Раздел 2 Психология познавательных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2 Психология познавательных процессов



 

ЛЕКЦИЯ 9. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения окружающего мира. Чувственное наглядное познание предметов и явлений есть исходное. "Ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении". Но, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятии. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы. Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями. Воздействие их на органы чувств именуется раздражением. Информация о внешнем мире может попадать в головной мозг, то есть в перерабатывающий ее центр, лишь через сенсорную систему, которую можно поэтому считать воротами сознания.

Сенсорная клетка - это рецептор, который преобразует стимул (воздействие) в короткие ритмические электрохимические импульсы. После их поток передается по нервным путям в различные переключательные станции центральной нервной системы, где эти импульсы, переходя с одного нейрона на другой, синтезируются и "декодируются" в систему данных о характере внешнего воздействия.

Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, имеющих нервную систему, но осознавать свои ощущения способны только те, у кого имеется головной мозг с высокоразвитой корой. Если кора мозга временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то человек не может осознанно реагировать даже на сильную боль. Физиологическая основа ощущений - сложнейшая деятельность органов чувств.

И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений - анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием нескольких специфических отделов:

1. периферического (рецепторного)

2. центрального (мозгового).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппарата. Они находятся во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализаторов реагирует на определенный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстроцепторы) и во внутренних органах и тканях (интроцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Этими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма (ощущение голода, жажды). С деятельностью интроцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, и участвуют в определении свойств, качеств объектов, т.е. периферический отдел анализатора, который играет роль специализированного, воспринимающего аппарата. В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, его рецепторы находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря им организм получает информацию об опасности.

 

ЛЕКЦИЯ 10. ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛИЗАТОРОВ

1. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя - "порог ощущений".

Нижний порог ощущений - максимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение (Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются.

Верхний порог - это максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интервал м/у Jo и Jmax - "диапазон чувствительности".

2. Дифференциальный, разностный порог - это наименьшее изменение в силе и характере действующего раздражителя, способного быть замеченным для человека (J). Величина () J пропорциональна интенсивности сигнала J; () J/J=0,01, для слухового - К=0,1. С помощью этого порога мы постоянно усиливаем наибольшие изменения параметров внешней и внутренней среды: степень освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, вибрации. Пороги всех ощущений своеобразны для каждого человека, их свойства предопределены генетически, относительно неизменчивы, хотя подвергаются немалым возрастным колебаниям.

3. Оперативный порог различимости сигналов - точность и скорость различения достигают максимума, он в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера) Е=klogJ+c.

5. Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя необходимая для возникновения ощущений.

Пространственный порог определяется минимальным размером чуть заметного раздражителя.

Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов характеризуются угловыми величинами, которые связаны с линейными размерами по формуле tg a/2=h/2L, где a - угловой размер объекта, h - линейный размер, E - расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку должны быть на уровне оперативного порога не менее 30-40.

Объем зрительного восприятия - число объектов, которые способен охватить человек в течение одного взгляда (при предъявлении не связанных объектов - 4-8 элементов).

6. Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После завершения воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1-0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. Иначе уменьшается скорость и точность реагирования, так как во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

7. Органы чувств, способны менять свойства, приспосабливаясь к новым условиям - адаптация ощущений.

Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в 10-ки раз. Полная зрительная адаптация может занять 40 минут, может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает; при адаптации к свету вначале воспринимаются ярко-голубые цвета, а потом оранжево-красные.
Чувствительность изменяется на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптация - при обонянии, в тактильных ощущениях и медленная - зрительная и слуховая адаптация.

Наименьшая степень адаптации - боль (это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, быстрая адаптация болевых ощущений способна привести к гибели).

 

ЛЕКЦИЯ 11. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

Классификации ощущений:

1. по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение;

2. по месту расположения рецепторов;

3. по времени возникновения в ходе эволюции;

4. по модальности раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Наиболее древняя чувствительность - органическая, затем контактные формы и самые молодые - слуховые и зрительные системы рецепторов.

По модальности раздражителя ощущения делят на:

- зрительные,

- слуховые,

- обонятельные,

- тактильные,

- статические и кинестетические,

- температурные,

- болевые,

- жажды,

- голода.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей на сетчатку глаза. Свет воздействует на находящиеся в ней светочувствительные клетки-палочки и колбочки. Благодаря слуховым ощущениям человек слышит речь, общается с другими людьми. Раздражителями для этих ощущений являются звуковые волны. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отражают высоту звука, громкость, тембр звука и делятся на речевые, музыкальные, шумы, а также вибрационную чувствительность. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека эта чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения отражают запахи окружающих нас предметов. Органы обоняния - это обонятельные клетки в верхней части носовой полости.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения.В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая.

Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют яркий эмоциональный тон. Температурные ощущения - регулирование теплообмена между организмом и окружающей средой.
Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. О положении тела в пространстве сигнализирует статическое ощущение. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

Особое место занимают интероцептивные ощущения, которые возникают и сигнализируют об их функционировании. К ним относят чувство голода, жажды, насыщения, комплексы болевых и половых ощущений.

ЛЕКЦИЯ 12. ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие-это отражение комплексного раздражителя.

Выделяют уровни перцептивного действия:

1. Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

2. Различие или собственно восприятие. Конечный результат ее - формирование перцептивного образа эталона.

3. Опознание. Для него обязательны сличение и идентификация.

4. Идентификация-отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию и извлечение соответствующего эталона из памяти. В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на:

1. Непреднамеренное восприятие. Может быть вызвано как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам личности. В нем нет заранее поставленной цели, отсутствует волевая активность, поэтому оно называется непроизвольным.

2. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомить нас с ним. Оно может быть включено в какую-либо деятельность, но может выступать как самостоятельная деятельность-наблюдение.

Наблюдение-это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

 

ЛЕКЦИЯ 13. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией. Фактор апперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

Свойства восприятия:

1. Целостность, то есть восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, то есть восприятие-система перцептивных действий, которыми надо овладевать.

2. Константность восприятия-благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Константность восприятия - не врожденное свойство, а приобретенное.

3. Структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

4. Осмысленность. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

 

ЛЕКЦИЯ 14. НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, звуки оглушают, запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей состояние - гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность.

Галлюцинациями обычно называются восприятия, возникшие без наличия реального объекта. Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Для галлюцинирующего субъективные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира. Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиесянеобычным многообразием. Видения могут различаться по форме, величине, цвету, подвижности и количественному наполнению. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или напротив, интерес, восхищение, даже преклонение. От галлюцинаций следует отличать иллюзии - ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Главная особенность иллюзий - обязательное наличие подлинного объекта.

Виды иллюзий:

1. Аффективные-чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением.

2. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих.

3. Перейдолические иллюзии обычно вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью.

 

ЛЕКЦИЯ 15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот характер психической деятельности связывают с таким свойством психики, как внимание. В отличие от других познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, но оно проявляется как бы внутри этих процессов. Оно характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание - это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Существуют функции внимания. Сущность внимания проявляется в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, данной деятельности воздействий и игнорировании других - несуществующих, конкурирующих воздействий. Следующая функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока цель не будет достигнута. Одной из важных функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. Внимание может проявляться в сенсорных, мимических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное связано с восприятием раздражителей разного вида. Выделяют слуховое сенсорное и зрительное внимание.

слуховое сенсорное внимание зрительное внимание


Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли.

объект интеллектуального внимания - воспоминания

Различают три вида внимания:

-непроизвольное,

-произвольное,

-послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. При пассивности существует зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание эмоциональное, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение. Новизна раздражителя также вызовет непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной из важных причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Произвольное внимание (активное, волевое) - это сознательно регулированное сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что он должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

 

ЛЕКЦИЯ 16. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Основные свойства внимания:

-объем,

-сосредоточенность (концентрация),

-распределяемость,

-устойчивость,

-колебание,

-переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от особенностей воспринимаемых объектов, от поставленной цели. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, у ребенка не более 2-3.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте. Это значит, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека. Чем меньше круг объектов внимания и участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Распределение внимания заключается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, мотивацией, темпераментом. Интерес оказывает значительное влияние на устойчивость внимания. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объектов. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Оно происходит при участии волевых усилий человека.

 

ЛЕКЦИЯ 17. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ

 

Память - это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло.

Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого. Существует три главных процесса, синтез которых образует память.

Первый - запоминание (анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование).

Второй - хранение (организация и удержание информации). Забывание - исчезновение из памяти. Эти два процесса противоположные по характеру. Забывание - весьма целесообразный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание дает возможность мозгу избавляться от избыточной информации.

Третий - воспроизведение, непроизвольное или произвольное (процесс появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений). Это основная функция памяти.

В основе памяти лежат ассоциации. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным и образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет временную нервную связь.

Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (здоровье, болезнь и т. п.) обычно сопоставляются и сравниваются, что и производит к образованию соответствующих нервных связей.

Существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны (причина и следствие, и т. п.). Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Физиологическая основа памяти: нервная ткань изменяется под действием раздражителей, сохраняет в себе следы нервного возбуждения. Следы - определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т. е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызванные изменения. Образования и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. В настоящее время нет единой теории механизмов памяти. Более убедительна нейронная теория: нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в местах соединений нервных клеток, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации. Другая теория памяти, молекулярная, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых "записывается" поступающая в мозг информация.

Виды памяти. Выделяют четыре вида памяти, в соответствии с типом запоминаемого материала. Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа. Существуют пять подвидов образной памяти:

· зрительной,

· слуховой,

· осязательной,

· обонятельной,

· вкусовой.

Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающейся у него большой дифференциацией. Эмоциональная память - запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и эффектов (память страха, стыда, слепой ярости). Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (словесно-логическая или семантическая) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мысленных действий (чтение, счет). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.

По степени волевого процесса запоминания и воспроизводства различают непроизвольную и произвольную память. Но волевое усилие не гарантирует успеха, мы часто забываем именно то, что и боялись забыть. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

o механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

o логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, выделение главных логических компонентов информации, систематизацию, пересказ своими словами - логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше механической;

o образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - образная память;

o мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Образная память эмоциональная память Произвольная память

 

Память избирательна, которая заметна при непроизвольном запоминании. Успех произвольного запоминания зависит во многом от соответствия характера запоминаемого установкам нашего восприятия. Наиболее загадочным являются механизмы генетической памяти, с помощью которой происходит наследственно обусловленная регуляция психических реакций и действий человека, связанных с врожденными инстинктами самосохранения и размножения.

 

ЛЕКЦИЯ 18. УРОВНИ ПАМЯТИ

Существует несколько уровней памяти, которые различаются по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

Первый уровень - непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают точные и полные данные о том, воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунд. Информация будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует), если полученная на первом (сенсорном) уровне она привлечет внимание высших отделов мозга. Это второй уровень - кратковременная память (КП). КП ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7+-2. Это магическая формула памяти человека, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Материал, содержащийся в кратковременной памяти, делая сознательные усилия надо повторять вновь и вновь, чтобы его удержать на неопределенно долгое время (попадает в долговременную память), иначе информация может забыться. Можно сделать вывод: кратковременная память поддается сознательной регуляции, она может контролироваться человеком. А "непосредственные отпечатки" сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды, и продлить их психика не может.

Кратковременная память разрешает человеку перерабатывать большой объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет только потенциально полезное, которое необходимо для решения сиюминутных (актуальных) проблем (оперативная память).

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Ее емкость и длительность в принципе безграничны. Для того, чтобы ввести в долговременную память новый материал и далее воспроизвести его требуются значительные усилия.

ДП бывает двух типов:

1. ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память-вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации. Она поступает как из КП, так и из ДП, и необходимая для выполнения текущей деятельности. Промежуточная память- обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, накопленной за прошедший день переводом ее в долговременную память. После того, как сон заканчивается, промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

 

ЛЕКЦИЯ 19. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение- это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации. Процесс воображения свойствен только человеку. Он является необходимым условием трудовой деятельности человека.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, всегда представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Такая способность человека отличает его деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает и такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом, важное значение имеет вторая сигнальная система, слово.

Процесс воображения - это совместная работа обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их замещения.

Воображение - это всегда определенный отход от действительности и в любом случае источник воображение - объективная реальность. Воображение- это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение.

· Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты.

· Непроизвольное - в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Одна из особых форм воображения - мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего. Результат может быть достигнут не в скором времени и не предполагает полного совпадения с образом желаемого. Однако вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

 

ЛЕКЦИЯ 20. ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ЯВЛЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.119 с.)