Введение. Основы безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности



Авторы

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Век Продолжительность жизни человека, лет

Медный, бронзовый, железный............ 30

К началу XIX в..................... 35 - 40

В конце XX в...................... 60 - 63

Однако созданная руками и разумом человека техносфера, при­званная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой (табл. В.1). Данные табл. В.1 показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах — в Европе, Северной Америке, Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на ограниченных площадях, они представляют собой неболь­шие пятна биосферы, окруженные со всех сторон нарушенными деятельностью человека территориями и поэтому подвержены сильно­му техносферному давлению.

Таблица В.1. Состав площадей на некоторых континентах Земли

Континент Ненарушенная территория, % Частично нарушенная территория, % Нарушенная территория, %
Европа 15,6 19,6 64,9
Азия 43,6 27,0 29,5
Сев. Америка 56,3 18,8 24,9

Техносфера — детище XX в., приходящее на смену биосфере.

К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизиро­ванное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных.

 

ОПАСНОСТИ И ИХ ИСТОЧНИКИ

 

Негативные воздействия в системе «человек — среда обитания» принято называть опасностями.

Опасностьнегативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Источником опасности может быть все живое и неживое, а под­вергаться опасности также может все живое и неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все».

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, при­родная среда, материальные ценности. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

Опасность — центральное понятие в безопасности жизнедеятель­ности. Различают опасности естественного, техногенного и антропо-генного происхождения.

Естественные опасности обусловливают стихийные явления, кли­матические условия, рельеф местности и т. п. Землетрясения, извер­жения вулканов, бури, ураганы, обвалы, лавины и др. часто сопровождаются травмированном и гибелью людей. В России в 1996 г. силы стихии привели к возникновению 315 чрезвычайных ситуаций, в которых погибло 46 чел.

Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожале­нию, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.), генерируя в среде обитания антропогенные и техногенные опасности.

Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными, а антропогенные опасности возникают в результате оши­бочных или несанкционированных действий человека или группы людей.

Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных и техногенных опасностей — вредных и трав­мирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Вредный факторнегативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасныи) фактор— негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В настоящее время перечень реально действующих техногенных и антропогенных негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие из­лучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воз­духа (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельно­сти, тяжелый физический труд, токсичные вещества и др.; травмиру­ющие факторы: огонь, ударная волна, горячие и переохлажденные поверхности, электрический ток, транспортные средства и подвижные части машин, отравляющие вещества, острые и падающие предметы, лазерное излучение, острое ионизирующее облучение и др.

Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприя­тий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержа­нием вредных примесей; не­доброкачественная пища; шум, инфразвук; вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телеви­зоров, дисплеев, ЛЭП, ра­диорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, меди­цинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Одной из наиболее распространенных антропогенных опасностей становится ВИЧ-инфицирование. В 1999 г. от СПИДа на нашей планете умерло 3 млн. чел., а число ВИЧ-инфицированных достигло 33,5 млн. чел. В России численность ВИЧ-инфицированных (зареги­стрированных) к октябрю 2000 г. составило 56 000 чел. (рис. В.5), а прирост их численности достигает около 10 000 чел./год.

Серьезную опасность для человека представляет потребление ал­коголя. По данным А. Немцова в 1999 г. среднегодовое потребление алкоголя россиянами составило 14,5 литров 100 % алкоголя на человека в год (это соответствует 36,2 литрам водки), тогда как в 1970 г. потребление алкоголя составляло 12 л/год. Алкогольная смертность при потреблении человеком спиртного в количестве 14,5 л/год состав­ляет около 2600 человек на 10 000 населения (рис. В.6).

Высокими темпами нарастает потребление наркотических средств. К середине 2001 г. в России зарегистрировано 269 тыс. наркоманов, причем это составляет лишь малую долю лиц, потребляющих нарко­тики.

Все опасности классифицируют по ряду признаков (табл. В.2)

Таблица В.2. Классификация опасностей

Признак классификации Вид (класс)
По видам источников возникновения опасностей Естественные Антропогенные Техногенные
По видам потоков в жизненном про­странстве Энергетические Массовые Информационные
По величине потоков в жизненном про­странстве   По моменту возникновения опасности   По длительности воздействия опасности     По объектам негативного воздействия   По количеству людей, подверженных опасному воздействию   По размерам зоны воздействия   По видам зон воздействия   По способности человека идентифици­ровать опасности органами чувств По виду негативного воздействия на че­ловека Допустимые Предельно допустимые Опасные Чрезвычайно опасные Прогнозируемые Спонтанные Постоянные Переменные, периодические Кратковременные Действующие на человека Действующие на природную среду Действующие на материальные ресурсы Комплексного воздействия Личные Групповые (коллективные) Массовые Локальные Региональные Межрегиональные Глобальные Действующие в помещении Действующие на территориях Ощущаемые Неощущаемые Вредные Травмоопасные

 

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обита­ния разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальаня опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива — пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в аксиоме [2]: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компо­ненты среды обитания, прежде всего технические средства и техноло­гии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздейст­вия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнео­пасно» представляет собой реальную опасность для человека, находя­щегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реальная опасность О может быть описана выражением в виде О (х, у, г) = Г(1, т) при О > Епдк, где Епдк — предельно допустимое значение фактора воздействия.

Реализованная опасность — факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгора­нию строений, то это реализованная опасность.

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедст­вия.

Происшествиесобытие, состоящее из негативного воздей­ствия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП)событие, про­исходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП отно­сятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Аварияпроисшествие в технической системе, не сопровождаю­щееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофапроисшествие в технической системе, сопро­вождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие— происшествие, связанное со сти­хийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возни­кает угроза жизни и здоровья для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Причинами происшествий в технических системах являются отказы и инциденты, количество которых в последние годы непрерывно нарастает.

Отказсобытие, заключающееся в нарушении работоспособнос­ти технической системы.

Инцидентотказ технической системы, вызванный неправиль­ными действиями оператора.

 

РОЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Практическое обеспечение безопасности при проведении техноло­гических процессов и при эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями руководителей. Технические работники при этом обязаны:

— лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчиненными;

— организовывать инструктаж или обучение работающих безопас­ным приемам деятельности;

— обеспечивать оптимальные (допустимые) условия деятельности на рабочих местах подчиненных ему сотрудников;

— идентифицировать травмирующие и вредные факторы, сопут­ствующие реализации производственного процесса;

— обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;

— постоянно (периодически) осуществлять контроль условий де­ятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов на работающих;

— при возникновении аварий организовывать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других опасных воздействий.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности и профессио­нальная подготовка в этой области знаний в настоящее время реали­зуется в четыре этапа:

I — общеобразовательный уровень (реализуется в средней школе изучением курса «Основы безопасности жизнедеятельности»);

II — общепррфессиональный уровень (реализуется в колледжах (вузах) при изучении будущими техниками (инженерами) всех специальностей общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизне­деятельности»);

III — профессиональный уровень (реализуется при подготовке спе­циалистов в области безопасности жизнедеятельности по специальным образовательным стандартам ряда специальностей, например 330 100);

IV — уровень институтов и факультетов повышения квалификации (реализуется изучением специализированных курсов по безопасности жизнедеятельности).

Настоящий учебник предназначен для реализации второго этапа изучения основ безопасности жизнедеятельности будущими техника­ми. В результате обучения специалист со средним профессиональным образованием должен овладеть знаниями, умениями и навыками для достижения следующих основных целей БЖД:

Цель БЖД Источник негатив­ного воздействия Способ достижения цели, средства защи­ты от негативных воздействий
Создание условий для высокоэффек­тивной деятельности и отдыха, хорошего самочувствия людей Естественные из­менения климата, ме­теоусловий, недос­таточная освещен­ность земной поверх­ности Создание комфорта на производстве, в быту и на транспорте; обустройство жилища; применение отопления, венти­ляции, кондиционирования„искусствен-ного освещения, реализация рациональ­ных режимов деятельности и отдыха
Сохранение здо­ровья людей, дли­тельно пребываю­щих в техносфере, и их потомства Вредные факторы техносферы   Сбор, утилизация и захоронение про­мышленных и бытовых отходов; примене­ние экобиозащиты, коллективных и индивидуальных средств защиты от вы­бросов, сбросов, энергетических полей и излучений
Сохранение жизни людей, их защита от травм и острых отрав­лений Стихийные явле­ния, техногенные аварии, травмоопас-ные факторы технос­феры Прогнозирование и предупреждение стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф; применение средств защиты от травм в быту, на производстве и на транспорте; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

 

Кроме того, техники должны владеть основами управления без­опасностью жизнедеятельности на производстве, при реализации мер защиты природной среды и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций; знать особенности обеспечения безопасности жизнедеятель­ности в отрасли будущей деятельности специалиста; иметь представ­ление о негативных воздействиях на окружающую среду на региональном уровне и владеть основами рационального использова­ния природных ресурсов.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» носит комплекс­ный характер. Она имеет гуманитарную направленность, поскольку ее основным объектом внимания и защиты от опасностей является человек, проживающий в условиях техносферы. Опосредованно она решает и задачи защиты окружающей (техносферной, природной) среды. Медико-биологические знания специалистам в области без­опасности жизнедеятельности необходимы для правильного понима­ния основ взаимодействия человека со средой обитания, выбора критериев допустимого воздействия техносферы на человека и при­родную среду. Технические знания — для оценки опасностей техниче­ских систем и технологий, реализации мер защиты человека и окружающей среды от опасностей. Правовые и нормативные основы изучаются с целью реализации управления процессами обеспечения безопасности на производстве, при проведении мероприятий по охране окружающей среды и при функционировании системы защиты насе­ления и территорий от воздействия опасностей в чрезвычайных ситу­ациях.

 

РАЗДЕЛ I ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА

 

ГЛАВА 1

ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Жизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следу­ющими видами деятельности: труд в различных отраслях экономики, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, деятельность в быту, активный и пассивный отдых.

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигатель­ный аппарат и функциональные системы организма человека (сердеч­но-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечи­вающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряже­ния внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто фи­зического труда незначителен. В соответствии с существующей физи­ологической классификацией трудовой деятельности различают:

формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механи­зированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами;

механизированные формы труда. Особенностью механизирован­ных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного про­изводства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматиче­ским производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который цели­ком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполне­нием простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

групповые формы труда — конвейер. Эти формы труда характе­ризуются дроблением технологического процесса на отдельные опера­ции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истоще­нию;

формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы уп­равления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд пред­ставлен как профессиями, относящимися к сфере материального про­изводства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, опера­торы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллек­туальный труд характеризуется, как правило, необходимостью перера­ботки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.

 

УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Таблица 2.1. Оптимальные показатели микроклимата на рабочих местах производственных помещений

Период года Категория работ по уровню энергозат­рат, Вт Температура воздуха, ° С Температура поверхно­стей, Относитель­ная влаж­ность воздуха, % Скорость дви­жения возду­ха, м/с
Холодный 1а (до 139) 16 (140...174) Пб (175...232) 116 (233...290) III (более 290) 22...24 21...23 19...21 17...19 16...18 21...25 20...24 18...22 16...20 15...19 60...40 60...40 60...40 60...40 60...40 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3
Теплый 1а (до 139) 16 (140...174) Па (175...232) 116 (233...290) III (более 290) 23...25 22...24 20...22 19...21 18...20) 22...26 21...25 19...23 18...22 17...21 60...40 60...40 60...40 60...40 60...40 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3

 

К легким работам (категория I) относятся работы, выполняемые сидя или стоя, не требующие систематического физического напряже­ния (работа контролеров, в процессах точного приборостроения, кон­торские работы и др.). Легкие работы подразделяют на категорию 1а (затраты энергии до 139 Вт) и категорию 16 (затраты энергии 140...174 Вт). К работам средней тяжести (категория II) относят работы с затратой энергии 175...232 (категория На) и 233...290 Вт (категория Пб). В категорию Па входят работы, связанные с постоянной ходьбой, вы­полняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжестей, в категорию Пб — работы, связанные с ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей (в механосборочных цехах, текстильном производ­стве, при обработке древесины и др.). К тяжелым работам (категория III) с затратой энергии более 290 Вт относят работы, связанные с систематическим физическим напряжением, в частности с постоянным передвижением, с переноской значительных (более 10 кг) тяжестей (в кузнечных, литейных цехах с ручными процессами и др.).

В рабочей зоне производственного помещения согласно ГОСТ 12.1.005—88 могут быть установлены оптимальные и допустимые мик­роклиматические условия. Оптимальные микроклиматические усло­вия — это такое сочетание параметров микроклимата, которое при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивает ощущение теплового комфорта и создает предпосылки для высокой работоспособности.

Допустимые микроклиматические условия — это такие сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематиче­ском воздействии на человека могут вызвать напряжение реакций терморегуляции и которые не выходят за пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает нарушений в состоянии здоровья, не наблюдаются дискомфортные теплоощуще-ния, ухудшающие самочувствие, и понижение работоспособности.

ОСВЕЩЕНИЕ

 

Основные светотехнические характеристики. Ощущение зрения происходит под воздействием света, которое представляет собой элек­тромагнитное излучение с длиной волны 0,38...0,76 мкм. Чувствитель­ность зрения максимальна к электромагнитному излучению с длиной волны 0,555 мкм (желто-зеленый цвет) и уменьшается к границам видимого спектра.

Освещение характеризуется количественными и качественными показателями. К количественным показателям относятся:

световой поток Ф — часть лучистого потока, воспринимаемая че­ловеком как свет; характеризует мощность светового излучения, изме­ряется в люменах (лм);

сила света J — пространственная плотность светового потока; оп­ределяется как отношение светового потока Аф, исходящего от источника и равномерно распространяющегося внутри элементарного те­лесного угла АО, к величине этого угла; /=ДФ/ДО; измеряется в канделах (кд);

освещенность Е — поверхностная плотность светового потока; оп­ределяется как отношение светового потока ЛФ, равномерно падаю­щего на освещаемую поверхность, к ее площади \82); Е= ДФ/А5;

измеряется в люксах (лк);

яркость L поверхности под углом а к нормали — это отношение силы света Ja, излучаемой, освещаемой или светящейся поверхностью в этом направлении, к площади S проекции этой поверхности, на плоскость, перпендикулярную к этому направлению; L = J (Д5со8к) измеряется в кд • м 2.

Для качественной оценки условий зрительной работы используют такие показатели как фон, контраст объекта с фоном, коэффициент пульсации освещенности, спектральный состав света.

Фон — это поверхность, на которой происходит различение объек­та. Фон характеризуется способностью поверхности отражать падаю­щий на нее световой поток. Эта способность (коэффициент отражения р) определяется как отношение отраженного от поверхности светового потока Фотр к падающему на нее световому потоку Фпад; р = Фотр/Фпая. В зависимости от цвета и фактуры поверхности значения коэффици­ента отражения находятся в пределах 0,02...0,95; при р > 0,4 фон считается светлым; при р = 0,2...0,4 — средним и при р < 0,2 — тем­ным.

Контраст объекта с фоном к — степень различения объекта и фо­на — характеризуется соотношением яркостей рассматриваемого объ­екта (точки, линии, знака, пятна, трещины, риски или других элемен­тов) и фона; /с = (Ьор—Ьо)/Ьор считается большим, если к > 0,5 (объект резко выделяется на фоне), средним при к =0,2...0,5 (объект и фон заметно отличаются по яркости) и малым при к < 0,2 (объект слабо заметен на фоне).

Коэффициент пульсации освещенности ке — это критерий глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока:

где E max, E min, E ср максимальное, минимальное и среднее значения освещенности за период колебаний; для газоразрядных ламп 1се= =25...65 %, для обычных ламп накаливания K е= 7 %, для галогенных ламп накаливания K e = 1 %.

Системы и виды освещения. При освещении производственных помещений используют естественное освещение, создаваемое прямы­ми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода и меняющимся в зависимости от географической широты, времени года и суток, степени облачности и прозрачности атмосферы; искусственное осве­щение, создаваемое электрическими источниками света, и совмещен­ное освещение, при котором недостаточное по норам естественное освещение дополняют искусственным.

Конструктивно естественное освещение подразделяют на боковое (одно- и двухстороннее), осуществляемое через световые проемы в наружных стенах; верхнее — через световые проемы в кровле и пере­крытиях; комбинированное — сочетание верхнего и бокового освеще­ния.

В учебных помещениях применяют боковое левостороннее естест­венное освещение. При ширине помещения более 6 м обязательно устраивать правосторонний подсвет. Направление основного светового потока спереди и сзади от учащихся не допускается.

Искусственное освещение по конструктивному исполнению может быть двух видов — общее и комбинированное. Систему общего освеще­ния применяют в помещениях, где по всей площади выполняются однотипные работы (литейные, сварочные, гальванические цехи), а также в административных, конторских и складских помещениях, в классах и аудиториях учебных заведений. Различают общее равномер­ное освещение (световой поток распределяется равномерно по всей площади без учета расположения рабочих мест) и общее локализован­ное освещение (с учетом расположения рабочих мест).

При выполнении точных зрительных работ (например, слесарных, токарных, контрольных) в местах, где оборудование создает глубокие, резкие тени или рабочие поверхности расположены вертикально (штампы, гильотинные ножницы), наряду с общим освещением при­меняют местное. Совокупность местного и общего освещения назы­вают комбинированным освещением. Применение одного местного освещения внутри производственных помещений не допускается, по­скольку образуются резкие тени, зрение быстро утомляется и создается опасность производственного травматизма.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на рабочее, аварийное и специальное, которое может быть охранным, дежурным, эвакуационным, эритемным, бактери­цидным и др.

Рабочее освещение предназначено для обеспечения нормального выполнения производственного процесса, прохода людей, движения транспорта и является обязательным для всех производственных по­мещений. Аварийное освещение устраивают для продолжения работы в тех случаях, когда внезапное отключение рабочего освещения (при авариях) и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования могут вызвать взрыв, пожар, отравление людей, наруше­ние технологического процесса и т. д. Минимальная освещенность рабочих поверхностей при аварийном освещении должна составлять 5 % нормируемой освещенности рабочего освещения, но не менее 2 лк.

Эвакуационное освещение предназначено для обеспечения эвакуации людей из производственного помещения при авариях и отключении рабочего освещения; организуется в местах, опасных для прохода людей: на лестничных клетках, вдоль основных проходов производст­венных помещений, в которых работают более 50 чел. Минимальная освещенность на полу основных проходов и на ступеньках при эваку­ационном освещении должна быть не менее 0,5 лк, на открытых территориях — не менее 0,2 лк. Охранное освещение устраивают вдоль границ территорий, охраняемых специальным персоналом. Наимень­шая освещенность в ночное время 0,5 лк. Сигнальное освещение при­меняют для фиксации границ опасных зон; оно указывает на наличие опасности, либо на безопасный путь эвакуации.

Основные требования к производственному освещению. Основной задачей производственного освещения является поддержание на рабо­чем месте освещенности, соответствующей характеру зрительной ра­боты.

При организации производственного освещения необходимо обес­печить равномерное распределение яркости на рабочей поверхности и окружающих предметах. Перевод взгляда с ярко освещенной на слабо освещенную поверхность вынуждает глаз переадаптироваться, что ве­дет к утомлению зрения и соответственно к снижению производитель­ности труда. Для повышения равномерности естественного освещения больших цехов и аудиторий учебных заведений осуществляется ком­бинированное и двухстороннее освещение. Согласно санитарным нор­мам неравномерность естественного освещения в учебных помещениях не должна превышать 3:1. Светлая окраска потолка, стен и оборудо­вания способствует равномерному распределению яркостей в поле зрения работающего. Поэтому для отделки стен и потолков учебных помещений применяют материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентом отражения 0,7—0,8 — для потолка и 0,5—0,6 — для стен.

Производственное освещение должно обеспечивать отсутствие в поле зрения работающего резких теней. Наличие резких теней искажает размеры и формы объектов различения и тем самым повышает утом­ляемость, снижает производительность труда. Особенно вредны дви­жущиеся тени, которые могут привести к травме.

Колебания освещенности на рабочем месте, вызванные, например, резким изменением напряжения всети, обусловливают переадаптацию глаза, приводя к значительному утомлению. Постоянство освещенно­сти во времени достигается стабилизацией плавающего напряжения, жестким креплением светильников, применением специальных схем включения газоразрядных ламп.

При организации производственного освещения следует выбирать необходимый спектральный состав светового потока. Это требование особенно существенно для обеспечения правильной цветопередачи, а в отдельных случаях для усиления цветовых контрастов. Оптимальный спектральный состав обеспечивает естественное освещение. Для со­здания правильной цветопередачи применяют монохроматический свет, усиливающий одни цвета и ослабляющий другие.

Осветительные установки должны быть удобны и просты в эксплу­атации, долговечны, отвечать требованиям эстетики, электробезопас­ности, а также не должны быть причиной возникновения взрыва или пожара. Обеспечение указанных требований достигается применением защитного зануления или заземления, ограничением напряжения пи­тания переносных и местных светильников, защитой элементов осве­тительных сетей от механических повреждений и т. п.

Правильно спроектированное и рационально выполненное осве­щение производственных помещений оказывает положительное пси­хофизиологическое воздействие на работающих, способствует повышению эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, сохраняет высокую работоспособность.

Требования к освещению в быту менее жесткие, чем на производ­стве. Согласно СНиП 23-05—95 освещенность в жилых комнатах и на кухнях должна быть не менее 50 лк. На лестничных клетках допускается освещенность менее 100 лк. В качестве искусственных источников света в бытовых условиях широко применяются лампы накаливания.

Нормирование производственного освещения. Естественное и искус­ственное освещение в помещениях регламентируется СНиП 23-05—95 в зависимости от характеристика зрительной работы, системы и вида осве­щения, фона, контраста объекта с фоном. Характеристика зрительной работы определяется наименьшим размером объекта различения (на­пример, при работе с приборами — толщиной линии градуировки шкалы, при чертежных работах — толщиной самой тонкой линии). В зависимости от размера объекта различения все виды работ, связанные со зрительным напряжением, делятся на восемь разрядов, которые в свою очередь в зависимости от фона и контраста объекта с фоном делятся на четыре подразряда.

Искусственное освещение нормируется количественными (мини­мальной освещенностью E min) и качественными показателями (пока­зателями ослепленности и дискомфорта, коэффициентом пульсации освещенности ^). Принято раздельное нормирование искусственного освещения в зависимости от применяемых источников света и системы освещения. Нормативное значение освещенности для газоразрядных ламп при прочих равных условиях из-за их большей светоотдачи выше, чем для ламп накаливания. При комбинированном освещении доля общего освещения должна быть не менее 10 % нормируемой освещен­ности. Эта величина должна быть не менее 150 лк для газоразрядных ламп и 50 лк для ламп накаливания.

В учебных кабинетах, аудиториях и лабораториях уровни освещен­ности на рабочих столах должны быть не менее 300 лк, на классной доске — не менее 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисо­вания — не менее 500 лк, на столах дисплейных классов — 300—500 лк.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.073 с.)