Типы новых религиозных движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы новых религиозных движений



В своей книге «Элементарные формы но­вой религиозной жизни» Рой Уоллис выска­зал предположение, что новые религиозные движения можно лучше понять, если подраз­делить их на три более крупные категории (Wallis 1984). И хотя предложенной им класси­фикации уже двадцать лет, она по-прежнему представляет собой полезный способ разли­чения среди НРД. Предложенное им деление новых религиозных движений на мироутвер-ждающие, мироотвергающие и миротерпи-


Новые религиозные движения



 


мые основывается на отношении каждой кон­кретной группы НРД к более широкому соци­альному миру.

Мироутверждающие движения

Мироутверждающие движения больше по­хожи на группы «самопомощи» или «терапии», чем на обычные религиозные объединения. Это движения, которые часто не имеют об­рядов, церквей и официальной богословской доктрины и сосредоточивают свое внимание на духовном благополучии своих членов. Как подсказывает само название, мироутвержда­ющие движения не отвергают окружающий мир и его ценности. Напротив, они стремят­ся усилить способность своих последователей действовать и добиваться успеха в этом ми­ре, высвобождая потенциальные возможности человека.

Церковь сайентологии может служить примером подобной группы. Основанная Ла-файетом Роналдом Хаббардом, Церковь сай­ентологии возникла первоначально в Кали­форнии и, разросшись, приобрела большое количество сторонников во многих странах мира. Сайентологи считают, что все люди — духовные существа, но мы пренебрегаем на­шей духовной сущностью. Путем тренировки, которая заставит людей осознать их истинные духовные способности, люди могут вновь об­рести забытые ими сверхъестественные силы, очистить свое сознание и полностью реализо­вать свои потенциальные возможности.

Под категорию мироутверждающих дви­жений подпадают многие разветвления так называемого Движения Нового века. Движе­ние Нового века выросло из контркультуры 19бО-х и 1970-х гг. и охватывает широкий спектр верований, обрядовых действий и жиз­ненных установок. Языческие учения (кель­тов, друидов, индейцев и др.), шаманизм, раз­новидности азиатского мистицизма, уиккские ритуалы3' и медитация дзен-буддистов — вот только некоторые из явлений, которые объеди­няются под названием Движения Нового века. Несмотря на их явный эклектизм, различные

3' Уиккская религиозная секта возникла, по-видимому, в начале XX в. и получила распространение в Велико­британии и США. При значительной разнородности веро­ваний и обрядов последователей секты объединяет вера в магическую силу колдовства и стремление возродить до­христианские обряды, основанные на древнегерманских мифах. Этимология названия секты точно не известна. — Прим. иерее.


формы Движения Нового века объединяют­ся общим взглядом на положение человека и на возможности изменения этого положе­ния. Социолог П. Хилас считает, что Движе­ние Нового века в первую очередь связано с идеей «самодуховности» — с верой в то, что личность священна (Heelas 1996). Груп­пы Движения Нового века поощряют своих последователей вновь обретать свою внутрен­нюю духовность и отказываться от пагубного образа существования — приобретенного по­средством социализации — ради более подо­бающего им истинного бытия.

Одним из главных мероприятий в Дви­жении Нового века в последние три десяти­летия является то, что Пол Хилас называет «духовностью с помощью семинаров». Люди, стремящиеся развить свою духовность и ис­следовать глубины своей натуры, могут делать это в специальных структурированных обсто­ятельствах, отделенных от их повседневных жизни и деятельности. Вот, например, объявле­ние об одном таком курсе, которое было про­цитировано в книге Хиласа (Heelas 1996, 60):

ВОСЬМИДНЕВНЫЙ СЕМИНАР

проводится для того, чтобы помочь Вам

преодолеть барьеры

Испытать то чувство

ЛЮБВИ, СИЛЫ, ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ КОТОРОЕ ДАСТ ВАМ ВОЗМОЖНОСТЬ

1. Осуществить все те личные желания и цели
которые являются неотъемлемой частью Вашей

жизненной перспективы

2. Быть полезным в служении человеческому

сообществу

— отдельным людям, семьям, группам,
организациям, корпорациям и т. д.

— в эпоху социально-экономической
нестабильности и быстрых изменений;

иными словами, быть полезным, способствуя

КРАЙНЕ НЕОБХОДИМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ПЕРЕСТРОЙКЕ

на этой планете

На первый, поверхностный, взгляд ми­стицизм Движения Нового века находится в резком противоречии с современными об­ществами, в которых он широко популярен. Последователи Движения Нового века ищут альтернативные образы жизни, чтобы спра­виться с трудностями нашего времени. Однако по мнению Хиласа, деятельность групп Ново­го века не следует интерпретировать просто как радикальный разрыв с современностью. Ее



Глава 17. Религия


 


следует рассматривать как часть более круп­ной культурной перспективы, которая экзем-плифщирует аспекты мейнстрима — основ­ного направления развития культуры. В совре­менных обществах люди обладают беспреце­дентной степенью автономности и свободы для управления своей собственной жизнью. В этом отношении цели Движения Нового века полностью соответствуют требованиям совре­менного века: людей стимулируют, чтобы они вышли за пределы традиционных ценностей и чаяний и жили активно и сознательно.

Мироотвергающие движения

Мироотвергающие движения, в противопо­ложность движениям мироутверждающим, от­носятся к окружающей действительности рез­ко критически. Они часто требуют от сво­их последователей значительных изменений в образе жизни — от членов движения мо­гут потребовать, например, чтобы они вели аскетическую жизнь, изменили одежду или прическу или следовали определенной диете. Мироотвергающие движения часто носят за­крытый характер, в отличие от мироутвержда-ющих движений, которые обычно являются открытыми для всех. В некоторых мироот-вергающих движениях обнаруживаются чер­ты тоталитарных организаций (см. врезку на с. 314). От их последователей ожидается, что они подчинят свою личную индивидуаль­ность индивидуальности группы, будут следо­вать строгим этическим нормам или правилам и порвут с жизнью окружающего мира.

Большинство мироотвергающих движе­ний предъявляет к своим членам гораздо большие требования с точки зрения времени и обязательств, чем более старые, давно су­ществующие религии. Известно, что в некото­рых группах используется методика «бомбар­дировки любовью», чтобы целиком завоевать преданность людей. Потенциального новооб­ращенного окружают неослабным вниманием и постоянными выражениями любви до тех пор, пока он не будет эмоционально вовлечен в данную группу. Против некоторых новых движений по существу выдвигалось обвине­ние в том, что они «промывают мозги» своим приверженцам — с тем, чтобы приобрести контроль над их умами и отнять у них способ­ность самостоятельно принимать решения.

Многие мироотвергающие секты и куль­ты привлекли к себе пристальное внимание государственных органов, средств массовой


информации и общественности. Некоторые экстремальные случаи мироотвергающих куль­тов вызвали большую обеспокоенность. Так, японская группа Аум Синрикё распространила смертельно ядовитый газ зарин в токийском метро в 1995 г., отравив тысячи утренних пассажиров. В Соединенных Штатах привер­женцы культа Ветвь Давида, базирующегося в городе Вако (штат Техас), вступили в смер­тельное противоборство с федеральными вла­стями США в 1993 г. после того, как им было предъявлено обвинение в жестоком обраще­нии с детьми и в хранении крупных арсеналов оружия.

Миротерпимые движения

Третий тип новых религиозных движений наи­более похож на традиционные религии. Ми­ротерпимые движения обычно делают упор на важность внутренней религиозной жизни по сравнению с более мирскими заботами. Члены подобных групп стремятся восстано­вить духовную чистоту, которая, как они счи­тают, была утрачена традиционными рели­гиями. Если последователи мироотвергающих и мироутверждающих движений нередко ме­няют свой образ жизни в соответствии со сво­ей новой религиозной "деятельностью, многие приверженцы миротерпимых движений про­должают свою повседневную жизнь и карьеру без каких-либо существенных изменений. Од­ним из примеров движения, проповедующего миротерпимость, может служить пятидесятни-чество. Пятидесятники верят в то, что голос Святого Духа можно услышать с помощью лю­дей, обладающих даром «говорить на языках» в состоянии экстаза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.006 с.)