Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Факторы развития личности.
Цель занятия: Развитие одной из характеристик интеллектуального умения — выявление многообразных типов связей процессуального свойства. Задачи: 1. Отбор базовых знаний как содержательной основы развития интеллектуального умения. 2. Усвоение психолого-педагогических знаний на уровне воспроизведения (проверка осмысленного восприятия информации). 3. Решение педагогических ситуаций, где студент распознает элементы базы знаний и в ходе диалога с преподавателем устанавливает связи между педагогическими явлениями процесса развития личности. 4. По разработанному алгоритму (как образцу действий) ведется решение задач по образцу (усвоение интеллектуального умения на уровне деятельности по образцу). 5. Усвоение интеллектуального умения на уровне творческой деятельности. План занятия 1. Понятие «развитие личности» и его составные компоненты. 2. Внутренние и внешние условия развития ребенка. 3. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности. 4. Проблемы соотношения биологического и социального в развитии личности. 5. Представление педагогической задачи, где возможно применить базовые знания по проблеме развития личности на уровне распознавания. 6. Решение задачи по образцу действий в микрогруппах (определить, под влиянием какой формы социальной активности происходят изменения в личности ребенка, характеризующие его развитие). 7. Творческое задание: а) представить педагогическую ситуацию, где различ б) представить такую педагогическую ситуацию, где . Литература 1. Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984. — Лекция 2. — С. 36-37. 2. Хрипкова А.Г. Биологическое и социальное в развитии и формировании человека // Задания и метод, материалы к семинарским занятиям по курсу общей педагогики. — Таганрог, 1981. — С. 29-39. 3. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. — 1984. — №5.
4. Розанов В. Школа радости (сохранение индивидуальности) // УГ. — 1994. — № 4. 5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. — М., 1997. — Гл. 8. Этапы проведения занятия 1этап Воспроизвести базу знаний, которая дает представление о развитии личности и описывает этот механизм педагогическими категориями. Изученная литература позволяет будущему учителю схематично представить (во внешнем проявлении) связь педагогических явлений, характеризующих процесс развития личности: внешние воздействия вызывают изменения в личности ребенка, которые возможно наблюдать и фиксировать; характер изменения свидетельствует о развитии личности (физическом, интеллектуаль- ном, психическом). Примеры возможных видов влияний и типичный характер изменений в личности находим в статье Д.И. Фельдштейна «Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального». Ответить на вопросы: — Что характеризует развитие личности? — Каков характер изменений, происходящих в процессе развития личности? — Представьте содержание разнообразных изменений, подтверждающих развитие личности. — Внутренние и внешние условия развития личности. — Понятие наследственности, среды и воспитания и их роль в развитии личности школьника. — Сравните существующие сегодня в науке две крайние точки зрения на теорию развития личности. — Что общего в этих теориях развития и чем они отличаются? — «Близнецовый» метод в науке, отвергающий приоритетное влияние одного из факторов развития личности. — Что обуславливает развитие личности? — Подчеркните природные особенности личности. — Роль общения и деятельности в развитии личности. — Среда как фактор развития личности, ее виды. — Необходимость биологических предпосылок в развитии личности. — Что лежит в основе индивидуального развития детей? — Какие особенности нервной системы передаются по наследству и положены в основу характера? — Ведущие условия для развития задатков. В связи с разными задатками встает вопрос о режиме полноценного индивидуального развития ребенка, о необходимости дифференцированного обучения и воспитания.
— Явление акселерации, его причины и возможности учета этого явления в воспитании. Осмысленное воспроизведение базы знаний характеризует умение студента прийти к обобщению — под влиянием каких условий возможно добиться изменений в личности: — целенаправленная организация деятельности ребенка;
— целенаправленное включение подростка в развернутую систему общественно-полезной деятельности; — создание позиции социальной ответственности за себя, какое-то дело, за других людей; — актуализация определенной деятельности; — обеспечение различных форм социальной активности; — специально организованная ситуация условия выбора. Подчеркните характер изменений у подростка, предопределяющих его развитие: — возрастает самостоятельность; — более многообразными и содержательными становятся отношения между детьми (детьми и взрослыми); — расширяется сфера деятельности ребенка; — появляются свое мнение, суждения, оценки; — складывается ответственное отношение к себе и другим. Предлагается примерная схема (алгоритм) решения педагогических ситуаций, где требуется сделать вывод о развитии личности. 1. Найти условия, вызывающие изменения в личности. 2. Определить характер изменений. 3. Сделать вывод о развитии (физическом, психическом, интеллектуальном) личности. // этап Усвоенная база знаний применяется на уровне деятельности по распознаванию объектов. Совместно с преподавателем студенческая группа решает ситуации по предложенному алгоритму.. Студенты находят установленную связь педагогических явлений в процессе решения задачи и делают вывод о развитии ребенка. Кому идти за дровами // Семья и школа. — 1991.— № 3. На краю села живет вдова с тремя сыновьями. Два сына уже юноши — высокие, статные, сильные. А младший, подросток Юрко, маленький, тонкий, как жердинка. Было это зимой. Выпал глубокий снег, подул северный ветер, разгулялся мороз. Мама и говорит тихонечко, будто сама себе, но так, чтобы дети слышали: 9. Зак. 199 — Холодно. А топить нечем. Кто же пойдет за дро Молчат старшие. Наклонили головы, смотрят в землю. — Я пойду за дровами, мама, — сказал младший. — А мороза ты боишься? — спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает. — Нет, не боюсь, — отвечает Юрко, а сам уже одевается. — Ну что ж, сын, иди, — сказала мать, вздыхая, и поцеловала его. Ушел Юрко, и сразу в доме стало тихо-тихо. Все словно прислушивались, что же будет дальше. Старшие братья подняли головы, посмотрели в материнские глаза и сказали: — Мы тоже пойдем в лес, мама. — Идите, дети, — прошептала мать и облегченно вздохнула. План анализа решения задачи: 1. Какие создаются ситуации, влияющие на ребенка? 2. Подчеркните характер изменения в личности. 3. О каком факторе развития идет речь? По такому же плану идет анализ и других педагогических ситуаций. Семья и школа. — 1990. — № 2. Станция юных техников... В тот вечер Валентин Леонидович Васин задержался допоздна. На станции тихо и пусто. И вдруг — резкий скрежет возле гаража, где хранились подвесные моторы и мотоцикл. Мастер тихо приоткрыл дверь. От гаража метнулись три фигуры. Спортивная закалка помогла Васину быстро нагнать парня лет пятнадцати. Валентин Леонидович привел мальчишку на станцию.
— Ни что? Будем звонить в милицию или сами поговорим? Тебе что понадобилось на складе? — Мотоцикл. Покататься захотел, — ответил парень с вызовом. — А сюда прийти не догадался? Изучил бы мотор, водить научился, на гидрокарте покатался, а потом, глядишь, и в соревнованиях бы выступил. Парень сидел перед Васиным, угрюмо опустив голову. — Отец есть? — спросил мастер и, получив отрица
— Сашкой, — хмуро ответил парень. — Ну, вот что, Саша. — Мастер взял парня за худые острые плечи. — Давай договоримся так. Оставь свой адрес и иди. Но помни, что я тебя и твоих дружков жду. Сперва Саша появился один — на разведку. Потом заглянули приятели. Презрительно оглядели кабинеты, и лаборатории, немного повертелись и исчезли. Саша мало-помалу втянулся, увлекся занятиями, зачастил. Пришли и дружки его. Приближались соревнования между сборными командами городов и районов области, личное первенство по фигурному вождению самодельных малых судов и, наконец, личное первенство в водно-кольцевых гонках. Наступили горячие деньки. И чем больше было трудностей, забот, а подчас и огорчений, тем отчетливей ощущал Валентин Леонидович, насколько прочно и решительно вошел в коллектив юных техников его «крестник» Сашка. И вот, наконец, настал торжественный день соревнований по гидрокартингу... Под крики и свист болельщиков Саша обошел на своей карте несколько соперников и «повис на хвосте» у лидера гонки... И хотя ему так и не удалось обойти лидера, все же второе место по области было за Сашей. Сашу качали, жали руку, а он смущенно улыбался и все крутил головой, высматривая того, кому был обязан всем этим. Прошли годы. Трое друзей уже закончили судостроительный техникум, а свободное время по-прежнему проводят вместе. Но совсем иначе, чем раньше. Установите процессуальные связи факта развития личности. /// этап Идет усвоение интеллектуально умения на уровне деятельности по образцу. Предлагается аналогичная педагогическая ситуация, которая решается в микрогруппах с помощью предложенного алгоритма действия (I этап).
В школе-интернате в этот день отсутствовало несколько учителей. И заместителю директора Ольге Владимировне некого было послать во второй половине дня к малышам. На улице шел дождь. Выпускать первоклассников бы
разие привели Женю, ученика 6-го класса, трудного, нервного подростка. Разбираться ей с ним было некогда. И он остался стоять около шкафа. У самых ног мальчика стоял фильмоскоп. Видя мучения завуча, Женя вдруг предложил: «А вы пошлите кого-нибудь к первоклассникам показывать диафильм». — «В том-то и дело, что мне некого послать», — ответила завуч. И вдруг Ольга Владимировна сказала: «А что, если я тебя пошлю?» Мальчик не поверил ее словам. И продолжал стоять, нервно перебирая руками. «Ну-ка пойдем. Бери фильмоскоп. В шкафу коробки с диафильмами.» — И они пошли в первый класс. В классе Ольга Владимировна наказала ребятам: «Если кто-нибудь сойдет со своего места...», «Если кто-нибудь выкрикнет...», «Если...». А Жене сказала, чтобы он записывал на доске каждого нарушителя. Как только завуч ушла, Женя в полной тишине зарядил фильмоскоп, а затем провозгласил: «Разрешаю вам пересесть кто с кем хочет, можно по трое и по четверо за парту. Ты, — сказал он рыжему, вертлявому мальчишке, — будешь крутить ручку фильмоскопа по моей команде. Ты, — сказал он другому непоседе, которого хорошо знал, — будешь крутить следующий фильм». Класс был в восторге. На следующий день Женя снова пришел к завучу: «А можно я и сегодня покажу диафильм первоклашкам?» И после, когда пришла после болезни учительница, он часто бывал у малышей с фильмоскопом. Однажды Ольга Владимировна заметила, что Женя достал где-то флакон с ацетоном «для промывания валиков в фильмоскопе» и баночку с краской «закрасить все царапины на корпусе аппарата». «Что же ты не занес его в кабинет? Ведь открыто же?» — спросила Ольга Владимировна. «Вдруг упадет», — ответил он. Жене очень хотелось, чтобы завуч увидела, как он почистил и обновил аппарат. Ольга Владимировна уже в который раз обратила внимание на то, как бережно Женя относился к прибору, как осторожно ставил на место в шкаф. Каждый раз Женя как бы прощался с фильмоскопом, вынимая его, радовался, как при встрече с близким другом. 260
— Сегодня, дети, день рождения нашего Сесе. Давайте поздравим его, — говорит учительница. Второклассники встают и радостно аплодируют. — А теперь напишем сочинение на тему «Мой друг Сесе». Можно к сочинению приложить и рисунки. Надо писать красиво, интересно. Ваши сочинения Сесе будет хранить долго-долго и много раз будет перечитывать их, когда станет взрослым. В конце урока в красочный пакет, оформленный самими же детьми, вкладывают все сочинения и торжественно вручают мальчику.
Анализ задачи Ситуация целенаправленного включения ребенка в деятельность. Эта реакция характеризует умение детей чувствовать радость другого человека (это изменение характеризует отзывчивость и доброту ребенка). Ситуация актуализации определенной деятельности. Ситуация выбора. Ситуация целенаправленной деятельности. Видим изменения (самими детьми что-то делается), умение принимать решение самими детьми — это качество самостоятельности. Решение педагогической ситуации Учитель создает ситуации как условия для изменения личности. Ситуация 1. Целенаправленное включение ребенка в деятельность. Эта ситуация создает условия для изменения личности — дети чувствуют радость другого ребенка — изменение в нравственном качестве — отзывчивость и доброта. Ситуация 2. Актуализация определенной деятельности. Ситуация 3. Возможный выбор действий. Ситуация 4. Целенаправленная деятельность. Ситуации 2, 8 и 4 приводят к изменениям: дети самостоятельно принимают решение с поздравительным конвертом — это изменение характерно для нравственного качества самостоятельности. Итак, учитель создает на уроке четыре ситуации, которые вызывают изменения у детей, что неизбежно приводит к развитию нравственных качеств — отзывчивости и доброты; самостоятельности. Засобина Г.А., Кабыльницкая С.Л., Савин Н.В. Практикум по педагогике. — М., 1986. Сит. 11. — С. 47. Задача-образец № 2
В одной из московских школ на протяжении года все дети начальных классов, в том числе и первоклассники, выполняя классные и домашние задания, должны были оценивать их сами, до того как отдать на проверку учителю. После того, как работы проверял и оценивал учитель, обсуждались случаи несовпадения оценок, выяснились основания, на которых строили самооценки дети, и показатели, по которым оценивал работы учитель. В каждом классе сразу же обнаружился значительный процент детей, самооценки которых не совпадали с оценкой их работ учителем. В 1-м классе таких детей оказалось около 60 %, во 2-м — 34%, в 3-м — 28 %. В основном самооценки этих детей оказались выше учительской оценки. Однако привлечение детей к оценке результатов своей деятельности привело к тому, что количество несовпадений стало уменьшаться из месяца в месяц. К концу учебного года детей, оценивавших свои работы неправильно,в 1-м классе оказалось 18 %, во 2-м — 14 %, в 3-м — 8 %. Создание ситуации понимания необходимости самокритики. Создание ситуации обоснования правильной оценки в соответствии с определенными показателями. Изменение: неумение правильно оценивать свои недостатки. Изменение: способность анализировать свои недостатки и достоинства; понимание необходимости самокритики для своего развития. Решение Решение
Учащиеся 7-го класса возвращались с сельхозработ. Один из школьников заметил, что водитель автобуса нарушил правила дорожного движения, и громко обозвал его «козлом». Шофер остановил автобус. В ответ на его сердитый вопрос, кто это сказал, ребята указали на самого маленького и тихого мальчика. Шофер грубо схватил его и вытолкнул из автобуса Ситуация нравственного выбора, нравственной ориентации. Изменения: отсутствие понимания ценности каждого человека, отсутствие сочувствия к человеку. Сложилась ситуация нравственного выбора, изменения характеризуют отсутствие доброты и отзывчивости, происходит развитие отрицательных качеств личности — жестокости, черствости. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. — М., 1999. Задача-образец № 4 Урок в 3-м классе. Учебный год кончается, чувствуется, что дети устали. И вдруг за окном сверкнула молния, и майский ливень на несколько минут завладел вниманием класса.
— Анна Ильинична, дождик! — ликовали, вскакивая со своих мест, ребята. Праздник громыхнул и уплыл, надо было возвращаться к будничному труду. Но учительница поступила по-другому. — Я вижу, как вы празднично настроились, — сказала она с улыбкой. — Давайте не отпустим эту радость, пусть она немножко побудет с нами. Откройте тетради. Попробуем-ка написать сочинение «Майский дождик».
- А можно я назову «О чем шумит дождик»? - Можно, - сказала учительница. - Сейчас все можно. Как думаете, как чувствуете, так и пишите. Все ребята успешно справились с заданием, творчески подойдя к нему: один мальчик нарисовал картинку и приложил ее к своему сочинению. Изменение: умение принимать самостоятельное решение. Условие выбора Изменение: добросовестное отношение к делу. Изменение: поиск наилучших путей для выполнения деятельности, стремление сделать дело лучше. IV этап. Творческое задание 1. Усвоение интеллектуального умения на уровне творческого применения. В качестве домашнего задания предлагается представить педагогическую ситуацию, в которой происходит процесс развития (физического или психического). 2. Предлагаются ситуации для выбора. Если студент сам находит ситуацию в различных источниках — это характеризует более высокий уровень развития педагогического творчества. Если же он выбирает задачу из числа предложенных преподавателем — это характерно для более низкого уровня его творческой деятельности. Задача № 1 А.С. Макаренко. «Педагогическая поэма». Первые месяцы жизни колонии; месяцы отчаяния и бессильного напряжения, месяцы, поисков истины. Всем своим существом я чувствовал, что мне нужно жить, что я не могу ожидать ни одного лишнего дня. Колония все больше приобретала характер «малины»... В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ: — Иди сам наруби, много вас тут! Это впервые ко мне обратились на «ты». В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно... Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз. Я вдруг увидел, что он. страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками,... он тихо и со стоном прошептал: — Простите, Антон Семенович... ... У меня в руках очутилась железная кочерга. Я обернулся к остальным воспитанникам и постучал кочергой по спинке кровати: — Или всем немедленно отправляться в лес, на рабо И вышел из спальни. ... Мы пошли в лес. Я проработал с ребятами до обеда. Ребята в общем хмурились, но свежий морозный воздух, красивый лес, работа сделали свое дело. Задоров вдруг разразился смехом: — А здорово! Ха-ха-ха!... А вот как вы меня съездили! Обедали мы вместе, с аппетитом и шутками, но утреннего события не вспоминали. Я себя чувствовал все же неловко, но уже решил не сдавать тона и уверенно распорядился после обеда. Волоков ухмыльнулся, но Задоров подошел ко мне с самой серьезной рожей: — Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет Задача № 2 Детей-сирот из школ-интернатов оставили в лагере на все три смены. Думали, что так будет лучше, ан нет! Оказавшись в непривычно свободных условиях, без постоянного контроля со стороны воспитателей и учителей, они совсем распустились. Особенно усердствовал Петя, мальчик-сирота. Маленький, щупленъкий, слабенький, он немало попил крови воспитателям и вожатым. Постоянно удирал из лагеря, бродяжничал, дважды попадался за «сбором» урожая на дачах. Его ищут, ночей не спят, а он хоть бы хны. «Лагерь — не концлагерь» или «Где хочу, там и хожу» и т. д. Однажды, после очередных жалоб, я вызвал его к себе в кабинет и в отчаянии воскликнул: — Петя, ты нас до могилы доведешь. Снова удрал, — Купите видеокамеру, — вдруг сказал он. Я опешил. — Что? Какую камеру? — Видео. И я больше не буду. — Что не будешь? — Вообще нарушать не буду! — Ну да! Ишь ты, видеокамеру! Но... — И посмот
— Вот что, — сказал я, — ты не можешь владеть камерой просто так. Ты будешь нашим лагерным оператором, внештатным. Но смотри — спрашивать будем, как со взрослого, хотя и сложно тебе будет. — Конечно! — закричал Петя, глаза его горели. — Я буду снимать все вечера, слеты, сборы, концерты. Камеру купили за счет спецсредств, шефы помогли. Закрепили ее за Петей. И он стал снимать! Как он снимал! Задача № 3 На уроке в нулевом классе: — От какого числа надо отнять семь, чтобы получи Все тянут руки, кроме одного мальчика. Учительница просит его встать. Он встает и молчит. — Мне нравится его поведение, — говорит учитель. — Он предпочитает лучше промолчать, чем ошибиться. Учитель задает другой вопрос. Все тянут руки, кроме одного. — Дети, посмотрите на Илико! — говорит учитель. — Он не поднимает руку. Он думает. Когда догадается, В конце урока Илико поднял руку. Учитель спросил его и, услышав ответ, пересек класс и пожал мальчику руку, сказав: «Спасибо». Задача № 4 Строганова Н. Привесили мальчишке ярлык. // Учительская газета. — 1960. — 14 мая В начале года я приняла 4 класс. Среди учеников был второгодник Юра. Не успевал он по русскому языку. Мне было искренне жаль его. Не верилось, что сообразительный подросток не способен одолеть грамматику и писать грамотно. Я начала заниматься с Юрой дополнительно. Однажды в минуту откровенности он сказал мне: — Нина Игнатьевна, не трудитесь зря. Не тратьте, — Откуда тебе известно? — Все так говорят. — И ты веришь в это? — Верю... — Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет — тот добьется? И ты можешь добиться. Давай заниматься. Занимались мы усердно. Прошел месяц. И вот я поставила Юре первую «четверку». Она была вполне заслуженной! Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание. На следующий день пришла в школу мать Юры. — Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил «четверку» по русскому языку? — Правда. Он стал лучше заниматься. — Нина Игнатьевна, вы не представляете, что у нас было вчера дома. Прибегает Юра из школы и с порога кричит: «Четверка! Четверка!» Я не сразу поняла, в чем дело. Очень перепугалась. «Какая четверка?» — спрашиваю. «Учительница поставила». С тех пор мальчик стал лучше работать. Случались у него и неудачи. Но по русскому языку он уже успевал. А ведь был кандидат на исключение. Ярлык «неспособный», «ленивый» долго мешал ему поверить в себя. Задача № 5 Учитель ТСО (технических средств обучения) возвращался из школы домой, неся аппаратуру для радиостанции. Около его дома сидели несколько подростков и играли в карты, при этом нецензурно выражаясь. Он подошел к ним и вежливо попросил помочь поднять аппаратуру на двенадцатый этаж (лифт не работал). Сначала ребята колебались, но потом согласились. Поднявшись, он пригласил их войти, и их взорам предстала хорошо оборудованная лаборатория. Ребята застыли от удивления. Петр Алексеевич рассказал им, что с помощью этой аппаратуры они могут связаться с радиолюбителями разных стран. Ребята слушали его рассказ затаив дыхание. Петр Алексеевич показал свои умения и связался с радиолюбителями из Америки. Он прекрасно владел английским языком. Ребята были заинтригованы. Петр Алексеевич предложил приходить к нему каждый вечер, и он был уверен, что подростки согласят- ся. Итак, занятия начались. Чем больше было трудностей, тем больше ребята работали. Сначала они связывались с радиолюбителями России, но им хотелось связаться с другими странами, и все мальчики записались в кружок английского языка. Задача № 6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.12 с.) |