Дипломатический прокол как основа делового протокола» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дипломатический прокол как основа делового протокола»



Дипломатический прокол как основа делового протокола»

План:

1. Соотношение понятий «Дипломатический протокол» и «Деловой протокол»

2. Принципы дипломатического протокола

3. Нормы и правила дипломатического протокола

4. Протокольные вопросы приема зарубежных делегаций

 

Церемониал — свод правил и обычаев, которые обеспечивают официальным лицам прерогативы, привилегии и иммунитеты, необходимые им для успешного выполнения своих обязанностей.

Существует давнее и очень точное теат­ральное определение: «Когда создается об­раз — мелочей нет». О постоянстве церемониала коронования императорских особ говорит уже то, что они продолжались еще 300 лет и были не­изменны. Вспомним хотя бы «Венчание на царство» Иоанна IV, восседавшего на тро­не со скипетром и державой в руках, в шапке Мономаха, осыпаемого золотыми монетами. Патетика и театрализованность этого действа блестяще показана в фильме С.Эйзенштейна «Иван Грозный». Разве только что со времен Екатерины II головы российских монархов стали венчаться не «Шапкой Мономаха», а «Короной Россий­ской империи». Однако сам обряд по-пре­жнему проходил в Москве, несмотря на то, что возникла новая столица — Санкт-Пе­тербург с резиденцией всех российских императоров — Зимним дворцом. Непре­менными атрибутами символа царской вла­сти остаются скипетр, держава, корона, на европейский манер усыпанная брилли­антами, да в костюме обязательной стано­вится горностаевая мантия.

Что же такое деловой протокол?

(К7) В своей основе — это те же самые правила, которые регламентируют порядок встреч и проводов, проведения бесед и переговоров, организацию приемов, оформление деловой переписки с отечественными и зарубежными партнёрами. Вместе с тем, правила дипломатического протокола на уровне делового общения стали менее консервативными, более гибкими и свободными.

Однако это вовсе не исключает строгого применения правил дипломатического протокола и в деловом общении, в случае необходимости, и не является ошибкой.

ПРИНЦИПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОТОКОЛА

(К8) Нормальное общение между государствами и их представи-телями было бы невозможно, если бы они не придерживались общих основополагающих принципов взаимоотношений:

уважение суверенитета (выражается в таких нормах, как оказание почести государственному флагу, исполнение гимна и т.д.);

равенства независимо от системы, размера территории и населения страны, политического влияния, экономической мощи (выражается в очередности представления дипломатов высокому лицу в стране пребывания, в рассадке делегаций на международных конференциях, дипломатов на дипломатических приемах др.);

территориальной целостности;

невмешательства во внутренние дела друг друга.

Каким способом, в какой форме государства должны общаться с представителями иностранных государств не в ущерб своему престижу и национальному достоинству?

Каким образом продемонстрировать свое уважение к другому государству?

Ответы на эти вопросы есть в нормах и правилах дипломатического протокола.

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ

(К12) Форма приема делегации зависит от цели приезда делегации и ранга ее главы. Целью визита представителей иностранных фирм может быть:

· выяснение возможностей установления контактов;

· проведение переговоров;

· подписание документов;

· организация семинаров, ярмарок, выставок и т.д.

Подготовка программ пребывания

(К13) До приезда иностранной делегации принимающая сторона должна разработать 2 программы ее пребывания в стране:

4.1.1 Общая программа, предназначенная для гостей:

 

· встреча делегации;

· деловая часть программы (переговоры, встречи, беседы);

· приемы (завтраки, обеды и т.д.);

· культурная программа;

· поездки по стране;

· проводы делегации.

 

 

4.1.2 Программа, включающая технические детали, необходимые для принимающей стороны, во избежание срывов и накладок:

(К14)

· персональный состав встречающих;

· участие представителей СМИ (в случае необходимости);

· преподнесение цветов;

· приветственные речи;

· обеспечение транспортом;

· размещение в гостинице и т.д.

В случае если глава делегации прибывает с супругой, то принимающая сторона должна предусмотреть специальную программу и для неё.

Делегации, прибывающие с краткосрочным визитом на 2—3 дня, лучше принимать в течение рабочей недели, не занимая суббот и воскресений, в противном случае необходимо предусмотреть программу и на выходные дни.

Вечерние прогулки по западным столицам обычно приятны, что не всегда скажешь о прогулках вечером по нашим городам. Поэтому, приглашая иностранцев в свой город, желательно продумать, чем их занять по вечерам.

Вместе с тем, при составлении программы внимание принимающей организации должно быть, конечно, сосредоточено на основной цели визита делегации (переговоры, встречи, беседы и т.д.). Самое главное в программе — это ее сбалансированность. С одной стороны, она должна удовлетворять профессиональным интересам членов делегации, а с другой — носить и общеобразовательный характер.

Порядок встречи делегации

(К15) Итак, программа составлена, пора ехать встречать зарубежную делегацию. Здесь также следует иметь в виду необходимость соблюдения некоторых протокольных правил.

Ранг и должность встречающего главы делегации должны соответствовать рангу и должности приезжающего главы делегации. Другими словами, если приезжает глава иностранной фирмы, то его должен также встретить глава фирмы принимающей.

Для встречи обычно прибывает глава принимающей делегации в сопровождении 2—3-х человек. Если гость приезжает вместе с супругой, то его встречает глава нашей делегации также с супругой.

Приветствия и представления

(К16) 4.3.1 Приветствия при встрече делегации

1. Первым представляется глава принимающей делегации, и если с ним приехала его супруга встречать супругу гостя, то он представляет и ее.

2. Вторым представляется гостьглава иностранной фирмы и представляет свою супругу.

3. Затем глава принимающей делегации представляет своих сотрудников — членов делегации, которые приехали встречать гостей, по рангам (по нисходящей). Если среди встречающих есть женщины, то их представляют в первую очередь. Если женщин несколько, то их представляют по рангам, а затем мужчин — также по рангам.

4. После этого глава приехавшей делегации таким же образом представляет и членов своей делегации.

5. Встречая делегацию в аэропорту или на вокзале, глава принимающей стороны должен вручить цветы всем дамам, входящим в состав делегации или прибывшим вместе с членами делегации. Причем при встрече и проводах в аэропорту или на вокзале уместно преподносить цветы, завернутые в целлофан (мужчинам цветы не дарят, за исключением юбилеев).

Очевидно, что теплая встреча и прощание — важный элемент во взаимоотношениях между людьми, который способствует созданию дружеской атмосферы в процессе работы. Поэтому зарубежных гостей, приезжающих на фирму по приглашению или для ознакомления с ее деятельностью, глава фирмы должен встретить, проводить и приветствовать на торжественном приеме. Остальное время гостями могут заниматься другие сотрудники фирмы.

Приветствия в ходе визита

(К17) Формы приветствия в мире чрезвычайно разнообразны. Так, проживающие в Новой Зеландии племена Маори, приветствуя друг друга, прикасаются носами, а у жителей Тибета существует обычай: здороваясь, они снимают правой рукой свой головной убор, а левую — закладывают за ухо, при этом высовывают язык. В Японии в качестве приветствия применяются три вида поклонов — самый низкий, средний поклон под углом 30° и легкий поклон под углом 15°. Европейцы обычно слегка приподнимают левой рукой шляпу и отдают легкий поклон. Это не касается таких головных уборов, как берет, вязаная и меховая шапка.

Однако как бы не были различны национальные обычаи, международный этикет приветствий, по существу, одинаков и основывается на следующих правилах:

· мужчина приветствует женщину первый, хотя в Англии эта привилегия принадлежит женщинам (женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет, проходит мимо стоящей или сидящей группы людей, или присоединяется к ней);

· младший по возрасту первый приветствует старшего. Младшая по возрасту женщина — старшую, а также мужчину, который намного старше ее;

· младший по должности сотрудник — старшего.

· Член делегациируководителя делегации своей и зарубежной.

· Не ждите, пока вас будут приветствовать, лучше следовать правилу, которое содержится в Уставах некоторых армий зарубежных стран: из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым здоровается тот, кто более вежлив и воспитан.

Правила представления

(К18) Что же касается самого процесса представления, т.е. знакомства, то здесь тоже существуют определенные правила.

· Во время представления людей старшего возраста обычно называют их титулы и звания. Это имеет место и на официальном мероприятии при представлении присутствующих.

· Во время представления не благодарят, а лишь приветствуют друг друга и обмениваются рукопожатиями (смысл обычая - подавать правую руку для приветствия - идет из древности, является символом доброжелательности и проявлением уважения, поскольку наглядно демонстрирует партнеру, что она свободна и в ней нет оружия). Мужчинам рекомендуется это делать всегда, а женщинам — по обоюдному согласию.

 

· Когда мужчину представляют женщине, то руку первой подает женщина. Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям. Старшая по возрасту женщина подает руку младшей, руководитель — подчиненному и т. п.

· Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин и только после этого мужчины приветствуют друг друга. Женщина представляется супружеской паре первой.

· Если приветствие сопровождается рукопожатием, то мужчина, здороваясь, во всех случаях должен снять перчатку с правой руки, а женщина это делает, только если на руке вязаная варежка или толстая меховая перчатка. Если при встрече одна из двух женщин обнажила руку для рукопожатия, то другая должна последовать ее примеру;

· Что же касается обычая целовать руку женщинам, то во многих странах в настоящее время он практически не употребляется. Сохранился этот обычай, в частности, у поляков, которые считают, что поцелуй руки является знаком особого уважения к женщине и придает сам по себе торжественный характер встрече. В Австрии женщинам целуют руку также лишь в особо торжественных случаях.

· В нашей стране, как и в большинстве стран мира, принято целовать руку лишь замужним женщинам и только в торжественной обстановке. При этом следует учитывать, что этот жест уместен лишь в закрытых помещениях. Если вы решились прибегнуть к такой форме приветствия, то, слегка наклонившись вперед, подносите руку дамы к своим губам и запечатлеваете на ее тыльной стороне быстрый поцелуй, порой даже не дотрагиваясь до нее губами. Конечно, в момент поцелуя вы должны смотреть на женщину.

Формы обращения

(К19) Дипломатический протокол и этикет четко определяют правила, согласно которым следует обращаться к главам государств, министрам, послам.

Имя и фамилия высоких особ при обращении не упоминаются:

· Ваше Величество (Your Majesty),

· Ваше Королевское Высочество,

· Ваше Высочество (Your Highness).

· К Чрезвычайному и полномочному послу обращаются Ваше превосходительство (Your Excellency),

· В западноевропейских странах при обращении друг к другу принято присоединять к имени звание или должность: профессор Мориарти, доктор Ватсон и т.д.Причем в отличие от нашей страны такие звания, как «доктор» или «профессор» могут означать лишь принадлежность данного лица к творческой профессии. Совсем необязательным является действительное наличие у него такого звания.

· В Австрии обращение «господин доктор» применяется по отношению к медикам, докторам наук, актерам, музыкантам.

· В США и Англии любого преподавателя могут назвать профессором.

· В большинстве стран можно обращаться к людям без упоминания их фамилии: господин мэр, господин доктор.

· Исключением является Германия, где даже в подобном случае все-таки присоединяется фамилия: герр доктор Шульц.

· Женщин могут назвать по званию мужа. В Австрии выражение «фрау профессор» может означать, что муж этой женщины преподаватель университета.

Рассадка по автомобилям

Итак, после взаимных представлений и приветствий хозяева и гости рассаживаются по автомобилям и отправляются к месту проживания прибывшей делегации.

(К20) В международной протокольной практике места в автомобилях делятся на почетные и менее почетные. Первым почетным местом является место на заднем сиденье справа по ходу движения автомобиля.

Места в экипажах

Рис.1. В представительских экипажах с расположением мест друг против друга по­четным местом является место на заднем сидении справа по ходу движения. Порядок рассадки по старшинству показан на схеме.

(К21)

Рис. 2. По прибытии экипаж подается таким образом, чтобы выход был с правой стороны, причем лицо, занимающее почетное место выходит первым

(К22)

Рис. 3. При следовании на церемониях в автомашинах, как правило, занимается только заднее сидение. Если в автомашину садится еще одно лицо, то занимается место либо между двумя почетными лицами, либо откидное сидение, чтобы не мешать сидящему на почетном месте во время движения и при выходе. При посадке в автомашину двух пер­сон, места занимаются на заднем сидений, где почетный гость (а если это женщина, то независимо от своего положения) зани­мает правое место по ходу движения.

Мы говорим о том, что протокол писан для всех и соблюдение его для всех неукос­нительно. Однако в исключительных случаях допускается корректировка протокола. И некоторые корректировки мы внесем в указанную параграфами протокола рассадку в экипажах. Как известно, место на переднем сидении рядом с водителем никогда не занимается, ни первым, ни даже вторым лицом. Это место чисто рабочее. Там может сидеть охранник, репортер, как исключение переводчик.

Ведется это издревле, с тех давних времен, когда передвижение осуществлялось в конных экипажах. Ну, разве можно представить себе высокопоставленную особу или приближенного к царскому двору дворянина, восседающего на облучке с кучером. Кстати, исстари существовала загадка-шутка: «Кто имеет право сидеть к царю спиною?» Ответ: «Кучер». Не поэтому ли щепетильные англичане изобрели своеобразные коляски, называемые «кэбами», где кучер не сидел на облучке, а стоял на запятках и длинными вожжами, через крышу кэба управлял лошадями.

Так вот, этот обычай не занимать место рядом с кучером, а в XXI веке рядом с водителем существует и по сей день. Но все же существуют ситуации, когда это правило мы просто обязаны нарушить. Это касается таких случаев, когда вы пользуетесь не служебной машиной, а любезностью принимающего вас хозяина, предоставляющего свою личную машину и находящегося за рулем. Здесь вы просто обязаны сесть рядом с ним на переднее сидение. Ваша посадка на заднее место, чего требует протокол, в данном случае будет оскорбительна для вашего друга, партнера или коллеги, который ведет машину.

(К23) Даже если вы следуете с дамой, то дама занимает правое заднее место, а вы остаетесь на переднем.

Д

Рис. 4. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — дама

(К24) В случае же посадки в машину со вторым сопровождающим вас лицом, второе лицо садиться спереди, а вы сзади.

Схематически это выглядит так:

Рис. 5. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — сопровождающее лицо

Рассмотрим другие примеры рассадки в автомобилях:


(К25) Рис.6.

1 — первое лицо, т.е. Вы;

2 — первое лицо, Вас принимающее;

3 — второе лицо, сопровождающее Вас;
4— второе лицо, принимающее Вас.

В случае же следования в экипажах, уп­равляемых профессиональным водителем (такие автомашины называются персональ­ными), нарушение протокола, означенного параграфом категорически исключено.

(К26) К тому же встречающему лицу необходимо учитывать, что лучшим вариантом при встрече почетного гостя является следование в автомашинах вдвоем (Рис. 7).

 

 
 


Рис. 7

Рассадка вторых и третьих лиц в последующих машинах, движущихся кортежем, допускается и численностью до четырех человек.

(К27) Теперь обратим внимание на рассадку в автомашинах при встрече почетного гостя, прибывающего с супругой или женщиной, являющейся деловой партнершей (секретарь, референт, помощник). В любом случае женщина вне зависимости от своего служебного положения занимает заднее место справа, вы — левое (Рис. 8). Хозяин же, обязанный в этом случае встречать вас также с супругой (или с деловой партнершей), садится в следующую машину.

 

ж
 


 

Рис. 8

 

(К28) Не исключен случай, когда вы пребываете на деловую встречу в личной машине, находясь за рулем самостоятельно. Хотя это и не принято протоколом, но кратковременность и безотлагательность визита это допускают. В этом случае глава принимающей фирмы ни в коем случае не должен пользоваться любезным предложением воспользоваться вашей машиной, а предоставить сопровождающего, который по ходу поездки будет консультировать вас по правильности выбранного маршрута, уведомлять те или иные инстанции о вашем приезде и пр. Естественно, сопровождающий садиться рядом с вами (Рис. 9).

 

 

С
 


Рис. 9

Если же с вами следует еще и помощник, то он (если это не женщина) пересаживается на заднее левое сидение, оставляя почетное правое место свободным (Рис.10).

 

С1
С2
 


Рис. 10

Некоторые неписаные правила

Правильная посадка в автомобилях — это еще не все. Это — протокол, который оп­ределяет техническую сторону дела. Мы же определяем протокольную часть в нераз­рывной связи с церемониальной, то есть с принципами, составляющими ее этическую и эстетическую сущность.

1. Как бы вы и ваши спутники не спешили, никогда не включайте зажигание и не заводите мотор до тех пор, пока все пасса­жиры не расселись и не захлопнули дверцы.

2. Не пользоваться ремнями безопасности равносильно тому, как ехать, например, с неплотно закрытой дверцей или с неисправ- ными стеклоочистителями. Если сидящий с вами пассажир пренебрегает ремнем безопасности, найдите вежливую, ненавязчивую форму просьбы, типа: «Набросьте, пожалуйста, ремень, чтобы не вступать по пустякам в конфликт с дорожной инспекцией»

3. Перед тем, как ваши гости сядут в автомобиль или захотят выйти из него, необходимо открыть им дверцу, а затем закрыть ее за ними. Эта обязанность лежит на членах встречающей делегации и в зависимости от рассадки по автомобилям может лежать и на водителе, и на переводчике, и на одном из сопровождающих лиц.

4. Если условия не позволяют подать автомашину правой стороной к тротуару, пассажир, занимающий наиболее почетное место, садится через левую дверцу и остальные также через левую дверцу. По прибытии автомобиль паркуется таким образом, чтобы выход был с правой стороны.

Итак, мы подъехали к гостинице, где будут жить наши гости во время их визита. Заказывая места в гостинице для гостей, надо заранее поинтересоваться, сколько ожидается мужчин, сколько женщин и есть ли среди них супружеские пары. Необходимо также заблаговременно решить вопрос о том, кто будет платить за номер — приглашающая сторона или сами гости.

Процессии и президиумы

Официальное представительство прото­колом всегда определяется официальным старшинством. Официальное старшинство определяется главой компании, стоящей на высшей ступени «иерархической лест­ницы». Субординация представительства неукоснительно соблюдается при проведе­нии всех церемоний.

5-3-1-2-4

Если число лиц в первом ряду будет четным, то почетным местом является место справа, то есть 4-3-2-1

В обоих случаях первым лицом (1) быва­ет прибывающий глава представительства. Вторым (2)глав а представительства, встречающий делегацию.

Далее места распределяются в субордина­ционном порядке. При построении, прохож­дении и рассадке в машинах на схемах, как правило, нечетными номерами обозначаются гости, четными — хозяева.

Для того, чтобы согласиться с подобным построением офици­альных лиц, нужно немного быть знакомым с теорией композиции. Тогда не возникнет со­мнений в правильности нашей схемы.

Композиция с нечетным количе­ством персонажей считается симметрич­ной, ибо ось симметрии проходит через почетного гостя, который и является цен­тром композиции, сосредоточивающим на себе внимание зрителей.

Рис.11

 

(К37) Порядок рассадки нескольких делегаций зависит от планировки зала. Во всех случаях делегации располагают­ся в алфавитном порядке от А до Z.

 


 

 

Рис.12

Рис.13

 



Рис.14


Рис.15

(К38)

 

Рис.16 Рассадка на официальном приеме или заседании:

1—11 —участники, в порядке официального старшинства

 

Рис.17 Пример рассадки участни­ков заседания ректората высшего учебно­го заведения

Соблюдение формы и старшинства имеет важное значение при проведении офи­циальных и неофициальных приемов. Любая ошибка в протоколе может нарушить гар­монию встречи, от успешного проведения которой участники всегда ожидают опре­деленных результатов.

Приемы

(К39) Прием считается официальным, если приглашаемыми являются исключительно официальные должностные лица. Мужчины присутствуют без жен, а приглашенные женщины в силу занимаемого ими офици­ального положения — без мужей.

Завтрак, на который мужчины при­глашаются с женами, считается неофици­альным независимо от числа приглашенных.

Обеды, на которые приглашаются жены глав представительств, могут рас­сматриваться как официальные, так как жены разделяют со своими супругами офи­циальное положение.

На официальных приемах внимание присутствующих должно быть обращено на следующее:

· всем официальным должностным ли­цам должно быть оказано соответствую­щее внимание в соответствии с официаль­ным старшинством;

· некоторым знатным особам, не отно­сящихся к числу официальных представителей, должно быть также оказано особое вни­мание или традиционное уважение (предста­вители церкви, местных властей).

(К40) Гостям направляются приглашения в обращении от третьего лица. В тек­сте приглашения употребляется форма «имеет честь пригласить». Каждое представительство имеет свою форму приглашения. Гости отвечают на приглашение в соответствии с тем, как ука­зывается в приглашении. Ответ должен быть направлен обязательно. Такая просьба об ответе на приглашение часто сокращен­но обозначается инициалами: R.S.V.P.

Пример:

«Российский творческий союз работни­ков культуры по случаю годовщины обра­зования Союза дает обед, на который при­глашает в качестве почетного гостя г-на Иванова с супругой. Обед проводится в Екатерининском зале Таврического двор­ца 1декабря. Начало в 7 часов вечера. Форма одежды — парадная. «R.S.V.P.».

Ответ: «Официальный представитель фирмы (такой-то) А.А.Иванов с супругой с бла­годарностью принимают приглашение гос­подина генерального директора на «фур­шет» 10декабря и уведомляют о своем при­бытии в указанное время».

 

Приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и приемы без рассадки.

Бокал вина

Малочисленным приемом является и «Бокал вина», с той лишь разницей, что подчеркивается его особый характер и не­сколько расширяется ассортимент вин и количество закусок. Крепкие напитки — коньяк, водка, виски, джин — на днев­ных приемах не подаются.

Гости присутствуют стоя. Как исключе­ние присесть на некоторое время допуска­ется только пожилым женщинам. Сидеть мужчинам независимо от возраста и моло­дым и средних лет женщинам недопусти­мо. Рассредоточение гостей в зале хаотич­но и официальное старшинство не соблю­дается.

Приемы эти относятся к разряду офи­циальных, и присутствуют на них только должностные лица без супругов.

(К42) Завтрак

«Завтрак» удобнее всего проводитьвовременном промежутке от 12 до 15 часов. В меню входят обычно две холодные за­куски, одно горячее блюдо — мясное или рыбное и десерт. Это при раннем начале завтрака. Поскольку продолжительность завтрака составляет 1—1,5 часа, то при бо­лее позднем начале, скажем в 14 часов, на стол может подаваться еще и первое блю­до. Перед началом завтрака «до стола» гос­тям предлагаются соки и другие безалко­гольные напитки, за столом подаются вина, соответствующие закускам, преиму­щественно сухие. В заключение перед кофе и чаем с небольшим количеством сладос­тей может быть подано шампанское.

Присутствие на завтраке разрешается в повседневной одежде, но это не должны быть свитера, джинсы, кожаные или зам­шевые куртки (ибо они, как правило, яв­ляются уличной одеждой), а женщинам следует избегать брючных костюмов. Это обуславливается тем, что в протокольной практике дневные приемы принято считать менее торжественными, чем вечерние. По­скольку завтраки, как правило, считаются официальными приемами, то приглашают­ся только должностные лица. Завтрак пред­полагает рассадку за столом в соответствии с протоколом. Оптимальное количество гостей — 12 человек. Может быть и боль­ше, но желательно не превышать 16 чело­век. Это позволит усадить гостей за один стол прямоугольной формы. Даже если на завтраке присутствует более полусотни приглашенных,все равно не следует выс­траивать столы «П или Т-образной» кон­фигурации. Лучше будет поставить парал­лельно два или три стола. Рассадка в этом случае производится двумя группами по двенадцать человеквысшее и среднее ру­ководящее звено. Следует помнить, что число двенадцать (дюжина) считается зас­тольным числом.

(К43) Вечерние приемы бывают нескольких ви­дов

Коктейль

«Коктейль» начинается от 17 или 18 ча­сов. По форме проведения он напоминает «Бокал вина».То же свободное размеще­ние гостей. Такое же обслуживание офи­циантами, разносящими напитки и закус­ки. Отличие же, соответственно, во време­ни начала, ассортименте и продолжитель­ности. Продолжительность «Коктейля» мо­жет доходить до двух часов. Значительно расширяется ассортимент крепких напит­ков. Кроме коктейля, напитка как таково­го, разносятся еще и водка, вина, шам­панское. Предлагаются холодные закуски — бутерброды-канапе, тарталетки, фрук­ты, шоколад. Если прием длится более часа, целесообразно предусмотреть и подачу го­рячих блюд, но таких, которые можно есть только вилкой без помощи ножа. В левой руке гостю приходится держать тарелку, поскольку обеденные столы не предусмат­риваются.

Повод для проведения такого приема (это относится и к «Бокалу вина») может быть самый разнообразный, от государ­ственного праздника до дня рождения хо­зяина или почетного гостя, пожелавшего пригласить всех сотрудников.

(К44) А-ля фуршет

Прием проводится в те же часы, что и «коктейль». Однако напит­ки и закуски на «фуршете» официантами не разносятся, а накрываются столы. Гос­ти сами набирают закуски и выбирают на­питки. Зачастую многие из них совершают ошибку. Взяв в руки тарелку и бокал, они продолжают стоять у фуршетного стола, мешая тем самым подойти дру­гим гостям. Чтобы исключить подобное скопления массы людей у общего стола, следует предусмотреть установку еще не­скольких свободных столиков по сторонам.

На эти же столики выставить чистые при­боры. Надо отметить, что это ошибка не столько гостей, сколько организаторов приема, выставляющих приборы на один стол с напитками и закусками.

Официальное старшинство, как и в днев­ных приемах, строго не соблюдается, так как эти приемы проводятся стоя. Однако присутствующим необходимо соблюдать элементарные правила этикета, позволя­ющие подойти к столу первыми почетным гостям и другим лицам, выше стоящим в субординационном отношении.

Особая торжественность приемов «кок­тейль» и «А-ля фуршет» может быть под­черкнута подачей шампанского, мороже­ного и кофе. На все вечерние приемы рассылаются приглашения, в которых особая торжественность подчеркивается указани­ем парадной формы одежды.

 

(К45) Обед

«Обед» — наиболее почетный и торже­ственный вид приема. Начало обеда прак­тикуется не раньше 20 часов. Продолжи­тельность его доходит до трех часов и бо­лее. Непременным условием проведения обеда является протокольная рассадка за столом. В рассылаемых приглашениях дол­жна обязательно фигурировать формули­ровка «обед с рассадкой». Гриф «форма одежды парадная» можно и не писать, по­скольку рассадка уже предусматривает при­бытие мужчин в смокингах, а женщин — в вечерних платьях.

На приглашение такого рода обязатель­но нужно ответить согласием или откло­нить предложение, дабы устроители мог­ли заблаговременно скорректировать план рассадки. Принять приглашение и не явить­ся, равно как и отказаться, а потом при­быть, категорически не допустимо.

Меню обеда составляется в соответствии с национальными традициями своей страны и с учетом национальных особенностей пред­ставителей иностранного государства. Обед состоит из двух-четырех холодных закусок, первого блюда, горячего рыбного, горя­чего мясного и десерта. Через полтора-два часа после начала первая часть обеда за­канчивается. Гости приглашаются в гости­ную. Туда подаются кофе, чай, ликер, ко­ньяк. Можно курить. Еще через полчаса все возвращаются в обеденный зал, где за это время произошла смена стола, и присту­пают к десерту.

(К46) Ужин

«Ужин» начинается в 21 час и позднее. От обеда он отличается только временем начала и тем, что на ужине, как правило, не подают первое горячее блюдо. Продол­жаться ужин может от трех часов и более. За ужином очень много пьют шампанско­го, Оно подается в течение всего вечера. Имеет место концертная программа, раз­влекательная, танцы.

(К47) Обед-буфет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.112 с.)