Время, определяемое по часам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Время, определяемое по часам



В современном обществе на разделение дея­тельности по зонам оказывает сильное влия­ние часовое время, т. е. время, определяемое по часам. Без них и точного определения вре­мени деятельности, а тем самым и ее коорди­нации в пространстве, индустриальное обще­ство не могло бы существовать (Mumford 1973). Определение времени по часам теперь стало нормой на всей планете, сделав возможным образование сложных международных систем


транспорта и коммуникаций, от которых мы все теперь зависим. Всемирное декретное вре­мя было впервые введено в 1884 г. на между­народной конференции в Вашингтоне. Тогда весь земной шар был поделен на 24 пояса и соседние пояса различаются на один час. Многие годы они были связаны с местным временем на нулевой долготе, названной Грин­вичским меридианом, так как он проходит через старинную королевскую обсерваторию, расположенную в Гринвиче (Лондон). В 1986 г. понятие среднего времени по Гринвичу заме­нило другое — всеобщее координированное время.



Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь


 


Монастырям XIV в. ввиду их устройства пришлось первыми начать составлять точный график деятельности их обитателей на сутки и на неделю. Теперь фактически нет ни одной группы или организации, которая не дела­ла бы то же самое: чем больше людей и ресур­сов вовлечено в их деятельность, тем точнее должно быть расписание. Эвиатар Зерубавель доказал это, исследовав временную структу­ру большой современной больницы (Zenibavel 1979, 1982). Ей нужно функционировать в те­чение суток, а координация персонала и ре­сурсов является очень сложным делом. Так, сестры работают одно время в палате А, по­том — некоторое время в палате В и т.д., к тому же они вынуждены работать посмен­но днем и ночью. Деятельность медицинских сестер, врачей и остального персонала вкупе с необходимыми им ресурсами должна со­ставлять единое целое как во времени, так и в пространстве.

Общественная жизнь и порядок в пространстве и во времени

Интернет служит еще одним примером того, сколь тесна связь между новыми формами об­щественной жизни и контролем за простран­ством и временем. Новые виды техники, такие как Интернет, сделали возможным, чтобы мы взаимодействовали с людьми в любом уголке планеты, ни разу их не видя или не встречаясь с ними. Такой технический переворот «реор­ганизовал» пространство: нам доступно взаи­модействие с кем угодно, не вставая с кресла. Он также изменил наше восприятие времени, поскольку общение происходит почти неза­медлительно. Примерно пятьдесят лет назад большая часть общения в пространстве тре­бовала длительного времени. Если отправля­ли письмо за границу, возникал временной интервал, пока письмо доставляли морским и наземным путем человеку, которому оно было адресовано.

Разумеется, письма пишут и сегодня, но мгновенная связь стала основной. Без нее на­ша жизнь едва ли вообразима. У нас настолько вошло в привычку, что можно переключить те­левизор и посмотреть новости либо позвонить по телефону и отправить электронное письмо другу, живущему в другой стране, что труд­но представить себе, как иначе бы выглядела жизнь.


Заключение: непреодолимое стремление к близости

В современном обществе, резко отличающем­ся от традиционного, мы постоянно нахо­димся во взаимодействии с людьми, которых можно ни разу не видеть или не встретить. Почти каждый день любое дело, как, напри­мер, покупка бакалейных товаров или опе­рация по банковскому вкладу, вовлекает нас в не прямой, а косвенный контакт с людьми, живущими, по всей вероятности, за тысячи миль от нас. Так, существует международная сеть банков. Любая сумма денег, вложенная вами, составляет малую часть инвестиций, ко­торые банк делает по всему миру. Некото­рые обеспокоены тем, что быстрое развитие средств связи — электронной почты, Интерне­та и торговли по его сети, лишь усилит тенден­цию к взаимодействию косвенным путем. Кое-кто заявляет: наше общество становится «без­молвным» по мере того, как непрерывно рас­тут потенциальные возможности технологии. В такой перспективе люди все больше обре­кают себя на изоляцию, поскольку ускоряется темп жизни; с телевизором и компьютером мы сейчас больше имеем дело, чем с нашими соседями или членами общины.

Раз электронная почта, сообщения по ICQ, дискуссионные группы и чаты в Ин­тернете стали повседневной реальностью для многих людей, населяющих индустриальные страны, то что собой представляют эти вза­имодействия и какие новые сложности воз­никают в связи с ними? По данным прове­денного в 1997 г. исследования британских служащих, почти половина респондентов от­ветила, что Интернет компенсировал потреб­ность в общении лицом к лицу. Треть из них призналась в умышленном использовании Ин­тернета для того, чтобы не было необходимо­сти встречаться с коллегами лицом к лицу. Другие респонденты сообщили, что использо­вание на рабочем месте «горячей» почты — обмена электронными посланиями, оскорби­тельными по содержанию или вызывающими обиду, привело к полному прекращению части служебных отношений. Похоже, открытый ин­терактивной связью простор для неправильно­го понимания, путаницы и оскорбления шире, чем у пользователей более привычными сред­ствами СВЯЗИ:

Проблема заключается в характере челове­ческого общения. Оно представляется нам


Заключение: непреодолимое стремление к близости



 


порождением разума, однако тела выполня­ют его функцию: меняется выражение лиц, голоса модулируют, тела раскачиваются, ру­ки жестикулируют... В Интернете разум при­сутствует, а тело отсутствует. При общении его пользователи получают мало информа­ции о личности и настроении собеседника, могут лишь гадать, зачем посланы сообщения, что они означают, как нужно ответить. Дове­рие улетучивается. В общем, это рискованное дело {Locke 2000).

Многие энтузиасты Интернета с таким мнением не соглашаются. Они приводят до­воды в пользу того, что интерактивная связь, вовсе не будучи безличной, имеет много пре­имуществ, на которые не дано претендовать та­ким привычным средствам связи, как телефон либо встречи лицом к лицу. Например, чело­веческий голос лучше всего выражает эмоции и тонкости смысла, но и дает ту информацию о возрасте, поле, национальности и социаль­ном положении говорящего, которую можно использовать против него. Электронная связь, как отмечается, скрывает все маркеры лич­ностной идентификации и служит тому, что внимание строго фиксируется на содержании сообщения. Это бывает очень полезно жен­щинам и другим, обыкновенно находящимся в неблагоприятном положении группам, чьи взгляды в иной обстановке временами недо­оценивают {Pascoe 2000). Электронный способ взаимодействия часто представляют как сред­ство связи, предоставляющее свободу и пол­номочия, поскольку с его помощью люди сами создают личностную идентичность и говорят откровеннее, чем где-либо еще.

Кто прав в этом споре? Насколько элек­тронная связь способна заменить взаимодей­ствие лицом к лицу? Мало сомнений относи­тельно того, что новые средства связи корен­ным образом меняют способ общения между людьми, между тем, даже когда целесообраз-


нее взаимодействовать косвенным путем, люди все же ценят прямой контакт, и теперь, веро­ятно, — куда больше, нежели раньше. Так, де­ловые люди продолжают посещать заседания, иногда ради них облетая полмира, хотя, кажет­ся, было бы проще и выгоднее вести деловые переговоры посредством видеоконференции или канала связи. Семьи могли бы устраивать «виртуальный» сбор своих членов либо встре­чи по праздникам, пользуясь электронными средствами в «реальном времени», но все по­нимают, что лишились бы теплоты и близости общения лицом к лицу по случаю торжества. Этому явлению нашли объяснение Дейр-дре Боден и Харви Молоч, исследовавшие фе­номен, названный ими потребностью в бли­зости — испытываемую людьми потребность в соприсутствии при встречах друг с другом или во взаимодействии лицом к лицу. По пред­положению Бодена и Молоча, люди выбива­ются из колеи ради того, чтобы участвовать во встречах, поскольку вследствие соображе­ний, документально зафиксированных Гофф-маном при исследовании взаимодействия, си­туации соприсутствия в сравнении с любым способом электронной связи дают им намно­го большую информацию о том, что думают и чувствуют другие, искренни ли они. Лишь реально находясь в присутствии людей, ре­шения которых серьезным образом на нас влияют, мы считаем себя способными понять происходящее и бываем уверены, что можем четко изложить им собственные взгляды и убе­дить их в своей искренности. По словам Бо­дена и Молоча, «от соприсутствия зависит доступность той части тела, которая „никогда не лжет", - глаза есть „зеркало души". Зри­тельный контакт сам сигнализирует о степени близости и доверия; общаясь непосредствен­но, люди следят за малейшими изменениями этого самого чувствительного органа» (Boden andMolotch 1994).


Краткое содержание

1. Социальное взаимодействие представляет собой процесс, посредством которого мы воз­действуем на окружающих и вызываем ответную реакцию с их стороны. Многое из того, что выглядит незначительным в повседневном поведении, при ближайшем рассмотрении оказывается и сложным, и важным аспектом социального взаимодействия. Примером служит пристальный взгляд, обращенный на других людей. Уставиться на кого-то зна­чит дать повод принять это как знак враждебности или — в некоторых ситуациях — и любви. Исследование социального взаимодействия — совершенно необходимая область социологии, занимающаяся объяснением многих аспектов общественной жизни.

4 Социология


98 Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь

2. Изучение взаимодействия лицом к лицу, как правило, именуют микросоциологией, про­
тивопоставляя ее макросоциологии, предмет исследования которой охватывает боль­
шие группы, институты и социальные системы. Когда проводится конкретный ана­
лиз, то фактически его микро- и макроуровни бывают тесно связанными и взаимо­
дополняющими.

3. С помощью понятия невербального общения описывают обмен информацией и передачу
смысла мимикой, жестами и телодвижениями. Лицу человек придает самое разное вы­
ражение, о чем сообщает другим. Широко распространено убеждение в том, что мимике
в основном свойственны врожденные особенности. Сравнительные культурологические
исследования выявляют у носителей разных культур очень большое сходство в мимике
и интерпретации эмоций, запечатленных на лице. Еще «лицо» понимают в более широком
смысле, подразумевающем уважение, проявляемое к человеку со стороны других людей.
Обычно при общении с ними мы заботимся о том, чтобы «сохранить лицо», т. е. не потерять
самоуважение.

4. Невербальное общение имеет тендерный аспект. При повседневном взаимодействии неко­
торые жесты и мимика — зрительный контакт и пристальный взгляд — устанавливаются
и воспринимаются по-разному женщинами и мужчинами.

5. Исследование обычной беседы и разговора стали обозначать термином этнометодологии,
придуманным Гарольдом Гарфинкелем. Этнометодология занята анализом тех способов,
которые мы, хотя обычно и принимаем на веру, но зато практично используем для
того, чтобы понять, что подразумевается сказанным и сделанным другими. Повседневные
разговоры в своей массе очень сложны и ведутся с расчетом на общие для их участников
представления. Когда неариткулированные правила беседы намеренно либо случайно
нарушены, люди зачастую огорчаются и испытывают неуверенность.

6. Многое можно узнать о характере беседы из «реакций-восклицаний» и оговорок (не­
правильно произнесенных или употребленных слов и фраз). Оговорки часто бывают
комичными и психологически действительно тесно связаны с остротами и шутками.

7. Нефокусированное взаимодействие предполагает осведомленность людей о присутствии
друг друга при большом скоплении народа и отсутствии прямого словесного контакта
между ними. Фокусированное взаимодействие, которое поддается делению на отдельные
встречи или эпизоды, имеет место, когда двое или больше людей уделяют внимание
сказанному и сделанному другим человеком или другими людьми.

8. Зачастую социальное взаимодействие можно изучать путем истолкования, применив
драматургическую модель, т. е. изучать социальное взаимодействие, как если бы его
участники были актерами, выступающими на сцене в каком-либо составе и с использова­
нием реквизита. В разных контекстах общественной жизни, как в театре, есть стремление
устанавливать четкие границы между передним планом (самой сценой) и задним планом,
где актеры готовятся к спектаклю и затем отдыхают.

9. С помощью понятия личного пространства описывают расстояние, сохраняющееся между
участниками социального взаимодействия. Представления о личном пространстве неоди­
наковы в разных культурах.

 

10. Любое социальное взаимодействие происходит во времени и в пространстве. Можно
исследовать рассредоточение повседневной жизни по пространственно-временным «зо­
нам», рассматривая, как та или иная деятельность осуществляется в определенное время
и в то же самое время предполагает перемещение в пространстве.

11. Современное общество главным образом отличает общение в косвенных, безличных фор­
мах, которым не достает соприсутствия. Этот недостаток влечет за собой то, что было
названо непреодолимым стремлением к близости, — стремление к личной встрече всякий
раз, когда она возможна. В сравнении с косвенными формами общения ситуации сопри­
сутствия дают намного более содержательную информацию о том, что думают и чувствуют
люди, насколько они искренни.


Заключение: непреодолимое стремление к близости. 99

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Стала ли бы возможной общественная жизнь, не будь фоновых допущений, принятых
всеми членами общества?

2. Насколько суждения туриста о маленьком или большом городе, где вы живете, могли бы
отличаться от ваших личных?

3. В какой мере студенческая аудитория проявила бы терпимость к манере «вандализма
взаимодействия»?

4. Как вы «выражаете свое доверие»?

5. Какими уловками пользуются женщины в баре или кафе, желая дать понять, чтобы их
оставили в покое?

6. Способна ли электронная связь заменить общение лицом к лицу?

Дополнительная литература

Berger Peter and Luckmami Thomas. The The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1966.

Cohen Stanley and Taylor Laurie. Escape Attempts: The Theory and Practice of Resistance to Everyday Life. 2nd edn. London: Routledge, 1995.

Coffman Eiving. Behaviour in Public Places. N. Y.: Free Press, 1963-

Gqffman Eiving. The Presentation of the Self in Everyday Life. Harmondsworth: Penguin, 1969.

Manning Phil. Erving Goffman and Modern Sociology. Cambridge: Polity, 1992.

Интернет-линки

Elhno/CA News (онлайновый ресурс по этнометодологии и разговорному анализу) http://www.pscw. uva.nL/emca/bib90's.htm

Общество исследователей символического интеракционизма http://sun.soci.niu.edu/~sssi



ГЛАВА

ГЕНДЕР И СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Что значит быть мужчиной? Что значит быть женщиной? Можно подумать, что быть мужчиной или женщиной связано в конечном счете с полом того физического тела, с кото­рым мы родились. Однако, как и во многих других вопросах, представляющих интерес для социологии, природа мужского или женского начал не так легко поддается классификации. Например, некоторые уверены, что они ро­дились в неправильных телах, и добиваются того, чтобы «поставить все на свое место», сменив свой пол хотя бы на часть жизни.

История Джанин Ньюхэм и Дэвида Уилли-са похожа на истории многих транссексуалов, которые подверглись операции по изменению пола, чтобы стать теми людьми, которыми они себя ощущают. От всех других эту историю отличает то, что речь идет о первой женатой паре транссексуалов в Великобритании.

Джанин родилась мальчиком, но с ран­них лет испытывала смущавшее ее желание быть девочкой. С годами она чувствовала все большее отчуждение от своего тела. Она жени­лась и стала отцом двух детей, но ощущение того, что она заперта в чужом теле, не прохо­дило. Дэвид родился девочкой, но все детство испытывал чувство, что в глубине души он мужчина. Как он сейчас вспоминает, потеря ориентации была столь сильной, что иног­да ему хотелось избавиться от тела вообще. В конце концов, для того, чтобы исправить то, что Джанин назвала «страшной ошибкой природы», и Джанин и Дэвид добились опера­ции по перемене пола, которая представляет собой длительный процесс, включающий ле­чение гормонами и хирургическое вмешатель­ство (Neustatter 1999).

Джанин и Дэвид встретились в организа­ции, которая борется за права транссексуалов. Через какое-то время между ними возникли серьезные отношения. Однако, решив узако-


нить свой союз и пожениться, они обнару­жили, что по британским законам не могут назвать себя мужем и женой, так как пере­менили пол. С точки зрения закона о браке пол, указанный в их свидетельствах о рожде­нии, рассматривался как официальный. Джа­нин и Дэвид смогли пожениться в Дании, где измененный пол не является препятстви­ем для традиционной свадебной церемонии. Хотя в случае изменения пола британское законодательство разрешает исправить почти все документы и удостоверения личности, оно не допускает внесения изменений в тот един­ственный документ, который является главным для полного законного признания изменив­шегося статуса индивида, — в свидетельство о рождении. Многие транссексуалы рассмат­ривают это как нарушение основных прав человека.

Для большинства из нас стало немалым потрясением, что личность, которая была «он», может стать «она», поскольку различия полов имеют в нашей жизни очень большое значе­ние. Обычно мы даже не замечаем этого -именно потому, что эти различия столь глу­бокие и всепроникающие. Они укоренились в нас с самого рождения. Наши представле­ния об отличительных чертах полов, а также о сексуальных отношениях и связанных с ни­ми отклонениях формируются столь рано, что, становясь взрослыми, мы воспринимаем их как данное. Но тендер не просто существу­ет; как говорят некоторые социологи, мы все «создаем тендер» в наших ежедневных соци­альных взаимодействиях с другими. После из­менения статуса транссексуалы вроде Джанин и Дэвида должны учиться тому, как создавать тендер в повседневной жизни. От тембра голо­са до жестов, движений и манеры поведения все стороны нашего существования гендерно окрашены. Мы социально воспроизводим —


Гендерные различия



 


создаем и переделываем — гендер в тысячах мелких действий в течение дня.

История Джанин и Дэвида затрагивает проблему, часто обсуждающуюся в социологии тендера и сексуальности. В вопросе о степени, до которой врожденные биологические ха­рактеристики оказывают устойчивое влияние на наши гендерные особенности и сексуальное поведение, мнения ученых разделились. В этой главе мы рассмотрим природу сексуального поведения человека, а также проанализируем сложный характер сексуальности — харак­терных черт сексуального поведения челове­ка—и сексуальных различий. В современных обществах сексуальная жизнь, как и многое другое, претерпевает важные изменения, влия­ющие на эмоциональную жизнь большинства из нас. Мы разберемся в том, что представля­ют собой эти изменения, и попробуем в конце главы объяснить их более широкое значение.

Однако начнем мы с рассмотрения неко­торых методов, с помощью которых ученые пытались объяснить различия между мужчи­нами и женщинами. Поскольку половые раз­личия тесно связаны с вопросами неравен­ства и власти в обществах, они представля­ют большой интерес для социологов. Резкие изменения, начало которым положило жен­ское движение в 1970-х гг., стимулировали новые попытки понять, каким образом в на­ших обществах возникают, поддерживаются и трансформируются гендерные характери­стики и различия. Изучение пола и сексуаль­ности — одно из самых бурно развивающихся и наиболее интересных направлений в совре­менной социологии.

Гендерные различия

Сначала попытаемся понять происхождение различий между мужчинами и женщинами. Для того, чтобы объяснить формирование ген-дерных различий и основанных на этих раз­личиях социальных ролей, были предложе­ны совершенно противоположные подходы. По существу, спор идет о том, какую роль в этом играет обучение, — при анализе ген-дерных различий одни ученые больше, чем другие, выделяют влияние общества.

Прежде чем дать обзор конкурирующих подходов, необходимо определить важное раз­личие между полом и тендером. Вообще го­воря, социологи используют термин пол для


обозначения анатомических и физиологиче­ских различий, определяющих тела мужчин и женщин. Напротив, гендер характеризует психологические, социальные и культурные различия между мужчинами и женщинами. Гендер связан с социологическими понятиями мужественности и женственности и не обя­зательно является непосредственным продук­том биологического пола индивида. Различие между полом и тендером является фундамен­тальным, поскольку многие различия между мужчинами и женщинами не являются биоло­гическими по своей природе.

Социологические интерпретации гендер-ных различий и неравенств резко расходятся именно в вопросе о поле и тендере. Ниже будут рассмотрены три широких подхода. Во-первых, мы изложим доводы в пользу биологи­ческой основы различий в поведении мужчин и женщин. Затем обратимся к теориям, в кото­рых центральную роль играет социализация и обучение тендерным ролям. Наконец, мы рассмотрим идеи тех ученых, которые счита­ют, что и гендер, и пол не имеют биологиче­ской основы, а являются полностью социально выстроенными понятиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.03 с.)