Урок с групповыми формами работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок с групповыми формами работы.



Несколько лет я вела у себя на уроках маленький эксперимент. Так вот, при строгом индивидуальном под­ходе и дифференциации заданий в зависимости от ода­ренности, прилежания, подготовленности учеников мож­но добиться исчезновения не только «двоек», но и «троек». И самое главное — у детей появляется уверенность в себе, чувство собственного достоинства, наконец.

Когда дети только начинают учить иностранный язык, то всем им одинаково интересно и достаточно легко учить­ся. Затем постепенно материал усложняется, и часть ре­бят не тянет. Это обычно болезненные, недостаточно раз­витые дети. Что же, приклеить им ярлык кретинов, не обращать на них внимания и работать только с сильны­ми? И вот я уже несколько лет подряд нагружаю разных учеников по-разному. Одни у меня хорошо говорят, дру­гие хорошо читают, третьи хорошо переводят. Каждому есть в чем отличиться. Самое интересное происходит по­том, когда на каком-то этапе читающие и переводящие вдруг на удивление себе начинают и говорить неплохо. Так я поняла, что требовать от всех одинаково на всех этапах не просто нереально, но и безнравственно по от­ношению к ребенку.

Урок творчества. «Исчезнувшие слова», или кол­лективное и творческое восприятие стихов.

Юрий Ильич: «Теперь, ребята, когда вы научились играть, досочинять стихи, я дам вам новое задание. Ког­да-то я записал чернилами три маленьких стихотворе­ния Владимира Орлова. Вы помните, мы читали стихи «Ворона» и «Белые стихи о черном пуделе». Так вот, страничка, на которой были записаны три стихотворе­ния, лежала на подоконнике. Когда пошел дождь, неко­торые слова размыло. Давайте попробуем восстановить


 




исчезнувшее. Для этого вы должны не просто подобрать подходящие по смыслу слова, не просто описать стихот­ворение, а постараться почувствовать, что хотел выра­зить автор, и найти слова, которые именно это выража­ют. Конечно, задание трудное, но я немножко помню эти стихи и буду вам помогать.

Итак, слушайте! Первое стихотворение называется «Желтые...», а дальше слово размыто.

За окном ветерок веселится:

То попрыгает, то притаится.

И листочки бегут по дорожке,

Словно желтые...

Вова: «Цыплята!»

Педагог: «Ребята, похожи осенние листочки на цып­лят?»

Дети: «Да».

Митя: «Только нескладно получилось».

Педагог: «То, что нескладно, не так страшно. Это мы могли бы подправить. Ну-ка, давайте расскажем это сти­хотворение хлопками, а потом попробуем придумать пос­леднюю строчку про цыплят».

Дети передают ритм стихотворения хлопками:

(Напомню, ударный слог мы обозначаем как V, безу­дарный — как —.)

Педагог:

И листочки бегут по дорожке,

Как цыплятаV -------------- V —.

Оля: «Как цыплята к зерну или крошке!»

Педагог: «Молодец, Оля. Складно вышло? (Все со­гласны.) А как вы считаете, хорошее ли получилось сти­хотворение?»

Вова, Митя, Гена: «Да».

Инна: «Не очень. Обыкновенное стихотворение».

Егор: «Я думаю, Владимир Орлов не так написал».

Инна: «В этом стихотворении нет ничего неожидан­ного».


Педагог: «Пожалуй, Инна и Егор правы. И еще мне кажется, что если бы последняя строчка была такой, как придумала Оля, то первые две только мешали бы. Послу­шайте-ка, зачем нужны первые строчки про ветерок, ко­торый (подчеркивает голосом) то попрыгает, то притаит­ся, если и без этого получается хорошее двустишие:

Вот листочки бегут по дорожке,

Как цыплята к зерну или крошке.

Согласны?»

Дети: «Да».

Гена: «А можно так:

Вот листочки бегут по дорожке,

Словно желтые сороконожки».

Педагог: «Как вы думаете, у поэта было так?»

Оля: «Я думаю, что не так».

Педагог: «Почему?»

Оля: «Опять не очень интересно подучилось. И не похожи листочки на сороконожек».

Егор: «И первые строчки не нужны».

Педагог: «А как вы думаете, зачем автор написал, что ветерок «то прыгает, то притаится»? Разве он не мог сказать попроще: то подует, то притихнет? А вы попробуйте себе представить: то попрыгает, то прита­ится. На что же это похоже?»

Митя: «На кошку!»

Оля: «Я догадалась:

И листочки бегут по дорожке,

Словно желтые птички от кошки.

Педагог: «А может быть, у автора было еще не так? Точнее?»

Егор: «Я знаю, как это было. Я точно догадался:

За окном ветерок веселится:

То попрыгает, то притаится.

И листочки бегут по дорожке,

Словно желтые мышки от кошки».

Педагог: «Чувствуете, ребята, что Егор прав? Теперь все точно. Нравится вам это стихотворение?»

Дети: «Да! Оно веселое и доброе».

Педагог: «Спасибо. Я чувствую, что вы поможете мне восстановить и второе стихотворение, называется оно «Перед зимой»:


Зябнет липа За окошком, Выпал иней Поутру. Машет маленькой

— V —

Желтый листик На ветру. Перед самою Зимой

Он — V -----------

V».

(Дети, конечно, догадались, что Юрий Ильич пропус­тил слова: «ладошкой», «прощается со мной». Понятно, наверное, и то, как помочь ребятам угадать эти слова.)

Оля: «Они все улыбчивые».

Педагог: «И верно, улыбчивые».

А теперь послушайте сказку без названия. Это очень короткая сказочка. Ее написал Геннадий Цыферов.

«Встал журавлик на одну ножку. И так стоял. Дол­го, долго...

А потом...»

Как бы вы закончили предложение, чтобы получи­лась интересная сказка, тоже добрая и улыбчивая?

Гена: «А потом уснул».

Педагог: «Может быть...»

Игорь Фомич, отец Егора, просит слова и предлагает:-«А потом поджал и эту ножку и упал».

Дети сначала рассмеялись, но потом Егор сказал, что это вышла не добрая сказка, и все согласились.

Митя: «А потом пошел».

Педагог: «Вам нравится, как Митя закончил сказку? (Дети неопределенно пожимают плечами.) А ведь автор ска­зал в конце тоже самое. Сказал то же самое, но не так!

Послушайте, сравните и обратите внимание на то, как много зависит от того, как скажешь:

Встал журавлик на одну ножку.

И так стоял. Долго, долго...

А потом вспомнил, что есть втораяи пошел».

И ребята, и родители смеются. И хотя никто из них не нашел точного завершения сказки, но усилия, затра-


ченные на поиск, не пропали зря: теперь все оценили находку писателя, лучше поняли сказочника, проник­лись к нему симпатией и сами испытали эту радость. Урок поэзии продолжается...

Урок-дискуссия (форма обучения).

На уроке истории спор ведут сторонники «Русской правды» Пестеля и сторонники Северного общества, ко­торые убеждают соперников, что конституция Муравьева лучше.

— Мы считаем, что некоторые взгляды Пестеля были попросту утопией, — сказал Ренат.

— А мы так не считаем, — возразила Оля. — Полное уничтожение сословий, равенство всех перед законом — разве это утопия?

— Равенство всех? — Ренат стремительно вскочил с места. — И это в начале прошлого века? Нет, ты не права. Пестель перешагивал через целую ступень в раз­витии общества. Вот почему он утопист.

Наконец, после бурных дебатов Наталья Кирилловна спросила:

— А что все-таки общего между программами Южно­
го и Северного общества?

На минуту все притихли. А потом, забыв о споре, дружно стали выкрикивать:

— Отмена крепостного права!

— Уничтожение самодержавия!

Ребята сидят группами, никто не стоит у доски пону­рив голову.

А теперь о группах. В нашем классе их было шесть. В каждой — пять-шесть ребят. Не больше. Если больше — группа распадается, а если меньше трех — это уже не группа. Все проверено опытом. Учитель вместе с кон­сультантами загодя продумывает задания, а потом четко их разъясняет — и результаты отличные. Если же учи­тель не контролирует группу, результаты неважные. Груп­па — своеобразный барометр труда педагога.

Вернемся в класс. Что же было дальше? А вот что. В конце урока попросили слова шестеро учеников. Это так называемые консультанты, то есть старшие групп. Они назвали оценки, которые, по их мнению, заслужили ре-

16. Зак. 199 481


бята. Оценки были объективными. Обошлось без «тро­ек», но и «пятерки» получили далеко не все. Каждая отметка довольно убедительно обосновывалась: «Оля хо­рошо отвечала. Заслужила «пятерку», «Миша был менее активен, чем в прошлый раз. Ему — "четыре"».

Кто такие консультанты? Их выбрали сами ребята. Выбрали тех, кто в первую очередь пользуется у них авторитетом, ну и, конечно же, хорошо учится (не обя­зательно отличник). Консультант направляет работу своей группы, следит за тем, чтобы все хорошенько готовились к занятиям, чтобы, наконец, никто не отмалчивался на уроке.

Урок-соревнование.

Урок физики. Цель урока — закрепление умений ре­шать задачи разных типов.

Заранее формируются команды и жюри. Жюри под­бирает задачи, готовит оборудование для постановки эк­спериментальных задач и материал для кратких сообще­ний по теме.

Начинается урок с одного такого сообщения (делает член жюри); затем — разминка (решение командами ка­чественных задач; демонстрируется опыт — требуется его объяснение); далее конкурс капитанов (решение экспери­ментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом конкурс команд: самостоятельное, на время решение расчетных задач.

Завершается урок подведением итогов и объявлением команды- победительницы.

Устный журнал.

Учащиеся получают задание подготовить сообщение об отдельных писателях определенного периода. На дос­ке — портреты писателей. Все учащиеся обязаны писать конспект. Докладчики сидят за первыми партами, спра­ва находятся оппоненты.

1-я страница. Гумилев. Ученица кратко рассказы­вает о его биографии, дает анализ его творчества. В ходе ее рассказа встают отдельные ученики, получив­шие предварительные задания, и читают стихи. Затем


выступает другой докладчик и читает отрывок из воспо­минаний о Гумилеве, демонстрируются фотографии, до­кументы.

Оппоненты задают вопросы и уточняют отдельные факты.

Вопросы могут задавать все учащиеся. Ученики узна­ют, что Гумилев был первоклассным переводчиком, авто­ром пьес, почерпывают интересные сведения о личной жизни Гумилева, об отношениях с Анной Ахматовой, о последних годах жизни и трагической смерти.

2-я страница. Клюев.

3-я страница. Соловьев.

После — дополнения оппонентов и отдельных уча­щихся.

Учитель оставляет 10 минут для беседы с классом, спрашивает тех или иных учеников, что они узнали об этих писателях, просит прочитать свои конспекты, выс­тавляет оценки докладчикам и отвечавшим с мест.

Защита рефератов.

По отдельным вопросам ученики готовят рефераты. Создается совет из учащихся, назначаются официальные оппоненты.

Оппоненты задают вопросы, оценивают доклады, выс­тупающие дополняют их новыми фактами, опубликован­ными материалами. Используются схемы, фотографии.

Заочные путешествия.

Занятия типа «Клуб путешественников». Ученики получают задание подготовить какой-либо маршрут, на­пример, Санкт-Петербург — Одесса или «Вокруг Евро­пы». Дать характеристику островов, полуостровов, мо­рей, проливов, по которым будет проходить корабль, и т. д. Совершить путешествие по Амазонке с описанием всех основных природных условий и проживающих в этих местностях племен и народов.

Рассказы сопровождаются фотографиями, кинокад­рами, отрывками из заметок путешественников. Уроки географии приобретают предметный, увлекательный ха­рактер.

16* 483


Уроктворческий отчет.

Класс разбивается на 4-5 групп, все сидят за спарен­ными партами, во главе группы — капитан, в центре — экспертная комиссия.

Начинается урок с разминки, уточнения терминов, фактов.

Например, по истории обобщающий урок на тему: «Откуда пошла есть русская земля». Учитель задает вол-росы: «Что такое язычество? Племя, барщина, оброк». Отвечает по указанию учителя та или иная бригада. За­тем вопросы о русских князьях Ярославе, Святославе, Владимире, Ольге, принятии христианства, о русских ле­тописях.

В конце урока игра-сценка.

Суд во времена «Русской правды». Как;.назначалась плата за убийство холопа, воина и т.п.?

Эксперты подсчитывают баллы.

Типы нестандартных уроков — самые разнообраз­ные. Это и урок-викторина, и урок-конкурс, и урок-рецензия, и урок — ролевая игра. Нет предела учитель­ской фантазии.

Да и не это главное. Ученики увлечены, их работос­пособность повышается, результативность урока возрас­тает — вот в чем суть.

Вместе с тем нужно заметить, что в выборе нестан­дартных уроков нужна мера. Если все уроки делать не­стандартными, если отказаться от традиционного уро­ка, то общая картина будет неблагоприятной, ученики привыкают к необычным способам работы, теряют ин­терес, и успеваемость заметно понижается. Место не­стандартных уроков в общей системе определяется учи­телем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого учи­теля.

Урок-игра.

Олег Асадович нажимает клавишу магнитофона и вски­дывает руку с черными часами. Музыка и время — два главных и очень интересных дирижера на его уроках. Под вполне современную музыку хорошо пишется. Ею можно 484


успокоить рассерженный гул или, наоборот, снять уста­лость. А время, как ни банально, — это все.

Устный счет. Вскинута рука с часами. Тридцать че­тыре пары глаз смотрят — «Куда?» — «На усы!» — гремит довольный хор. (Устный счет — дело серьезное, но смотреть на высокого, по моде одетого учителя все равно приятно.)

Устный счет похож на игру в теннис. Подача — от­вет, подача — ответ. Следят за пасами и проигрывают решения в уме все. За игрой не замечают, что кого-то Олег Асадович спрашивает только таблицу умножения. Кому-то дает сложные, в несколько действий примеры. Шутит, потарапливает и, словно секундная стрелка, обе­гает весь класс.

Но время, время! Распахнута доска с тремя столби­ками примеров. Начинается эстафета. Надо как можно быстрее добежать до доски, правильно решить, передать другому. Заминка на старте. «Мы начинаем!» — «Хит­ренькие, всегда вы!» — «Вечный скандал!» — вмешива­ется учитель.

Шум, азарт, сопереживают, торжествуют, выловив ошибку. Злятся на маленького Антошку, запнувшегося на простом примере. (Ах, милые мои! Как быстро вы забыли про болезнь Антона, про то, как навещали его в больнице и хлюпали носами, расстроившись непонятно почему. Напомним. «Ребята! Антон проболел две четвер­ти. Ему надо помочь».)

В азарте не замечают, как влетают в новую тему — «Умножение суммы на число». Пример решен верно. «Но так решают в детском саду. А кто решит легче, красивее? Ставлю тому «5»!» Лес рук и воплей: «Олег Асадович!»

И вдруг... «Ой, Олег Асадович, снег пошел, красиво как!» Тридцать четыре головы мгновенно повернулись к окну. Что ж, красиво так красиво. «Составьте мне кра­сивую задачку, только о-очень красивую». — «В двух комнатах поставили по три ромашки и четыре василька, надо узнать...» Красивы ли летние цветы на падающем снегу? Еще бы! Молодец, Аннушка.

Трясет, аж отрывается, рукой Глеб. Глаза хитрющие.

— За два дня у Олега Асадовича выросло по три усика на одной половине усов и по четыре на другой...


Хохот. А для учителя — задачка. С одной стороны, они на равных. С другой... Из положения выходит эда­ким гусарским манером: «Глеб, я к себе отношусь впол­не самокритично, но усы у меня все-таки красивые, не по три усика». Все смеются и довольны: учитель шутку принял, шуткой ответил и остался на высоте. Хотя по­веселиться не прочь.

Но выручает Кирилл/придумавший новую красивую задачу.

Звонок застает на последней задаче, с которой поче­му-то никак не могут справиться. Разочарованы: не ус­пели поиграть! Но с выводом учителя согласны: «Мед­ленно работали и думали».

А я считаю: решили (во всяком случае, пытался каж­дый) около 7 примеров, б задач, несколько составили сами, усвоили новую тему. Еще — пожалели Антона. Еще — заметили красивый снег. Посмеялись. Много? Или мало?

У нас для каждого урока своя игра. Вот робота в почтовый ящик, под Новый год — в елку (все это, про­стите, изображаю я). Ведь игра для детей — награда, общение, жизнь. А так вроде успели все.

Есть и еще планы. Но о них, я думаю, есть смысл рассказать отдельно.

Урок доказательства.

В 4-м классе урок, который в школьной программе обозначен темой: «Язык — средство общения».

А как учим мы? Сообщаем, объясняем, втолковыва­ем... И вот найден ход к выработке коллективной идеи о необходимости глубокого изучения русского языка. Учи­тельница сочинила письмо в газету некоего восьмикласс­ника, противника изучения русского языка. Аргументы гипотетического Коли Никифорова витают в воздухе, поэтому особых усилий на их придумывание не потребо­валось. Ошибки также довольно типичны. И вот уже четвероклассники не просто вычитывают из учебника мысль о том, как необходим всем нам язык для обще­ния, а вынуждены сами выискивать убедительные аргу­менты для Коли Никифорова, опровергая его доводы, доказывать их абсурдность. А заодно (между прочим!)


выискивать ошибки, классифицировать их, выяснять, каких правил он не знает, исправлять его писанину.

В результате — более восьмидесяти писем Коле Ни­кифорову, более двенадцати различных и очень интерес­ных аргументов в защиту русского языка. Дети учатся убеждать, строить свою речь по законам убеждающей речи. Забил источник детской активности. Теперь толь­ко направляй его в верное русло... («УГ», 1993.)

Урок-«суд».

Урок, о котором я хочу рассказать, был в шестом классе. Я его сочинила сама, перечитав массу литерату­ры по творчеству Т. Шевченко. Урок — литературный суд над угнетателями и притеснителями великого укра­инского поэта.

Класс преображен. Старинная мебель, рушники, све­чи. Это маленькая хатка родителей Шевченко.

По одну сторону сидят обвинители поэта, по другую — защитники. В центре — судья с колокольчиком, за столами — участники суда. На доске несколько выска­зываний о Тарасе Григорьевиче. И строки:

За что, не знаю, называют

Там в роще хату тихим раем:

Я в хате мучился и рос,

И горечь самых первых слез

Я там изведал...

На столах перед ребятами — книги Шевченко, его иллюстрации к произведениям, книги Константина Пау­стовского, Максима Рыльского и Александра Дейча о поэте.

Андрей — в роли Шевченко. Рома — в роли судьи. Начали...

За сорок пять минут ребята узнали многое. И о жиз­ни поэта, о его творчестве, о драме таланта в нечелове­ческих условиях. Я видела, с каким напряжением лови­ли каждое слово ребята. После урока все были возбуждены, разговаривали, делились впечатлениями, чи­тали наизусть стихи. Обступили судью, который в конце урока прочитал приговор: «Прославить в веках имя ук­раинского поэта и художника Шевченко. Заклеймить


позором притеснителей Шевченко — царских чиновни­ков и генералов».

1. Отличается ли данный урок по своей структуре от известных вам структур уроков разного типа?

2. В чем видите проявление сотрудничества учителя на уроке?

3. Какие формы современного урока можете привести в пример?

4. Подчеркните результативность дайной формы урока.

Урок-КВН.

Урок в 6-м классе.

Область его применения — преимущественно повто­рение тем и разделов.

Соревнование состоит из пяти конкурсов-этапов.

/ этап — разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме; один ученик начинает рассказ, вто­рой — продолжает и т.д.

// этап — конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где отражено все главное в теме.

III этап — решение задач с выбором ответа.

IVэтап — конкурс «Угадай». Один ученик из коман­ды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое физическое понятие, входящее в данную тему, было загадано (на­пример, молекула).

Vэтап — конкурс «артистов» и «художников». «Ху­дожники» команды уходят за дверь. Демонстратор пока­зывает эксперимент и объясняет его. Приглашает «ху­дожников», и для него «артист» пантомимой изображает опыт; «художник» должен его узнать и изобразить ри­сунком.

Заключительный этап — подведение итогов.


Психолого-педагогический практикум

Ориентировочный тест школьной зрелости

(Я. Иирасик, А. Керн)

Ориентировочный тест школьной зрелости состоит из 4 заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, вербальное мышление. Для выполнения трех пер­вых заданий ребенку раздаются листы бумаги с представ­ленными образцами выполнения второго и третьего зада­ния. Перед проведением обследования ребенка необходи­мо записать его имя и фамилию, а также дату рождения.

Краткое описание теста Задание КРисупок мужской фигуры

Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь.

Оценка выполнения задания:

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка либо шляпа) и уши, на лице — глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение муж­ской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисует­ся сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «рас­тут» из туловища.

2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три не хвата­ющих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это урав­новешивается синтетическим способом изображения.

3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и ко­нечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. До-


пускается неприведение шеи, ушей, волос, одежды, паль­цев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конеч­ности (достаточно одной пары) выражены всего лишь про­стыми линиями.

5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища («головоногое» изображение или «преодоление головоно­гого изображения») или обеих конечностей.

Задание 2. Подражание письменным буквам

Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, сумеешь тоже. Хоро­шенько посмотри, как это написано, и здесь рядом (на­право) на этом пустом месте напиши тоже так.

Оценка выполнения задания:

1 балл. Совершенно удовлетворительное (в смысле чте­ния) подражание написанному образцу. Буквы не дости­гают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Переписанное предложение не от­клоняется от горизонтальной линии более чем на 30%.

2 балла. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонталь­ности не учитываются.

3 балла. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать, по крайней мере, четыре буквы образца.

 

4 балла. На образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов. Каракули.

Задание 3. Срисовывание группы точек

Посмотри, здесь точки. Попробуй и нарисуй рядом та­кие же.

• • •


Оценка выполнения задания:

1 балл. Почти совершенное подражание образцу. До­пускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допу­стимо; увеличение не должно быть больше, чем напо­ловину. Рисунок должен быть параллельным с образ­цом.

2 балла. Количество и расположение точек должно от­вечать образцу. Можно допустить смещение даже трех точек на пробелы между рядами и столбцами.

3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количе­стве, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот — даже на 180 градусов.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисун­ка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) не допустимы.

5 баллов. Черкание.

Задание 4. Вербальное мышление

1. Какое животное больше — лошадь или собака? (Лошадь = 0; неправильный ответ = — 5)

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...? (Обедаем. Мы едим суп...= 0; полдничаем, ужина­ем, спим и т.д. = - 5)

3. Днем светло, а ночью...?

(Темно = 0; неправильный ответ = — 4)

4. Небо голубое, а трава...?

(Зеленая = 0; неправильный ответ = - 4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? (Фрукты = 1; неправильный ответ = - 1)

6. Почему перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

(Чтобы поезд не столкнулся с автобусом...= 0; непра­вильный ответ = — 1)

7. Что это такое: (рисунки с изображением города)?
(Города = 1; станции = 0; неправильный ответ = - 1)


8. Который час? (показать на бумажных часах: чет­
верть 7-го, без 5 минут 8, четверть 12-го и 5 минут
12-го).

(Хорошо показано = 4; не знает часов = 0)

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака
— что...? Маленькая овечка это...?

(Щенок, ягненок = 4; Только одно из двух данных = 0; неправильный ответ = - 1)

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу?
Чем, что у них одинакового?

(На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия) = 0; на кошку (без приведения знаков подобия) = —1; на курицу = — 3)

11. Почему на всех автомобилях тормоза?

(Две причины: тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкнове­ния, вообще остановиться после окончания езды = 1; одна причина = 0; неправильный ответ (напри­мер, он не ехал бы без тормоза) = - 1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Два общих признака: они из дерева и из железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? (Определение, что это млекопитающие или приведе­ние двух общих признаков (у них по 4 ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазить по деревь­ям) = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом с тобой, на столе?

(У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3; винт завинчивается, а гвоздь забивается, или: у винта гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание — это..? (Спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимна­стика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

(3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4; только 3 наземных транспортных


средства или полный перечень (и с самолетом, и с кораблем), но только после объяснения «транспорт­ное средство — это то, на чем мы куда-нибудь пере­двигаемся» = 2; неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая
между ними разница?

(3 признака: седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит,' плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой = 4; одно или 2 различия = 2; непра­вильный ответ (у него палка, он курит и т.п.) = 0)

18. Почему люди занимаются спортом?

(2 причины: чтоб они были здоровыми, закаленны­ми, сильными; чтобы они не были толстыми, чтобы они держались прямо, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и др. = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0)

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда
кто-нибудь уклоняется от работы?

(Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой). Он ленивый, или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20. Почему на конверт нужно наклеивать марку?
(Так платят за пересылку (перевозку) этого письма =
5; тот, другой должен был бы уплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0)

Оценка выполнения задания: Результат выполнения задания — это сумма баллов («+>> или «—»), достигнутых по отдельным вопросам.

Классификация результатов:

1 балл. — от +24 и лучше;

2 балла. — от +14 до +23;

3 балла. — от 0 до +13;

4 балла. — от -1 до -10;

5 баллов. — от -11 и хуже.



Общий результат

Общий результат равен сумме баллов по отдельным за­даниям. По количеству суммарного балла на основании общего результата теста определяется уровень психомо­торного развития ребенка (ПМР) (табл. 8).

По сумме набранной ребенком баллов по всем четырем заданиям, исходя из данных приведенной выше таблицы, делается вывод о готовности ребенка к школьному обуче­нию.

Таблица 8 Определение уровня ПМР

 

 

Количество баллов Уровень ПМР
До 5 баллов Зрелый Готов к обучению в школе
6-7 баллов Зреющий, вариант "А" (благоприятный вариант, прогноз благоприятный)
8-9 баллов Зреющий, вариант "Б" (прогноз условный, благоприятный) Условно готов к обучению в школе
10 и более баллов Незрелый по ПМР Не готов к школьному обучению

Подумай и поупражняйся (А. К. Маркова)

Задания на педагогическое целеполагание

Наметьте задачи урока. Проведите урок. Затем сопоставьте поставленные и реально выполненные зада­чи, проанализируйте причины их несоответствия. Какие из намеченных целей и задач не удалось реализовать и почему?

Выделите макро- и микроциклы в своей педагоги­ческой деятельности в течение урока, недели, месяца.


Задания на педагогическое мышление

Продумайте педагогическую ситуацию сегодняшне­го урока. Сформулируйте в ней еще раз педагогические задачи. Дайте три варианта их решения. Выберите из этих вариантов оптимальный. Рассчитайте свои педаго­гические действия с точки зрения расхода времени и сил, своих и учащихся.

В известной вам педагогической ситуации выдели­те ее участников, определите мотивы их поведения. Пред­положите, как они повлияют на развитие ситуации.

Вспомните трудную ситуацию на уроке и ваш выход из нее. Проанализируйте свои действия с разных точек зрения: грамотное решение (с точки зрения охвата всех детей, выполнения плана урока); достойное решение (с точ­ки зрения этики, нежелания уронить достоинство учителя и учащихся). Чаще старайтесь увидеть в педагогической ситуации не только ее предметный, но и человеческий план.

Для преодоления инерции мышления используйте
приемы умственного тренинга, синектики. Для этого при
обсуждении педагогических проблем стремитесь высказы­
вать нестереотипные подходы, сознательно противопостав­
ляя взгляды на проблему, изменяя шаблонные взгляды на
явления. Примените приемы: изменение привычных вре­
менных связей, замены привычного временного порядка
(например, сначала ученик изучает задания самостоятель­
но дома, затем в классе вместе с учителем), представьте
развитие этих ситуаций; изменение привычных простран­
ственных связей, совмещение обычно удаленных предме­
тов (например, понятий из разных учебных предметов),
создание синтетических понятий, обладающих новыми ка­
чествами; изменение привычного направления действия
(например, неуспевающий ученик дает советы отличнику);
усиление свойств объекта в несколько раз (как бы вы по­
строили занятия в школе, если бы были волшебником).
Понаблюдайте за собой, как у Вас происходит ломка при­
вычных представлений, восприятие нового.

Применяйте в дискуссиях с коллегами приемы моз­гового штурма: при разборе педагогических ситуаций и обмене мнениями откажитесь в процессе беседы от крити­ки высказываний других, постарайтесь высказать в ко­роткий срок как можно большее число идей (например,


как работать с данным «трудным» классом), затем оце­ните реальность предложений и переходите к их реализа­ции.

Подберите несколько решений к определенной си­туации. Затем придумайте ряд новых ситуаций к самому нестандартному решению. Специально тренируйте у себя вариативность педагогического мышления.

При столкновении с новыми обстоятельствами на уроке активно предпринимайте пробные педагогические воз­действия: пауза, косвенный вопрос, анализ реплик и дей­ствий учеников — и только затем окончательно вырабаты­вайте педагогическое решение.

Постройте план урока по традиционной схеме (ис­ходя из общего представления о готовности класса и пред­метного содержания урока). Попытайтесь изменить тип своего педагогического мышления, начните мыслить дру­гими категориями, а именно: проанализируйте обучен-ность и обучаемость ваших учеников и перепланируйте урок «от ученика», исходя из возможностей самих уча­щихся. Время от времени спрашивайте себя: как разви­вается мое педагогическое мышление «от ученика».

Вспомните недавнюю трудную ситуацию из своего опыта. Выделите в ней два плана — внешний (каковы были поступки всех ее участников) и внутренний, психо­логический (мотивы, цели, ожидания участников ситуа­ции). Соотносите поступки человека в этой ситуации с кон­текстом его поведения в целом. Постарайтесь чаще, на­сколько это возможно, обращаться к внутреннему миру учащихся.

Постарайтесь время от времени осуществлять сплошную запись проводимого вами урока, например с помощью магнитофона. Позднее вернитесь к записи, про­анализируйте ход урока, все ваши реплики и реплики учащихся под углом зрения соотношения педагогичес­ких задач, способов и результатов их решения.

Завершите начатую педагогическую ситуацию не­сколькими вариантами ее окончания.

Придумайте начало педагогической ситуации по ее концу (например, «Вы мне сегодня очень мешали; я так и знал, что вы мне сорвете урок»; «Благодарю вас за успешное проведение нашего урока»).


Задание на педагогическую интуицию

Вспомните вчерашний урок. Принимали ли вы в
ходе этого урока быстрые интуитивные решения? Дайте
сейчас развернутое психологическое обоснование тому, что
вы тогда сделали интуитивно.

Задания па педагогическую наблюдательность

Войдя в класс, расшифруйте внутреннее, состояние детей по их позам, выражению лиц, попытайтесь опреде­лить степень их готовности или причины неготовности к вашему уроку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.139 с.)