Сущность приобщения младших школьников к этнокультурным традициям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность приобщения младших школьников к этнокультурным традициям



 

Термин «приобщение» Арутюновым С.А часто связывается с термином «традиция», который в наиболее общем виде представляет элемент культурного наследия, востребованного в современной жизни общества [3].

Понятие «приобщение» можно рассматривать как участие человека в каком-то действии, когда он ставится «общником» или участником какого - то дела. Следовательно, приобщение предполагает участие кого-либо в определенной деятельности. Трактовка понятия «приобщение» как становления ребенка в качестве участника развития народных традиций в современной жизни прослеживается в работах Елесовой Н.Н., Емельяновой Т.В., Кергиловой Е.Н и др., которые считают, что приобщение можно рассматривать как освоенные субъектом знания и отношения к освоенным знаниям. Антоненкова И.Н., Боронина Е.Г. и др. рассматривают приобщение как определенные знания, приобретенные ребенком, отношение к этим знаниям, а также деятельность на основе приобретенных знаний [20].

Что значит приобщить:

1) дать возможность включиться в какую—нибудь деятельность, сделать участником чего—нибудь [33];

2) присоединять, прибавлять к чему—либо; Знакомить с чем-либо, посвящать во что—либо [21].

В работе Ланиной Е.В., разработана модель по приобщению детей к традициям, которая строится на трех основных направлениях деятельности (трех шестеренках), заводящих механизм формирования этнокультурной среды: повседневная деятельность в группах, работа в мини музее, события, сценарная совместная деятельность всех субъектов образовательной деятельности.

Первое направление механизма создаёт условия для плодотворной образовательной деятельности. Оно вносит в образовательное пространство элементы народной культуры — традиции, посредством бесед, игр и т.д., также вносит в самостоятельную и совместную деятельность. Второе направление механизма включает в себя этнокультурное содержание непосредственной образовательной деятельности в пространстве мини музея. Дети погружаются в атмосферу крестьянского быта, слушают сказки, рисуют, лепят и т.д., следовательно, приобретают эмоционально окрашенные умения и знания. Третье направление с помощью реализации сценариев совместной деятельности, закрепляя этнокультурное содержание и создавая положительное к нему отношение. Поскольку важен не только сам народный материал и его содержание, но и народные методы, атмосфера народного праздника, построенная на доброжелательных чувствах, любви к детям и уважении, сопричастности к природе, в совместном со сверстниками и взрослыми проживании события [28].

Существуют педагогические технологии по приобщению детей к народным традициям, одна из которых строится на основании следующих подходов:

¾ вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная и т.д.);

¾ интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно—прикладного) при опоре на фольклор;

¾ взаимодействия в системе «учитель — ребенок — родитель»;

¾ осуществление воспитательной работы на основе традиций культуры.

Данная технология предполагает использование следующих методов и приёмов:

¾ наглядные — рассматривание иллюстраций, экспонатов и т.д.;

¾ практические — опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование и др.;

¾ исследовательские — прогулки и экскурсии по городу и родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом национальными народными традициями;

¾ игровые — дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования;

¾ словесные – рассказы, беседа, чтение художественной литературы, проблемные вопросы, пояснение, объяснение.

И следующие формы взаимодействия:

¾ экскурсии по историческим местам и памятникам города;

¾ показ спектаклей и сказок;

¾ продуктивная деятельность детей;

¾ выставки творческих работ детей и родителей;

¾ праздничные мероприятия [37].

В последних книгах Сухомлинского А.В. («Сто советов учителю», Как воспитать настоящего человека»), во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу [15].

Под понятием традиция понимается:

1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту (встреча Нового года), (стало традиционным во 2 знач.) [33].

3) укоренившийся порядок в чем — либо; обычай [21].

Под понятием обычай понимается:

1) традиционно установившиеся правила общественного поведения; народные обычаи;

2) привычный образ действий, поведения; привычка, обыкновение [21].

На основе выше приведенных определений понятий традиция и обычай, можно сделать вывод, что данные понятия равнозначны.

По мнению Чернявской. Ю., традиция включает в себя модели чувствования, мышления, поведения, и, кроме того, нормы, навыки, обычаи, культурные достижения, представляющие собой ценность для членов этноса, а также способы их трансляции от поколения к поколению [45].

Этнокультурные традиции — это явление и педагогическое, ведь именно в них заключена многовековая мудрость житейского опыта народа. Многие приемы, советы, рекомендации представляют интерес, благотворно влияют на личность. В исследованиях народные традиции рассматриваются как важнейший механизм воспитания подрастающего поколения. Они позволяют включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс как способ исторической преемственности и передачи культуры, эффективного влияния на формирование личности [11].

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений.

1) Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа [12].

2) Традиционные и обрядовые праздники. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Наши предки понимали праздники как период таинственности и священнодействия, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает основные фазы в его жизни. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной [25].

3) Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор включает в себя: сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т.п. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Через знакомство детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, осуществляется приобщение их к общечеловеческих нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей [1].

4) Русское народное искусство. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки [13].

5) Русские народные игры. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер [34].

Приведём примеры некоторых традиций.

Русское чаепитие

Дорог гость – так привечай,

Наливай ему целебный,

Ароматный, крепкий чай.

Создание оберегов (куклы, писанки). Ни один дом не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье.

Русское гостеприимство неотъемлемая часть культурных традиций. Гостям были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает

Посиделки (супредки) устраивались в осеннее зимний период. Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни [41].

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы. Основной традицией на празднование Троицы являлось украшение жилища и храма различными веточками, цветами и душистой травой. Это делалось для того, чтобы сошел Святой Дух. как и на Пасхальной неделе, вновь красили яйца.

Во время празднования Ивана Купала (ночь с 6 на 7 июля), традиционно в этот день жгут костры и прыгают через них, плетут венки и водят хороводы [44].

Рождество (7 января) — самый красочный, яркий, веселый праздник. Непременный атрибут праздника — рождественские елки, украшенные звездами, огоньками, шарами. Во время празднования рождества в городах и селах по домам ходили колядовщики, славили песнопениями — колядками — рождение Спасителя, желали хозяевам здоровья и богатства. Пример колядки: Сеем, веем, повеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Вы Христа прославляйте,

Угощенья нам давайте!

Масленица длится неделю и имеет свое обрядовое название: понедельник — встреча; вторник — заигрыши; среда — лакомка; четверг — широкий четверток, разгул, перелом; пятница — тещины вечера; суббота — золовкины посиделки; воскресенье — прощанье, прощеный день, прощеное воскресенье, целовник. Традиционно в этот праздник пекли блины, устраивали кулачные бои, катаются на тройках, играют в различные игры, сжигаю чучело зимы [38].

Жаворонки (22 марта) празднуют в день весеннего равноденствия. Традиционно в этот праздник пекли печения – жаворонков, дети с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну [32].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что не ко многим традициям младших школьников можно приобщать при помощи фольклорных праздников.

Таким образом, необходимо сохранять, распространять и развивать национальную культуру, воспитывать бережное отношения к историческому и культурному наследию народов России, а также укореняться в этнокультурных традициях, к которым люди принадлежат по факту своего происхождения и др. Всё вышеупомянутое формируется и развивается путём этнокультурного образования. И существуют различные способы и средства этнокультурного образования.

Одним из таких способов является использование фольклорных праздников с целью приобщения младших школьников к этнокультурным традициям, так как во время приобщения к этнокультурным традициям дети приобретают знания и отношения к освоенным знаниям в процессе определённого вида деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.014 с.)