Система педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система педагогического процесса



(Программа для студентов педагогических специальностей вузов)

Объяснительная записка

По нашим исследованиям, понятия «обучение», «воспитание», «педагогический процесс» - синонимы. Поэтому наличие в учебных планах педагогических специальностей вузов таких дисциплин, как «Образовательные теории, системы» («Дидактика»), «Воспитательные теории, системы» («Теория воспитания») не оправдано. Вместо них целесообразно ввести предмет «Система педагогического процесса».

Данный вывод подтверждается нашим экспериментом, проведенным в течение 20 лет сначала в Башкирском государственном педагогическом институте, затем в Сибайском институте Башкирского государственного университета, результатом которого явились учебник «Педагогический процесс» [Сибай: СИ БГУ. – 2000. – 138 с.] и данная программа.

Программа состоит из 17 основных проблем и 7 заданий. В их изучении применяются разные формы: лекции, семинары, практикумы, собеседования, консультации, «круглый стол», конференции, зачет, экзамен и т.д.

Задания, как правило, выполняются на практикумах. Для этого заводится журнал, в котором каждому из семи заданий отводится отдельная страница. Студент, выполнивший то или иное задание, на соответствующей странице записывает карандашом свою фамилию.

Это нужно, во-первых, для того, чтобы осуществлять контроль за работой студентов, во-вторых, для обеспечения взаимопомощи в группе. Например, если кто-то затрудняется в решении того или иного задания, то может обратиться за консультацией к своему товарищу, предварительно определив по журналу, кто его выполнил.

Задания находятся в отдельных конвертах. Например, для выполнения заданий №№1, 4, 5, 6, 7 студент достает из соответствующего конверта одну из карточек, на которой записано слово или вопрос.

Задания №№2, 3 выполняются на парте. Из карточек-слов составляются таблицы. Они, как показывает практика, способствуют хорошему закреплению учебного материала.

В конверте с заданием №7 имеются предложения. Им необходимо делать педагогический анализ. Например, в предложении «Рамадан в течение урока внимательно слушает рассказ учителя о Великой Отечественной войне» «Рамадан» является объектом педагогического процесса, «учитель» - субъектом, «рассказ» - средством, «слушает» - методом, «о Великой Отечественной войне» - содержанием, «внимательно» - движущей силой, «в течение урока» - единицей.

Курс «Система педагогического процесса», изучаемый по данной программе, как свидетельствуют наши эксперименты, способствует формированию у студентов целостного и универсального научно-педагогического мышления.

Основные вопросы курса

Тема 1. Ошибки ученых в объяснении сущности

Педагогического процесса

Педагогический процесс как категория педагогики. Ошибочные подходы к объяснению сущности педагогического процесса: деление педагогического процесса на «обучение» и «воспитание»; объяснение педагогического процесса как «образование»; представление педагогического процесса как суммы обучения, воспитания и образования; деление педагогического процесса на умственное, нравственное, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое воспитание; отождествление педагогического процесса с его формами и т.д.

Причины ошибочного объяснения сущности педагогического процесса: нигилистический подход советских ученых к «старому» и «зарубежному», классовый (ограниченный) характер советской педагогики; процветание культа личности в социалистическом обществе и т.д.

Теоретические и практические последствия ошибочного объяснения сущности педагогического процесса.

 

Тема 2. Сущность педагогического процесса

Понятие о педагогическом процессе. «Обучение», «воспитание», «педагогический процесс» - синонимы. Понятия «воспитывающее обучение», «развивающее обучение», «учебно-воспитательный процесс» как доказательства синонимичности «воспитания», «обучения», «педагогического процесса».

Педагогический процесс как система. Структурные элементы системы педагогического процесса: цель, объект, субъект, принципы, содержание, форма, средства, методы, движущая сила, результат. Их взаимодействие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.004 с.)