Тема 1. Предмет общей психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет общей психологии



ЦЕЛЬ:

· рассмотреть предмет психологии;

· ознакомить с основными психологическими понятиями;

· раскрыть взаимосвязь различных методов психологического исследования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Предмет, задачи современной психологии.

2. Классификация методов психологии.

2. Формы отражения. Особенности психического отражения.

3. Рефлекторная природа психики. Мозг и психика.

4. Психика и сознание. Понятие сознания.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Решить письменно задачи из задачника № 3 Раздел 1.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. М., 1982.

2. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта личности. Киев, 1978.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М., 1982.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 1988.

5. Немов Р.С. Психология. М., 1995.

6. Рогов Е. И. Общая психология. М., 1995.

 

7. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

9. Таратунский ПС., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии. – Минск, 1998. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 1988.

 

Тема 2. Основные направления развития психологии

 

ЦЕЛЬ:

· дать представление о направлениях в науке психологии;

· ознакомить с основными теориями психологии;

· рассмотреть основные тенденции и перспективы развития психологии как науки на современном этапе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. История становления психологии как науки.

2. Основные направления англо-американской психологической мысли (бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология).

3. Основные направления немецкой психологии (гештальтпсихология, глубинная психология).

4. Отечественная психология.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Провести сопоставительный анализ основных направлений психологии в рассмотрении вопросов:

· предмета психологии;

· методов психологического исследования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.

2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992.

3. Леонтьев А.Е. Деятельность. Сознание. Личность. – М. – 1977.

4. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

5. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

Тема 3. Деятельность человека.

 

ЦЕЛЬ:

· раскрыть понятие человеческой деятельности;

· дать психологическую характеристику структуре деятельности;

· рассмотреть различные виды деятельности человека;

· раскрыть взаимосвязь деятельности человека и его личностных особенностей (потребностно-мотивационная сфера личности).

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Понятие активности и деятельности.

2. Психологический анализ структуры деятельности человека.

3. Понятие потребности и мотива деятельности.

4. Понятие «полимотивированности» деятельности человека.

5. Классификация потребностей и мотивов человека.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Решить письменно задачи из задачника № 1, 2 Раздела 1.

2. Определить мотив/мотивы поступка в следующем случае.

Молодым человеком 22 марта 2006 года была взорвана медицинская клиника, специализирующаяся на проведение операций по прерыванию беременности.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.

2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

4. Леонтьев А.Е. Деятельность. Сознание. Личность. – М. – 1977.

5. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 1988.

 

Тема 4. Познавательная сфера

 

ЦЕЛЬ:

· дать понятие познавательной сферы человека;

· рассмотреть познавательные процессы: ощущение, восприятие, памяти;

· раскрыть основные характеристики данных процессов, их виды, свойства.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Понятие познавательной сферы человека.

2. Чувственное познание. Характеристика ощущения.

3. Виды, свойства ощущений.

4. Понятие восприятия как познавательного процесса.

5. Понятие памяти. Психологическая характеристика процессов памяти.

6. Виды памяти. Их роль в процессе познания.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Решить письменно задачи из задачника № 4, 5, 6, 7 Раздел 2

2. Выполнить задания №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 из Практикума.

3. Обсудить упражнения из Практикума по теме «Восприятие».

4. Исследование «вредной» иллюзии». Поставьте на лист бумаги перевернутый стакан и, обводя карандашом его край, нарисуйте друг за дружкой три дуги: маленькую, с центральным углом около десяти градусов, среднюю, с углом градусов сорок, и большую, градусов сто двадцать. Сравните их кривизну. Даже прекрасно зная, что они начерчены с помощью одного стакана, а значит, радиус их кривизны один и тот же, трудно избавиться от впечатления, будто маленькая дуга имеет минимальную кривизну, а большая – максимальную. Интересно, что с дугами, превышающими половину окружности, иллюзия не возникает; наблюдатель отчетливо видит настоящий диаметр таких больших дуг и замечает, что он одинаков у всех кривых.

 

 

Рис. 1

Рис. 2

Какая из фигур больше?

(Иллюзия Ястрова.)

 

6. Еще ошибочней бывают результаты сравнительной оценки площадей и объемов. Это тем более неожиданно, что линейные размеры тренированный глаз оценивает довольно точно. Попробуйте угадать, во сколько раз объем куба, изображенного на рисунке справа, больше объема левого куба? Какое соотношение между объемами цилиндров? Эллипсоидов? Минутку, не читайте дальше текст! Сделайте оценку и запомните числа.

 

 

Рис. 3. Результаты сравнительной оценки площадей и объемов

 

А теперь проверьте результаты. Объем правого куба больше объема левого в два раза, объемы цилиндров относятся как один к тридцати, эллипсоидов – как один к трем. А насколько площадь черного кольца меньше площади белого круга, который оно ограничивает?

 

 

Рис. 4 Насколько площадь черного кольца меньше площади белого круга, который оно ограничивает?

 

Измерив их, нетрудно убедиться, что площади равны. В данном случае иллюзия усиливается не только «провокационным» вопросом, но и специальной раскраской: черные предметы кажутся человеческому глазу меньше белых. Этот эффект называют иррадиацией.

Механизм человеческого зрения вообще достаточно сложен и окончательно не ясен: в нем участвуют не только хрусталик и сетчатка, но и сам мозг. Поэтому при случайных переключениях внимания наблюдателя также могут возникать некоторые иллюзии.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта личности. Киев, 1978.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М., 1982.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 1988.

4. Немов Р.С. Психология. М., 1995.

5. Рогов Е. И. Общая психология. М., 1995.

6. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М., 1989.

7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2. М., 1966.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.015 с.)