Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя



Осознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития является важнейшей задачей будущего педагога.

Самоопределение - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. По мнению Н.Н.Никитиной, Н.В. Кислинской, самоопределение выступает как динамическое явление, как процесс, как механизм становления личности и соотносится с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок». Самоопределение может быть статичным явлением, связанным с состоянием субъекта в условиях установления границ собственного «Я». Характерной особенностью самоопределения является ее двоякий характер: деятельностный и ценностно-смысловой. Выбор, осуществляемый личностью в процессе принятия решения, включает в себя не только действие, но и отношение личности к тем аспектам бытия, относительно которых происходит самоопределение (Никитина Н.Н., Кислинская Н.В.Ведение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2007, с.90).

Любая работа требует развития определенных навыков. Главный навык в перечне каждого высококвалифицированного специалиста - это навык самообразования.

Самообразование - специально организованная самостоятельная систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный. М.: Март, 2005, с. 299).

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самоучение и самосозидание. Во втором случает самообразование рассматривается как механизм превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.

Исследователь М. Князева выделяет несколько функций самообразования:

- экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

- оринетировочная - поиск своего места в обществе;

- компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения;

- саморазвития - совершенствования профессиональной картины мира;

- методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

- коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

- сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

- психологическая - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому опыту интеллектуальной жизни человечества (Князева М. Ключ к самосозиданию. - М., 1990, с.46).

Понятия самопознание и самопонимание в большинстве психологических исследований отождествляются и рассматриваются как синонимы. Вместе с тем, более точным является разграничение понятия самопознание как процесса сбора данных, накопление первичной информации о самом себе, и самопонимания как особой формы самосознания, процесса осмысления этой информации, ее интерпретации.

Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что эффективное и адекватное понимание самого себя невозможно вне понимания окружающего мира, своих отношений с ним.

Самосовершенствование - это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также коррекцию своих недостатков. Саморазвитие и самосовершенствование педагога О.С. Асимов, А.А. Боделев рассматривают в качестве основных условий его становления как полноценного субъекта жизни и профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать творческий потенциал.

 

Типы учителей

Учитель индивидуален. В.Н. Сорока-Росинский делил педагогов на две категории: группа педагогов, обладающая индивидуальностью, и группа «безличных» педагогов. Педагогов, обладающих индивидуальностью, он подразделил на следующие подгруппы:

1) педагоги-теоретики – теория доминирует над практикой в ущерб реальному миру;

2) педагоги-реалисты – педагоги, тонко чувствующие настроение воспитанников, умеют совместно радоваться, горевать, сочувствовать им, жить интересами каждого;

3) педагоги-утилитаристы. Эта подгруппа находится в непосредственной близости к реалистам, для них весь мир – материал, а учащиеся - объект изучения и воспитания для получения максимально высоких показателей;

4) педагоги-артисты. Главное свойство этих учителей – способность действовать по вдохновению, наитию, интуиции. В этом заключается их сила и слабость.

Иную классификацию педагогов предложил Я. Корчак:

- воспитатель – тиран – создатель многочисленных запретов, требует их немедленного исполнения, свои обязанности видит в том, что бы застраховать себя от неприятностей;

- честолюбивый учитель – учитель, стремящийся к подчинению сознания ребенка своим нормам и правилам, намерениям и расчетам. К таким учителям можно отнести тех учителей, кто считает, что ребенка можно легко переделать, убеждая, ласково наставляя, выманивая обещание исправиться;

- разумный воспитатель – педагог действующий только во имя добра к детям, осознающий воспитательные и образовательные задачи, доброжелательный, хорошо понимающий детей и их потребности.

Общеизвестна типизация учителей по их преобладающей направленности. Здесь выделяется структура личности по типу «организатор», которую характеризуют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель- организатор является лидером как в коллективе воспитанников, так и в педагогическом коллективе.

Учитель – предметник отличается наблюдательностью, профессиональной компетентностью, стремлением к творчеству. Для такого учителя, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни воспитанников, характерно воспитание ученика с помощью изучаемого предмета путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения в работе в кружке и др. Существует промежуточный тип – предметник – организатор, который сочетает в себе особенности вышеназванных двух типов учителей.

Учителя – коммуникатора отличают такие качества личности, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность. Такие учителя зачастую экстроверты, низко конфликтны, доброжелательны, способны к эмпатии.

Учитель – интеллигент, или просветитель отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализуют себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Такой педагог характеризуется высоким интеллектом, общей высокой культурой.

Существуют и промежуточные типы педагогов, например, предметник – организатор, предметник – коммуникатор. В то же время, вероятность возникновения промежуточного типа «коммуникатор – интеллигент» мала.

 

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте основные требования к профессиональной деятельности, мастерству учителя с позиций компетентностного подхода к подготовке специалиста.

2. В чем выражается активная гражданская позиция педагога?

3. Дайте определение основным составляющим профессионально-личностного становления педагога.

4. Дайте характеристику различным типам учителей.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. - М.: Академия, 2002.

2. Красношлыкова О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования /Педагогика. - №1, 2006.

3. Коджаспирова Г.М.,. Коджаспиров А.Ю.Словарь по педагогике: междисциплинарный. - М., 2005.

4.Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Ведение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2007.

5.Макаев В.В. Педагогика. Лекции для студентов. Часть 1. - Пятигорск: ПГШЛУ, 2009

6.Макаев В.В. Педагогика. Лекции для студентов. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.009 с.)