В. И. Кравченко, робак И. Ю. , а. А. Громов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. И. Кравченко, робак И. Ю. , а. А. Громов



Министерство здравоохранения Украины

Харьковский национальный медицинский университет

В.и.кРАВЧЕНКО, РОБАК И. Ю., а.а.гРОМОВ

ПОЛИТОЛОГИЯ

Курс лекций для иностранных студентов

ХАРЬКОВ

ХНМУ


УДК 378.016:32(075.8) Утверждено Ученым Советом ХНМУ.

ББК 66.0Я7 Протокол № 11 от 21.12. 2011 р.

К 78

Рецензенты: В.Я.Зимогляд – канд.филос.наук, доц.

(Национальный университет «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого»)

Т.В.Арзуманова – канд.истор.наук, доц.

(Харьковский национальный университет строительства и архитектуры)

Кравченко В. И., Робак И. Ю., Громов А. А.

К 78 Политология: курс лекций для иностранных студентов. Учебное пособие. – Харьков: ХНМУ, 2012. – 154 с.

 

 

Пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Политология». В нем раскрывается сущность и методология предмета, краткая история развития мировой и украинской политической мысли, основные политические категории, процессы и явления, которые составляют основу функционирования политической системы. Особое внимание уделено проблемам политического развития Украины. Впервые рассматривается история становления и современные проблемы государственной политики в области здравоохранения. Данное пособие предназначено для иностранных студентов всех факультетов, обучающихся на русском языке.

 

УДК 378.016:32(075.8)

ББК 66.0Я7

© Харьковский национальный медицинский университет, 2012

© Кравченко В. И., Робак И. Ю., Громов А. А., 2012


Тема 1. Политология как наука

План лекции:

Политика в жизни человека.

Политика – социальное явление.

Предмет, метод и функции политологии.

Прежде чем приступить к изучению политологии, следует выяснить для себя, насколько необходима эта наука для формирования мировоззрения специалиста-профессионала с высшим образованием, для человека-гражданина, понимающего свое место, роль и ответственность за будущее своей страны и человечества в целом. Можно ли сегодня жить вне политики? Можно, но для этого человек должен поселиться где-то вне общества, вести абсолютно независимую от других людей жизнь, ничем не интересоваться, кроме как приобретением средств существования. Но будет ли тогда это существо человеком? Все мы связаны друг с другом и зависим друг от друга, причем, чем выше уровень развития человеческой цивилизации, тем большей является степень этой зависимости, а сегодня она вышла за пределы одной страны и все больше приобретает глобальный характер.

Могло ли человечество достичь такого уровня вне политики? Тоже нет. Не будем затрагивать отрасли и сферы, имеющие четко выраженную политическую направленность, – военные разработки и военная промышленность, вооруженные силы и т.п. Возьмем медицину. Состояние медицинской науки и здравоохранения прямо и непосредственно зависят от политики государства в социальной сфере, последняя определяет состояние общества, его физическое и моральное здоровье, а, следовательно, и возможности человеческого фактора в экономической деятельности – основы материального благосостояния, социальной и политической стабильности. Таким образом, вне политики, вне политической активности населения сегодня невозможно не только реализовать экономические, социальные потребности, но даже представить развитие современного общества.

Особое значение знание и понимание политических процессов, закономерностей их развития имеет для народов стран, ставших на путь демократических, правовых преобразований. Чтобы строить, надо знать, осознать и понять все эти проблемы. Ибо только представляя, что мы должны сделать, можно определить как это осуществить, какими путями, чтобы не допустить больше глобальных экспериментов над людьми, которыми изобиловала история человечества.

Политика в жизни человека

Человеческое общество отличается от всего живого в мире прежде всего тем, что оно сознательно организовано, а его жизнь характеризуется множеством сфер деятельности, которые обеспечивают реализацию потребностей как отдельного человека, так и общества в целом. Одной из таких сфер является политика. Постоянно этой деятельностью на профессиональной основе занимаются политики: государственные деятели, входящие во властные структуры всех уровней и всех ветвей. Но не только они. Нередко частные интересы человека переплетаются с политическими, и тогда осознание политических проблем, необходимости личного участия в их разрешении человеком, по роду своей деятельности далеким от политики, приводят его к активной политической деятельности. Да и каждый из нас в период выборов, референдумов, митингов тоже становится политически активной личностью. Именно в эти периоды от нашего решения, участия или неучастия в судьбоносных политических мероприятиях, акциях зависит судьба не только каждого из нас, но и всей страны, а может быть и человечества. Так, всемирные движения борцов за мир, за сохранение окружающей среды – Гринпис, женские движения оказали огромное влияние на развитие современного мира. Именно политическая активность всего народа Украины определила в декабре 1991 года дальнейшую судьбу нашей страны как независимого государства.

Таким образом, хотя активная политическая деятельность и не является основой в жизни абсолютного большинства людей, тем не менее практически все мы связаны с политикой, она влияет на нашу жизнь и требует от нас выполнения определенных обязательств.

Современное общество представляет весьма сложную организованную структуру, в которой чрезвычайно важные функции выполняет политическая власть, являющаяся определяющим признаком любого государства. Структура, легитимность и методы осуществления политической власти определяют характер государства. Но ведь практически каждый человек является гражданином того или иного государства, и это связывает его с политикой этого государства, с его государственной властью. Эта связь проявляется, в первую очередь, в обеспечении прав человека-гражданина, в возложении на него определенных обязанностей, ответственности государства перед гражданами, а также граждан перед государством и за государство.

Человек соприкасается с политикой также читая газеты, журналы, просматривая телепередачи и, наконец, обсуждая политические проблемы и каким-то образом реагируя на них. Еще древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что человек, который живет в государстве, по своей природе есть существо политическое, а тот, кто живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. То есть, в обществе, организованном в государство, человек уже фактом своего существования и гражданства имеет связь с политикой и приобретает ряд качеств, которые характеризуют его как политическую личность.

Но можно ли быть политической личностью и не разбираться в основах государственной политики, ее структуре, закономерностях, принципах? К чему может привести деятельность таких личностей? К тому, что уже не раз переживало человеческое общество: массовым репрессиям при их массовой поддержке под флагом борьбы с «врагами народа» в бывшем СССР, фашизму в ряде европейских государств, «культурной революции» в Китае, геноциду собственного народа в Кампучии, апартеиду в ЮАР и многому другому, чем изобиловала история человечества только в прошедшем столетии. А сколько горя, страданий и катастроф было результатом политики в прошлом.

Если мы хотим жить в условиях демократии, правового государства и гражданского общества, надо знать, что они собой представляют, закономерности их построения и развития. Надо понимать, что сами по себе они не приходят, а достигаются в процессе активной политической борьбы; что на пути к ним есть очень много препятствий, скрытого и открытого противодействия, которые надо вовремя распознавать и преодолевать. Все это еще больше объединяет человека и политику, делает ее неотъемлемой сферой деятельности каждого сознательного гражданина своей страны.

Но что представляет собой политика? Раскрытию сущности этой категории посвящен следующий вопрос.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Когда и кем в мировой политической мысли была высказана идея о равенстве людей при рождении?

2. Что предложил Платон для преодоления алчного интереса власти и утверждения "правильной" формы правления?

3. В чем заключаются принципиальные расхождения взглядов Аристотеля и Платона в политике?

4. Что предложил Аристотель для создания образованного, политически сознательного общества?

5. Почему проблема соотношения, приоритетности церковной и церковной власти была главной в политической мысли Средних веков?

6. За какие политические идеи был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни М. Падуанского?

7. Вклад Н. Макиавелли в возрождение научного подхода в политической мысли.

8. Интересы чьих классов выражали консерваторы, либералы и радикал-революционеры в политической мысли Нового времени?

9. В чем заключалась идея разделения властей? Основой какого направления политической мысли стала эта идея? Кто считается отцом-основателем этого направления?

10. В чем заключается идея радикал-революционного направления политической мысли Нового времени? Почему основатели этого направления не видели другого пути установления справедливого общества, кроме как через пролетарскую революцию и уничтожение буржуазного государства?

11. В чем оказалась несостоятельность идеи и практики диктатуры пролетариата?

 

Задание для самостоятельной работы.

 

1. Обобщите основные идеи Древней политической мысли.

2. Обоснуйте неактуальность в настоящее время главной политической проблемы Средневекового периода: соотношение церковной (религиозной) и светской власти для восточных государств.

3. Основные теоретические положения либеральной политической мысли.

4. Основные теоретические положения революционной политической мысли.


Вопросы для самоконтроля.

 

1. Что представляет собой политическая система общества и ее назначение?

2. Охарактеризуйте структуру политической системы общества.

3. Охарактеризуйте основные функции политической системы общества.

4. Классификация политических систем по типу политического режима.

5. Без каких отношений невозможно организованное существование общества? Почему?

6. Как определял сущность власти М. Вебер?

7. Дайте определение политической власти. Объясните его сущность.

8. В чем сущность государственной власти.

9. Что означает суверенитет государственной власти и ее публичность?

10. Какие средства власти являются наиболее действенными. Почему? Их эффективность?

11. Дайте характеристику путей достижения власти.

12. Что такое политический режим?

13. Почему для демократического режима обязательным условием есть многопартийность?

14. В чем сущность демократического, авторитарного и тоталитарного режимов?

15. Почему невозможен непосредственный переход от тоталитаризма к демократии?

 

Задание для самостоятельной работы.

1. Охарактеризуйте структуру государственной власти в ваших странах. Какие функции выполняют разные ветви власти?

2. Дайте характеристику политическим режимам в вашей стране. К какому типу он относится?

 


Вопросы для самоконтроля.

1. Государство в "широком" и "узком" смысле.

2. Объясните определение государства как особой формы организации политической власти в обществе.

3. Почему государство занимает особое, исключительное место в политической системе общества?

4. Как понимать такое положение: "государство берет на себя обязательство удовлетворять общие социальные потребности общества"? Как это должно реализоваться в здравоохранении?

5. Назовите и обоснуйте основные признаки государства.

6. В чем сущность патерналистской, договорной, теологической, насильственной и марксистской концепции происхождения государства?

7. С какого периода берет свое начало украинское государство?

8. Какие типы государств по способам организации высшей государственной власти?

9. Основные формы государственного устройства.

10. Охарактеризуйте основные внутренние и внешние функции государства.

11. На каком этапе развития человечества возникает необходимость утверждения права как базовой категории в деятельности государства?

12. Что означает "господство права" в государстве?

13. Как можно определить сущность правового государства?

14. Объясните сущность и обоснуйте важность и необходимость утверждения принципов правового государства:

- первичность и верховенство права;

- соответствие законов праву;

- формальное равенство;

- суверенитет государства;

- разделение власти.

15. В чем научная и практическая необходимость разработки концепции гражданского общества?

16. Как можно определить сущность гражданского общества?

 

Задание для самостоятельной работы.

 

1. Исходя из признаков государственности, типологии государств дайте характеристику вашего государства (для иностранных студентов).

2. Определите, на каком этапе становления правового государства находится ваша страна. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для утверждения в вашей стране правового государства?


Вопросы для самоконтроля.

 

1. Когда и при каких обстоятельствах возникают первые политические партии?

2. Какие политические, экономические, социальные условия необходимые для создания политических партий?
3. Что является стержнем, вокруг которого формируется политическая партия?

3. Чем отличается политическая партия от других общественных формирований?

4. Почему для партии так важно выполнять все функции, присущие этим политическим организациям?

5. В чем вы видите вредности для общества однопартийной системы?

6. Что представляет собой партократия?

7. Охарактеризуйте партийную систему Украины. Какие партии являются наиболее влиятельными и почему?

8. Какие из факторов создания СПР имеют место в Украине?

9. Назовите наиболее влиятельные СПР в Украине.

10. Почему деятельность СПР является важной предпосылкой демократизации политической системы и формирования гражданского общества?

 

Задание для самостоятельной работы.

 

1. Классифицируйте партийную систему Украины по признакам: левые, центристские и правые партии.

2. Дайте характеристику программы и деятельности важнейших партий в стране (для отечественных студентов - в Украине, для иностранных - в их странах).

3. Дайте оценку деятельности СПР в стране, их реальное влияние на политическую жизнь.

 


Вопросы для самоконтроля.

 

1. В каких случаях используется термин «элита»?

2. Дайте определение политической элиты.

3. Дайте характеристику политической элиты Украины сравнивая ее с качествами, которыми, по вашему мнению, должна соответствовать эта специфические социальная группа.

4. В чем, на ваш взгляд, слабость политической элиты Украины?

5. В чем причины безответственности политической элиты Украины?

6. Чем отличается руководитель-исполнитель от руководителя-лидера?

7. Какими качествами должен обладать политический лидер?

8. Кого из современных политических деятелей Украины вы отнесли бы к категории политических лидеров? Обоснуйте свой выбор.

9. Насколько важна для Украины проблема политического лидерства? Почему?

 

Задание для самостоятельной работы.

 

1. Дайте характеристику современной политической элиты вашей страны.

2. Как вы видите формирование будущей национальной политической элиты?


Политика и мораль

План лекции:

Политика и мораль

Структурными элементами политической системы общества являются политическое сознание и политическая культура. Эти категории отражают духовную составляющую политического бытия общества, и в то же время они в значительной мере определяют характер и направление политического действия: политической жизни, политических процессов и явлений. Как было показано раньше, главной политической проблемой является проблема государственной власти. Поэтому в политическом сознании людей отношение к этой власти, ее оценка, занимает доминирующее положение. Однако политика не ограничивается проблемой государственной власти, она гораздо шире, а объектом ее влияния и действия являются практически все сферы общественной жизни. Отсюда следует, что и политическое сознание должно отражать в себе все эти стороны общественного бытия.

В политическом сознании, политической культуре находит отражение, а с другой стороны влияет на их состояние и уровень, один из имманентных политике критериев – мораль. Моральность или аморальность политики формирует адекватные ей политическое сознание и политическую культуру, а все это вместе взятое определяет политическое состояние общества в целом и его конкретные формы: политический режим, отношение к власти, развитие политических интересов и идей и т.д. В то же время политическое сознание может опережать общественную практику и стимулировать развитие политической системы, влиять на политическую культуру и моральность политики. Рассмотрению этих проблем посвящена данная тема.

 

Политика и мораль

 

Политика как особый вид деятельности по завоеванию и осущес­твлению власти, как искусство управления государством, как дея­тельность в сфере отношений между социальными общностями и т.п., имеет много измерений своих результатов. Одним из них является мораль.

Мораль - это форма общественного сознания и сфера индиви­дуального сознания личности, представляющая совокупность явлений социальной и духовной жизни, выраженной в нормах, принципах, ка­тегориях и идеалах нравственных требований, на основе которых общество и личность производят оценки человеческого поведения.

Будучи формой общественного и индивидуального сознания и видом общественных отношений, мораль своими принципами, нормами и идеалами регулирует поведение человека в его семейно-бытовой, трудовой, гражданской и политической жизнедеятельности.

Мораль формируется в процессе воспитания человека, в повседневной общественной жизни, в том числе и под действием политики. Она непосредственно связана с ней и служит политическим целям. Например, в 30 - 50-е годы в СССР утверждалась мораль доносительства под лозунгом борьбы с "врагами народа", аналогичная тотальная слежка друг за другом проводилась в фашистской Германии и т.п. Очевидно, можно предположить, что политика и мораль взаимосвязаны между собой, образуют некую целостность, определенную систему, в деятельности которой проявляется специфика взаимодействия политического и морального начал в общественной жизни. С другой стороны, результаты этого взаимодействия оказывают влияние на сами состав­ляющие - политику и мораль. Например, политика перехода к рынку в нашей стране повлекла за собой нравственную переориентацию значи­тельной части общества и, прежде всего молодежи. Да и политика государства в отношении развития социальной сферы, науки, техни­ческого прогресса в корне изменили представления о жизненных цен­ностях, престиже профессий, во взглядах на основы семейных отно­шений, взаимоотношений между людьми, даже на любовь, дружбу и т.п.

В настоящее время в нашей стране, к сожалению, не без влияния политики, теряют престижность такие из­вечно гуманные и уважаемые в обществе профессии как врач, педа­гог, ученый, меняется само понятие гуманизма. Зато становятся престижными и авторитетными особенно среди молодежи все виды деятельности, которые приносят большие и быстрые деньги.

Проблема соотношения политики и морали издревле волновала философов, политологов, социологов. Её пытались разделить Аристотель и Платон, Макиавелли и Гоббс, Кант и Гегель, Маркс и современные политологи Дарендорф, Бжезинский, Тоффлер и другие.

В настоящее время взгляды на соотношение политики и морали можно сгруппировать по четырем направлениям:

- "оптимистическое" - утверждающее, что политика и мораль в принципе совпадают, их расхождение - результат конкретных обстоятельств, которые надо менять;

- "пессимистическое" - сторонники которого считают принци­пиально несовместимыми политику и мораль, их антиномическую (противоестественную, не соответствующую законам) противоречивость;

- "объективистское" - декларирующее, что политика и мораль настолько специфичны, что сама попытка установить между ними ка­кую-то связь несостоятельна;

- "релятивистское" (относительное) - ставящее взаимосвязь и возможность сочетания политики и морали в непосредственную зави­симость от ситуации, в которой она проявляется.

Самым распространенным является направление, отстаивающее несовместимость политики и морали, в основу которого положены взгляды Н.Макиавелли, который обосновывал свои взгляды исходя из конкретных условий Италии начала ХVII века. Однако и в XX веке в условиях господства тоталитарных режимов, политических диктатур, в каких бы вариантах они не выступали, было множество доказательств несовместимости политики и морали: мировые войны, геноцид, расизм, апартеид, гонка вооружений и т.д..

Французский ученый-теоретик Ж.-Ф. Ревель в книге "Бесплод­ное знание" (1988) пишет, что движущей силой современного ми­ра выступает ложь. К сфере применения лжи, противостоящей науке, относится, прежде всего, политика и идеология. Доказательств не­совместимости политики и морали много и в практике политики каж­дой страны.

Но есть и другие факты. Деятельность таких политиков как М.Ганди, М.Л.Кинг, А.Сахаров доказывает возможность совместимости большой политики и высокой морали. Безусловно то, что никакие ссылки на практическую целесообразность или «здравый смысл» не могут оправдать грязные, бесчеловечные, аморальные средства достижения политических целей. "Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель", - писал К. Маркс (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. I, стр. 65.).

История убедительно показала, какой трагедией для народа оборачивается "растворение" морали в политике, ее насильственное подчинение бездумным политическим схемам, преступным по существу замыслам.

Мы вступили в XXI век. Каким-то он будет в системе политика и мораль? Будем надеяться, что совместимым.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

  1. В чем проявляется политическая сознание личности?
  2. Что включает массовое политическое сознание?
  3. Дайте определение сущности политического сознания.
  4. Как формируется политическое сознание?
  5. Уровни политического сознания: бытовой, эмпирический, теоретический и условия их формирования.
  6. Функции политического сознания.
  7. Сущность политической культуры и ее уровни по Г. Алмонду и С. Вербе. Какой из этих уровней выше и почему?
  8. Качества, которые определяют политическую культуру личности.
  9. Господствующая политическая культура, субкультура и контркультура.
  10. Типы политических культур по Г. Алмонду и С. Вербе.
  11. Ваше отношение к нравственности и безнравственности политики. Обоснуйте.

 

Задание для самостоятельной работы.

 

  1. На основе наблюдений за окружающей вас общественной средой (студенческая группа, поток, факультет, курс, семья) попробуйте определить уровень индивидуального и массового политического сознания.

 


Тема 8. Человек и политика

План лекции:

 

Политическая социализация.

 

Политическая социализация

 

Политическое участие объективно и субъективно возможно в условиях политической социализации общества. Что же представляет собой эта категория?

О политической социализации стали говорить в конце 50-х годов прошлого века. Существует несколько определений этого понятия, но в наиболее общем смысле - это процесс вхождения человека в политику. Он предусматривает становление политического сознания и политической культуры, принятие и выполнение определенных политических ролей, проявление политической активности. По определению российского политолога А. Радугина политическая социализация - это процесс становления индивида как субъекта политики, формирование у индивида качеств и свойств, позволяющих адаптироваться к данной политической системе: выполнять в ней определенные функции. Политическая социализация охватывает все формы приобщения индивида к политической культуре. Основная сущность политической социализации для человека состоит в том, чтобы научиться ориентироваться в политической жизни и выполнять в ней определенные политические функции.

В политической социализации выделяются две фазы.

Первая предусматривает передачу обществом индивиду накопленного поколениями общественно-политического опыта, знаний, символов, ценностей, норм и образцов поведения и приспособление его к этим условиям политической жизни.

Вторая фаза - интериоризация - усвоение лицом политических ценностей и установок, норм и образцов политического поведения, присущих определенной социальной общности. На этой фазе политической социализации происходят процессы формирования высшего уровня сознания человека, которое воплощается в убеждениях, способных к дальнейшему развитию и мотивации политического действия.

В западной политологии на основе характера политической культуры различают следующие типы политической социализации: гармоничный, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

Гармоничный (британо-американский) тип обеспечивается культурно-однородной средой, зрелыми демократическими традициями, гражданским обществом. В этом обществе существует уважительный диалог индивида и власти. Индивид усваивает ценности доминирующей культуры непосредственно в процессе становления своего «я».

Плюралистический (западноевропейский) тип является господствующим в этих странах и ему присущ опосредованный характер взаимодействия личности и власти. В силу фрагментарности и разнообразия политических культур из-за существования множества культурно-этнических групп здесь выработались и утвердились либеральные традиции восприятия ценностей других политических субкультур, толерантности и уважения к ним.

Конфликтный тип политической социализации характерен для незападных цивилизаций. Жесткая привязанность индивида к ценностям местных кланов, родов, племен препятствует достижению согласия между носителями разных ценностей и норм политического поведения. Для них свойственно отторжение других политических культур. Здесь отсутствуют единые интегральные (объединяющие) ценности. Поэтому такая политическая социализация является плодородной почвой для авторитарности и даже тоталитарности политических систем.

Гегемонистский тип является разновидностью конфликтного типа политической социализации. Он предусматривает вхождение в политическую жизнь только на основе признания ценностей какого-либо класса (буржуазии или пролетариата), либо религии или идеологии. Этот тип характерен для закрытых политических систем, которые не принимают других политических ценностей, кроме собственных.

Переход от тоталитарной к демократической политической системе, к правовому государству и развитому гражданскому обществу наряду с другими требует новой политической социализации общества. На смену господства одной политической идеологии приходит плюрализм взглядов и идей, многообразие типов политического сознания и политической культуры. Все это требует фундаментальных изменений в политической социализации населения и прежде всего уважения к другому мнению, другому видению развития общества, которые объединяются такой чертой как политическая толерантность, готовность к компромиссу, стремление к консенсусу, умение цивилизованно выражать и защищать свои взгляды и интересы, не допуская конфронтации и нагнетания напряженности в обществе.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Как определяли место человека в политической жизни Конфуций, Платон, Аристотель?

2. Какое направление политической мысли впервые поставило вопрос об отделении индивида от государства и предоставления ему (индивиду) политических прав?

3. Какими видели отношения человека и государства представители либерализма?

4. Дайте определение человека-личности.

5. Что значит политическая иммобильность, ее разновидности?

6. В каких действиях человека проявляется его политическое участие?

7. К каким формам политического участия привлекались вы?

8. Как называется международный документ по правам человека?

9. Что значит политическая социализация общества?

10. Охарактеризуйте фазы политической социализации.

11. Какой тип политической социализации характерен для вашей страны?

 

Задание для самостоятельной работы.

 

1. Проанализируйте состояние реализации положения Всеобщей декларации прав человека в вашей стране.

2. Как политическая социализация общества влияет на процессы демократизации и становления правового государства?


Вопросы для самоконтроля.

 

1. Что представляет собой политический конфликт?

2. Чем отличается политический конфликт от конкуренции?

3. Через какие фазы проходит развитие конфликта?

4. В чем суть политического кризиса?

5. Что значит полное разрешение конфликта и частичное?

6. Условия и пути преодоления конфликтов.

7. Классификация политических конфликтов: горизонтальные и вертикальные; открытые и закрытые; краткосрочные и долговременные.

8. Этнополитические конфликты и их возможные последствия.

9. Функции политических конфликтов.

10. Политические конфликты и формы их регулирования.

 

Задание для самостоятельной работы.

 

1. Проанализируйте современные политические конфликты в ваших странах.

2. Попробуйте дать определение цели этих политических конфликтов.


Избирательные системы.

Избирательные системы

 

Главным регулятором выборов является избирательная система. Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.

Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства. которое детализирует основное положение, зафиксированное в конституции страны.

В современном мире действует ряд избирательных систем, но наиболее распространенными являются два основных типа: система большинства, или мажоритарная, и система пропорционального представительства, или пропорциональная.

Мажоритарная система основывается на принципе большинства. При этой системе кандидат должен получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, а те, которые набрали меньше голосов, проигрывают выборы и мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство необходимо для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства (для победы необходимо 50% + 1 голос от проголосовавших), и систему относительного большинства (для победы достаточно опередить противников хотя бы на 1 голос). Если же при системе абсолютного большинства ни один кандидат не набрал 50% + 1, проводится переголосование - второй тур выборов, к которому допускаются два кандидата, которые получили наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель определяется по системе относительного большинства. По мажоритарной системе абсолютного большинства в Украине проходят выборы Президента страны.

Пропорциональная система предполагает участие в выборах партий, блоков с открытыми или закрытыми списками кандидатов и распределение мандатов пропорционально голосам, которые получили партии или избирательные блоки или коалиции.

Пропорциональная система имеет две разновидности: а) пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (страна) и пропорциональная избирательная система на многомандатных округах (отдельный округ). В первом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в рамках всей страны (общегосударственный избирательный округ). Во втором случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорциональных распределений голосов, поданных в том или другом избирательном округе за эти партии или объединения.

Две указанные системы мажоритарная и пропорциональная имеют как свои плюсы, так и минусы.

Плюсы мажоритарной системы: достигается представительство всех избирательных округов в структурах власти; есть большие возможности для создания стабильного и эффективного правительства, которое достигается посредством распределения мандатов между крупными, хорошо организованными партиями, которые провели своих депутатов в парламент, создали большинство и на этой основе формируют однопартийные правительства. При этой системе избиратели голосуют за конкретного кандидата, который став депутатом, представляет интересы своих избирателей и поддерживает на протяжении всей каденции устойчивые связи с населением округа.

Но в этой системе есть и минусы. По данной системе для распределения мандатов имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, которые отданы другим кандидатам, во внимание не принимаются и теряются. В результате:

а) значительная часть избирателей (иногда> 50%) остается не представленный в органах власти;

б) существует большая возможность манипулирования волей избирателей путем подкупа или через административное давление.

Мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, и не всегда на поддержку большинства населения. (Например, в округе в среднем баллотируются 10 кандидатов. Следуя принципу относительного большинства в парламент избраны кандидаты, набравшие около 11-12% голосов. Другие голоса 88-89% не поддерживали этих депутатов). В результате ослабляется легитимность власти, что вызывает у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах и даже политический радикализм.

Пропорциональная система:

Плюсы:

а) количество поданных за партию голосов соответствует количеству полученных ими мест в парламенте (мандатов). Этим более объективно и адекватно отражается воля избирателей;

б) в сформированных с ее помощью орг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.144 с.)