Влияние глобализации на нашу жизнь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние глобализации на нашу жизнь



Хотя глобализацию часто ассоциируют с пе­ременами в «больших» системах, таких как мировые финансовые рынки, производство и торговля, телекоммуникации, ее воздействие ощущается не менее остро и в области повсе­дневной жизни. Глобализация — это не просто ♦что-то там такое», происходящее далеко от нас и потому не оказывающее никакого влияния на уровне обыденного существования — она происходит именно «здесь, на нашей улице», воздействуя на частную жизнь каждого из нас множеством разных способов. И существова­ние наше с неизбежностью меняется под ее воздействием, по мере того как она вторгается в окружающую нас действительность, в на­ши дома и наши сообщества — вторгается не только обезличенно, через средства мас­совой информации, Интернет и масскультуру,


но и путем персональных контактов с пред­ставителями других стран и культур.

Глобализация фундаментальным образом изменяет саму природу нашего повседневного бытия. Как следствие глубоких трансформа­ций, меняющих облик тех сообществ, к ко­торым мы принадлежим, теряют актуальность институты, бывшие когда-то их основой. А это, в свою очередь, вызывает необходимость в пе­ресмотре наших взглядов на определенные аспекты частной жизни, к которым относят­ся вопросы семьи, пола, сексуальности, са­моидентификации, личных взаимоотношений и отношения к работе. То, как мы воспри­нимаем самих себя и наши связи с другими, меняется в результате глобализации самым су­щественным образом.

Рост индивидуализма

В наше время каждый имеет гораздо больше возможностей строить собственную жизнь так, как ему хочется, чем это могли себе позволить предыдущие поколения. В прошлом тради­ции и обычаи оказывали сильнейшее влияние на жизнь людей. Такие факторы, как принад­лежность к определенному социальному клас­су, полу, национальности и даже религиозной конфессии, могли закрыть перед человеком один путь и открыть другой. Молодому чело­веку, являвшемуся старшим сыном портного, практически наверняка было суждено освоить ремесло своего отца и посвятить ему всю свою жизнь. Традиция предписывала женщине зани­маться домашним хозяйством, в значительной степени отождествляя ее жизнь с жизнью ее мужа или отца. В то время индивидуальность человека формировалась в контексте того со­общества, которому он принадлежал от рожде­ния. Превалирующие ценности, бытовой уклад и этические воззрения, существовавшие в этом сообществе, служили достаточно жесткими на­правляющими, которые и определяли образ жизни его членов.

В условиях глобализации, однако, мы на­блюдаем сдвиг в сторону нового индивидуа-лиша, который подталкивает людей к само­стоятельному созданию своего «я» и выраже­нию собственной индивидуальности. Власть традиций и установившихся ценностей осла­бевает, по мере того как местные сообщества начинают все больше взаимодействовать с но­вым мировым порядком. «Социальные кодек­сы», много лет служившие указанием в вы-


Влияние глобализации на нашу жизнь



Сохраняя равновесие между работой и семьей


Сколько часов в неделю проводили на рабо­те ваши родители в то время, когда вы росли? Насколько сильно влияла их занятость на то, как вы или ваши братья и сестры воспитыва­лись в детстве? Какую часть времени в будущем вы планируете отводить семье и какую — своим профессиональным интересам? Одним из послед­ствий глобализации для Великобритании стало увеличение количества часов, проводимых лю­дьми каждую неделю на работе. В среднем, для наемных работников в Соединенном Королевстве этот показатель сейчас оказывается выше, чем в любой другой европейской стране. К тому же, по сравнению с 80-ми гг. прошлого века, у них еще и сократилась продолжительность отпусков. Но что еще более важно — это существенный рост доли женщин-матерей, работающих на пол­ную ставку, по сравнению с послевоенными го­дами. Если рассматривать все эти факторы в со­вокупности, то вывод напрашивается сам собой: сегодня у родителей остается гораздо меньше времени, которое можно провести со своими детьми, чем 20-30 лет назад. В результате все больше детей отдаются на попечение специали­стов в рамках программ по работе с детьми — и все сильнее чувствуется, по мнению многих, напряжение и стресс во внутрисемейных отно­шениях, по мере того как'традиционные роди­тельские обязанности перекладываются на плечи чужих людей.

В одной из своих последних книг, «The Time Bind» (1997), американский социолог Арли Хокшилд (Artie Hochschild) предположила, что эти изменения могут быть напрямую связаны с глобализацией. Некоторые работодатели в от­вет на все возрастающее давление глобальной конкуренции стараются заставить своих работ-


ников проводить больше времени в офисе или на предприятии и тем самым повысить уро­вень производительности. Но почему сотрудни­ки предприятий сознательно идут на это и со­глашаются работать значительно больше поло­женных сорока часов в неделю, если никто не обещает им прибавки к жалованию; когда они знают, что такая ситуация приведет к на­рушению семейной жизни; и если учесть, что в наш век компьютеризации эффективность от­дачи каждого сотрудника и так уже увеличи­лась многократно? Разве не должен технологи­ческий прогресс способствовать росту свобод­ного времени работника, которое он мог посвя­тить своей семье, вместо того чтобы это вре­мя отнимать? Хокшилд в ответ на эти вопросы указывает, что многие работодатели использу­ют для достижения своей цели определенную силу сложившихся в организации неписанных правил «рабочего места». Новые сотрудники вы­нужденно становятся носителями корпоратив­ной культуры, в которой внеурочная работа рассматривается как признак профессионализ­ма и преданности делу.

Хотя глобализация не обошла ни одну стра­ну, все же ее влияние на продолжительность ра­бочего дня было неравномерным в разных точках мира. В Великобритании и США тенденция уве­личивать время, проводимое на рабочем месте, продолжает набирать силу. И, напротив, во Фран­ции и Германии рабочие — иногда при помощи профсоюзов, иногда напрямую через кабинки голосования — отказываются потакать корпо­ративным требованиям подобного рода и даже пытаются добиться у работодателей сокращения рабочей недели и увеличения числа выходных и праздничных дней.


 


боре человеком жизненного пути, стали го­раздо мягче. Сегодня старший сын портно­го, строя свое будущее, имеет возможность выбирать из множества профессий; женщи­ны больше не привязаны к домашнему оча­гу; и исчезли многие другие указатели, за­дававшие в прошлом направление человече­ской жизни. Традиционные рамки, ограничи­вающие индивидуальные особенности, исче­зают, и на их место приходят новые прин­ципы формирования личности. Глобализация заставляет людей жить более открыто и гибко. Это означает, что мы постоянно реагируем на изменения в окружающем нас мире, ме­няясь сами; как индивидуумы, мы развиваем-


ся вместе с более широкой средой окруже­ния и одновременно внутри нее. Даже самые незначительные решения, принимаемые на­ми повседневно, — что одеть, где отдохнуть, как поддерживать здоровье — оказываются неотъемлемой частью постоянного процесса создания и трансформации наших индиви­дуальностей.

Подход к вопросам занятости

Работа является главной частью жизни многих людей — как всей в целом, так и повседневной. Хотя мы можем считать работу «неприятной обязанностью» или «неизбежным злом», тем


3 Социология



Глава 3. Меняющийся мир


 


не менее невозможно отрицать, что она слу­жит ключевой составляющей нашей жизни. Мы проводим огромное количество времени «работая» или «на работе» и отдаем себе отчет в том, что многие стороны нашей жизни — начиная кругом друзей и заканчивая проведе­нием отпуска — оказываются так или иначе связанными с нашей работой.

Глобализация послужила причиной зна­чительных преобразований в области профес­сиональной деятельности, о чем будет подроб­но рассказано в главе 13 («Труд и экономи­ческая жизнь»). Новые тенденции в между­народной торговле и переход к информаци­онной экономике оказали серьезное воздей­ствие на устоявшиеся формы занятости. Мно­гие традиционные отрасли промышленности становятся морально устаревшими в результа­те появления новых технологий, или же теря­ют свою долю рынка в конкурентной борьбе с зарубежными производителями, чьи затраты оказываются существенно ниже, чем у инду­стриальных держав. Международная торгов­ля и внедрение новых технологий в значи­тельной степени повлияли на представите­лей целого ряда традиционных профессий и привели к тому, что многие промышленные рабочие оказались сокращенными, не имея при этом специальных навыков, необходимых для трудоустройства в условиях экономики информационного типа. Промышленные цен­тральные графства Великобритании и уголь­ные районы Уэльса, например, сейчас стоят перед лицом новых социальных проблем (за­тяжная безработица, растущий уровень пре­ступности и т.д.), вызванных экономической глобализацией.

Если в свое время рабочая жизнь че­ловека была, как правило, связана с одним работодателем на протяжении нескольких де­сятилетий — так называемая «работа на всю жизнь», — то теперь гораздо большее число индивидуумов стремится делать свою карьеру, намечая цели и стараясь достичь их, что мо­жет иной раз требовать неоднократной смены работы, овладения новыми навыками и знани­ями и применения их в иной профессиональ­ной среде. Стандартные принципы полной занятости уступают место более гибким до­говоренностям: теперь можно работать дома, используя для связи достижения информаци­онных технологий; работать на разделенной ставке; выполнять одноразовые консалтинго-


вые проекты; устанавливать гибкий график и т.д. (Beck 1992).

Женщины тоже стали сегодня рабочей си­лой, что повлекло за собой изменения в част­ной жизни обоих полов. Широкие профес­сиональные и образовательные возможности, открывшиеся перед женщинами, привели мно­гих из них к решению повременить с замуже­ством и детьми до начала карьеры. К тому же женщины теперь чаще и быстрее возвраща­ются после родов к работе, вместо того чтобы нянчится с ребенком, как в старые времена. Эти перемены требуют внесения серьезных коррективов в семейную жизнь и нового под­хода к вопросу о разделении труда; заставляют пересмотреть взгляд на роль мужчины в вос­питании ребенка и приводят к возникновению более «семейно ориентированной» политики найма на работу, учитывающей потребности семей, в которых «работают оба».

Масскультура

Культурные аспекты глобализации привлека­ют всеобщее внимание. Образы, идеи, товары и стили распространяются сегодня по всему миру гораздо быстрее, чем в прошлые деся­тилетия. Торговля, развитие информационных технологий, международные средства массо­вой информации и миграция в глобальных масштабах — все это способствует свободному перемещению культуры через границы наци­ональных государств. Многие считают, что мы сейчас живем в условиях доминирования еди­ной информационной системы — огромной мировой сети, в которой большие объемы ин­формации могут использоваться всеми прак­тически одновременно (см. главу 15 «Сред­ства массовой информации и коммуникация»). Проиллюстрируем это простым примером.

Вы смотрели фильм «Титаник»? Почти наверняка да. По некоторым оценкам, этот фильм в кинотеатрах или на видеокассетах видели сотни миллионов людей во всем мире. Снятая в 1997 г. и рассказывающая о моло­дых людях, полюбивших друг друга на борту обреченного океанского лайнера, эта карти­на стала одной из самых популярных за всю историю кино. «Титаник» побил все рекорды билетных продаж, собрав более 1,8 млрд долл. США от проката в 55 разных странах. Ко­гда в некоторых из них «Титаник» появился впервые на широком экране, сотни людей вы­страивались в очередь за билетами, и аншлаг


Глобализация и новые опасности



 


следовал за аншлагом. Фильм оказался попу­лярен среди всех возрастных групп, но осо­бенно — у девушек подросткового возраста, которые ходили на этот фильм по нескольку раз. Карьера и будущее звезд «Титаника», Лео­нарда Ди Каприо и Кейт Уинслет, радикально изменились после съемок в этой картине — из едва известных актеров они превратились в мировых знаменитостей. «Титаник» оказал­ся одним из немногих продуктов культуры, которым удалось преодолеть государственные границы и стать подлинно транснациональ­ным явлением.

Чем можно объяснить такую невероят­ную популярность «Титаника»? И что может его успех сказать о природе глобализации? С одной стороны, этот фильм стал хитом по вполне прозаической причине: в нем со­единились простая сюжетная линия (роман, разворачивающийся на фоне трагедии) и хо­рошо известное историческое событие — ги­бель «Титаника» в 1912 г., унесшая жизни более 1 600 пассажиров. Не говоря о том, что у этой картины был огромный бюджет, значительная часть которого была потрачена на скрупулез­ное воспроизведение деталей и самые совре­менные спецэффекты.

Но другая причина кроется в том, что «Титаник» отражал определенный набор взгля­дов и ценностей, разделяемых широкой ауди­торией во всем мире. Одна из центральных тем фильма — возможность романтической любви вопреки классовым различиям и се­мейным традициям. Хотя в большинстве за­падных стран такие идеи являются общепри­нятыми, в других частях света они еще толь­ко начинают обретать право на существо­вание. Успех «Титаника» говорит о том, что даже в тех странах, где традиционные ценно­сти почитаются по-прежнему, сегодня замет­но изменяется отношение к вопросам личной жизни и брака. Но в то же время, наряду с другими западными фильмами, «Титаник» сан способствует этим переменам. Сделан­ные на Западе фильмы и телевизионные про­граммы, превалирующие в мировом инфор­мационном пространстве, неизбежно пропа­гандируют такие политические, социальные и экономические идеи, которые присущи за­падному мировоззрению. Некоторые выска­зывают опасения, что глобализация приведет к такой «глобальной культуре», в которой наи­более богатые и влиятельные носители куль­турных ценностей — голливудские кинопроиз-


водители в данном случае — будут подавлять местные обычаи и традиции. Согласно такой трактовке, глобализация превращается в од­ну из форм «культурного империализма», при котором ценности, стили и системы взглядов западного мира будут насаждаться настолько агрессивно, что просто задушат национальные культуры.

Другие же, наоборот, связывают глоба­лизацию с ростом дифференциации культур­ных традиций и форм. По их мнению, вовсе не однородностью характеризуется современ­ное мировое сообщество, а огромным чис­лом различных культур, существующих бок о бок друг с другом. Местные традиции в со­четании с целым сонмом других культурных форм предлагают человеку на выбор столь­ко возможных стилей жизни, что порой даже ставят его в тупик. Не однообразную глобаль­ную культуру, но разделение культурных форм видим мы сегодня (Baudrillard 1988). Усто­явшиеся особенности и жизненные уклады местных сообществ и культур уступают место новым формам «гибридной самоидентифика­ции», включающим элементы из разных, под­час противоположных культурных источников (S.Hall 1992). Так, черный горожанин из Юж­ной Африки может по-прежнему находиться под сильным влиянием своих племенных тра­диций и в то же время придерживаться кос­мополитических стилей и вкусов — в одежде, отдыхе, увлечениях и т.д., — выработанных в ходе процесса глобализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.016 с.)