Школьников к этнокультурным традициям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьников к этнокультурным традициям



44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

 

Исполнитель:

Соловьёва И.И.,

студентка 3 Б группы

 

Руководитель:

Устьянцева И. Ю.,

преподаватель психологических дисциплин

 

Камышлов, 2016

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Приобщение младших школьников к этнокультурным традициям 7

1.1Особенности этнокультурного образования детей. 7

1.2Сущность приобщения младших школьников к этнокультурным традициям 10

Глава 2 Фольклорный праздник как форма приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.. 18

2.1 Фольклорный праздник: подходы к пониманию понятия. 18

2.2 Особенности фольклорного праздника. 20

2.2 Методика организации фольклорного праздника в начальной школе 24

Заключение. 27

Список литературы.. 28

 

 


Введение

В период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности, происходит этнокультурное развитие ребенка. Существуют особые способы этнокультурной трансляции этнических знаний от поколения к поколению. Поэтому целью школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Проблема удовлетворения этнокультурных запросов в образовании отражается во многих правовых актах [6].

В «Конвенции о правах ребенка» в ст. 29 цель любой школы определяется как подготовка ребенка к «сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами числа коренного населения» [26].

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Так обеспечивается законотворческая государственная поддержка приобщения всех граждан Российской Федерации, начиная с детского возраста, к традициям родного народа, фольклорному искусству [43].

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО), направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, а также на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, право на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России [42].

Согласно Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации [19].

Кроме того младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у детей знаний об этнокультурных традициях, так как культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. [14].

Проблемой этнокультурного образования в целом занимались Волков Г.Н. [15], Коменский Я.А., Корчак Я., Песталоцци И.Г., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. и др. [40].

О роли народных традиций в развитии личности в своих трудах писали следующие русские мыслители, педагогов: Бердяев Н.А., [7], Волков Г.Н., [15] Ушинский К.Д., [15], Блонский П.П. [9] и др.

По мнению исследователей Волкова Г.Н. [15], Бабуновой Е.С. [5] и др. важным оказывается сохранение и разумное использование в воспитании всего богатства этнической культуры, в том числе фольклорных праздников и обрядов.

Анализ литературы позволил выявить следующие противоречия:

¾ между необходимостью приобщения младших школьников к этнокультурным традициям, декларированной Концепцией духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России, и низким уровнем знаний младших школьников об этнокультурных традициях;

¾ между необходимостью приобщения младших школьников к этнокультурным традициям и недостаточным использованием потенциала фольклорных праздников при приобщении к этнокультурным традициям;

¾ между наличием воспитательного потенциала у фольклорных праздников как средства приобщения младших школьников к этнокультурным традициям и недостаточной методической разработанностью этой формы.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему: какие существуют возможности использования фольклорных праздников при приобщении младших школьников к этнокультурным традициям?

Данная проблема определяет тему исследования: Фольклорный праздник как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.

Объект: процесс приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.

Предмет: фольклорный праздник как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.

Цель: раскрыть сущность и особенности фольклорных праздников как средства приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.

Задачи:

1) выявить особенности этнокультурного образования детей;

2) выяснить сущность процесса приобщения младших школьников к этнокультурным традициям;

3) найти различные подходы к пониманию понятия: фольклорный праздник;

4) выявить особенности и методику организации фольклорных праздников в начальной школе.

Методы теоретического исследования: анализ педагогической литературы, методической, публицистической литературы, анализ передового опыта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования раскрывают возможности использования фольклорных праздников в начальной школе, которые способствуют приобщению младших школьников к этнокультурным традициям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.005 с.)