Тема 1. Социология как наука, ее предмет и структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социология как наука, ее предмет и структура.



Преподаватель: к.социол.н,

Самарина Ирина Сергеевна


Содержание:

Тема 1. Социология как наука, ее предмет и структура.

1. Предпосылки возникновения социологии.................................................................. 3

2. Предмет и объект познания социологии...................................................................... 3

3. Возникновение и развитие социологии........................................................................ 4

4. Взаимосвязь понятий «личность» и «общество»........................................................ 6

5. Структура социологии как науки............................................................................... 7

6. Функции социологии...................................................................................................... 9

7. Исследовательские подходы к изучению общества................................................... 9

Тема 2. Общесоциологические теории.

1. Классическая западная социология 19 - нач 20 вв..................................................... 10

1.1. Позитивистская социология О.Конта............................................................. 10

1.2. Органическая теория Г.Спенсера.................................................................... 11

1.3. Социологический реализм Э.Дюркгейма....................................................... 12

1.4. Понимающая социология М.Вебера............................................................... 15

2. Классификация социологических направлений........................................................ 17

3. Современная западная социология.............................................................................. 17

3.1. Теории социальных конфликтов..................................................................... 17

3.1.1. Теория конфликта Р.Дарендорфа............................................................... 18

3.1.2. Теория конфликта Л.Козера........................................................................ 18

3.2. Концепция социального обмена...................................................................... 19

3.2.1. Социальное действие и экономический рационализм

Дж.Хоманса и П.Блау........................................................................................... 19

3.2.2. Теория справедливого обмена Дж.Адамса и Дж.Уолтера....................... 20

3.3. Символический интеракционизм.................................................................... 20

3.3.1. Символический интеракционизм Дж.Мида............................................. 20

Тема 3. Развитие социологии в России.

1. Особенности формирования и зарождения российской

социологической мысли................................................................................................... 22

2. Этапы развития российской социологии.................................................................... 22

3. Социологический неопозитивизм П. Сорокина........................................................ 24

3.1. Взгляды П.Сорокина на предмет изучения социологии.............................. 24

3.2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности................ 25

3.3. Теория социокультурной динамики................................................................ 26

Тема 4. Социальная структура общества.

1. Социальное неравенство как основа стратификации................................................ 27

2. Социальная структура общества и ее элементы......................................................... 28

3. Социальные группы, институты, организации, общности....................................... 28

4. Социальные отношения, взаимодействия и движения............................................. 32

Тема 5. Личность в социальной структуре общества.

1. Понятие и этапы социализации личности.................................................................. 34

2. Понятие девиации и социального контроля............................................................... 35

3. Личность в системе социальных статусов и ролей.................................................... 36

 

Тема 6. Социология в системе гуманитарных наук.

1. Особенности положения социологии в научной системе........................................ 37

2. Социология и другие общественные науки............................................................... 37

Тема 7. Мировая система и процессы глобализации.

1. Понятие социальных изменений................................................................................. 38

2. Концепции социального прогресса............................................................................. 40

3. Особенности мировой системы и процессов глобализации..................................... 42

4. Место России в современном мире............................................................................. 45

Тема 8. Специальные социологические теории.

1. Особенности частных социологических теорий........................................................ 48

2. Социология рынка......................................................................................................... 48

2.1. Рынок как социологическое понятие.............................................................. 48

2.2. Социальные аспекты развития рынка............................................................. 50

3. Социология личности................................................................................................... 52

3.1. Личность как субъект деятельности, общественных

отношений и межличностного общения............................................................... 52

3.2. Социальные типы личности............................................................................ 53

3.3. Социологические теории личности................................................................ 55

4. Социология конфликта................................................................................................. 56

4.1. Социальный конфликт, причины, виды, методы регулирования............... 56

4.1. Революции и реформы как формы проявления

социальных конфликтов.......................................................................................... 59

5. Экономическая социология.......................................................................................... 59

5.1. Экономика как социальный институт............................................................ 60

5.2. Актуальные проблемы и направления исследований

экономической социологии.............................................................................................. 63

Тема 9. Методика и методология конкретных социологических исследований.

1. Понятие метода, методики, методологии, техники, инструмента........................... 64

2. Понятие и этапы проведения прикладного социологического

исследования...................................................................................................................... 65

3. Программа социологического исследования............................................................. 66

4. Методы сбора первичной социологической информации........................................ 69

5. Особенности маркетинговых и социологических исследований........................... 75

6. Особенности анкеты как инструмента получения первичной информации……….77

Задания для самостоятельной работы студента........................................................ 80

 

 

Тема 1. Социология как наука, ее предмет и структура.

Среднего

уровня

 

Эмпирическая социология

 

 

Общесоциологические теории (общетеоретическая социология)– касается глубинных, сущностных моментов развитии того или иного общества и исторического процесса в целом.

Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Полученная в ходе исследования (для решения какой-либо конкретной проблемы) информация накапливается и осмысливается в той или иной отраслевой социологической теории (теории среднего уровня).

Отраслевые теории (теории среднего уровня) – касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Позволяют получить исчерпывающее представление относительно этих сфер (условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы здравоохранения, образования и т.д). Эти теории связаны именно с практикой.

 

Функции социологии.

 

Социология выполняет в обществе множество различных функ­ций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная — дает новые знания об обществе, со­циальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы со­циального развития общества Социологические теории дают на­учные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная — предоставляет конкретную социологическую ин­формацию для решения практических научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контрол ь—предупреждает об отклоне­ниях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективныхпланов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффектив­ного управления социальными процессами;

4) гуманистическая — разрабатывает социальные идеалы, про граммы научно-технического, социально-экономического и со­циально-культурного развития общества.

Теория конфликта Л.Козера

Американский социолог Льюис Козер в совей работа «Функции социальных конфликтов» определяет конфликт как борьбу за ценностные или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в обладании ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника.

Модель позитивно-функционального конфликта Козера преодолевает отрицательное отношение к конфликту. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Козер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Вместе с тем социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения противоборствующих мнений и уровнем терпимости в отношении конфликта. Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой он развивается.

Козер выделяет след функции конфликта:

1. разрядка напряженности, т.е. конфликт служит «выхлопным клапаном» напряжения;

2. коммуникативно-информационная, т.е. люди в результате столкновения проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил;

3. созидание, т.е. противоборство, оно помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту;

4. интеграция социальной структуры, т.е. конфликт не разрушает целостность, а поддерживает ее;

5. нормотворчество, т.е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.

Конфликты могут выполнять не только конструктивные, но и негативные функции, которые имеют место в обществах, где существуют враждебные классы и где революционное насилие может разрушить социальные связи и саму социальную систему. Как и Дарендорф, Козер полагал, что конфликты не исчезают полностью, а лишь приобретают новые формы и масштабы, видоизменяются и проявляются в новых сферах общественной жизни. Конфликты универсальны и необходимы обществу, поскольку способствуют общественному развитию.

 

Общения.

Нормальная чело­веческая личность всегда в той или иной мере социально активна. Ведь все ее развитие происходит в процессе живого общения с другими людьми — родителями, сверстниками, педагогами, коллегами по работе, служ­бе и т.д. В этом процессе личность формируется как субъект соци­ального общения. В рамках этого общения осуществляется ее дея­тельность — потребительская, игровая, учебная, трудовая, развлека­тельная и т.д. В данном случае личность выступает как субъект осуществляемой ею социальной деятельности. Социальная деятель­ность личности и различные проявления ее социального общения, преследующие те или иные цели — это основные формы ее соци­альной активности.

Любая деятельность личности происходит в условиях ее прямо­го или косвенного общения с другими людьми. При этом ее обще­ние с другими личностями как таковыми можно характеризовать как их межличностное общение. Если же она вступает в общение с другими личностями как представителями тех или иных классов, наций и т.д., то тем самым она вступает с ними в общественные от­ношения — классовые, национальные и другие, которые по своему содержанию могут быть экономическими, политическими, право­выми, нравственными, эстетическими, религиозными.

Каждая человеческая личность, чтобы утвердиться в обществе и достойно прожить в нем свою жизнь, должна развивать в себе соот­ветствующие качества как субъекта деятельности, общественных отношений и межличностного общения. Для этого она должна раз­вивать свой духовный мир, прежде всего такие его проявления, как интеллект, разнообразные человеческие чувства, волю, решимость в достижении поставленных целей. Необходимо постоянно обогащать свои знания и опыт, овладе­вать нужными для общества профессиями и видами деятельности, развивать способности к творческой социальной активности. В ко­нечном счете, нужно стремиться к тому, чтобы быть востребованной обществом, то есть нужной ему личностью. На это должны быть направлены все пути и способы формирования личности, ее воспи­тания (в семье, школе, институте, трудовом коллективе) и самовос­питания. Необходимо постоянно учиться, повышать свою квалифи­кацию, формировать в себе новые способности, отвечающие требо­ваниям времени.

Выступая как субъект деятельности и общественных отношений, личность исходит при этом из необходи­мости удовлетворения своих потребностей и реализации своих ин­тересов. Те и другие являются важнейшими побудительными силами ее социальной активности. При этом потребности личности выра­жают необходимость для нее той или иной деятельности и пережи­ваются ею как внутренние побуждения к этой деятельности (потре­бительской, творческой и т.д.), порой очень глубокие и сильные. В то же время ее интересы выражают оптимальные в данных условиях пути и способы удовлетворения ее потребностей. Их оптимальность заключается в том, что используя их, личность не только удовле­творяет свои потребности, но при этом укрепляет свое положение в обществе. Это может произойти, если, например, личность займет более высокую и хорошо оплачиваемую должность, получит пер­спективное назначение или осуществит на законных основаниях вы­годную сделку. Все это будет составлять содержание ее интересов.

Действуя в различных обстоятельствах, личность должна пони­мать, что объективно соответствует ее интересам, а что противоре­чит им; проще говоря, что для нее выгодно, а что нет. Понять это не всегда просто, ибо сами обстоятельства бывают слишком слож­ны. И складываются они преимущественно из существующих об­щественных отношений, которые и проявляются как интересы. Осознать свои интересыи интересы других субъектов можно пу­тем глубокого понимания объективного содержания существующих общественных отношений — экономических, политических, право­вых и других, а также перспектив их развития. Только в этом случае личность может иметь более или менее точные представления о ближайших и отдаленных последствиях ее сегодняшних действий, совершаемых на почве данных общественных отношений, и тем самым предпринимать их осознанно в соответствии со своими бли­жайшими и долговременными интересами.

Проблема осознания личностью своих объективно данных ин­тересов, то есть того, что для нее на самом деле выгодно — одна из важнейших в ее жизни в том или ином обществе. Нередко случается, что ложные представления о подлинных ин­тересах больших масс людей им навязываются пропагандой, лжи­выми заявлениями разных политиканов. Последние нередко выда­ют свои корыстные интересы за всеобщие. Такое нередко встречается в разного рода политических кампаниях, прежде всего при проведении выборов в представительные центральные и местные органы власти. Важно вовремя разобраться в такого рода манипуляциях и не поддаваться на них.

Таким образом, правильное осознание личностью своих под­линных интересов и интересов других субъектов способствует адек­ватному пониманию ею происходящих в обществе процессов и ис­чезновению ложных представлений о них, внушаемых различными манипуляторами в их корыстных интересах.

Социальные типы личности.

В своей общественной жизнедеятельности личность выступает как носитель присущих ей социальных качеств, выражающих ее «родство» с определенными большими и малыми социальными группами людей. Она является, например, представителем того или иного класса (предпринимателей, рабочих, крестьян) либо определенного слоя интеллигенции или молодежи, выступает как член семьи, представитель какой-то нации. Все эти ее социальные качества характеризуют ее положение в обществе — ее социальный статус.

Интегрируя в себе перечисленные выше и другие социальные качества и выступая как их носитель, та или иная личность пред­ставляет собой некий социальный тип, отличный от других соци­альных типов личности, воплощающих в себе иной набор социаль­ных качеств.

Будучи носителями разных наборов и сочетаний социальных качеств, каждое из которых выражается через систему определен­ных свойств и проявляется с различной степенью интенсивности, те или иные личности играют заведомо неодинаковую роль в обще­стве. Их деятельность нередко существенно различается как по сво­ему содержанию, так и по своему значению для других людей и общества. Более конкретное изучение социальных качеств различ­ных личностей и их неодинаковой роли в функционировании и развитии общества привело к постановке в современной социоло­гии проблемы типологии личностей, то есть выделения их социаль­ных типов.

Решение проблемы социальных типов личности имеет не толь­ко теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволя­ет: (1) выработать научно обоснованную систему ожиданий поведе­ния личностей, относящихся к определенному типу, в той или иной ситуации; (2) правильно реагировать на ее поступки; (3) целена­правленно влиять на формирование полезных для общества и в то же время ограничивать появление социально вредных (а то и социально опасных) типов личности; (4) содействовать процессу само­воспитания личности, формируя в ее сознании стремлений к со­вершенствованию своих способностей.

Разумеется, никакая личность не может быть полностью «уложена» в ту или иную модель или тип. Но последние могут служить в качестве полезных ориентиров в ре­шении проблем формирования личности и определении основных направлений ее деятельности.

В современной западной, прежде всего американской, социоло­гии разработано множество классификаций типов личности, общим признаком которых является недооценка объективных социально-экономических и политических условий ее жизнедеятельности. За основу подобных классификаций берутся чаще всего узкопрагмати­ческие интересы и цели личности, ее ценностные ориентации. Ис­ходя из этого, выделяются: «потребительская личность», интересы которой направлены «в сферу быта, мелкого эгоистического суще­ствования»; «личность конформиста», цель которой — приспосо­биться к сложившимся условиям жизни, в том числе к существую­щей бюрократической организации общества; личность «бесприн­ципного приспособленца, искателя престижа»; личность, «испове­дующая культ наслаждения» и т.д.

В данном случае выделены некоторые из наиболее часто встре­чающихся в современном обществе социально-психологических типов личности, характеризующиеся общими для них психологическими установками и ценностными ориентациями, которые в конечном счете обусловлены главным образом их социальным положением.

В настоящее время в России можно выделить такие социально- психологические типы личности, как:

1. личность, живущая широкими общественными интересами, испытывающая сильные чувства и сознание ответственности за судьбы страны. Такие личности имеются среди ученых, деятелей культуры и политических деятелей, а также в среде военнослужа­щих, рабочих, крестьян, студенчества и т.д. Сколько в стране таких личностей, никто не подсчитывал. Но именно им предстоит играть главную роль в возрождении России;

2. личность честного российского предпринимателя, стремяще­гося эффективно вести свои дела, приумножать свою прибыль, часть которой он готов расходовать на благо общества;

3. личность, у которой на первом плане более узкие профес­сиональные, семейные и личные интересы; она не мыслит посто­янно в государственных масштабах, однако понимает интересы сво­ей страны и в нужный момент готова к патриотическим поступкам;

4. личность обывателя, ориентирующаяся на удовлетворение своих узкобытовых потребностей, безразличная к судьбам других людей и общества;

5. те же конформисты, беспринципные приспособленцы, опи­санные в западной социологии;

6. паразитическая личность, живущая за счет других людей и всего народа, — это прежде всего нечестные бизнесмены, утаиваю­щие от государства свои доходы, полученные нередко за счет не­щадной эксплуатации российских природных богатств и разных форм ограбления народа; берущие взятки чиновники разных уров­ней; представители криминального мира и т.д. По сути, все они яв­ляются антиобщественными элементами, искоренение которых яв­ляется одной из самых насущных задач современного российского общества.

Исследование социологами проблем социальных и социально-психологических типов личности помогает научно представить ре­альную картину российского общества, в котором мы сегодня жи­вем, вернее, часть этой картины, но весьма характерной. Знание ее позволяет применить адекватные практические меры, направлен­ные, с одной стороны, на создание условий, необходимых для фор­мирования и деятельности полезных для общества личностей, а с другой — на искоренение разного рода антиобщественных элементов.

Опрос

Метод опроса активно используют медики, юристы, журна­листы, педагоги и др. В социологии данный метод имеет давние традиции. Специфика опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информа­ции является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных явлений.

Существуют две разновидности опроса — анкетирование и интервьюирование. Первый вид основывается на количествен­ной методологии, второй — на качественной.

Опросы также бывают сплошными и выборочными, массовы­ми и экспертными, индивидуальными и групповыми, устными и письменными, одноразовыми и многоразовыми, очными и заоч­ными, стандартизированными и нестандартизированными. Специ­фика опросных методов в том, что в них реализуется система «вопрос — ответ» с последующей обработкой результатов.

Наиболее распространенный в практике прикладной социоло­гии вид опроса — анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповое предполагает присутствие социо­лога и группы в 15-20 человек, обеспечивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкети­рование подразумевает раздачу анкет респондентам на определен­ный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществляется по ходу возврата анкет.

Анкетный опрос состоит из подготовительного, оперативного и результирующего этапа. Заполняются анкеты, маршрутные листы, отчеты о проведенном опросе. Любая анкета состоит из трех частей: вводной, содержательной и заключительной. Самое сложное — правильно сформулировать вопросы анкеты.

Оптимальное время заполнения анкеты—35-45 мин (25-30 вопро­сов). Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследова­ние (на микровыборке из 100 человек). Обычно анкетирование прово­дится по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, в транспортных средствах, просто на улице.

Анкетный опрос – это вид опроса, при котором сбор первичной социологической информации осуществляется путем распространения и сбора анкет, на вопросы которых отвечают респонденты самостоятельно. Чаще всего применяется при массовых опросах.

К достоинствам метода относится короткий срок сбора информации, оперативность, представительная массовая картина изучаемого предмета, отсутствие влияния интервьюера, ощущение большей анонимности у респондента, что обеспечивает более обоснованные ответы, а также невысокие требования к квалификации анкетеров; также респондент сам для себя подбирает время и скорость заполнения анкеты.

Недостатки, высокие требования к инструментарию, дороговизна и трудоемкость, возможность искажения информации в результате злого умысла или некомпетенции респондента, невозможность контроля за качеством информации.

Интервьюирование – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. По технике проведения интервью бывает:

1. Нарративное– это свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме междометий.

2. Свободное –длительная беседа без строгой детализации вопросов по общей программе, где определена только тема интервью. Обычно используется на стадии уточнения проблемы исследования или на стадии разведки.

3. Формализованное– это интервью по детально разработанной программе, недопускающей неточной формулировки вопросов, изменения последовательности вопросов, дополнительного объяснения вопросов, свободного введения и перехода от блока к блоку.

4. Полуфармолизованное (полуструктурированное, полустандартизированное) – интервью с путеводителем.

Достоинства:

· Так как анкету запрещается давать респонденту в руки, то возможность ошибки сводится к нулю

· Гарантия того, что отвечал именно тот человек, который был определен выборкой

· Интервью обеспечивает получение ответов на все вопросы

· Обеспечивает более серьезное отношение респондентов к опросу

· Позволяет получить дополнительную информацию при наблюдение за поведением опрашиваемого

Недостатки:

· дороговизна

· чрезмерная длительность

· требование к профессионализму интервьюера

· эффект «интервьюера»

· дополнительные затраты на контроль

 

Почтовый опрос – форма анкетирования посредством почты, предлагающая рассылку анкет (по специально выбранным адресам) тем лицам, которые в совокупности реперезентируют изучаемый объект.

Достоинства метода:

· возможность получить ответы на деликатные и интимные вопросы

· возможность охватить труднодосягаемые населенные пункты

· возможность иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, полученные другим методом

· экономия средств(он гораздо дешевле, чем интервью).

Недостатки метода:

· низкий возврат анкет

· возможность неличного заполнения

· нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов.

Телефонный опрос специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или одного населенного пункта. Популярность этого метода усиливается в периоды избирательных кампаний.

Достоинства метода: оперативность, краткосрочность, экономичность.

Недостатки метода: невозможность соблюдения правила репрезентативности выборки (это объясняется отсутствием телефонов у определенных соц групп, большим количеством отказом абонентов от опроса и т.д.).

 

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Обычно оно применяется наряду с другими методами.

Виды наблюдения:

По степени формализации:

· неструктурализированное – исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать.

· структурализованное – социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, составляет специальный план

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой соц. ситуации различают:

· невключенное – исследователи и его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход.

· включенное (участвующее)

· полное включение (наблюдение проводится скрытно, изнутри).

· «Участник-наблюдатель» - исследователь не скрывает своей роли

По месту проведения и условиям организации:

· полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации.

· лабораторное наблюдение.

По регулярности проведения можно различать наблюдение:

· систематическое – характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития.

· случайное – наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

 

Эксперимент позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.

Различают социологические эксперименты мысленные и натурные, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

Полевой эксперимент играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.

В системе переменных вычленяется:

экспериментальный фактор, или независимая переменная

зависимая(ые) переменная(ые), т.е. те факторы, которые предположительно (гипотетически) будут меняться под воздействием независимой переменной.

Объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество.

Для проведения эксперимента формируют:

"экспериментальную группу" - на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором)

"контрольную группу" - аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора.

Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора.

 

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Социометричеекие методики используются социологами для выявления:

1) неофициальных лидеров малых групп, таких их членов, кото­рые оказывают наибольшее воздействие на других;

2) «изгоев» коллектива, т.е. людей, отвергаемых большинством группы;

3) кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов;

4) характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования;

5) дифференциации первичных (т.е. официально не разделяющих­ся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сло­жившиеся в нем социально-психологические группировки;

6) причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (меж­личностных, личностно-групповых и межгрупповых);

7) многих иных проблем, решение которых способно оптимизи­ровать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп.

Нужно заметить, что при решении вышеназванных задач социометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительных методов. Но в любом случае они обязательно сопрягаются с другими методами: анализом соответствующей документации, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.

Социометрические методики включают в себя специальные тех­ники опроса, обработки и интерпретации данных.

В социометрическом опросе каждому члену коллектива предла­гается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самих вопросах, например, так: «С кем из членов Вашей бригады Вы бы хотели вместе работать, а с кем нет? Кого из членов Вашей бригады Вы бы оставили в ней, если бы бригада формировалась заново? Если возникнет необходимость сократить численность Вашей бригады, то кого, на Ваш взгляд, следовало бы уволить в первую очередь?» Ответы на вопросы тако­го рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложив­шейся в ней структуры социально-психологических отношений преж­де всего по вектору взаимных симпатий и антипатий.

Социометрические опросы не могут быть в полной мере аноним­ными, т.к. по фамилиям, фигурирующим в ответах, исследователь определяет, кто эти ответы дал. Это обстоятельство может привести к снижению меры искренности ответов. Чтобы уменьшить эту опас­ность, применяются специальные процедуры. При инструктировании респондентов исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов каждого.

Обработка полученной информации осуществляется путем ее преобразования либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.

Основные правила проведения социометрического метода:

1. количество членов группы не должно превышать 8-9 человек

2. члены коллектива должны ясно представлять себе его границы

3. индивиды должны делать неограниченное число выборов

4. они должны быть опрошены в терминах определенного критерия

5. результаты опроса должны быть конкретно использованы

6. все выборы должны быть сделаны членами группы самостоятельно

7. вопросы должны быть в равной степени понятны всем членам группы

8. опрос должен проводится посторонним лицом.

Достоинства метода:

1. позволяет выяснить личные предпочтения, ценностные ориентации и мотивы деятельности.

2. неизменение реальной обстановки позволяет выделить неформальных лидеров и влиять на социально-психологический климат.

3. оперативность информации при применении компьютерных вариантов методики.

Недостатки метода:

1. пригоден в ограниченных по численности группах(15-20 человек)

2. не пригоден для случайных и неустойчивых сообществ

3. трудно оценить устойчивость предпочтения людей в различных ситуациях, так как респонденты не объявляют причин своего выбора

4. социометрические показатели не абсолютны и фиксируют поверхностные взаимоотношения в группах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.11 с.)