Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс социализации личности
Обретение индивидом социокультурной формы процесс сложный из-за участия в нем множества факторов. Поэтому создать какую-либо единую модель,объясняющую духовный мир человека,почти невозможно.Социология пытается определить основные направления, по которым можно вести анализ социализации. Социализация включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения /34/. Другое определение,более точное, на наш взгляд, у Г.И. Авцинова: "Социализация - это процесс превращения человека в члена современного ему общества, в результате усвоения им ценностей, ролей, норм, культуры, установок,необходимых навыков,образцов поведения, присущих данному обществу" /35/. Далее автор утверждает, что несоциализированных людей нет, а антисоциальное поведение есть следствие недостатков и упущений в ходе социализации.В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки,ориентиры,ценности и нормы. Социализация происходит в трех формах: деятельность, общение, самопознание. Социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся:семья,детские сады, школы, вузы,трудовые коллективы и т.д. Семья - первый и главный институт социализации, т.к. имеет решающее значение в формировании нравственности, эмоциональности и т.д. в первые годы жизни. Ребенок должен расти в любви, заботе и ласке. От успеха социализации зависит насколько личность, усвоив нормы поведения, ценности и пр., сумеет реализовать свои способности и задатки, живет в социальном отношении благополучно. Успехи в человеческой жизни, провалы, чувство обреченности или удовлетворенности, ощущение себя "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства эффективной и малоэффективной социализации личности. Успех процесса социализации это еще и гарантия и того, что новое поколение может занять место старших в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умение, ценности, т.е. другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни (социума). Не эффективная социализация порождает конфликты между поколениями, ведет к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества и потере его ценностей.
Но вернемся к началу процесса социализации. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой стороны - система социальных связей, институтов и т.д. У новорожденного есть все биологические предпосылки, чтобы стать дееспособным участником социального взаимодействия, но ни одним социальным свойством врожденно человек не обладает. Социальное не противоречит биологическому и не проистекает из него, с рождения человек получает такую телесную организацию, в которой запрограммирована возможность ее универсального социально-деятельного развития. Социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу. Она развивает социализированные специфические человеческие биологические качества. Социальный опыт, ценности, совесть - генетически не передаются и не кодируются. Будут ли эти предпосылки реализованы,в какие социальные свойства и качества они воплотятся,зависит от того с какой средой будет взаимодействовать новорожденный.Вне социальной среды человеческий организм в человека не превращается. Есть многочисленные данные о судьбах детей типа Маугли или Тарзана, оказавшихся в силу разных причин вне социальной среды. Биологически такие дети развивались, но даже элементарных социальный свойств, таких как речь, мышление у них не наблюдалось. Более того, попав позже в социальную среду, они так и не смогли к ней приспособиться (социализироваться) и чаще всего погибали. Но и в этих редких случаях, когда ребенок оказывался в лесу среди животных и выживал, он попадал туда не новорожденным, а имел хотя бы элементарные социальные качества.Например,новорожденные без обработанной пуповины погибнет,есть,двигаться самостоятельно он не может, не держит голову, слабо развит хватательный рефлекс и т. д. Для приобретения всего этого он должен родиться и жить какое-то время с родителями. Мы разобрались с одной стороной связи биологического организма и социальной среды, имеющей значение для процесса социализации.Но есть и другая. Этот этап становления и развития духовного мира личности, формы и сроки освоения его социальных требований,ожиданий,ценностей. Речь идет о хронологическом совпадении срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием человека. Социологи отмечают, что определенные социальные изменения духовного мира личности происходят синхронно с соответствующими биологическими сдвигами.
В науке общепринято выделять три главных уровня морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями; 2) уровень конвенционной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую систему принципов. Наука также доказывает, что существует закономерная связь между уровнем морального сознания человека,с одной стороны, его возрастом и интеллектом - с другой. Становление личности в детские, юношеские годы - это процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Но не следует думать, что процесс социализации происходит только в этот период времени и охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность,хотя в юные годы и создается фундамент духовного развития личности. В то же время не стоит и абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в юные годв. Эта основа в основном содержит эмоционально-чувственный компонент и только вступив во взрослую жизнь и включившись в широкий спектр социальных связей, личность осознает конкретно и однозначно, как жить и во имя чего. Процесс развития социальных свойств человеком не знает возрастных границ, хотя и сохраняется фундамент, сформировавшийся в молодости. Во-первых, меняются социальные роли, даже рождение внуков или выход на пенсию трубуют исполнения новых функций, социальных ролей.Особенно бурно протекает социальное развитие 30-50-летних, т.к. меняются должности, новые связи, статусы и т.д. Во-вторых, всякое общество претерпевает изменения, как целостная система социальных связей. Это требует сложной внутренней работы, обновления ориентиров. В процессе социализации внешний мир влияет на развитие личности как целенаправленно, преднамеренно, так и непреднамеренно. Непреднамеренное влияние это те жизненные уроки, которые личность получает и осмысливает в процессе участия в социальных общностях, участвуя в осуществлении типичных для данного общества моделей деятельности (трудовой, семейной, политической и т.д.). Включаясь в систему социальных связей,личность получает жизненный опыт, представление о том, что отвергается, а что одобряется, как исполнять свои функции в данной социальной среде. В юношеские годы количество социальных ролей ограничено, в зрелые годы расширяется спектр этих ролей, человек сталкивается с ролевыми конфликтами - все это духовно обогащает личность. Ведущую роль при этом в формировании жизненных представлений играют ценности, нормы, требования, с которыми индивид сталкивается в процессе выполнения решающих функций, связанных с профессией, имущественным положениемличности. В реальном процессе социализации переплетаются преднамеренные, целенаправленные и непреднамеренные формы. Они все тесно взаимосвязаны.
Процесс социализации - это обретение личностью своего социального лица, в котором синхронизированы, синтезированы типичное и индивидуальное. Прооблема индивидуальности тесно связана с пониманием социализации,механизмами взаимодействия социальной среды и личности. Личность есть результат ее активно-преобразующей деятельности, духовный мир ее предстает как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Одна из главных причин, объясняющая индивидуальность личности, заключается в том, что люди генетически неповторимы. Есть ли противоречия с нашими предыдущими утверждениями о том, что социальные свойства генетически не передаются. Да, они не передаются, но врожденные качества играют опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. Например, доброта некоторых людей может приобретать навязчивый характер, а совестливость перерасти в манию преследования. Есть врожденные качества, которые способны оказать влияние на: 1) восприятие индивидом социальной реальности; 2) е го поведение в системе социальных взаимодействий; 3) оценку другими поведения данной личности. Речь идет о темпераменте, который наследуется генетически,хотя он сам по себе не дает возможности судить о содержательной стороне личности и определяет лишь поступки человека. Но это не должно заслонять того факта, что в каждый отдельный момент поведение человека представляет собой единство социального содержания и темперамента, придающее своеобразие своим психологическим проявлениям. Темперамент придает неповторимость личности, очень часто темперамент (биогенный фактор) становится одной из причин взлетов и неудач конкретного человека /34/.При определенных условиях врожденные свойства могут повлиять на социальную жизнь человека.Например,активный, настоцйчивый человек не остановится перед неудачей и достигнет поставленной цели, а безвольный сломается при первой неудаче. И в том, и в другом случае своеобразие темперамента может иметь социальное проявление. Данные природой индивидуальные особенности сказываются на выборе жизненного пути с детства. "Личности, обладающие теми или иными индивидуальными особенностяит,при прочих равных условиях оказываются вовлеченными в разные социальные ситуации, накапливают при этом неодинаковый жизненный опыт, в результате чего формируются в чем-то различные приоритеты ценностей. Казалось бы невинные биогенетические несхожести темперамента обнаруживают существенный социальный эффект, неповторимость, приобретают выраженный характер" /34/.
Поговорим об индивидуализированном восприятии личностью социальных условий. Каждый видит и воспринимает мир по-своему. Это зависит от воображения,культуры,образованности, на ориетирах личности и т.д. Мы и здесь обнаружим эффект взаимоперехода биогенных факторов в социальные. И ндивидуальность личности, неповторимость ее духовного мира, следовательно, порождена многократным переходом врожденных особенностей иемперамента, интеллекта и социальных условий. Энергичный человек выбирает себе путь, который развивает в нем определенные качества, позаоляет накопить жизненный опыт и т.д. Наблюдательный стремится понять жизнь, развивает в себе социальное мышление и т.д. В результате взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых соединились генетическое своеобразие и социальное качество личности. Реальная духовная жизнь личности, идеи и образы, которые ее наполняют,представляет собой взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир не прямо отражается в сознании, он преломляется в специфических уникальных структурах данной личности, порождается единством типичного и неповторимого в личности.
Тема 5. КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.011 с.) |