Социологический реализм Э.Дюркгейма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологический реализм Э.Дюркгейма



Наиболее значительный представитель социологического позити­визма конца 19 — начала 20 вв. — французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, со­гласно которым основную роль в по­ведении людей и в целом в историче­ском процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психиче­ские факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В сво­ей теории социального реализма он ис­ходил из того, что природу социаль­ных явлений следует объяснять соци­альнымифакторами.

Э. Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключаю­щегося, по его словам, в рационалистиче­ском,т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. Теоретико-методологической базой, на которой Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый социологизм (разновидность социологического реализма). Социологический реализм признает в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Этой социальной реальностью в качестве специального предмета изучения до появления социологии не занималась ни одна наука.

Общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Суть социологизма состоит в признании первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также использования социологических методов для объяснения этого бытия, которые провозглашаются единственно верными.

Социология рассматривается Дюркгеймом как наука о социальных фактах,под которыми он пони­мал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действо­вать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.

Дюркгейм указывает на два ос­новных признака социальных фактов: (1) их объективное существо­вание по отношению к отдельным индивидам и (2) их принуди­тельное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятель­ность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний. Их воздействие на людей в конечном счете организо­вано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д. Социальный факт есть лишь там, где существует определен­ная организация.

Дюркгейм считает решающими источником развития общества прежде всего коллективное сознание и коллек­тивную (общественную) деятельность людей. Коллективность трактуется им как «основной фактор соци­альности», коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу и сущ­ность.

Тема изучения природы и характера социальной связи вообще является центральной во всем научном творчестве Дюркгейма. Анализу социальной связи, ее характера и различных видов проявления посвящена, по сути, и одна из наиболее известных работ Дюркгейма «Самоубийство». Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Он показал, используя обильные статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания. Он рассматривает факторы внесоциального характера, способные оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания и делает вывод: ни одна из них не может объяснить процент самоубийств удовлетворительным образом. А, следовательно, лишь социологическая наука способна удовлетворительным образом объяснить причины самоубийств.

Дюркгейм разрабатывает свою типологию самоубийств:

Эгоистическое самоубийство. Пытаясь понять, каким образом преобладающая принадлежность к тому или иному типу вероисповедания может повлиять на статистику самоубийств, Дюркгейм приходит к выводу, что для протестантизма в гораздо большей степени характерно свободомыслие, поэтому здесь связь верующего со своей общиной и с церковью вообще гораздо менее жесткая, нежели в других ветвях христианства. А "чем сильнее в группе верующих проявляются частные суждения, тем менее ее роль в жизни людей, тем слабее ее сплоченность и жизненность". Поэтому "перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит от того, что эта церковь по существу своему менее целостна, нежели католическая".

Примерно таковы же социальные механизмы различий в коэффициентах самоубийств в городских и сельских общинах: в первых люди в значительной мере разобщены и предоставлены сами себе, в то время как социальные связи между обитателями сельских общин не только более прочны (в силу традиционного их характера), но и ощущаются более зримо и непосредственно. Причины усиления тенденции к суициду среди холостых (и особенно разведенных и овдовевших) состоят прежде всего в том, что "супруги имеют лучшую физическую и моральную организацию, чем безбрачные".

Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийства прямо противоположен рассмотренному выше и происходит "в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает... индивидуальность". К такого рода самоубийствам относятся, в частности, известные из истории некоторых народов обычаи стариков совершать самоубийства, "когда жизнь становилась им в тягость"; или принятое в индуизме самосожжение вдов на похоронах мужа. Согласно Дюркгейму, альтруистический суицид, т.е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения.

Рассматривая случаи суицидов среди военных, которые совершаются относительно чаще, чем среди гражданских лиц. Общим же свойством альтруистических самоубийств является их прямая противоположность эгоистическому и "недостаточное развитие индивидуализма". Оно обычно совершается во имя долга.

Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия - это "такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно". Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились. Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию. Дюркгейм рассматривает, например, причины всплеска кривой самоубийств в периоды экономических кризисов. Вероятно, аномические самоубийства являются продуктом не одних лишь экономических кризисов. В той же мере другие социальные изменения, протекающие в сравнительно краткие периоды времени в политической, идеологической сферах общественной жизнедеятельности, сдвиги в области нравственного регулирования могут вызвать существенную дезориентацию сознания и своеобразную моральную панику. Если теория аномии верна, то российское общество 90-х годов ХХ века могло бы послужить ей в качестве хорошей иллюстрации. Аномия может затронуть и брачно-семейную сферу - распад семьи (который тоже во многом являет собою аномию) выступает в качестве одного из факторов самоубийств.

Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.006 с.)