Формирование товарного ассортимента организации розничной торговли – залог успешного функционирования в условиях конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование товарного ассортимента организации розничной торговли – залог успешного функционирования в условиях конкуренции



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Экономика торговли

на тему: Ассортиментная структура розничного товарооборота, закономерности развития и методы прогнозирования

 

Студентка С.С. Любчик

ФЭУТ, 4 курс, гр. ДГЗ

 

Руководитель С. И. Кабушкина

ассистент

 

 

МИНСК 2011


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: с, табл., источников, прил.

АССОРТИМЕНТНАЯ СТРУКТУРА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.

Целью курсовой работы является изучение ассортиментной структуры товарооборота розничной торговой организации на материалах ТКУП «Универмаг Беларусь».

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- исследовать сущность и содержание коммерческой деятельности торговой организации;

- провести анализ основных экономических показателей ТКУП «Универмаг Беларусь»;

- определить пути совершенствования деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь».

Перечень ключевых слов: розничный товарооборот, ассортиментная структура товарооборота

Объект исследования – хозяйственная деятельность ТКУП «Универмаг Беларусь».

Предмет исследования – результаты деятельности розничной торговой организации ТКУП «Универмаг Беларусь».

В курсовой работе использованы материалы бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности ТКУП «Универмаг Беларусь».

Исследование проводилось с использованием следующих методов: теоретический анализ; умозаключение и логическое обоснование, экономико-математические методы и др.


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….4

1 Формирование товарного ассортимента организации розничной торговли – залог успешного функционирования в условиях конкуренции……………………………………………………………….5

1.1 Сущность ассортиментной структуры розничного товарооборота

и ее влияние на результат работы торговой организации……………5

1.2 Факторы, влияющие на ассортиментную структуру

товарооборота…………………………………………………………..6

1.3 Управление ассортиментной структурой розничного

товарооборота и методы ее прогнозирования…………………………7

2 Анализ ассортиментной структуры розничного товарооборота

ТКУП «Универмаг Беларусь»……………………………………………12

2.1 Организационно-экономическая характеристика ТКУП

«Универмаг Беларусь»………………………………………………….12

2.2 Оценка ассортиментной структуры розничного товарооборота

ТКУП «Универмаг Беларусь»…………………………………………16

2.3 Оценка влияния факторов на ассортиментную структуру товарооборота…………………………………………………………...19

3 Пути совершенствования деятельности ТКУП «Универмаг

Беларусь»………………………………………………………………….28

3.1 Совершенствование прогнозирования структуры

товарооборота………………………………………………….……….28

3.2 Улучшение работы с поставщиками………………………….………30

Заключение………………………………………………………………….…....35

Список использованных источников…………………………………….……..36

Приложение А. …………………………………………………………………..37

Приложение Б..…………………………………………………………………..38

Приложение В..…………………………………………………………………..39

Приложение Г. …………………………………………………………………..42


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Функционирование торговых организаций на основе рыночных методов хозяйствования внесло определенные коррективы в приоритетность показателей, характеризующих их деятельность.

Прежде всего это относится к показателю розничного товарооборота. Одной из главных целей торговых организаций является получение прибыли, а розничный товарооборот выступает как важнейшее условие ее достижения.

Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров в порядке мелкого опта различным учреждениям, организациям, предприятиям (больницы, детские сады, дома отдыха и санатории и т.д.) для обслуживаемых ими контингентов.

Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

По классификации ООН, розничный товарооборот относится к показателям, отражающим уровень жизни населения. Для характеристики уровня жизни анализируют уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение жильем и благоустройство быта, качество медицинского обслуживания и др.

В общем фонде потребляемых населением культурных и материальных благ ведущее место занимают продовольственные и непродовольственные товары, которые в основном и являются объектом розничной торговли. Следовательно, увеличение объема розничного товарооборота свидетельствует о повышении материального благосостояния населения. Степень удовлетворения потребностей покупателей во многом зависит от развития розничного товарооборота.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары.

Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой.


Таблица 2 - Структура розничного товарооборота ТКУП «Универмаг Беларусь» за 2009-2010 гг. в сопоставимых ценах

Состав товарооборота Фактически Отклонение Отчетный год в % к 2009 году
за 2009 год за 2010 год по сумме, млн р. по уд. весу,%
∑, млн р. уд. вес,% ∑, млн р. уд. вес,%
Реализация прод. товаров 23248,3 15,84 26796,4 15,29 3548,0 -0,55 115,26
- из них алкогольных напитков и пива 4537,6 3,09 4782,7 2,73 245,0 -0,36 105,40
Реализация непрод. товаров 123532,7 84,16 148417,0 84,71 24884,3 0,55 120,14
Всего 146781,0   175213,3   28432,3   119,37

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Необходимо отметить, что в 2010 году увеличилась реализация непродовольственных товаров на 0,55 п.п. и в отчетном году составила 148417,0 млн р. или 84,71% от общей суммы товарооборота. Произошло увеличение реализации в 2010 году алкогольных напитков и пива на 245,0 млн р. или на 2,73%, однако в долевом соотношении товарооборота произошло снижение потребления данного продукта на 0,36 п.п.

Проведен анализ динамики розничного товарооборота ТКУП «Универмаг Беларусь» по ассортиментной структуре. Данные для этого анализа представлены в приложении В.

Как видно из таблицы, по сравнению с прошлым годом в 2010 году произошло сокращение удельного веса продовольственных товаров и соответственно увеличение реализации непродовольственных товаров на 0,53 п.п.

По товарным группам наибольшей долей реализации среди продовольственных товаров обладают такие товары как: колбасные изделия и копчености, молоко и молочные продукция, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия и водка и ликеро - водочные изделия. Среди данных товарных групп рост удельного веса наблюдается у молока и молочной продукции на 1,22 п.п., кондитерских изделий на 0,64 п.п., хлеба и хлебобулочных изделий на 1,39 п.п. По ликеро – водочной продукции и колбасным изделиям и копченостям наблюдается снижение удельного веса с общей сумме товарооборота продовольственных товаров на 1,34 п.п. и на 0,38 п.п. соответственно.

Среди непродовольственных товаров наибольший вклад в товарооборот вносят следующие товары: одежда и белье, кожаная, комбинированная и текстильная обувь, галантерея. Доля реализации данных товаров в общей сумме товарооборота непродовольственных товаров 2010 году возросла, кроме галантереи. Изменения составили 0,79 п.п., 1,44 п.п. и 0,23 п.п. соответственно.

Среди реализованных товаров наибольший рост реализации в отчетном году по сравнению с базисным наблюдается по следующим товарным группам: масло животное – 21,25% или 58 млн р., молоко и молочная продукция – 21,27% или 639 млн р., сыр – 28,03% или 164 млн р., консервы мясные – 23,9% или 38 млн р., яйца и яйцепродукты- 22,7% или 42 млн р., соль – 21,43% или 3 млн р., хлеб и хлебобулочные изделия – 31,69% или 548 млн р., картофель – 26,09% или 42 млн р., коньяк – 23,47% или 69 млн р., одежда и белье – 20,71% или 4734 млн р., меха и меховые изделия – 87,45% или 404 млн. р., головные уборы – 30,77% или 108 млн. р., верхний трикотаж – 23,23% или 1926 млн. р., кожаная, текстильная и комбинированная обувь – 30,94% или 4459 млн р., мебель – 30,08% или 216 млн р., печатные издания – 68,92% или 51 млн р., велосипеды и мотоциклы – 92,11% или 70 млн р., товары для физической культуры, спорта и туризма – 23,21% или 276 млн р. и музыкальные инструменты – 28,0% или 21 млн р.

Наибольшему сокращению реализации в отчетном году подверглись такие товарные группы как: консервы овощные – 29,91% или 163 млн р., мука – 10,14% или 7 млн р., синтетические моющие средства – 29,28% или 142 млн р., мыло туалетное – 10,07% или 15 млн р. и носители аудио и видеоинформации – 16,95% или 10 млн р.

Однако следует отметить, что в ТКУП «Универмаг Беларусь» основной ориентир делается на работу с отечественными производителями. Организуются командировки руководства и специалистов универмага на промышленные предприятия республики с учетом рационального использования транспортных средств и максимальной загрузки автотранспорта путем получения товаров от предприятий города по пути следования, независимо от принадлежности к той или иной товарной группе.

Так, например, поступление непродовольственных товаров по источникам в 2010 году представлено в таблице 3 (анализ приведен в действующих ценах – млн руб.).

Таблица 3 - Поступление непродовольственных товаров по источникам в 2010 году

Источники поступления Поставка Удельный вес (%)
2009г. 2010г. % роста 2009г. 2010г. +/-
От промышленных предприятий Республики Беларусь 63132,8 70571,5 111,8 54,5 53,6 -0,9
От других производителей Республики Беларусь 16802,9 18578,3 110,6 14,5 14,1 -0,4
От оптовых баз В т.ч. производства Республики Беларусь 2562,3   2505,4 2810,7   109,7   109,4 2,2   2,16 2,1   2,08 -0,1   -0,08
От посредников (отечественные товары) 241,8 293,4 121,3 0,2 0,2 -
От коммерческих структур (импорт) 32626,8 39213,9 120,2 28,3 29,7 +1,4
Конфискат 113,2 317,2 280,2 0,1 0,2 +0,1
По прямым контрактам с фирмами стран ближнего и дальнего зарубежья 275,5 165,1 59,9 0,2 0,1 -0,1
ВСЕГО:       100% 100%  

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

За 2010 год объем поставок непродовольственных товаров от промышленных предприятий Республики Беларусь составил по удельному весу 53,6% (в 2009г – 54,5%), обеспечена поставка по прямым договорам в сумме 70571,5 млн руб. Прирост поставки в действующих ценах составил сумму 7438,7 млн руб. или 111,8% по сравнению с 2009 годом.

Поставка непродовольственных товаров от других производителей Республики Беларусь составила сумму 18587,3 млн руб. Прирост поставки в действующих ценах составил сумму 1784,4 млн руб. или 110,6% по сравнению с 2009 годом.

 

 

Таблица 4 - Реализация обуви ТКУП «Универмаг Беларусь» в 2009-2010 гг. и ее динамика (млн р.)

Наименование товарной группы Фактическая реализация, млн р. Рост фактической реализации, %
2009 год 2010 год
Женская обувь 5582,8 7311,8  
Мужская обувь 5455,3 7033,3  
Обувь для детей 4161,2 4988,2  
Обувь резиновая 717,8 816,6  
Обувь валяная 99,6 149,6  
ВСЕГО: 16016,7 20299,5 126,7

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

По данной таблице видно, что наибольшая реализация приходится на женскую и мужскую обувь, что объясняется более высокими ценами на обувь данных товарных групп по сравнению с другими, а также частотой спроса. Наименьший товарооборот приходится на обувь резиновую и валяную. Это может объясняться сезонностью спроса на обувь данных товарных групп. В целом в 2010 году наблюдается рост реализации по всем товарным группам по сравнению с 2009 годом, что свидетельствует о росте спроса на обувные товары и более полном его удовлетворении.

Рост реализации отечественной обуви за отчетный период составил 106,4%. Рост реализации импортной обуви составил 174,5%.

В «Универмаге Беларусь» представлена обувь следующих производителей: ОАО «Обувь», МО ОАО «Луч», ОДО «Вегасторг», ЗАО «Сивельга», СООО «Чевляр», ЗАО СП «Отико», ЗАО СП «Белкельме», рУП «Кричевский завод резиновых изделий», ОАО «Гродненская обувная фабрика», ОАО «Красный Октябрь», СООО «Марко», СООО «Белвест».

Таблица 5 - Поставка обувных товаров предприятиями-производителями ТКУП «Универмагу Беларусь»

Поставщик 2009г 2010г Отклон., +/- 2010г в % к 2009г
Поставка, тыс. пар Уд.вес, % Поставка, тыс. пар Уд.вес, %
             
Предприятия Республики Беларусь: 134,9 74,0 145, 2 70,4 +10,3 107,6
Минск СООО Чевляр 0,3 0,2 0,3 0,1 -  
Минск СП Легранд ООО 2,3 1,3 2,4 1,2 +0,1 104,3
Минск ЗАО СП Отико 12,5 6,9 12,5 6,1 -  
Минск ОАО Сивельга 12,2 6,7 12,1 5,9 -0,1 99,2
Окончание таблицы 5
             
ОАО Лидская ОФ 23,5 12,9 19,5 9,5 -4  
ОАО Обувь г. Могилев 17,3 9,5 18,3 8,9 +1 105,8
ОАО Красный Октябрь 6,3 3,5 8,7 4,2 +2,4 138,1
ОАО Неман г.Гродно 21,2 11,6 21,9 10,6 +0,7 103,3
СП Белкельме 5,7 3,1 4,8 2,3 -0,9 84,2
СООО Белвест 12,2 6,7 11,3 5,5 -0,9 92,6
СООО Марко 13,8 7,6 10,3 5,0 -3,5 74,6
СООО Сан-Марко 7,6 4,2 10,9 5,3 +3,3 143,4
МО ОАО Луч 0,9 0,5 6,9 3,3 +6,0  
РУП Кричевский ЗРИ 4,9 2,7 5,3 2,6 +0,4 108,2
Обувь импортного производства. 47,5 26,0 61,1 29,6 +13,6 128,6
Всего: 182,4 100,0 206,3 100,0 +23,9 131,1

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Как видно из таблицы 5, поставки обуви в ТКУП «Универмаг Беларусь» в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросли на 23,9 тыс. пар (или на 31,1%) и составили в отчетном году 206,3 тыс. пар.

Наибольший удельный вес в общем объеме занимает обувь отечественных производителей (70,4%). В 2010 году объем поставок от предприятий Республики Беларусь составил 145,2 тыс.пар., увеличившись на 10,3 тыс.пар (или 7,6%) по сравнению с 2009 годом.

Наибольшая доля году приходится на следующих производителей: ОАО «Лидская ОФ» (в 2010 году удельный вес составил 9,5%), ОАО «Обувь» г.Могилев (8,9%), ОАО «Неман» г. Гродно (10,6%).

ТКУП «Универмаг Беларусь» увеличивает объемы поставок обувных товаров практически от всех отечественных производителей, за исключением следующих: Минск ОАО «Сивельга» (снизился на 0,1 тыс.пар, и в 2010 году составил 12,1 тыс.пар), ОАО «Лидская ОФ» (в 2010 году составил 19,5 тыс.пар., снизившись на 4 тыс.пар. (17%) по сравнению с 2009 годом), СП «Белкельме» (снизился на 0,9 тыс. пар или 15,8%), СООО «Белвест» (в 2010 году составил 11,3 тыс.пар, что меньше на 0,9 тыс.пар по сравнению с 2009 годом), СООО «Марко» (снизился на 25,4% и составил 10,3 тыс.пар). Среди причин, которые привели к уменьшению объемов закупок можно назвать такие, как отсутствие в производстве ЗАО «Белкельме» в ноябре-декабре туфель дорожного белого цвета, закупленных на ярмарке; отсутствие на предприятиях СООО «Белвест» и СООО «Марко» зимнего ассортимента.

Объемы закупок импортной обуви в 2010 году возросли на 13,6 тыс.пар по сравнению с 2009 годом и составили 61,1 тыс.пар. Доля импортной обуви в общем объеме в 2010 году составила 29,6%.

Представленный в универмаге ассортимент обувных товаров является широким, разнообразным и пользуется стабильным спросом у покупателей. В целом спрос на обувные товары удовлетворяется.

Более детально рассмотрим ассортимент обуви школьной для мальчиков, обуви школьной для девочек и обуви дошкольной. Для этого проведем оценку основных показателей.

Так, определим соответствие фактического наличия обуви в магазине утвержденному ассортиментному перечню, то есть полноту ассортимента. Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты (Кп), который рассчитывается, как отношение фактического наличия товаров в момент проверки к количеству разновидностей, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем (приложение Г).

Данные для оценки полноты ассортимента представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Оценка полноты ассортимента обувных товаров ТКУП «универмаг Беларусь» в 2009-2010 гг.

Разновидности обуви Фактическое количество моделей Количество моделей согласно ассортиментному перечню Кп
2009г. 2010г. 2009г. 2010г.
Обувь школьная для мальчиков:
Сапожки, ботинки утепленные       0,5  
Полуботинки          
Сандалеты, туфли летние открытые          
Обувь комнатная          
Обувь школьная для девочек:
Сапожки, ботинки утепленные       0,5 0,5
Туфли закрытые          
Туфли открытые       1,5 1,5
Обувь комнатная          
Обувь дошкольная:
Сапожки, ботинки утепленные, неутепленные         1,5
Полуботинки, туфли закрытые       1,3 1,3
Сандалеты, туфли открытые       1,5 1,5
Обувь комнатная          

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Значение коэффициента полноты может варьироваться от 0 до 1. Но, как видно из данной таблицы, по некоторым позициям данный показатель оказался больше 1, что означает, что в универмаге ассортимент представлен полнее, чем это предусмотрено ассортиментным перечнем. Это свидетельствует о том, что в настоящее время эти разновидности обуви пользуются наибольшим спросом и таким образом, предоставляя покупателям более широкий выбор, возрастает вероятность боле полного удовлетворения их потребностей и, следовательно, увеличение товарооборота.

По большинству анализируемых разновидностей обуви коэффициент полноты равен 1. Это показывает 100%-ное соответствие предлагаемого ассортимента установленному перечню. Очевидно, что спрос на данные разновидности обуви стабилен.

Также из данной таблицы видно, что в 2010 году ассортимент обувных товаров представлен более полно по сравнению с 2009 годом. Это повлияло на рост товарооборота по данной группе товаров (возрос на 26,7%).

В целом можно сделать вывод, что ассортимент анализируемых разновидностей обуви достаточно полный, чтобы удовлетворять потребности населения в данных товарах. Количество моделей отдельных разновидностей обуви, представленных в универмаге, превышает необходимое их количество, установленное ассортиментным перечнем.

Для более объективной оценки товарного ассортимента обувных товаров определим его полноту за отдельные периоды по данным четырех проверок. Для этого рассчитаем коэффициент устойчивости (Куст) ассортимента как отношение суммы фактического количества разновидностей обувных товаров в момент отдельных проверок к произведению количества разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, и количества проверок. Результаты расчетов представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Оценка устойчивости ассортимента обувных товаров ТКУП «универмаг Беларусь»

Разновидности обуви Фактическое количество моделей при проверках Количество моделей согласно ассортиментному перечню Кп
       
Обувь школьная для мальчиков:
Сапожки, ботинки утепленные           0,75
Полуботинки           0,75
Сандалеты, туфли летние открытые            
Обувь комнатная            
Обувь школьная для девочек:
Сапожки, ботинки утепленные           0,75
Туфли закрытые           0,75
Туфли открытые           0,88
Обувь комнатная            
Обувь дошкольная:
Сапожки, ботинки утепленные, неутепленные           0,88
Полуботинки, туфли закрытые           0,83
Сандалеты, туфли открытые           0,88
Обувь комнатная            

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

По полученным данным можно сделать вывод, что коэффициент устойчивости по всем разновидностям обуви довольно высокий. Это свидетельствует о том, что ассортимент обувных товаров является стабильным, в продаже постоянно присутствует обувь соответствующих разновидностей. По комнатной обуви данный показатель равен 1, что можно объяснить тем, что спрос на данный товар не является сезонным.

В современных рыночных условиях очень важное место занимают новые товары, которые могут принести новые прибыли, привлечь большее число покупателей. Поэтому необходимо обновлять ассортимент, предлагать покупателям новинки товаров. То есть нужно стремиться удовлетворить изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Для того чтобы определить, какой должна быть оптимальная модель ассортимента обувных товаров в универмаге «Беларусь» проведем ABC-XYZ анализ. Он является простым и в то же время мощным инструментом анализа, позволяющим выявить разновидности товаров, требующие первостепенного внимания.

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Результатом АВС анализа является группировка товарных групп по степени влияния на общий результат. АВС-анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте товаров, выделить аутсайдеров, показать, что является базовым ассортиментом.

Результаты проведения ABC-анализа представлены в таблице 8.

Таблица 8 - ABC-анализ ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь» (млн р.)

Наименование товарной группы Реализация в 2009 г. Реализация в 2010 г. Итого за два года Доля в обороте Доля в обороте с накопительным итогом ABC группа
Итого 16016,64 20299,52 36316,16 100,00    
Женская обувь 5582,80 7311,80 12894,60 35,51 35,51 A
Мужская обувь 5455,30 7033,30 12488,60 34,39 69,90 A
Обувь малодетская 1248,30 1496,50 2744,80 7,56 77,45 B
Обувь школьная для девочек 1040,30 1247,05 2287,35 6,30 83,75 B
Обувь школьная для мальчиков 832,24 997,64 1829,88 5,04 88,79 B
Обувь резиновая 717,80 816,60 1534,40 4,23 93,02 C
Обувь дошкольная 624,18 748,23 1372,41 3,78 96,79 C
Обувь для детей ясельного возраста 416,12 498,80 914,92 2,52 99,31 C
Обувь валяная 99,60 149,60 249,20 0,69 100,00 C

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Таким образом, по полученным данным можно сделать следующие выводы. К группе А относится женская и мужская обувь. Это наиболее важная группа. Доля этих товарных групп в обороте составляет 69,9%. Так, эти товары оказывают наибольшее влияние на получаемую организацией прибыль и, следовательно, они требуют тщательного планирования, постоянного учета и контроля. Эти товары необходимо закупать чаще, чтобы не вкладывать средства в запасы, и таким образом ускорить их оборачиваемость.

К группе В относятся обувь малодетская, обувь школьная для девочек и обувь школьная для мальчиков. Эти товары имеют промежуточную значимость. Они входят в среднюю по важности группу товаров. На их долю приходится 18,9% общего оборота. По сравнению с группой А, эти товары требуют налаженного учета и обычного контроля.

Группа С, в которую входят обувь резиновая, обувь дошкольная, обувь для детей ясельного возраста, обувь валяная, является низкорентабельной группой товаров. Они обладают наименьшей ценностью и составляют 11,22% от общего оборота. Для этих товаров можно применять упрощенные методы учета и контроля. Такие товары можно заказывать большими партиями, так как их хранение не повлечет существенных затрат. Убирать данные товары из ассортимента нецелесообразно, так как, возможно, они привлекают покупателей в торговую организацию.

Проведем XYZ-анализ по обувным товарам.

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию товаров в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности. Этот анализ показывает стабильность или нестабильность спроса на товары. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:

Результаты проведения XYZ-анализа представлены в таблице 9.

Таблица 9 - XYZ-анализ ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь» (млн р.)

Наименование товарной группы Реализация в 2009 г. Реализация в 2010 г. Итого за два года Коэффициент вариации XYZ группа
Обувь резиновая 717,8 816,6 1534,4 9,1 X
Обувь для детей ясельного возраста 416,12 498,8 914,92 12,8 X
Обувь школьная для мальчиков 832,24 997,64 1829,88 12,8 X
Обувь школьная для девочек 1040,3 1247,05 2287,35 12,8 X
Обувь дошкольная 624,18 748,23 1372,41 12,8 X
Обувь малодетская 1248,3 1496,5 2744,8 12,8 X
Мужская обувь 5455,3 7033,3 12488,6 17,9 Y
Женская обувь 5582,8 7311,8 12894,6 19,0 Y
Обувь валяная 99,6 149,6 249,2 28,4 Z
Итого 16016,64 20299,52 36316,2    

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Так, к группе Х относятся следующие группы товаров: обувь резиновая, обувь для детей ясельного возраста, обувь школьная для мальчиков, обувь школьная для девочек, обувь дошкольная, обувь малодетская. Они характеризуются стабильной величиной потребления и высокой точностью прогноза. Следовательно, по этим товарам можно делать оптимальные запасы.

В группу Y входит обувь мужская и обувь женская. Товары этой группы имеют колебания в спросе, характеризуются известными тенденциями определения потребности в них и средними возможностями их прогнозирования.

Обувь валяная относится к группе Z. Для этих товаров характерен нерегулярный спрос, непредсказуемые, большие колебания. Следовательно, точность прогноза продаж товаров этой группы невысокая.

Для выявления высокорентабельных и низкорентабельных товаров проведем совмещенный ABC-XYZ-анализ. Данные для этого анализа представлены в таблице 10.

Таблица 10 - ABC-XYZ-анализ ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь» (млн р.)

Наименование товарной группы Реализация в 2009 г. Реализация в 2010 г. Итого за два года Доля в обороте Доля в обороте с накопительным итогом ABC группа XYZ группа
Итого 16016,64 20299,52 36316,2        
Женская обувь 5582,8 7311,8 12894,6 35,51 35,51 A Y
Мужская обувь 5455,3 7033,3 12488,6 34,39 69,9 A Y
Обувь малодетская 1248,3 1496,5 2744,8 7,56 77,45 B X
Обувь школьная для девочек 1040,3 1247,05 2287,35 6,3 83,75 B X
Обувь школьная для мальчиков 832,24 997,64 1829,88 5,04 88,79 B X
Обувь резиновая 717,8 816,6 1534,4 4,23 93,02 C X
Обувь дошкольная 624,18 748,23 1372,41 3,78 96,79 C Х
Обувь для детей ясельного возраста 416,12 498,8 914,92 2,52 99,31 C X
Обувь валяная 99,6 149,6 249,2 0,69   C Z

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Так, товары, относящиеся к группе АХ являются высокорентабельными, а товары группы CZ – низкорентабельными. Однако, как видно по данной таблице, по обувным товарам универмага нет АХ групп. К группе AY относятся обувь мужская и обувь женская. Для этих товаров характерна высокая доля продаж в общем объеме и колебания в спросе.

Обувь малодетская, обувь школьная для девочек, обувь школьная для мальчиков относится к группе ВХ. Такие товары характеризуются промежуточной значимостью по объему продаж, однако спрос на них является стабильным.

К группе СХ относятся обувь резиновая, обувь дошкольная, обувь для детей ясельного возраста. На эти товары приходится незначительная доля продаж, однако спрос на них характеризуется стабильностью.

В группу CZ вошла обувь валяная. Товары этой группы являются низкорентабельными. Они обладают наименьшей ценностью, и спрос на них является нестабильным.

Таким образом, необходимо обеспечивать постоянное наличие товаров, которые вошли в группы АY и ВХ, в необходимом для удовлетворения спроса объеме. Так как эти товары занимают наибольшую долю в общем объеме продаж, и спрос на них является стабильным или подвергается колебаниям в незначительной мере. Эти товары требуют постоянного учета и контроля.

В целом необходимо сказать, что ассортимент обувных товаров универмага «Беларусь» является широким, полным, обновляющимся. Изменение структуры ассортимента не является необходимым. Однако, нужно поставлять в продажу обувь, отвечающую модным тенденциям.

 

 


Таблица 11 – Прогноз товарооборота на 2011 год по товарным группам (млн р.)

Наименование товарной группы Фактическая реализация Кэл Т,%   ТО пл  
2009 г 2010 г
Мясные и колбасные изделия     0,26 3,79  
Рыба и морепродукты пищевые, включая сельди     0,74 10,83  
Молочно-масляная продукция     1,38 20,11  
Консервы     -0,34 -4,92  
Яйца и яйцепродукты     1,55 22,70  
Бакалея     0,23 3,43  
Хлеб и хлебобулочные изделия     1,57 22,91  
Плоды и овощи     1,18 17,19  
Вино - водочные изделия     0,00 -0,02  
Безалкогольные напитки     1,23 17,96  
Другие продовольственные товары     0,17 2,46  
Ткани     0,75 11,00  
Швейные товары     1,48 21,69  
Трикотаж     1,09 15,96  
Обувь     2,05 29,99  
Галантерея     0,54 7,92  
Хозтовары     0,56 8,16  
Культтовары     0,92 13,51  
Итого          

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Как видно из данной таблицы, тенденции роста или уменьшения товарооборота по группам товаров сохранились. Наибольшую долю в общем товарооборота занимают непродовольственные товары. Значительный прирост ожидается по таким товарным группам, как обувь (29,99%), хлеб и хлебобулочные изделия (22,91%),яйца и яйцепродукты (22,7%), швейные товары (21,69%), молочно-масляная продукция (20,11%).

Поскольку детальный анализ проводится по обувным товарам, нами был также сделан их прогноз в разрезе товарных групп.

Таблица 12 – Прогноз товарооборота на 2011 год обувных товаров по товарным группам (млн р.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.078 с.)