Управление ассортиментной структурой розничного товарооборота и методы ее прогнозирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление ассортиментной структурой розничного товарооборота и методы ее прогнозирования



Анализ товарооборота торгового предприятия по товарной структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и товарных групп, а также определение динамики структурных сдвигов. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения покупательскому спросу и оказывают решающее воздействие на формирование заказов поставщиком и выбор самих поставщиков.

Анализ товарооборота по товарным группам и отдельным товарам ведется на основе данных квартальных и годовых отчетов о реализации товаров. Выявленные результаты позволяют определить положительные стороны работы, закрепить и развивать их в планируемом периоде, а также вскрыть недостатки и наметить мероприятия по их устранению на перспективу. [ 2, c. 72]

Анализ структуры товарооборота особенно актуален в современных условиях, когда одним из основных показателей в оценке деятельности торговых организаций стала прибыль. Активное вовлечение в товарооборот товаров с повышенными торговыми надбавками яв­ляется важным условием увеличения доходов.

Следует также вовлекать в оборот товары, которые могут реализовываться без ограничения торговой над­бавки с учетом конъюнктуры рынка. Это телерадиото­вары, автомобили, ювелирные изделия, сувениры, ча­сы и др. Рост продажи данных товаров также позволит увеличить доходы от реализации.

В процессе анализа структуры розничного товаро­оборота необходимо определить:

• выполнение плана продажи и удовлетворение спроса населения по каждой группе товаров и по от­дельным товарам;

• изменения (количественные и качественные), произошедшие в ассортименте товаров;

• динамику продажи важнейших товаров в расчете на одного человека в сравнении с сопоставимыми дан­ными других организаций;

• степень удовлетворения сезонного спроса на товары;

• положительный опыт и недостатки в организа­ции торговли отдельными товарами.

Анализировать структуру товарооборота следует не только за год, но и за каждый квартал, а по отдель­ным товарам в целях изучения сезонности их прода­жи и за более короткие периоды. При наличии дан­ных о динамике покупательных фондов и товарообо­рота в расчете на одного человека за ряд лет можно рассчитать и измерить корреляционную зависимость между этими показателями путем установления ко­эффициентов эластичности. Эти коэффициенты по­казывают (в процентах), как изменяется продажа того или иного товара под влиянием роста покупательных фондов и других факторов.

Коэффициенты эластичности продажи исчисляют­ся по материалам бюджетных обследований семей, а также по данным статистики.

Для анализа структуры розничного товарооборота используют следующие материалы: статистическую отчетность - форму № 3-торг «Отчет по розничной тор­говле»; данные инвентаризации товаров в розничных организациях; план розничного товарооборота в ассор­тименте и его товарное обеспечение; первичную доку­ментацию по поступлению товаров и записи в книге оперативного учета; материалы изучения спроса насе­ления и др.

Последовательность анализа структуры розничного товарооборота следующая. Прежде всего анализируют соотношение в товарообороте продовольственных и не­продовольственных товаров. Затем изучают структуру розничного товарооборота в динамике по товарным группам и определяют товарооборот на одного челове­ка. По каждой группе товаров определяют выполнение плана товарооборота и изменение удельного веса в об­щем объеме товарооборота по сравнению с планом и предшествующим периодом.

С целью выявления причин отклонения от плана, вскрытия закономерностей реализации отдельных то­варов анализ структуры товарооборота следует прово­дить не только по товарным группам, но и по отдель­ным товарам. Для углубления анализа используют данные единовременного учета продажи отдельных то­варов, инвентаризационные описи, карточки количе­ственного учета, конъюнктурные обзоры, материалы оперативных совещаний, материалы проверок по со­блюдению ассортиментных перечней. Особенно следует выяснить причины уменьшения продажи отдельных товаров по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года.

Структура товарооборота складывается под влияни­ем спроса населения. В практической деятельности применяют различные подходы к изучению спроса: регистрацию неудовлетворенного спроса в магазинах; изучение динамики товарных запасов по групповому и внутригрупповому ассортименту; использование данных инвентаризации и выборочных обследований, анкетного опроса покупателей.

Заканчивается анализ установлением причин отклонения товарооборота по ассортименту от плана и разработкой мероприятий по улучшению торговли отдельными товарами. [ 4, c. 225-229]

Основой разработки плана товарооборота в ассортименте служат: материалы анализа структуры товарооборота по региону в целом; данные бюджетных обследований домашних хозяйств; материалы анализа объема продажи по товарным группам, а также структуры товарооборота торговой организации за последние 3-4 года, предшествующие планируемому.

При планировании структуры товарооборота торговой организации могут использоваться следующие методы:

• экономико-статистический;

• основанный на расчете коэффициента эластич­ности;

• экономико-математические и др.

Экономико-статистический метод основывается на сглаживании удельных весов реализации отдель­ных товаров в общем объеме товарооборота торговой организации за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике, используемой при планировании объема то­варооборота торговой организации на основе скользя­щей средней.

Использование коэффициента эластичности при планировании структуры розничного товарооборота возможно в двух вариантах.

Во-первых, он может использоваться для определе­ния изменения продажи по отдельным товарам в зави­симости от изменения общего объема товарооборота торговой организации.

Во-вторых, он может применяться для определе­ния изменения продажи по отдельным товарам (в рас­чете на одного человека) в зависимости от изменения покупательных фондов населения (в расчете на одно­го человека). [ 4, c. 229- 230]

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на.1%. При­чем чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты:

Эi= Тi/Т, (1)

где Эi, — коэффициент эластичности по i-му товару, %;

Тi, — прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;

T — прирост общего объема товарооборота торгового предприя­тия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.

Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умноже­ния коэффициентов эластичности (Эi) на прирост объема товаро­оборота в целом по торговому предприятию:

Тi п.гп.гi (2)

Расчетное значение товарооборота по i-й товарной группе на панируемый год составит:

Тi п.г = Тi о.г + (Тi о.г* Тп.г)/100, (3)

где Тi п.г — товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;

Тi о.г — товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;

Тп.г — прирост общего объема товарооборота торгового пред­приятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;

Тi п.г — прирост товарооборота i-й товарной группы в планиру­емом году по сравнению с отчетным годом, %.

Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегресси­онная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота. [ 1, c. 102-103]

Методика планирования структуры товарооборота на основе расчета объема продаж по каждой товарной группе с последующим выходом на общий объем това­рооборота имеет ряд недостатков:

• товарооборот, полученный суммированием про­дажи по товарным группам, может не совпадать с опре­деленным ранее общим объемом;

• данная методика не учитывает взаимозаменяе­мость отдельных товаров.

Для устранения отмеченных недостатков может ис­пользоваться поэтапный метод как одна из разновиднос­тей метода экономико-математического моделирования.

На первом этапе все товары разбиваются на укруп­ненные товарные группы, например продукты живот­ного происхождения, сахар и кондитерские изделия, предметы санитарии и гигиены, предметы одежды и т.д. В данные группы включают товары, идентичные по своему качественному составу, а также взаимозаменяе­мые и взаимодополняющие товары. Далее определяет­ся зависимость товарооборота по группе от общего това­рооборота организации по формуле:

РТОi=a+b*y (4)

где РТОi - товарооборот по i-й товарной группе, р.; у -общий объем товарооборота организации, р.

На следующем этапе каждую из укрупненных товарных групп разбивают на более мелкие. В данные подгруппы включаются товары, более тесно связанные признаками взаимозаменяемости, близкие по своему потребительскому назначению. Например, в группу «Одежда» можно включить ткани, одежду и белье, трикотажные изделия.

В этом случае зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе будет определяться по формуле:

РТОj=a+b* РТОi, (5)

где РТОj – товарооборот по j-й группе товаров.

И, наконец, подгруппы товаров разбиваются на отдельные товары. Зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе определяется по формуле:

РТОn=a+b* РТОj, (6)

где РТОn – товарооборот по n-му товару.

Данная методика позволяет учесть факторы, определяющие тенденции не только реализации отдельных товаров, но и общего объема товарооборота организации. [ 4, c. 231-232]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.01 с.)