Глава 1. Введение в теорию организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Введение в теорию организации



ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Учебное пособие

 

 

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Функции и место теории организации в системе научных знаний

Ключевыми функциями теории организации являются познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая.

Познавательная функция состоит в раскрытии сущности процессов организации, самоорганизации систем различной природы, а также всеобщих законов организации.

Методологическая функция заключаетсяв том,что теорияорганизациидает представление о порядке, формах, структурах, процедурах, методах построения процессов и систем, то есть выступает научной основой для частных организационных наук.

Рационально-организующая функция направлена на обобщение организационного опыта и разработку оптимальных моделей организаций, а также их структур и процессов функционирования.

Прогностическая функция теории организации позволяет предвидеть будущие организационные явления и события.

Теория организации тесно связана с другими организационными науками, причём их взаимосвязь можно отразить в виде иерархии (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия организационных наук

 

Приведённая выше иерархия наглядно демонстрирует, что науки макроуровня являются научной основой для наук мезо- и микроуровня, в свою очередь науки микро - и мезоуровня являются источниками идей и организационного опыта для развития наук макроуровня

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА

 

Организация и управление

 

Управление – это элемент и функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Согласно приведенному определению, в системах любого уровня можно выделить управляющую и управляемую подсистемы. Каждая из них имеет определённую самостоятельность и собственное предназначение.

Управляющая часть или иначе, субъект управленияэто орган, вырабатывающий и осуществляющий управляющее воздействие.

Орган – это структурная часть организации, наделенная самостоятельными функциями. Он поддерживает выходы системы на уровне, удовлетворяющем заданным условиям её функционирования.

В фирмах, компаниях субъектами управления являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет, Правление, генеральный директор, руководители подразделений.

Объект управления – это часть системы, на которую направлено управляющее воздействие.

Объект управления выполняет основную функцию организации. Объектами управления могут быть организация в целом, подразделение, отдельный работник, производственный процесс и т.д.

Совокупность субъекта, объекта управления, связей между ними, а также процессов, обеспечивающих их заданное функционирование, называется системой управления.

Таким образом, связь между организацией и управлением состоит в следующем:

управление как управляющая подсистема само является упорядоченным целым, т.е. организацией в статике;

управление как функция поддержания в допустимых пределах отклонений системы от заданных целей, может рассматриваться как часть организации, то есть как организация в динамике;

организация как процесс упорядочения представляется как функция управления и, таким образом, является частью управления.

Следовательно, можно заключить, что управление есть часть организации, а организация есть часть управления.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС

 

Процесс и его элементы

 

Процессэто последовательная смена состояний в развитии объекта.

Конструктивные элементы процесса: состояние, действие, операция, стадия, этап, фаза, цикл, интервал и процедура (рис. 2).

Состояниеэто фиксированная в данный момент совокупность свойств, отношений и параметров динамической системы.

Процесс

 

Рис. 2. Последовательность конструктивных элементов процесса

 

Действиеэто элементарная часть процесса, обладающая качественной определенностью.

Операция – это профессионально организуемая комбинация действий, направленная на достижение необходимого результата.

Стадия – это часть процесса, которая характеризуется однородностью происходящего.

Этап – это часть процесса, выделяемая получением промежуточного результата.

Фаза – это часть процесса, которая воспринимается явным образом. Цикл – это полная совокупность последовательно осуществляемых стадий целостного процесса.

Цикл представляет собой полную совокупность всех других конструктивных элементов процесса. Многократно повторяющиеся циклы составляют циклические процессы. Циклические процессы позволяют выявить их особенности, общие закономерности и на этой основе осуществить рациональное построение разнообразных систем (технических, биологических, социальных).

Интервалэто промежуток между двумя моментами времени. Он устанавливает конкретное расположение процессов, стадий, этапов, операций на временной оси. Интервалы определяют длительность самого цикла, его отдельных фаз и расстояние между фазами.

Процедураэто определённый, установленный порядок действий. Процедура имеет отношение только к целенаправленным процессам, предполагающим получение определённого результата. Процедура характеризуется чёткостью и однозначностью. Если на определённых этапах процесса, предусмотрена многовариантность чередования фаз процедуры, то устанавливаются жёсткие правила выбора конкретного варианта. В социальных организациях разрабатываются процедуры для регулярно повторяющихся процессов, например, процедуры обработки входящей документации, оформления больничных листов, технологический процесс изготовления продукции. Это позволяет сократить их длительность и количество ошибок при выполнении процесса.

Элементы процесса взаимосвязаны между собой: из простейших первичных действий целенаправленно складываются все выполняемые операции, они объединяются в стадии, результаты осуществления которых выделяют промежуточные этапы, входящие в фазы, а повторяющаяся последовательность фаз составляет законченный цикл процесса (рис. 3).

Примером использования такой модели построения процесса может быть производственный процесс на промышленном предприятии: простейшие действия рабочих по обработке предметов труда объединяются в профессиональные операции, которые обеспечивают реализацию процесса в целом. Например, в машиностроении производственный процесс делят на фазы (этапы): заготовительную, обрабатывающую, отделочную и сборочную. Фазы можно разделить на стадии (подфазы): заготовительную – на литейную, кузнечно-прессовую и сварочную стадии; обрабатывающую фазу – на металлообрабатывающую и термообрабатывающую стадии. Стадии в свою очередь состоят из отдельных операций.

Такое представление о процессе позволяет создать стройную и обоснованную модель его построения. Наиболее значимым элементом организации процесса является этап, поскольку характеризуется конкретным промежуточным результатом и становится конструктивным элементом любой процедуры.

 

Закон синергии

Закон синергии: свойства организованного целого превышают простую «арифметическую» сумму свойств элементов, вошедших в состав целого.

Синергия – это процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то системы. Иначе синергизм означает, что система как единое целое даёт больший выход, чем работа каждого её элемента в отдельности.

В социальных системах синергетический эффект проявляется, например, при принятии группового решения, когда каждый участник может вносить на общее обсуждение свои предложения, участвовать в обсуждении других предложений. Это позволяет принять оптимальное решение за счёт привлечения большего объема информации, опыта и рассмотрения большего количества альтернативных вариантов решения. Как гласит русская пословица: «Ум хорошо, а два – лучше».

Кроме того, синергетический эффект проявляется в случае психологической совместимости работников подразделения, что позволяет существенно повысить результативность коллектива.

Формирование территориально-производственных комплексов также дает синергетический эффект за счет кооперации предприятий в производстве конечной продукции или комбинирования путем комплексной переработки сырья или использования отходов одного предприятия для производства продукции другого. По этой причине лесохимические и гидролизные производства располагаются в центрах лесопиления.

Условием эффективной деятельности организации является наличие определенного и достаточного потенциала, который представляет собой определённый набор элементов: комплект оборудования, научные и технологические разработки, кадровый состав, технология управления. Возможны различные сочетания этих элементов, что определяет величину потенциала организации от очень низкого до очень высокого. При этом потенциал организации может меняться двумя способами:

– пропорционально привлечению дополнительных ресурсов;

– скачкообразно, то есть существенно больше привлечения дополнительных ресурсов.

Именно в последнем случае можно говорить о возникновении синергетического эффекта. Стремление получить синергетический эффект является основным мотивом слияния и поглощения компаний. При этом синергетический эффект возникает по следующим причинам:

– выполнение большего объёма работ на тех же мощностях, при той же численности работников;

– возможность производить широкий ассортимент продукции;

– устранение дублирования функций различных работников и создание объединённых подразделений, занимающихся бухгалтерским учётом, маркетингом, финансовым контролем;

– комбинирование взаимодополняющих ресурсов: уникальных разработок одних организаций с финансовыми ресурсами, производственными, техническими и сбытовыми структурами других. Это позволяет внедрить имеющиеся разработки в производство и получить эффект всем участникам;

– возможность устранить ценовую конкуренцию.

Измерение синергетического эффекта в социальных системах часто затруднено, однако можно судить о его наличии в фирме или подразделении по следующим признакам:

– благоприятный социально-психологический климат в коллективе;

– сокращение технологического цикла;

– усиление интереса работников к повышению профессионального уровня;

– активное приобретение акций своей компании;

– выработка и поддержка традиций организации;

– постоянный спрос на продукцию;

– устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;

– усиление технологической и трудовой дисциплины;

– рост числа предложений относительно совершенствования технологии и структуры управления;

– усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству.

Закон наименьших

Закон наименьших: структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью части целого.

Иными словами, разрушение целостного образования происходит по самому слабому элементу структуры. Этот закон широко применяется в управленческой практике, в том числе в комплексном экономическом анализе с целью выявления проблем и неиспользованных резервов организации, в системе стратегического управления компанией для оценки ее сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды.

 

Закон самосохранения

Закон самосохранения: любая организованная система стремится сохранить себя как целостное образование и экономно расходовать свои ресурсы.

Рассмотрим проявление закона в системах разного типа. Известно, что все системы стремятся к равновесию. Равновесие – это состояние покоя, в котором находится система под воздействием равных противоположно направленных сил. Установлено, что равновесие неживых систем связано с достижением максимального уровня энтропии, в то время как равновесие живых и социальных систем предполагает поддержание энтропии системы на низком уровне. Энтропия – это мера дезорганизации, хаотичности системы, мера беспорядка в системе. Равновесие бывает трех видов.

1. Статическое или абсолютное равновесие, которое представлено одной точкой в пространстве. Такое равновесие характерно, например, для маятника.

2. Подвижное равновесие – это ситуация, когда ни одно из состояний в отдельности не является равновесным, но преобразование системы по замкнутому циклу можно считать своеобразным равновесием. Такое равновесие характерно, например, для автоматического светофора.

Эти виды равновесия характерны преимущественно для технических систем. Однако можно считать, что фирма, предприятие находится в состоянии статического равновесия, если с течением времени структура её не меняется

3. Динамическое равновесие – это ситуация, когда система практически не возвращается к прошлым равновесным состояниям, но стабильно развивается по известному закону. Динамическое равновесие характерно для живых и социальных систем.

Равновесие системы тесно связано с ее устойчивостью.

Устойчивость – это способность системы функционировать в состояниях, близких к равновесию, в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий.

Различают два рода устойчивости.

Устойчивость первого рода – это свойство системы вновь возвращаться в исходное состояние после прекращения внешнего воздействия. Этот род устойчивости соответствует статическому равновесию. Причём если воздействие на систему велико, её новое равновесное состояние достигается за счёт разрушения структуры.

Устойчивость второго рода – это ситуация, когда после выхода системы из состояния равновесия она колеблется вблизи нового равновесного состояния. Такая устойчивость соответствует динамическому равновесию, характерна для человека, социальной организации, жизни вообще и достигается путем адаптации системы к изменениям окружающей среды. Различают несколько видов адаптации:

кратковременная (изменение окраски хамелеона) и долговременная (линька животных). В социальных системах кратковременная адаптация может проявляться как формирование временных групп сотрудников для решения какой-либо проблемы, а долговременная - как создание постоянно действующих комитетов при руководителе организации для решения возникающих проблем.

структурная и функциональная

Структурная адаптация происходит путём изменения структуры, например, создание филиалов или представительств фирмы в условиях ужесточения конкуренции. Функциональная адаптация происходит посредством изменения видов деятельности компании, например, организация сервисного обслуживания выпускаемой техники и обучение персонала работе с такой техникой. В жизни часто наблюдается сочетание структурной и функциональной адаптации. Например, фирмы по продаже сложнобытовой техники создают в своей структуре подразделения по доставке и сервисному обслуживанию товаров.

пассивная и активная

Пассивная адаптация – это изменение поведения системы под воздействием внешней среды. Активная адаптация – это воздействие системы на внешнюю среду, чтобы приспособить её к своим возможностям, своему потенциалу. Примерами активной адаптации являются различные маркетинговые мероприятия, направленные на формирование благоприятного отношения потенциальных покупателей и общества в целом к продукции и услугам конкретной фирмы (рекламные акции, использование торговых марок и т.д.).

Конкретными формами приспособления организации к изменениям условий функционирования являются организационный рост и развитие.

Рост – это увеличение размеров и расширение сферы деятельности системы.

Развитие – это глубокая перестройка структуры и функций системы.

Таким образом, особенности действия закона самосохранения для живых и социальных систем состоят в следующем:

– самосохранение – это выживание системы путём поддержания её целостности, состояния динамического равновесия и устойчивости, а также экономного использования ресурсов;

– самосохранение связано с адаптацией системы к изменениям;

– необходимыми условиями самосохранения являются рост и развитие системы.

Закон онтогенеза

 

Закон онтогенеза (развития): каждая организация проходит в своём развитии следующие фазы жизненного цикла: зарождение, рост, зрелость и угасание.

Онтогенез – это последовательность преобразований, претерпеваемых организацией от зарождения до конца жизни.

Развитие может быть эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным. Эволюционное развитие – это постепенные количественные и качественные изменения организации. Революционное развитие, напротив, характеризуется скачкообразным переходом от одного состояния организации к другому. Прогрессивное развитие – это переход организации от низшего уровня к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивное развитие это деградация организации, возвращение ее к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам. Кривая развития организации представлена на рис. 3.

 

 
 

 

 


 

Рис. 3. Динамика развития материальной системы

Таким образом, жизненный цикл любой материальной системы включает как прогрессивное, так и регрессивное, эволюционное и революционное развитие. Подобный жизненный цикл проходит любой живой организм, любая социальная организация, в том числе любая компания.

Концепция жизненного цикла организации активно используется в менеджменте для оценки адекватности политики руководства состоянию организации на различных стадиях ее развития. Оригинальную модель, описывающую развитие организаций, использующих концепцию стратегического управления, предложил Л. Грейнер. Он выявил следующие стадии организационного развития и отделяющие их друг от друга кризисы.

1. Стадия развития, основанного на творчестве. Организация появляется в результате предпринимательских усилий менеджеров и развивается благодаря творчеству ее основателей. Основное внимание уделяется разработке продукта и системы маркетинга, а организационная структура длительное время остается неформализованной. Однако постепенно основатели начинают понимать необходимость определения последующего курса развития организации и способного это сделать лидера. Таким образом, возникает первый организационный кризис, кризис лидерства.

2. Стадия развития, основанного на руководстве. Когда кризис лидерства успешно преодолен, наступает период организационного роста, который характеризуется четким планированием работы и профессиональным менеджментом. Однако постепенно бюрократическая структура и концентрация большинства процессов принятия решений на верхних уровнях управления начинают ограничивать творчество управляющих среднего звена, что в приводит к возникновению кризиса автономии.

3. Стадия развития, основанного на делегировании. Кризис автономии преодолевается путем структурной перестройки и децентрализации функций, а также делегированием полномочий принятия определенных решений с высших уровней на более низкие. Это увеличивает потенциал развития организации, но постепенно становится причиной кризиса контроля.

4. Стадия развития, основанного на координации. Успешное преодоление кризиса контроля связано с изменениями в системе координации функционирования подразделений, формированием стратегических подразделений, имеющих достаточно высокую степень оперативной самостоятельности. Однако эти подразделения жестко контролируются из центра по вопросу использования стратегических ресурсов организации (финансовых, трудовых, применяемых и разрабатываемых технологий). Постепенно возникают своеобразные границы между штаб-квартирой и функциональными подразделениями организации, что становится причиной кризисом синергии (кризисом границ).

5. Стадия развития, основанного на сотрудничестве. Кризис синергии преодолевается путем формирования команды единомышленников, общности интересов и ценностей персонала. Это придает организации новый импульс развития. В дальнейшем стадия может завершиться кризисом доверия (психологической усталости), когда все устают от работы как единая команда.

После разрешения этого кризиса может последовать шестая стадия организационного развития, основанная на использовании сочетания структур: традиционной – для выполнения ежедневных рутинных операций и рефлексивной структуры для стимулирования развития новых перспективных видов деятельности и личного духовного обогащения.

 

Закон композиции

Закон композиции: цели организации должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера.

Важнейшим понятием закона является цель. Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности. Понятие цели в полной мере применимо только к социальным системам. Действительно, цели технических систем определены изначально и состоят в удовлетворении определённых потребностей людей. Целью любой биологической системы является выживание.

Представления о целях социально-экономических систем (то есть фирм, компаний) менялись в процессе формирования организационных концепций. Согласно первоначальной концепции, организация – это механизм, сочетающий основные факторы производства, и главной его целью является получение наибольшей прибыли путём рационального использования всех ресурсов организации. Использование этой концепции привело к существенному росту производительности и интенсивности труда, что вызвало многочисленные конфликты между рабочими и менеджерами и переросло в волну забастовок. Возникла необходимость пересмотреть концепцию организации и роль в ней рядовых исполнителей.

Согласно следующей концепции, организация – это коллектив работников, сформированный по принципу разделения труда. Целью такой организации является создание и поддержание системы человеческих отношений.

В 50 – 60 годы организацию стали рассматривать как сложную иерархическую систему открытого типа или живой организм, главной целью которого является выживание. Причиной изменения концепции организации стало насыщение рынка продуктами и услугами, ужесточение конкуренции и, как следствие, возникновение концепции стратегического управления и маркетинга как науки и профессиональной деятельности.

Согласно последним представлениям, социальная организация является общественной структурой, в деятельности которой заинтересованы акционеры, учредители, работники, партнёры и общество в целом. Целью такой организации является обеспечение баланса интересов всех заинтересованных групп и формирование социальной ответственности бизнеса.

Действие закона композиции распространяется только на целенаправленные системы, которые стремятся к некоторому целесообразному поведению.

Комментируя закон композиции, можно отметить, что в организации должна быть согласованность целей как по горизонтали, то есть между целями одного уровня, так и по вертикали, то есть целей системы, её подсистем с целями системы более высокого уровня. Таким образом, требования закона выходят за рамки одной отдельно взятой системы и в соответствии с ним, а также согласно современной философии управления, каждая организация должна иметь свою миссию, а её стратегические (перспективные) цели должны включать в себя общественные цели.

Знакомство с законом композиции позволяет сформулировать следующие практические рекомендации:

– цель любого подразделения и звена организации должна соответствовать целям самой организации;

– если организация имеет иерархическую упорядоченную структуру, то и цели её могут быть иерархически упорядочены. Это достигается путём построения дерева целей (рис. 4). Для этого разлагают цели высокого уровня в цели более низкого уровня. Цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют долгосрочный временной интервал достижения.

 

1-й уровень

декомпозиции

 

2-й уровень

 

3-й уровень

Рис. 4. Простое дерево целей

 

Цели более низкого уровня выступают средствами достижения целей более высокого уровня. Построение целевой модели составляет основу одной из популярных технологий управления, которую называют концепцией управления по целям. При этом часто дифференциация целей не останавливается на уровне подразделений, а пронизывает собой всю организацию;

– наоборот, иерархия целей может служить основой для построения структуры организации.

5.4. Закон пропорциональности

 

Закон пропорциональности: в организованном целом необходимо определённое соотношение между элементами.

Соотношение подразумевает определённое количественное соответствие между частями целого. Соблюдение определённых соотношений, пропорциональности между элементами организации любой природы повышает её жизнеспособность, устойчивость и эффективность функционирования. Напротив, несоответствие, диспропорции между частями снижают эффективность организации и способствуют её разрушению.

Одни пропорции остаются неизменными на протяжении столетий (например, «золотое сечение» в архитектуре), другие подвижны и складываются под влиянием различных факторов (пропорции экономических систем).

Этот закон находит широкое применение в различных сферах деятельности, в том числе архитектура, живопись, техника, технология, экономика и т.д. Широко применяют этот закон при планировке производственных подразделений. Это можно проиллюстрировать следующим примером.

Пропускная способность рабочих мест по изготовлению партии деталей на четырёх операциях представлена на рис. 5.

 

 

 
 

 

 


Рис. 5. Производственная система по изготовлению партии деталей

 

Уровень пропорциональности производственной системы определяют с помощью коэффициента пропорциональности по формуле:

 

Кпр= ,

 

где М min – минимальная пропускная способность или в общем случае параметр системы;

М max – максимальная пропускная способность или параметр системы.

Понятно, что максимальное значение коэффициента пропорциональности составляет 1 и достигается при равенстве пропускной способности рабочих мест. В данном примере пропускная способность технологической цепочки составила в смену 6 шт. 3-е рабочее место является «узким» местом. Мощность 2-го рабочего места используется только на 40%, а мощность 1-го и 4-го рабочих мест – на 60 %. Коэффициент пропорциональности производственного процесса на данном производственном участке составляет 40 %. Таким образом, диспропорции между мощностью рабочих мест снижают эффективность использования оборудования и удлиняют процесс производства продукции. Эту проблему можно решить путем принятия соответствующих организационных решений.

Посредством использования закона пропорциональности решаются и другие управленческие задачи. Например, для устойчивого развития организации нужна пропорциональность между управляющей и управляемой системами. Следовательно, рост и усложнение производства ведёт к необходимости роста аппарата управления и усложнения связей между его звеньями. Кроме того, в настоящее время актуально соблюдение правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием при принятии решений, между организацией и самоорганизацией.

Основное значение закона пропорциональности состоит в том, что достижение пропорциональности обеспечивает саму возможность получения синергетического эффекта.

Линейная структура

Принципами построения такой структуры являются вертикальная иерархия и единоначалие.

Вертикальная иерархия означает соподчиненность звеньев управления снизу доверху, поэтому системообразующими являются межуровневые связи между руководителями и подчинёнными.

Согласно принципу единоначалия:

– каждое подразделение возглавляет руководитель и единолично управляет всеми подчинёнными ему звеньями;

– каждый руководитель подразделения низшего уровня непосредственно подчиняется определённому руководителю более высокого уровня управления;

– руководитель подразделения низшего уровня получает задания только от непосредственного руководителя и отчитывается об их выполнении только перед ним.

Подразделения в линейной структуре не обладают функциональной специализацией, формируются в соответствии с нормой управляемости и отличаются значительной самостоятельностью. Такое группирование работ по численности участников широко используется в армии при формировании воинских подразделений, при формировании классов учеников и студенческих групп, при проведении общественных работ. Обобщенная схема линейной структуры представлена на рис. 10.

 

 
 

 

 


Рис. 10. Линейная структура

 

Каждый руководитель в линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом по всем направлениям работы своего подразделения. Однако при современных масштабах и сложности производства и управления это затруднительно. Поэтому линейная структура используется для организации однотипных работ, а также в низовых производственных звеньях, в том числе в группах или бригадах.

Преимущества:

1) простота и чёткость подчинения;

2) полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчинённых;

3) оперативность принятия решений;

4) согласованность действий исполнителей.

Недостатки:

1) предъявляются высокие требования к руководителям;

2) большая информационная перегрузка руководителя;

3) структура не обладает гибкостью и адаптивностью, что затрудняет её функционирование в постоянно меняющейся внешней среде;

4) структура может быть использована только для решения оперативных задач;

5) структура не способствует развитию инициативы и творческой активности работников.

 

Функциональная структура

В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства, в соответствии с которым выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Таким образом, в функциональной структуре наряду с руководителем организации действуют несколько относительно самостоятельных функциональных руководителей, каждый из которых возглавляет определённое направление деятельности и имеет право давать указания исполнителям по вопросам своей компетенции.

Системообразующими является вся совокупность вертикальных межуровневых связей, поэтому наблюдается множество подчинённых у каждого руководителя и, что особенно важно, множество руководителей у каждого подчинённого. Таким образом, принцип единоначалия в этой структуре нарушается (рис. 11).

Такая структура используется в организациях, находящихся в совместной собственности нескольких владельцев, которые обладают равными долями собственности. В «чистом» виде структура применяется редко.

 

 

 


 

И с п о л н и т е л и

Рис. 11. Функциональная организационная структура

 

Преимущества:

1) повышается эффективность функционирования аппарата

управления;

2) стимулируется улучшение качества выполняемой работы;

3) ликвидируется дублирование в решении задач управления.

 

Недостатки:

1) нарушение принципа единоначалия приводит к несогласованности

указаний, получаемых исполнителями «сверху»;

2) структура способствует возникновению конфликтов;

3) усложняется согласованность различных видов деятельности;

4) структура снижает ответственность исполнителей за выполняемую работу.

Линейно-штабная структура

 

В основе линейно-штабной структуры управления лежит линейная структура, но при линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы или специальные аналитические группы), специализирующиеся на выполнении определенных управленческих функций.

Задачи штабов: получение и анализ информации о внешней и внутренней среде организации, текущее информирование и консультирование руководства, поиск наиболее рациональных вариантов решения задач, подготовка проектов решений, иногда проведение контроля. Однако штабы не обладают правом принятия решений, а лишь способствуют повышению качества работы линейных руководителей. В свою очередь линейный руководитель принимает окончательные решения и передаёт их подчинённым для исполнения (рис. 13).

 

 
 

 


Рис. 13. Линейно-штабная структура

 

Системообразующими в линейно-штабной структуре являются вертикальные связи, ее используют, как правило, на высшем уровне управления. Например, в крупных компаниях, на высшем уровне управления создаются комитеты при совете директоров или отделы анализа при президенте компании.

 

Преимущества:

1) высшее руководство освобождается от выполнения некоторых

функций;

2) повышается качество управленческих решений;

3) сохраняется полная ответственность руководителя за результаты

деятельности подчинённых;

4) обеспечивается высокая согласованность действий подчинённых.

 

Недостатки:

1) не приводит к разделению ответственности за последствия принимаемых решений;

2) способствует укреплению централизации организации.

Дивизиональная структура

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.163 с.)