международными финансовыми институциями
Финансы предприятий Организационное регулирование финансовой деятельности
Страхование Выдача лицензий на страховую Деятельность; контроль за деятельностью страховых компаний
Государственное казначейство Бюджет государства Выполнение Государственного бюджета
Государственная контрольно-ревизионная служба Бюджет государства Ревизии составления и выполнения бюджетов, контроль за использованием бюджетных ассигнований
Финансы государственного сектора Контроль за финансовой деятельностью
Государственная налоговая администрация Бюджет государства Учет налогоплательщиков и обязательных платежей, контроль за соблюдением налогового законодательства
Общегосударственные целевые фонды
Счетная палата Государственный бюджет Контроль за составлением и исполнением бюджета
Государственный кредит Контроль за получением, использованием и погашением государственных займов
Страховые компании Страхование Осуществления страховых операций
Аудиторская палата Финансы предприятий Выдача лицензий аудиторам и аудиторским фирмам, контроль за аудиторской деятельностью
Аудиторские фирмы Финансы предприятий Проведения независимого финансового контроля
    Национальный банк Кредитная система Регистрация банков, выдача лицензий на отдельные банковские операции, банковский надзор
Государственный кредит     Бюджет государства Агентские услуги правительства по размещению государственных ценных бумаг Организация кассового выполнения
Международные финансовые отношения Проведения международных расчетов государства
Валютный рынок Определения валютных курсов
Коммерческие банки Банковская система Осуществления банковских операций
Межбанковская валютная биржа Валютный рынок Организация торговли валютой
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку     Рынок ценных бумаг Регистрация выпуска ценных бумаг(кроме государственных); лицензирование деятельностифинансовых посредников; регулирование операций с ценными бумагами; надзор за деятельностью субъектов рынка
Фондовая биржа     Рынок ценных бумаг Обеспечения функционирования первичных и вторичных рынков ценных бумаг
Институционные инвесторы Рынок ценных бумаг Мобилизация и инвестирование финансовых ресурсов
Пенсионный фонд Фонд целевого назначения для пенсионного обеспечения Аккумуляция средств фонда, начисление и выплата пенсий и помощи

Как видно из приведенного распределения полномочий финансовых органов и институций, основное внимание в системе управления сосредоточено на бюджете государства. Это вполне естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

Отдельные сферы и звенья не имеют соответствующих финансовых органов или институций управления. Управление финансами субъектов ведения хозяйства осуществляется финансовыми службами в составе управленческих структур предприятий и организаций, хозяйственных обществ и холдинговых компаний, министерств и ведомств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.026 с.)