Методическая подсказка от авторов учебника к решению задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая подсказка от авторов учебника к решению задачи



1. Рассмотрите педагогические подходы к проблеме планирования воспитательной работы классного руководителя.

2. Сформулируйте критерии оценки плана воспитательной работы классного руководителя. Для этого воспользуйтесь материалами пособий из предлагаемого списка литературы.

3. Подготовьте обоснование выбранных критериев экспертизы плана для обсуждения на занятии. Для этого изучите таблицу 1.

 

Табл.1

Критерий Обоснование критерия
Целенаправленность плана   Планируемое содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.
Учет в плане потребностей и интересов школьников     Ориентация плана на реализацию потребностей и интересов школьников, на их развитие, что предполагает учет их предложений при планировании, изучении их ценностных ориентаций, значимых для них личных и социальных проблем.
Комплексный характер плана     План носит комплексный характер, что предполагает: а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей школьников; б) положительное влияние на разные стороны свойств личности школьника; в) включение школьников в различные виды деятельности; г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение школьников.
Возможность для школьников выбора видов и форм деятельности, в которых они могут проявить свои способности и возможности. План предусматривает создание условий для выбора школьниками различных видов, форм деятельности, определению своей позиции в планируемой работе.
Преемственность содержания плана (этого года и предыдущего)     При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное их дублирование, учитывать предыдущий опыт (как воспитателя, так и школьников), видеть перспективы в работе.
Конкретность указанных в плане дел и событий     Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого класса, уровня развития классных сообществ, сложившихся в классе традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с профессиональными и личностными задачами развития школьников.
Реальность выполнения плана, разумная насыщенность событиями Реальность и разумная насыщенность плана событиями, делами и т.д.  
Возможность контроля за выполнением плана В плане для каждого дела определяется его конкретный срок и ответственный(-е) за его выполнение.
Учет в плане годового круга праздников и традиций школы  
Другое    

5. Рассмотрите планы воспитательной работы, представленные в литературе, Интернете или вспомните о делах и событиях в классе, где Вы учились.

6. Составьте свой вариант плана воспитательной работы классного руководителя, учитывая современные требования к нему.

7. Проведите на занятии взаимоэкспертизу планов работы, которые вы составили, заполните экспертное заключение по следующей форме (примерная):

Экспертное заключение на план воспитательной работы

Критерий Результаты экспертизы плана
     
       

Выводы об итогах экспертизы плана воспитательной работы

классного руководителя.

Сильные стороны плана

______________________________________________________________

Слабые стороны плана

______________________________________________________________

Рекомендации к корректировке плана

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы, рекомендуемой авторами для решения задачи:

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/Под ред. проф. И.А.Зимней. Изд-е 2-ое, доп. и перераб.- М.:Агентство «Издательский сервис», 2005.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2000.

4. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000.

5. Управление по результатам /Под общ. ред. Я.А. Леймана.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

Дополнительная литература для чтения

 

1. Битинас Б.П., Бочарова В.Г. и др. Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения). М. 1990.

В книге можно познакомиться с авторскими взглядами на основные проблемы воспитания школьников и подростков.

2. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. – СПб., 2006.

Автор размышляет над вечными проблемами воспитания человека в современном мире, представляет развитие идей взаимосвязи нравственного воспитания личности и коллектива в научной школе Ленинграда – Санкт-Петербурга и воплощение их в реальной жизни школы России и Америки.

3. Колесникова И.А.. Основы технологической культуры педагога.- СПб.: Дрофа, 2003.

В монографии рассмотрены теоретические и практические аспекты применения педагогами различных технологий в обучении и воспитании.

4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.- М.: Академия, 2006.

Представлены основные методологические и технологические подходы к феномену педагогической поддержки в современных условиях образовательных учреждений.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий).

Энциклопедия дает самое полное представление об образовательных технологиях, их особенностях, классификации, алгоритме действий педагога и обучающихся.

6. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ Под ред. проф. И.А.Зимней. Изд-е 2-ое, доп. и перераб.- М.:Агентство «Издательский сервис», 2005.

Авторские подходы ученых научной школы профессора Ирины Алексеевны Зимней к наиболее актуальным проблемам воспитания на всех ступенях образования.

 


[1] Социальный портрет выпускника петербургской школы («Выпускник-2007»): По материалам исследования динамики ценностных ориентаций выпускников петербургской школы:1993-2007 г.г. /Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: Фонд поддержки образования, 2007.

[2] Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ Под ред. проф. И.А.Зимней. Изд-е 2-ое, доп. и перераб.- М.:Агентство «Издательский сервис», 2005.

[3] Ахаян Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся (научная школа - материал к спецкурсу): Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург. – 1996.- с.12.

[4] Педагогическая поддержка ребенка в образовании/ под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой.- М.:Академия, 2006.

 

[5] М.И. Рожков, Л.В. Байбородова «Организация воспитательного процесса в школе», М. 2000

[6] Смирнов К. Курс педагогики. Часть 1. – М.: Издание 6-е книгоиздательства К.И. Тихомирова, 1913. – С.1.

[7] Подробнее о ценностных ориентациях, ценностях коллектива и личности см. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. – Спб.: ООО «Книжный дом», 2006.

[8] Подробнее см. материалы Всемирного совещания «Борьба с терроризмом и его предотвращение: образование и воспитание за мир и глобальную этику» 12 февраля 2004г.

[9] см.: Декларация принципов терпимости. Париж, -1995.- С.7-10.

[10] См. подробнее О.Н. Смолин, О.Е. Горькавая «Воспитание в контексте федеральной образовательной политики: некоторые идеологические и нормативно-правовые аспекты»/Ж. «Народное образование». - 2003.- № 2.- С. 25-33.

[11] Л.Б.Шнейдер. Психология семейных отношений. – М., 2000; Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Академия, 2002.

[12] см. об этом: И.А.Донцов, А.Г.Ковалев, И.Я.Кон, В. Л. Леви, Л.И. Рувинский и др.

[13] Об этом смотрите в источниках по социальной педагогике.

[14] О конкретном содержании педагогических технологий, условиях применения и системе действий по их реализации см. подробнее: Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.- М.: Пед.общество России, 2001; В.П.Беспалько. Слагаемые педагогический технологии.- М.:Педагогика, 1989; И.А.Колесникова. Основы технологической культуры педагога.- СПб.: Дрофа,2003; Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий) и др.

 

[15] О принципах, содержании, методах педагогической диагностики читайте в работах: И.Ю.Гутник, В.И.Загвязинского, К.Ингенкампа, А.И.Кочетова, Л.М.Фридман, М.И.Шиловой и др.

[16] Сухомлинский В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения. – М., 1961

[17] П одробнее об этом в работах А.С.Макаренко, Л.И.Новиковой, М.Г.Казакиной, Л.И.Лутошкина, Л.И.Уманского, а также в работах по социальной педагогике и психологии.

[18] Педагогическая поддержка ребенка в образовании/ Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой.-М.: ИЦ «Академия», 2006

[19] М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС, 2002.

[20] И.Д.Фрумин. Введение в теорию и практику демократического образования.- Красноярск, 1998.

[21] Тетерский С.В. Педагогический потенциал детско-молодёжных общественных объединений//Педагогика.-2001.-№6, с.43.

[22] Там же.

[23] Трифонова М. Что вы знаете о Российском Скаутском движении?//Народное образование.-2000.-№6.-с. 212.

[24] См. Ю.В. Манько, К. М. Оганян Социология молодежи – Спб.: ИД «Петрополис» 2008г. и Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2005г. и др. источники

[25] по материалам сайта www.utopiya.spb.ru – Утопия: открытая библиотека научных сборников, http://ms-solutions.ru –социогуманитарный сборник, статья. Кострикина А.В. Молодежные общественные объединения как социальный институт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.017 с.)