Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности



 

Как наука БЖД находится в стадии своего формирования. Несом­ненно, что она должна опираться на научные достижения и практиче­ские разработки в области охраны труда, окружающей среды, прогнозирования и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основываться на законах и подзаконных актах.

Общее направление научной и практической деятельности в обла­сти БЖД должно соответствовать программе действий «Повестка дня на 21 век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), положившей основы дальнейшего развития Мира. В программе указа­но, что единственный способ обеспечить безопасное будущее — это комплексно решить проблемы развития экономики, сохранения окру­жающей среды и здоровья людей. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процессов, всемерная экономия ресурсов, безопасные и экологичные технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание в программе предлагается уделить подготовке буду­щих руководителей всех сфер деятельности.

В развитие науки о безопасности жизнедеятельности большой вклад внесли отечественные научные школы, активно работающие в области защиты человека от вредных и травмоопасных факторов (защита от поражения электрическим током, защита от шума, вибраций, элект­ромагнитных полей и излучений, ионизирующих излучений и т. п.). Достигнуты успехи отечественных ученых в области нормирования воздействия опасностей на человека как в производственной среде, так и в у^ловиях населенных мест. В последнее десятилетие в России значительный прорыв реализован в развитии и совершенствовании системы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Важнейшую роль в деле сохранения здоровья населения в ближай­шем будущем будет играть информация об опасностях среды обитания. Такая информация должна содержать значения и прогноз критериев безопасности и показателей негативности среды обитания как в про­изводственных помещениях, так и в регионах техносферы. Аналог подобной информации — прогнозы метеослужб. Наличие информации о среде обитания позволит населению рационально выбирать места деятельности и проживания, рационально пользоваться методами и средствами защиты от опасностей. Определенные успехи в этом на­правлении имеются: публикации (правда, нерегулярные) в газетах о состоянии окружающей среды; действующие в ряде городов (Вена и др.) специальные табло с указанием концентраций некоторых примесей ватмосферном воздухе и т. п.

Воздействие опасностей в условиях производства, города, жилища обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т. п.), поэтому необходим постоянный контроль за параметрами состояния среды обитания по вредным факторам. Его реализуют системы мони­торинга.

Мониторингслежение за состоянием среды обитания и пре­дупреждение о создающихся негативных ситуациях.

Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:

— регулярную информацию об опасностях среды обитания;

— регулярную информацию о токсикологических выбросах про­изводства в окружающую среду;

— регулярную информацию работающих о негативных факторах производства и о их влиянии на здоровье;

— информацию о состоянии здоровья населения региона и про­фессиональных заболеваниях;

— информацию о методах и средствах защиты от опасностей;

— информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за безопасное состояние среды обитания.

Внедрение указанных подходов является чрезвычайно актуальным и своевременным. В настоящее время очевидно, что человеческое здоровье занимает одно из ведущих мест в системе социальных цен­ностей и должно приоритетно рассматриваться в ряду других ресурсов государства, таких как леса, почва, вода, полезные ископаемые и т. п.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнеде­ятельности в техносфере [2]. К ним относятся:

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно допустимые значения опасностей уста­навливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедея­тельности человека в жизненном пространстве и исключают негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элемен­ты техносферы.

Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправно­стей в технических системах, при неправильном их использовании, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию техни­ческих систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возник­новению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровожда­ется формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Травмоопасные факторы действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и соо­ружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значи­тельные территории, например, при аварии на ЧАЭС.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодиче­ское негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяют­ся в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоноразрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т. п.

Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздейст­вие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек — тех­носфера». Одновременно существует и система «техносфера — природ -

ная средц» (рис. В.7). Техно­генные опасности не действу­ют избирательно, они нега­тивно воздействуют на все со­ставляющие вышеупомяну­тых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к де­градации природной среды.

Воздействие травмоопас­ных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаго­выми разрушениями природ­ной среды и техносферы. Для воздействия таких факторов характерны значительные материальные потери.

Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации пред­ставителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы.

При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления.

Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совер­шенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Уменьшить потоки веществ, энергий или информации в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности или увеличивая расстояния от источника до человека. Если это практически неосуществимо, то нужно применять защитные меры: защитную технику, организационные мероприятия и т. п.

Аксиома 7. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека.

Это означает, что достижение наиболее эффективной деятельности и наилучшего отдыха требует выбора и поддержания соответствующих показателей комфортности среды обитания. Например, эффективный умственный труд реализуется летом при температуре воздуха в поме­щении в пределах 23—25° С, а тяжелый физический труд в этих же условиях — при температуре 18—20° С.

Аксиома 8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие достижения безопасности жиз­недеятельности.

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, от­сутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобрете­ния человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопас­ности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный — с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

 

РОЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Практическое обеспечение безопасности при проведении техноло­гических процессов и при эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями руководителей. Технические работники при этом обязаны:

— лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчиненными;

— организовывать инструктаж или обучение работающих безопас­ным приемам деятельности;

— обеспечивать оптимальные (допустимые) условия деятельности на рабочих местах подчиненных ему сотрудников;

— идентифицировать травмирующие и вредные факторы, сопут­ствующие реализации производственного процесса;

— обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;

— постоянно (периодически) осуществлять контроль условий де­ятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов на работающих;

— при возникновении аварий организовывать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других опасных воздействий.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности и профессио­нальная подготовка в этой области знаний в настоящее время реали­зуется в четыре этапа:

I — общеобразовательный уровень (реализуется в средней школе изучением курса «Основы безопасности жизнедеятельности»);

II — общепррфессиональный уровень (реализуется в колледжах (вузах) при изучении будущими техниками (инженерами) всех специальностей общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизне­деятельности»);

III — профессиональный уровень (реализуется при подготовке спе­циалистов в области безопасности жизнедеятельности по специальным образовательным стандартам ряда специальностей, например 330 100);

IV — уровень институтов и факультетов повышения квалификации (реализуется изучением специализированных курсов по безопасности жизнедеятельности).

Настоящий учебник предназначен для реализации второго этапа изучения основ безопасности жизнедеятельности будущими техника­ми. В результате обучения специалист со средним профессиональным образованием должен овладеть знаниями, умениями и навыками для достижения следующих основных целей БЖД:

Цель БЖД Источник негатив­ного воздействия Способ достижения цели, средства защи­ты от негативных воздействий
Создание условий для высокоэффек­тивной деятельности и отдыха, хорошего самочувствия людей Естественные из­менения климата, ме­теоусловий, недос­таточная освещен­ность земной поверх­ности Создание комфорта на производстве, в быту и на транспорте; обустройство жилища; применение отопления, венти­ляции, кондиционирования„искусствен-ного освещения, реализация рациональ­ных режимов деятельности и отдыха
Сохранение здо­ровья людей, дли­тельно пребываю­щих в техносфере, и их потомства Вредные факторы техносферы   Сбор, утилизация и захоронение про­мышленных и бытовых отходов; примене­ние экобиозащиты, коллективных и индивидуальных средств защиты от вы­бросов, сбросов, энергетических полей и излучений
Сохранение жизни людей, их защита от травм и острых отрав­лений Стихийные явле­ния, техногенные аварии, травмоопас-ные факторы технос­феры Прогнозирование и предупреждение стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф; применение средств защиты от травм в быту, на производстве и на транспорте; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

 

Кроме того, техники должны владеть основами управления без­опасностью жизнедеятельности на производстве, при реализации мер защиты природной среды и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций; знать особенности обеспечения безопасности жизнедеятель­ности в отрасли будущей деятельности специалиста; иметь представ­ление о негативных воздействиях на окружающую среду на региональном уровне и владеть основами рационального использова­ния природных ресурсов.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» носит комплекс­ный характер. Она имеет гуманитарную направленность, поскольку ее основным объектом внимания и защиты от опасностей является человек, проживающий в условиях техносферы. Опосредованно она решает и задачи защиты окружающей (техносферной, природной) среды. Медико-биологические знания специалистам в области без­опасности жизнедеятельности необходимы для правильного понима­ния основ взаимодействия человека со средой обитания, выбора критериев допустимого воздействия техносферы на человека и при­родную среду. Технические знания — для оценки опасностей техниче­ских систем и технологий, реализации мер защиты человека и окружающей среды от опасностей. Правовые и нормативные основы изучаются с целью реализации управления процессами обеспечения безопасности на производстве, при проведении мероприятий по охране окружающей среды и при функционировании системы защиты насе­ления и территорий от воздействия опасностей в чрезвычайных ситу­ациях.

 

РАЗДЕЛ I ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА

 

ГЛАВА 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.017 с.)