ТЕМА: Социальная мобильность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Социальная мобильность.



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов представлений о социальной мобильности.

План

1. Виды социальной мобильности.

2. Последствия социальной мобильности.

3. Индивидуальная восприимчивость к социальной мобильности.

4. Процесс миграции в обществе.

 

В первом вопросе рассмотрите основные виды социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная, групповая и индивидуальная, внутрипоколенная и межпоколенная.

Далее следует остановиться на таком вопросе как последствия социальной мобильности. Укажите и на такие факторы социальной мобильности как классы и касты, каналы социальной мобильности.

В третьем вопросе нужно остановиться на таком вопросе как индивидуальная восприимчивость к социальной мобильности. Рассмотрите такие аспекты как статусная нестабильность, ролевое напряжение при принятии новых социальных ролей, разрыв связей в первичных группах.

В последнем вопросе нужно рассмотреть процесс и механизм миграции в обществе.

Основная литература

1. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проспект, 2005. – 512 с. – Раздел IV, глава IV.

2. Фролов, С. С. Социология [Текст]: учебник для вузов / С. С. Фролов. М.: Гардарики, 2008. – 344 с. – Глава 13.

Дополнительная литература

1. Байыр-Оол, М. С. Уникальный опыт вертикальной мобильности [Текст] / М. С. Байыр-Оол // Социс. 2010. № 2. с. 141-148.

2. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / под общ. ред. В.И. Добренькова – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 571 с. – Раздел 7, главa 2.

3. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]. Часть III. Глава 7. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/09.php

4. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 654 с. – Раздел IX, глава XXIV.

Контрольные вопросы

1. Кто из социологов первым изучал социальную мобильность?

2. Каковы характерные черты основных типов социальной мобильности.

3. Что такое социальные лифты?

4. Какова специфика социальной мобильности и адаптации молодёжи в изменяющемся обществе?

5. Что такое вертикальная и горизонтальная социальная мобильность?:

6. Какие функции выполняет социальная мобильность в современном обществе?

7. Каковы последствия социальной мобильности?

Темы докладов

1. Понятие социальной мобильности.

2. Основные виды социальной мобильности.

3. Социальные лифты: понятие и сущность.

4. Специфика социальной мобильности и адаптации молодёжи в изменяющемся обществе

5. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.

6. Индивидуальная восприимчивость к социальной мобильности.

7. Процесс миграции в обществе.

8. Социальная мобильность и её функции.

9. Основные проблемы социальной мобильности.

10. Особенности социальной мобильности современного российского общества.

 

 

ТЕМА: Социальные изменения и процессы

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов представлений о сущности и характере социальных процессов и изменений.

План

1. Социальные и культурные изменения.

2. Виды социальных процессов.

3.Процессы модернизации.

4. Социальное развитие и социальный прогресс.

5. Модернизация в Росси: проблемы и перспективы.

 

В первом вопросе следует дать определение социальным и культурным изменениям и рассмотреть их характерные черты. Следует так же остановиться на таком аспекте как эволюционные и революционные изменения, обсудить роль революции в жизни обществ, а в заключении сопоставить такие явления, как линейная и циклическая парадигмы социальных процессов.

Во втором разберите такие виды социальных изменений, как структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные. Говоря о процессах модернизации, сначала нужно дать определение рассматриваемому феномену, после чего следует рассмотреть характерные черты модернизации. Социальное развитие и социальный прогресс. Характерные черты социального развития. Основные критерии социального прогресса.

В последнем вопросе следует остановиться на такой важной проблеме, как модернизация в России, объяснить актуальность её для страны, а так же указать на проблемы, стоящие на пути её реализации.

Основная литература

1. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]. Часть V, глава 20. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/20.php

2. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проспект, 2005. – 512 с. – Раздел II, Глава III.

3. Фролов, С. С. Социология [Текст]: учебник для вузов / С. С. Фролов. М.: Гардарики, 2008. – 344 с. – Глава 13.

Дополнительная литература

1. Бабосов, Е. М. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 608 с. – Раздел 4, глава 27.

2. Бессонова, О. Э. Общая теория институциональных трансформаций: парадигмальное переосмысление цивилизационного развития России [Текст] / О. Э. Бессонова // Социс. 2008. № 1. с. 13-23.

3. Буравой, М. Транзит без трансформации: инволюция России к капитализму [Текст] / М. Буравой // Социс. 2009. № 9. с. 3-12.

4. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / под общ. ред. В.И. Добренькова – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 571 с. – Раздел 10, главa 1.

5. Горшков, М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки [Текст] / М. К. Горшков // Социс. 2010. № 13. с. 28-41.

6. Горюнов, А. В. Современная модель социальных изменений. Опыт экспликации [Текст] / А. В. Горюнов // Социс. 2011. № 2. с. 3-11.

7. Масловский, М. В. Современные теории модерна и модернизации [Текст] / М. В. Масловский // Социологический журнал. 2008. № 2. с.31-44

8. Смелзер, Н. Социология [Электронный ресурс]. Раздел IV, глава 20. http://www.scepsis.ru/library/id_641.html

9. Щелкин, А. Г. «Креативная цивилизация». Почему не всякий «креатив» цивилизационен [Текст] / А. Г. Щелкин // Свободная мысль. 2011. № 11. с.83-94.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальное изменение?

2. Каковы основные виды (сферы действия) социальных изменений?

3. Как соотносятся понятия «социальные изменения», «социальный процесс», «социальное развитие», «социальная динамика»?

4. Каковы особенности институциональных и общностных изменений?

5. В чем состоит сущность социальных инноваций?

6. Каково соотношение эволюционных и революционных изменений

социального прогресса и регресса в развитии общества?

7. В чем проявляются особенности циклических изменений?

8. Какова специфика и роль трансформационных изменений в развитии общества?

9. Каковы основные трудности модернизации современного российского общества.

Темы докладов.

1. Понятие социальных изменений и процессов.

2. Реформы и революция: дискуссия о их роли в социологической литературе.

3. Линейная и циклическая парадигмы социальных изменений.

4. Модернизация: понятие и сущность.

5. Проблемы модернизации в России.

6. Специфика и роль трансформационных изменений в развитии общества.

7. Особенности циклических изменений

8. Социальные инновации: понятие и сущность.

9. Понятия социальное развитие и социальный прогресс.

10. Теории социального прогресса в западной социологии.

11. Институциональные изменения и их специфика.

ТЕМА: Социальные движения

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: анализ феномена социальных движений, создание у студентов представлений о сущности данного явления, его характерных чертах признаках и типах.

План

1. Причины возникновения социальных движений.

2. Условия развития и распространения социальных движений.

3. Личность и социальные движения.

 

В первом вопросе дайте определение социального движения и рассмотрите структурные предпосылки возникновения данного феномена. После этого необходимо разобрать основные типы социальных движений и жизненные циклы их существования.

Во втором вопросе рассмотрите условия распространения социальных движений, а также такой феномен, как культурные течения.

В третьем нужно разобрать проблему взаимоотношений личности и социальных движений, рассмотреть главные факторы участия личности в социальных движениях: мобильность, маргинальность, социальная изоляция, изменения социального статуса, потеря семейных связей, личностная неустроенность.

Основная литература

1. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]. Часть V, глава 19. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/19.php

2. Фролов, С. С. Социология [Текст]: учебник для вузов / С. С. Фролов. М.: Гардарики, 2008. – 344 с. – Глава 16.

Дополнительная литература

1. Бабосов, Е. М. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 608 с. – Раздел 4, глава 33.

2. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / под общ. ред. В.И. Добренькова – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 571 с. – Раздел 10, главa 2.

3. Ротмистров А. Н. Общественные движения: опыт классификации социологических концепций [Текст] / А. Н. Ротмистров // Социс. 2010. № 8. с. 46-53.

4. Скобелина, Н. А. Общественные движения как социальные практики [Текст] / Н. А. Скобелина // СГЗ. 2009. № 4. С.

5. Смелзер, Н. Социология [Электронный ресурс]. Раздел IV, глава 19. http://www.scepsis.ru/library/id_640.html

6. Тэрроу, С. «Стратегия режима – это самый важный фактор, определяющий размах и длительность протестов» [Текст] / С. Тэрроу // Свободная мысль. 2011. № 12. с. 5-16.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальное движение (дать определение)?

2. Каковы особенности общих социальных движений?

3. В чем заключаются отличительные черты специфических социальных движений?

4. Какова сущность и направленность политических движений?

5. Каковы основные проявления экспрессивных движений?

6. Каковы цели и отличительные особенности революционных и реформистских движений?

7. В чем состоит сущность национально-освободительных движений?

8. Каково своеобразие молодежных движений?

9. Какие еще типы социальных движений Вы знаете?

Темы докладов

1. Определение социального движения.

2. Структурные предпосылки возникновения социальных движений.

3. Типология социальных движений.

4. Жизненные циклы социальных движений.

5. Условия распространения социальных движений.

6. Культурные течения: понятия и сущность.

7. Социальная дезорганизация.

8. Личность и социальные движения.

9. Факторы формирования социальных движений.

10. Социальные движения в современной России.

 

 

ТЕМА: Социальный конфликт

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование представлений о социальном конфликте, его основных разновидностях, этапах протекания и сценариях урегулирования.

План

1.Понятие социального конфликта. Причины и виды конфликтов.

2. Этапы протекания конфликта.

3. Позитивные и негативные функции конфликта.

4. Социальные конфликты в современной России.

В первом вопросе сформулируйте определение социального конфликта, и разберите основные причины его возникновения.

Во втором следует разобрать основные этапы протекания социального конфликта, рассмотреть возможные сценарии его развития.

В третьем вопросе необходимо сопоставить подходы структур-функцциональной (Р. Мертон) и конфликтологической (Р. Дарендорф, Л. Козер) школ к оценке конфликта.

В последнем рассмотрите основные причины и типы социальных конфликтов в современной России.

Основная литература

Гридчин, А. А. Системный анализ факторов региональных конфликтов [Текст] / А. А. Гридчин // СГЗ. 2009. № 3.

Фролов, С. С. Социология [Текст]: учебник для вузов / С. С. Фролов. М.: Гардарики, 2008. – 344 с. – Глава 18.

Дополнительная литература

Волков, Ю. Г. Социология [Текст] / под общ. ред. В.И. Добренькова – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 571 с. – Раздел 9, главa 1.

Зубок, Ю. А. Конфликты [Текст] / Ю. А. Зубок // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 179—182.

Козырев, Г.И. Социальный конфликт в общественной жизни [Текст] / Г. И. Козырев // СГЗ. 1999. № 1. с. 103-121.

Шафранов-Куцев, Г. Ф. Социология: курс лекций [Текст]: учеб. пособие / Г. Ф. Шафранов-Куцев. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 2008. – 368 с. – Лекция 6.

Контрольные вопросы

1. Кому из социологов принадлежит термин «социальный конфликт»?

2. Дайте современное определение понятия «социальный конфликт».

3. Назовите методологические основы изучения социальных конфликтов.

4. Дайте типологию социальных конфликтов.

5. Назовите основные фазы социального конфликта.

6. Что такое фрустрация применительно к социальному конфликту?

7. Назовите основные индикаторы социального конфликта.

8. Каковы внешние ресурсы конфликтующих социальных субъектов?

9. Каковы способы и пути урегулирования социальных конфликтов?

10. Назовите основные правила ведения переговоров противоборствующими сторонами социального конфликта.

11. Опишите реальные конфликты и проанализируйте их с точки зрения социологических понятий.

12. Чем консенсусологическое направление в социологии отличается от конфликтологического?

Темы докладов

1. Теоретические основы исследования социальных конфликтов.

2. Социальный конфликт и социальная стабильность общества.

3. Проблемы управления социальным конфликтом.

4. Трудовой социальный конфликт как социально-психологический

процесс.

5. Социальное согласие как атрибут социальной реальности.

6. Особенности использования технологии переговоров при управлении конфликтами.

7. Технология посредничества при управлении конфликтами.

8. Характеристика особенностей развития экономических конфликтов. Методы управления.

9. Характеристика особенностей развития конфликтов в системе

государственного и муниципального управления.

ТЕМА: Социология политики

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование представлений у студентов о социологических аспектах политики.

 

План

1. Социологические аспекты государственной власти.

2. Система правительства и правовое государство.

3. Гражданское общество.

4. Социологические характеристики политических партий, движений, лидеров.

 

В первом вопросе следует рассмотреть сначала понятие политической социологии и трактовку с позиции данной науки политики. После этого перейдите к трактовке государства с позиции социологии, указать основные формы правления и типы политического режима государства.

В следующем вопросе необходимо рассмотреть такие важные аспекты социологии политики, как систему правительства и правовое государство. После этого необходимо перейти к анализу гражданского общества. В последнем вопросе рассмотрите социологические характеристики политических партий, движений и лидеров.

Основная литература

1. Васильева, Л. Теория элит: социология политики [Электронный ресурс]. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/vasil2/index.php

2. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проспект, 2005. – 512 с. – Раздел II, Глава II.

3. Меркурьев, А. В. Понятийный аппарат социальных механизмов государственного управления [Текст] / А. В. Меркурьев // СГЗ. 2009. № 1. с.

4. Смелзер, Н. Социология [Электронный ресурс]. Раздел III, глава 17. http://www.scepsis.ru/library/id_617.html

5. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]. Часть IV, глава 10. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/10.php

Дополнительная литература

1. Александер, Дж. Власть, политика и гражданская сфера [Текст] / Дж. Александер // Социс. 2009. № 10. с. 3-17.

2. Басов, С. А. Гражданское общество и гражданские отношения: поиск смысла [Текст] / С. А. Басов // Социс. 2012. № 2. с. 74

3. Бойков, В. Э. Генезис идей политической социологии [Текст] / В. Э. Бойков // Социс. 2008. № 7. С. 95-100.

4. Бойков, В. Э. Конституция, власть и народ. Россия 1990-х годов – начало XXI в. [Текст] / В. Э. Бойков // Социс. 2009. № 1. С. 62-67.

5. Бойков, В. Э. Социально-политические ценностные ориентации россиян: содержание и возможности реализации [Текст] / В. Э. Бойков // Социс. 2010. № 6. С. 27-35.

6. Кирдина, С. Т. Гражданское общество: уход от идеологемы [Текст] / С. Т. Кирдина // Социс. 2012. № 2. с. 63-73.

7. Козырев, Г. И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях [Текст] / // Социс. 2008. № 1.

8. Кокорев, А. С. Проблемы общества и государства в социологии Б.Н. Чичерина и М. Вебера [Текст] / А. С. Кокорев // Социс. 2009. № 2. с. 125-138.

9. Колесник, Н. В., Тев, Д. Б. Биография элиты: возможности социоструктурного анализа [Текст] / Н. В. Колесник, Д. Б. Тев // Социс. 2009. № 6. с. 76-84.

10. Крухмалев, А. Е. Плутократия как феномен трансформирующейся России [Текст] / А. Е. Крухмалев // Социс. 2010. № 2. с. 20-29

11. Лешукова, П. И. Феномен клубов элит [Текст] / П. И. Лешукова // Социс. 2009. № 9. с. 33-41.

12. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 654 с. – Раздел X, глава XXVII.

13. Романович, Н. Э. Дихтомия отношения интеллигенции к власти [Текст] / Н. Э. Романович // Социс. 2009. № 1. с. 68-77.

14. Сушенков, В. А. Политическое участие граждан в общественно-политической жизни: сущность и детерминация [Текст] / В. А. Сушенков // СГЗ. 2012. № 2. с. 125-138.

15. Цыганов, В. В., Шульц, В. Л. Олигархия; сущность, цикличность, модификации в условиях глобализации [Текст] / В. В. Цыганов, В. Л. Шульц // Социс. 2009. № 2. с. 3-15.

16. Шафранов-Куцев, Г. В. Социология [Текст]: курс лекций: учебное пособие / Г. В. Шафранов-Куцев. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 368 с. Лекция 9.

17. Шушпанова, И. С. Гражданское общество в социологическом измерении [Текст] / И. С. Шушпанова // Социс. 2008. № 11. с. 59-63.

Контрольные вопросы

1. Что изучает политическая социология?

2. Дайте характеристику политической власти.

3. Что такое государство?

4. Назовите основные типы политических систем.

5. Что такое политическая партия?

6. Что такое легитимность власти?

7. Дайте характеристику правового государства.

8. Что такое гражданское общество и его перспективы в России?

9. Назовите основные политические партии современной России.

10. Дайте характеристику основных типов политических лидеров.

Темы докладов

1. Место и роль государства в политической системе общества.

2. Гражданское общество и правовое государство.

3. Характеристика политических лидеров современной России.

4. Российская государственность: состояние и перспективы развития.

5. Развитие местного самоуправления в России.

6. Проблемы гражданского общества в нашей стране и за рубежом,

7. Принципы правового государства.

8. Политика как вид регулирования социальной жизни.

ТЕМА: Социология образования

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов представлений о социологии образования.

План

1.Образование. Подходы к образованию в современной социологии.

2. Институты образования в современном обществе.

3. Российское образование на современном этапе.

В первом вопросе разберите понятие образования, рассмотрите существующие подходы к данному феномену: функционалистский и конфликтологический.

Во втором вопросе разберите основные институты образования в современном обществе и систему образования. Остановитесь и на вопросе высшего образования.

В последнем вопросе рассмотрите основные тенденции российского образования на современном этапе.

Основная литература

1. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]. Часть IV, глава 13.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/13.php

2. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проспект, 2005. – 512 с. – Раздел III, Глава IV.

Дополнительная литература

1. Андреев, А. Л. О модернизации образования в России: историко-социологический анализ [Текст] / А. Л. Андреев // Социс. 2011. № 9. с. 111-120.

2. Беляева, Л. А. Образование в России и модернизация экономики (По результатам Европейского социального исследования) [Текст] / Л. А. Беляева // Социс. 2011. № 12. с. 13-24.

3. Зборовский, Г. Е. Образовательное знание как проблема социологии [Текст] / Г. Е. Зборовский // Социс. 2012. № 2. с. 12-20.

4. Гольцова, Е. В., Лещенко, Я. А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости [Текст] / Е. В. Гольцова, Я. А. Лещенко // Социс. 2010. № 2. с. 125-130

5. Санина, А. Г. Условия интеграции науки, образования и бизнеса в современной России [Текст] / А. Г. Санина // Социс. 2010. № 7. с. 122-129.

6. Тихомирова, В. В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи [Текст] / В. В. Тихомирова // Социс. 2010. № 2. с. 118-125.

7. Шафранов-Куцев, Г. В. Социология [Текст]: курс лекций: учебное пособие / Г. В. Шафранов-Куцев. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 368 с. Лекция 12.

Контрольные вопросы

1. Что изучает социология образования?

2. Определите систему образования как социальный институт.

3. В чем заключается связь образования с будущим общества?

4. Охарактеризуйте основные функции образования.

5. Назовите основные ступени и формы образования.

6. Назовите основные проблемы профессионального образования.

7. Определите основные проблемы профессионального выбора молодежи.

8. В чем заключается фундаментализация образования?

9. Проблемы кадрового обеспечения учебных заведений.

10. Перспективы модернизации системы образования в России.

Темы докладов

1. Прогнозирование образовательных потребностей общества и личности.

2. Престиж профессии учителя.

3. Востребованность профессиональных знаний как социальная проблема.

4. Проблемы модернизации российской системы образования.

5. Социологический портрет современного российского студенчества.

6. Болонский процесс в пространстве современного российского образования.

7. Экономические ориентации студенчества.

8. Теневые проблемы образования в вузе.

9. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта.

10. Социально-экономические проблемы национального проекта «Образование».

11. Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы и перспективы.

 

ТЕМА: Социология молодёжи

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов представлений о специфике социализации молодёжи, ценностных ориентациях и характерных чертах данной возрастной группы.

План

1. Предмет и задачи социологии молодёжи.

2. Социализация молодёжи.

3. Ценностные ориентации и социальное самочувствие молодёжи.

 

В первом вопросе рассмотрите основные задачи социологии молодёжи, после чего дайте определение этой возрастной группе, укажите её характерные черты.

Во втором вопросе нужно проследить особенности социализации молодёжи, указать основные факторы, влияющие на данный процесс.

В третьем вопросе остановитесь на таких моментах, как ценностные ориентации и социальное самочувствие молодёжи, после чего разберите сюжет, связанный с молодёжными субкультурами.

Основная литература

Либерова, М. С. Характер перемен в сфере молодёжного досуга [Текст] / М. С. Либерова // СГЗ. 2009. № 4.

Шаламова, Л. Ф. Показатели социальной активности молодёжи [Текст] / Л. Ф. Шаламова // СГЗ. 2009. № 3. с.

Дополнительная литература

1. Бабинцев, В. П., Реутов, Е. В. Самоорганизация и "атомизация" молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии [Текст] / В. П. Бабинцев, Е. В. Реутов // Социс. 2010. № 1. с. 109-115.

2. Букин, В. П. Самоидентификация провинциальной молодежи в контексте социально-статусной принадлежности [Текст] / В. П. Букин // Социс. 2010. № 3. с. 93-100.

3. Вишневский, Ю. Р., Трынов, Д. В., Шапков, В. Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования [Текст] / Ю. Р. Вишневский, Д. В. Трынов, Т. В. Шапков // Социс. 2009. № 4. с. 108-117.

4. Волоскова, И. В. Закон социальной поляризации П.А.Сорокина

и динамика системы ценностей студенческой молодежи [Текст] / И. В. Волоскова // СГЗ. 2009. № 1. с.

5. Волоскова, И. В. Особенности социализации учащейся молодежи [Текст] / И. В. Волоскова // Социс. 2009. № 6. с. 107-109.

6. Костерина, И. В. Практики маскулинности в молодежных группах [Текст] / И. В. Костерина // Социс. 2010. № 1. с. 116-126.

7. Латышева, Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы [Текст] / Т. В. Латышева // Социс. 2010. № 6. с. 93-100.

8. Луков Вал., А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы [Текст] / Вал. А. Луков // Социс. 2012. № 1. с. 5-16; 2012. № 2. с. 21-30.

9. Пасовец, Ю. М. К социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика имущественного положения [Текст] / Ю. М. Пасовец // Социс. 2010. № 3. с. 101-105.

10. Петров, А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений [Текст] /А. В. Петров // Социс. 2008. № 2. с. 83-90.

11. Попов, Д. С., Тюменева, Ю. А., Кузьмина, Ю. В. Современные образовательные траектории школьников и студентов [Текст] / Д. С. Попов, Ю. А. Тюменева, Ю. В. Кузьмина // Социс. 2012. № 2. с. 135-142.

12. Чередниченко, Г. А. Молодежь после получения среднего образования: накопление образовательных ресурсов и профессиональные траектории [Текст] / Г. А. Чередниченко // Социологический журнал. 2011. № 2. с. 49-75.

13. Ядова, М. А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодёжи [Текст] / М. А. Ядова // Социс. 2012. № 1. с. 114-125.

Контрольные вопросы

1. Какой группообразующий критерий применительно к молодёжи является основным?

2. Почему считается, что в традиционном обществе не существовало молодёжи как особой социальной группы?

3. Какие характерные черты молодёжи вы можете назвать?

4. Почему молодёжь, в отличие от других возрастных групп более подвержена различным влияниям и занимает активную позицию в общественной жизни?

5. Чем было вызвано появление социологии молодёжи на рубеже 1960-1970-х гг.?

6. Какие особенности положения молодёжи в современной Росси вы можете назвать?

7. Почему молодежь занимает особое место в субкультуре и контркультуре?

8. Какие вы можете перечислить факторы формирования молодёжной субкультуры?

7. Какие вы можете назвать характерные черты молодежных субкультур и контркультур?

8. Какие молодёжный субкультурные и контркультурные группы российской молодёжи вы знаете?

Темы докладов.

1. Молодёжь: понятие и характерные черты данной возрастной группы.

2. Какой группообразующий критерий применительно к молодёжи является основным?

3. Молодёжь в современной России: особенности положения.

4. Понятие молодёжной субкультуры и контркультуры.

5. Молодёжные субкультуры и контркультуры в современной России.

 

Тема: Социология семьи

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

План

1. Определение семьи. Типы и функции семьи.

2. Исторические изменения семьи.

3. Основные этапы формирования семьи.

4. Развод и последствия развода.

5. Семья и социальный класс.

В первом вопросе дайте определение семьи, укажите её основные типы и функции. Рассмотрите такие виды семьи как расширенная и нуклеарная.

Во втором вопросе необходимо рассмотреть два основных типа семьи: патриархальную и современную.

В третьем вопросе нужно рассмотреть основные этапы формирования и функционирования семьи: добрачное поведение, брак, семья. Особо следует остановиться и на таких проблемах, как распределение ролей и проблема лидерства в семье.

В четвёртом вопросе рассмотрите основные причины развода и его последствия.

В пятном следует рассмотреть проблему взаимодействия семьи и социального класса.

Основная литература

1. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]. Часть IV, глава 12. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/12.php

2. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проспект, 2005. – 512 с. – Раздел III, Глава V.

Дополнительная литература

1. Брыкова, Т. Ю. Возможно ли счастливое супружество в эпоху сексуальной революции? [Текст] / Т. Ю. Брыкова // Социс. 2011. № 11. с. 140-145

2. Елютина, М. Э., Быкова, Н. О. Асимметричный по возрасту брак в оценках супругов [Текст] /М. Э. Елютина, Н. О. Быкова // Социс. 2012. № 1. с. 83-93.

3. Смелзер, Н. Социология [Электронный ресурс]. Раздел III, глава 13. http://www.scepsis.ru/library/id_611.html

4. Мустаева, Ф. А. Семья в условиях финансово-экономического кризиса [Текст] / Ф. А. Мустаева // Социс. 2010. № 7. с. 66-69

5. Ржаницына, Л. С. Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят? [Текст] / Л. С. Ржаницына // Социс. 2011. № 3. с. 85-94.

6. Кучмаева, О. В., Марыганова, Е. А., Петрякова, О. Л., Синельникова А. Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале [Текст] / О. В. Кучмаева, Е. А. Марыганова, О. Л. Петрякова, А. Б. Синельникова // Социс. 2010. № 7. с. 49-55.

7. Лежнина, Ю. П. Семья в ценностных ориентациях [Текст] / Ю. П. Лежнина // Социс. 2009. № 12. с. 69-77.

8. Шафранов-Куцев, Г. В. Социология [Текст]: курс лекций: учебное пособие / Г. В. Шафранов-Куцев. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 368 с. Лекция 11.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение семьи.

2. Что такое нуклеарная семья?

3. Основные тенденции развития современной семьи.

4. Определите структуру современной семьи.

5. Что такое авторитарная семья?

6. Основные функции современной семьи.

7. Что такое брак?

8. Какие вы знаете основные мотивы вступления в брак.

9. Правовое регулирование семейно-брачных отношений.

10. Гендерные аспекты семейно-брачных отношений.

Темы докладов

1. Структура, функции, типология современной семьи.

2. Социология брачного поведения молодежи.

3. Демографические проблемы современной семьи.

4. Государственная семейная политика в России.

5. Гендерные аспекты развития современного общества.

6. Социология семьи.

7. Западные гендерные теории.

8. Отечественные гендерные теории.

9. Демографические исследования в области семейно-брачных отношений.

10. Эмпирические социологические исследования в области семейно-

брачных отношений.

 

 

ТЕМА: Социология экономики.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов представлений о социологии трудовых отношений.

План

1. Основные понятия социологии труда.

2. Социальные проблемы распределительных отношений.

 

В первом вопросе рассмотрите цель и задачи социологии труда, основные социологические аспекты труда и трудовых коллективов.

Второй вопрос начните с рассмотрения сущности распределительных отношений, сопоставьте характер распределительных отношений в обществе с плановой и рыночной экономикой. Далее обратитесь к социологическому аспекту распределения в условиях переходного периода. Также укажите основные социологические подходы к исследованию механизмов распределения.

Основная литература

1. Гидденс, Э. Социология [Электронный ресурс]. Часть IV, глава 15.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/15.php

2. Смелзер, Н. Социология [Электронный ресурс]. Раздел III, глава 16. http://www.scepsis.ru/library/id_616.html

Дополнительная литература

1. Барсукова, С. Ю. Неформальная экономика: понятие, история изучения, исследовательские подходы [Текст] / С. Ю. Барсукова // Социс. 2012. № 2. с. 31-39.

2. Горбунова, М. Ю., Понукалина, О. В. Управление поведением потребителя в контексте эмоционально-коммуникативного сервиса [Текст] / М. Ю. Горбунова, О. В. Понукалина // Социс. 2012. № 4. с.

3. Виноградова, Е. В., Козина, И. М. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников [Текст] / Е. В. Виноградова, И. М. Козина // Социс. 2011. № 9. с. 30-40.

4. Герций, Ю. В., Малышев, М. Л. Российский рынок труда в статистике кризиса [Текст] / Ю. В. Герций, М. Л. Малышев // Социс. 2011. № 5. с. 53-60.

5. Качурина, Л. Б., Мкртчян, Н. В. Потенциал пространственной мобильности безработных в России [Текст] / Л. Б. Качурина, Н. В. Мкртчян // Социс. 2012. № 2. с. 40-53.

6. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 654 с. – Раздел Х, глава ХХVI.

7. Рассказов, С. В. Жилье как источник ипотечных рисков (опыт США) [Текст] / С. В. Рассказов // Социс. 2012. № 2. с. 54-62.

8. Ребров, А. В. Факторы формирования мотивации работников [Текст] / А. В. Ребров // Социс. 2011. № 3. с. 38

9. Шафранов-Куцев, Г. В. Социология [Текст]: курс лекций: учебное пособие / Г. В. Шафранов-Куцев. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 368 с. Лекции 3, 4.

10. Чуева, Е. В. Экономические тактики повседневного выживания в условиях бедности [Текст] / Е. В. Чуева // Социс. 2012. № 4. с.

Контрольные вопросы

1. В чём сущность труда и его роль в развитии человека и общества?

2. каковы основные цели и задачи социологии труда?

3. Объясните, что такое содержание и характер труда?

4. Раскройте понятие «условия труда».

5. Что такое мотивация труда?

6. Что такое инструментальное отношение к выполняемой работе?

7. Какие основные виды стимулирования трудовой деятельности Вы знаете?

8. Что такое трудовой коллектив, трудовая организация?

9. По каким признакам можно классифицировать трудовые коллективы?

10. Что такое временный трудовой коллектив?

11. Что изучает экономическая социология?

12. Что такое децильный коэффициент?

13. Основные проблемы распределительных отношений в условиях

уравнительного социализма.

14. Как формируются и используются общественные фонды потребления?

15. В чем специфика распределительных отношений в условиях рыночной экономики?

16. Какие вы можете назвать основные проблемы чековой приватизации в России.

17. На сколько серьёзной, на ваш взгляд, является проблема бедности в современной России.

18. Каковы основные особенности распределительных отношений

в условиях реформирования российского общества?

19. Объясните причины, которые вызывают гетерогенность общества

по уровню потребления.

20. Дайте определение социальной политики и объясните, чем отличается социальная политика, понимаемая в широком смысле, от социальной политики, понимаемой в узком смысле.

21. В чем состоят принципиальные различия между социальной политикой, основанной на государственном патернализме, и либеральной социальной политикой?

Темы докладов

1. Профессиональная ориентация молодого поколения: проблемы

самоопределения.

2. Формы собственности в современной России.

3. Типы трудовой мотивации, их динамика в рыночных условиях.

4. Новые проблемы социологии труда в рыночных условиях.

5. Социологический портрет современного российского предпринимателя.

6. Социальные функции производственного коллектива.

7. Современный рынок труда и безработица.

8. Принципы и методика расчетов уровня жизни, минимальной заработной платы, потребительской корзины населения.

9. Динамика уровня жизни населения России и отдельных регионов.

10. Социологический анализ маргинального поведения населения.

11. Богатство и бедность в современной России.

12. Специфика распределительных отношений в регионах Крайнего

Севера.

13. Социальные последствия приватизации в российском обществе.

14. Тематический обзор публикаций периодики по отдельным направлениям социальной проблематики за последний год: пенсионное

обеспечение.

15. Тематический обзор публикаций периодики по отдельным направлениям социальной проблематики за последний год: жилищно-коммунальная сфера.

9. Тематический обзор публикаций периодики по отдельным направлениям социальной проблематики за последний год: образование.

10. Тематический обзор публикаций периодики по отдельным направлениям социальной проблематики за последний год: здравоохранение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.353 с.)