Новые религиозные движения и секуляризация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые религиозные движения и секуляризация



Тезису о секуляризации противоречит так­же устойчивая популярность новых религи­озных движений. Противники данного тезиса указывают на многообразие и динамизм но­вых религиозных движений и утверждают, что религия и духовность по-прежнему являют­ся центральным аспектом современной жиз­ни. По мере того как традиционные религии утрачивают свою власть, религия не исчезает, она распространяется в новых направлениях. С таким мнением, однако, согласны не все ученые. Сторонники идеи секуляризации, воз­ражая против такого мнения, подчеркивают,


Милленаристские движения



 


что новые религиозные движения — явле­ние периферийное по отношению к обществу в целом, даже при том, что они оказывают глубокое влияние на жизнь своих индивиду­альных последователей. Новые религиозные движения раздроблены и относительно слабо организованы; кроме того, в них также наблю­дается высокая текучесть состава, так как люди на некоторое время присоединяются к какому-то движению, а потом уходят, привлеченные чем-то новым. По сравнению с серьезными религиозными убеждениями, указывают эти ученые, участие в новом религиозном дви­жении выглядит почти как хобби или смена стиля жизни.

Милленаристские движения

Существование милленаризма и движений, характеризующихся верой в наступление зо­лотого века человечества, очень четко демон­стрирует, что религия часто побуждает к актив­ной деятельности и социальным изменениям. Милленаристская группа ожидает для своих последователей немедленного коллективного спасения либо в результате каких-то катаклиз­мов в настоящем, либо путем восстановле­ния Золотого века, будто бы существовавшего в прошлом. (Сам термин милленаристский (от лат. millennium 'тысячелетие') в действи­тельности восходит к понятию тысячелетне­го правления Иисуса Христа, предсказанному в Библии.) Милленаристские движения тесно связаны с историей христианства и возник­ли они в двух основных условиях — среди бедных слоев населения на Западе в про­шлые эпохи и среди колонизованных наро­дов в других частях земли в более позднее время.

Последователи Иоахима

Одно из движений милленарйев, известное под названием иоахимизма, возникло в сред­невековой Европе и достигло расцвета в XIII в. {Cohn 1970a, 19706). В этот период быстро росло экономическое благополучие Европы и господствующая католическая церковь ста­новилась все богаче. Многие настоятели пре­вратили свои монастыри в роскошные зам­ки, епископы строили дворцы и жили в них с таким же великолепием, как мирские фео­дальные владыки, а папы содержали пышные


дворы. Как протест против таких тенденций в официальной церкви появился иоахимизм.

В середине XIII в. несколько францис­канских монахов (этот орден проповедовал отказ от материальных наслаждений и богат­ства) выступили с протестом против полной плотских удовольствий жизни церковных де­ятелей. Их движение опиралось на пророче­ские труды умершего почти за пятьдесят лет до этого аббата Иоахима Флорского. Труды Иоахима были истолкованы как предсказа­ние того, что в 1260 г. «Одухотворенные», как они называли себя, станут свидетелями тор­жественного наступления Третьего и Послед­него века Христианства. Это приведет к ты­сячелетию, когда все человеческие существа, независимо от предшествующих религиозных убеждений, объединятся и будут вести жизнь, полную христианского благочестия и добро­вольной бедности. Предсказывалось также, что существующая церковь будет распущена, а ду­ховенство будет предано смерти германским императором.

Когда 1260 год прошел и никакого ката­клизма не случилось, дата наступления милле-ниума была перенесена на более позднее вре­мя—и откладывалась снова и снова. Пыл по­следователей Иоахима не уменьшался. Осуж­денные религиозными властями последовате­ли Иоахима — Одухотворенные — стали назы­вать официальную церковь Вавилонской блуд­ницей, а папу — Антихристом и Зверем Апока­липсиса. Они ожидали, что Спаситель выйдет из их собственных рядов, взойдет на папский престол и станет «Ангельским папой», избран­ным Богом, чтобы обратить весь мир к жизни в добровольной бедности. Среди групп внутри этого движения была группа, руководимая Фра Дольчино и состоявшая более чем из тысячи вооруженных людей; вместе с этой группой Фра Дольчино вел войну против армий папы в Северной Италии, пока в конце концов его войско не потерпело поражение и не было разгромлено. Дольчино был сожжен заживо на костре как еретик, но спустя многие го­ды возникли другие группы, заявлявшие, что вдохновляются его учением.

Пляска духа

Совсем другим примером милленаристского движения является культ Пляски духа, воз­никший среди равнинных индейцев Северной Америки в конце XIX в. Пророки проповедо­вали, что произойдет всемирная катастрофа,



Глава 17. Религия


 


возвещающая начало тысячелетия, во время которой бури, смерчи, землетрясения и на­воднения уничтожат всех белых чужеземцев. Индейцы переживут катастрофу и увидят вновь прерии, заполненные стадами бизонов и дру­гой дичи. После катастрофы все этнические различия исчезнут, и любые белые люди, ко­торые приедут в страну, будут жить в друж­бе с индейцами. Ритуалы Пляски духа рас­пространялись от одной общины к другой в указанном регионе, подобно тому как ре­лигиозные культы распространялись от одной деревни к другой в Новой Гвинее в более поздние времена. Ритуалы Пляски духа, вклю­чавшие пение, монотонное повторение слов и вхождение в состояние, подобное трансу, основывались частично на понятиях, возник­ших из контактов с христианской религией, а частично на традиционной Пляске солнца — обряде, который индейцы совершали до по­явления белых4). Культ Пляски духа перестал существовать после массового кровопролития у Вундед-Ни, во время которого белыми сол­датами было убито 370 индейских мужчин, женщин и детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.005 с.)