Потребности, интересы, ценностные ориентации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности, интересы, ценностные ориентации



 

Понимание социального действия невозможно без изучения механизма его совершенствования. В его основе лежит мотив - внутренне побужде­ние, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к деятель­ности связано с его потребностями. Проблема потребно стей, рассматри­ваемая в аспекте о побудительных силах человеческой деятельности, имеет важное значение в деле управления, воспитания, стимулирования труда.

Потребность - состояние недостатка, ощущение нужды в чем-либо необходимом для жизни. Потребность является источником деятельности и первичным звеном мотивации, исходным пунктом всей системы стимули­рования.

Потребности человека многообразны. Их сложно классифицировать. Общепризнанно, что одна из лучших классификаций потребностей принадлежит А.Маслоу, американскому социологу и социальному психологу.

Он выделил пять видов потребностей:

1) физиологические - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;

2) потребности безопасности и качестве жизни - стабильности условий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, личной безопасности;

3) социальные потребности - в привязанностях, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

4) потребности престижа - в уважении со стороны "значимых других", служебном росте, статусе, признании, высокой оценке;

5) потребности самореализации, творческого самовыражения и т.д.

А.Маслоу убедительно показал, что неудовлетворенная потребность в пище может блокировать все иные мотивы человека - свободу, любовь, ощущение общности, уважение и т.д., голод может служить достаточно эффективным средством манипулирования людьми. Отсюда следует, что нельзя недооценивать роль физиологических и материальных потреб­ностей.

Следует отметить, что "пирамида потребностей" данного автора подвергается критике, за попытку предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая.

В реальных действиях человека результируются несколько потреб­ностей: их иерархия определяется как культурой общества, так и конкретной личностной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, культурой, типом личности.

Становление системы потребностей современного человека - процесс длительный. В ходе этой эволюции через несколько этапов происходит переход от безусловного доминирования витальных потребностей, при­сущих дикарю, к целостной многомерной системе потребностей нашего современника. Личность все чаще и чаще не может, да и не хочет пре­небрегать ни одной из своих потребностей в угоду другой.

Потребности тесно связаны с интересами. Ни одно социальное дей­ствие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие. Соответствующий данной потребности мотив актуализируется и возникает интерес - форма проявления потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности.

Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удов­летворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Именно, интересы и прежде всего интересы экономические, материаль­ные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения.

Итак, социальный объект в соединении с актуализированным мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у субъекта цели в отношении конкретных социальных объектов. Появление цели означает осознание им ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формиро­ванию социальной установки, означающей предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленных ценностными ориентациями.

Ценности - объекты разного рода, способные удовлетворять челове­ческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).

В социологии ценности рассматриваются как имеющие исторически конкретный характер и как вечные универсальные ценности.

В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре, зле, благе,счастье);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благо­состояние, семья, образование, качество продуктов и т.д.);

б) демократические (свобода слова, партий);

в) общественного признания (трудолюбие,квалификация,социаль­ное положение);

г) межличностного общения (честность, бескорыстность, добро­желательность, любовь и др.);

д) личного развития (чувство собственного достоинства,стрем­ление к образованию, свобода творчества и самореализации и др.);

3) партикулярные:

а) традиционные (любовь и првязанность к "малой Родине", семье, уважение к власти);

 

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.005 с.)